Оформление бивака идеи. Руководство проведением фестиваля

Туристский бивак. Организация бивачных работ. требования к месту выбора бивака требования к месту выбора бивака последовательность действий при организации бивачных работ и снятия бивака последовательность действий при организации бивачных работ и снятия бивака выбор места под костёр, разведение костра выбор места под костёр, разведение костра




«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….




«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Бивачные работы. Заготовить дрова, сложив их на расстоянии 5- 6 м. от костра. Обеспечить наличие воды. Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м. Развести костер. Оборудовать место возле костра для приема пищи. Приготовить пищу. Заготовить дрова, сложив их на расстоянии 5- 6 м. от костра. Обеспечить наличие воды. Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м. Развести костер. Оборудовать место возле костра для приема пищи. Приготовить пищу.


«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Снятие лагеря. Собирают личные рюкзаки, спальники выворачивают, вытряхивают. Палатку просушивают на солнце (скаты, дно), выворачивают и вытряхивают. Остатки пищи оставляют в стороне – для зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить. Собирают личные рюкзаки, спальники выворачивают, вытряхивают. Палатку просушивают на солнце (скаты, дно), выворачивают и вытряхивают. Остатки пищи оставляют в стороне – для зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Организация бивака начинается сразу после выбора оптимального места для стоянки, о котором мы говорили в

Бивак в высокогорной местности, требующий специальных работ по его организации.

Перечислим основные виды работ, которые входят в понятие организации в порядке их реализации:

  1. Определение расположения основных элементов лагеря - палаток и места для костра.
  2. Постановка лагеря.
  3. Заготовка растопки, хвороста и дров.
  4. Разжигание костра.
  5. Заготовка воды.
  6. Приготовление еды.

После того, как все пункты были воплощены в жизнь, можно считать, что лагерь поставлен. В различных условиях и в разной местности порядок и набор этих работ может различаться, а следовательно, будет различной и инструкция по обустройству бивуака.

Теперь разберем все эти моменты, но более подробно.

Определение расположения основных элементов лагеря и его постановка

От того, как будет распланирован лагерь, зависит удобство, комфорт и безопасность тех, кто будет в нем находиться.

Место под костер должно находиться с подветренной по отношению к палаткам стороны, чтобы дым уносило в противоположную месту отдыха сторону. Оно должно быть удобно для приготовления и приёма пищи, сушки вещей и обогрева, а также организовано с соблюдением правил пожарной безопасности.

Специально организованное место для палаточных стоянок.

Расстояние от палаток до костра должно быть достаточным для того, чтобы костер не пропалил ткань палатки, но и не таким, чтобы к костру приходилось бегать через весь лагерь: это, как минимум, неудобно. Если же вместо палаток используется односкатный шалаш, костер можно разводить вблизи него: таким образом обогреваются некоторые охотники в зимней тайге.

При большом количестве участников похода и наличии большой ровной площадки, удобной для постановки палаток, палатки можно расположить по кругу входами в центр. Это позволит участникам лагеря проще коммуницировать друг с другом. Однако вполне допустимо ставить палатки рядами, чтобы экономить место. Это позволит разбить бивак даже в относительно узком месте, например, в овраге.

Тем не менее, в сложных условиях палатки могут размещаться вне зависимости от положения друг к другу, но так, чтобы каждая из них находилась на достаточно ровном и безопасном месте. Это особенно актуально, если бивак нужно разбить в горно-лесной местности, на сыпухе или морене, где ровных участков не так уж и много.

Желательно ставить палатки так, чтобы между ними оставалось достаточно свободного места, и проходящий человек не спотыкался за каждую натянутую от палатки оттяжку.

Вход палатки ориентируют в зависимости от условий. Так, например, палатка входом может быть направлена в сторону протекающей возле бивака реки, что повышает эстетичность пребывания в лагере. Либо вход в палатку можно расположить с наветренной стороны, чтобы палатка хорошо продувалась, и в ней не было жарко.

В любом случае, вход в палатку должен обеспечивать удобство пользования ею, а также безопасность людей. Например, недопустимо ставить палатку на краю обрыва входом к этому самому обрыву, несмотря на прекрасные виды, открывающиеся взору жильцов.

При необходимости в лагере можно натянуть тент, чтобы вся группа, независимо от погоды, могла собраться под ним и обсудить важные вопросы, либо просто расположиться для приема пищи. Здесь же дежурным должно быть удобно организовывать питание походной группы. На фото показан такой тент над местом для костра:

В целом, при правильном размещении лагеря в нем должно быть удобно работать и комфортно отдыхать. Это актуально и для туризма, и для рыбалки или охоты, но туристский бивак обычно должен быть организован с соблюдением наибольшего числа требований как из-за экстремальных ситуаций, так и из-за удаленности от человеческого жилья.

Во многих случаях туристы могут выбирать маршрут похода так, чтобы по известным данным о местности изначально спланировать размещение бивуаков в подходящих местах, указанных на карте, или как минимум так, чтобы в конце ходового дня выходить в местность, удобную для постановки лагеря - на берег реки, на окраину леса, к колодцу.

Заготовка растопки, хвороста, дров и разжигание костра

После постановки палаток и определения места для костра нужно организовать сбор растопки, хвороста и дров.

Иногда сбор растопки может осуществляться прямо во время пути. Так, например, нелишним будет положить в карман сорванную по дороге бересту или набрать некоторое количество сосновой смолы. Много места они не займут, но могут сэкономить время при организации костра, так как не всегда непосредственно возле лагеря имеются источники хорошей готовой растопки.

В водном походе организовать бивак проще за счет того, что на плавсредствах можно везти значительно большее количество снаряжения.

Мне известен случай, когда во время постановки лагеря туристы столкнулись со сложностями при разжигании костра: прошел дождь - и найти сухую растопку стало трудновыполнимой задачей. Ситуацию спас один из участников, вытащив из кармана жменю бересты. Выяснилось, что собрал он ее еще в середине дня, когда группа проходила мимо березовой рощи.

Говоря о заготовке топлива для костра, важно отметить следующий нюанс. Несмотря на то, что в группе есть костровой, то есть тот, кто занимается оборудованием и разведением костра, сбор топлива осуществляется и другими членами группы. В противном случае, если все свалить на одного кострового, большая туристическая группа может остаться без горячего ужина. Сил одного человека может попросту не хватить на то, чтобы в кратчайшие сроки насобирать достаточное количество дров для приготовления еды на большое число участников похода.

В видео ниже описан порядок заготовки дров для бивака:

В одном из походов, в который меня пригласили и где я имел «счастье» быть костровым, произошло следующее. Руководитель распорядился поставить лагерь на уже оборудованной стоянке (там было несколько беседок с крышей и обустроенное место для костра). Но ввиду того, что место это было популярным и часто посещаемым, хвороста и дров поблизости почти не осталось, то есть было нарушено одно из основополагающих правил выбора места для бивуака. Мне руководитель дал задание собрать дрова и разжечь костер. Моя разведка окрестностей показала, что до ближайших сухих бревен не менее полукилометра, там же было неплохое место для стоянки. Из инструментов я имел только нож и цепную пилу. В результате, для поиска, заготовки топлива и разжигания костра для приготовления еды на группу из пяти человек с запасом топлива для утренних костровых работ мне понадобилось не менее часа-полтора. Все бы получилось куда быстрее, если бы поставили лагерь на неподалеку расположенной «дикой» поляне, а для поиска и сбора дров отправили всех свободных от прочих дел участников похода. Как видим, при неудачном выборе места и неправильной организации бивачных работ потери лишнего времени и сил неизбежны, и это еще без учета накаливания психологической обстановки в группе.

Как только все необходимое для костра было собрано, а место под костер соответствующим образом оборудовано, костровой начинает заниматься разведением костра. В этот момент остальные участники выполняют другие делами по лагерю, например, идут за водой для будущего ужина и чая.

Растопка для костра, которую можно собрать в лесостепи.

Этап заготовки топлива и разведения огня считается выполненным, когда запаса дров хватает для реализации всех задач, связанных с костром, место для костра оборудовано согласно требованиям безопасности и удобства костровых работ, а сам костер может некоторое время гореть без помощи со стороны человека.

Заготовка воды

Это, пожалуй, в большинстве случаев самая простая и быстровыполнимая задача, доступная даже детям. Именно поэтому ее можно оставить на самый последний момент.

Однако в некоторых ситуациях могут возникнуть сложности, например, если возле лагеря не оказалось открытых источников с пресной водой. Так, например, обозначенный на карте родник может попросту пересохнуть.

В таких случаях на добывание воды может понадобиться значительно больше времени, и тогда следует позаботиться об этом чуть ли не в первую очередь. Например, при наличии неподалеку населенного пункта, следует отправить туда несколько участников с пустой тарой.

Если место для бивака выбрано правильно, проблем с добычей воды не возникает.

В походе по Куяльницкому лиману мы должны были выйти к месту, в котором планировалось остановиться на ночлег. На карте, возле этого места был обозначен колодец. Собирались набрать в этом колодце воды на ночевку и на весь последующий день, так как планировался длинный переход по засушливому району. Однако, к нашему разочарованию, на колодце не оказалось ведра, а сама вода в колодце была сильно загрязнена мусором. Удалось даже разглядеть в этом колодце плавающий на поверхности воды труп мыши. Пришлось в срочном порядке идти в ближайший поселок и просить у людей воду, оставив планы по оборудованию лагеря напоследок.

А вот еще одна поучительная история. Группа моей знакомой туристки сбилась с пути и заблудилась. Наступали сумерки - было решено ставить лагерь. В том месте, куда группа изначально держала путь, был источник пресной воды, на который возлагалась вся надежда. Но на том месте, где реально оказались участники похода, ничего подобного не обнаружилось. Все запасы воды были выпиты еще по дороге. Чтобы хоть как-то утолить свою жажду, туристы пили воду из небольшой лужи, которую обнаружили далеко не сразу.

В то же время, мелкие горные ручьи обычно являются источниками чистой воды, вполне пригодной для питья без специальной обработки.

В горах вода в ручьях просто не успевает загрязниться.

Для таких случаев полезно иметь при себе таблетки для обеззараживания воды или специальный фильтр для воды. Про веревки и посуду, благодаря которым можно вытащить воду даже из самого глубокого колодца или стоя на крутом берегу водоема, я вообще молчу: они должны входить в обязательный набор снаряжения туриста.

Таблетки для обеззараживания воды, относительно недорогие, но эффективные.

Этап заготовки воды считается выполненным, когда вода в достаточном количестве и подготовленном для приготовления еды качестве находится в лагере. Мало толка будет от ведра мутной воды, в котором плавает растительный мусор. Такую воду нужно будет отстоять и отфильтровать, на что уйдет дополнительное время.

Приготовление еды

Чаще всего туристы несут еду с собой в рюкзаках, поэтому тратить время на пополнение ее запасов, как в случае с водой, не приходится. По этой причине готовка еды обычно происходит в самую последнюю очередь. Ею, как правило, занимаются дежурные.

Зачастую к моменту начала полевого кулинарства основные дела по лагерю уже сделаны, и каждый участник может заняться собой (провести гигиенические процедуры, отдохнуть или пообщаться с другими участниками похода), хотя можно потратить и это время с пользой, например, пополнить запасы дров, сходить за ягодами и грибами, если позволяют условия. Но чаще всего лагерь ставят вечером, и успеть сделать что-то еще, кроме основных бивачных работ, до темноты не получается.

Критерием успешного выполнения данного этапа бивачных работ можно считать довольные лица участников похода, с аппетитом употребляющих приготовленный на костре ужин.

Бивак в густой тайге, где до источника воды достаточно далеко и воду пришлось носить в специальных баклажках.

Это все - лишь пример действий и последовательности их выполнения для обычной туристической группы, совершающей пеший поход в зоне с умеренным климатом. Порядок действий и сами действия могут отличаться от указанных здесь в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и снаряжения, а также от условий, в которых люди пребывают.

Нюансы организации бивачных работ в разных условиях

Для понимания вариативности действий походной группы при постановке бивака в зависимости от условий предлагаю для примера коротко рассмотреть некоторые ситуации и особенности организации при них бивачных работ.

В горах, где деревьев и другой растительности может вовсе не быть, отсутствует необходимость в поиске дров. В таких местах туристы обычно пользуются горелками. Это значит, что вместо сбора топлива для костра участники могут быть заняты другими полезными делами.

По сути, бивак в горах — это просто правильно поставленные палатки и место, где надежно стоят горелки.

В пустыне может вовсе отпасть необходимость в костре, особенно, когда кроме палатки в рюкзаке лежит спальник. Запас воды при переходе сухих регионов путешественники предпочитают нести с собой. Это означает, что при проведении работ по лагерю отпадает необходимость в поиске не только дров, но и воды, а обустройство стоянки занимает значительно меньше времени.

В лесу на большом болоте для разбивки бивака может понадобиться соорудить настил или навесную кровать для отдыха. Кроме того, такой же настил нужен будет и для костра. В связи с этим в первую очередь нужно будет заняться поиском жердей для настила.

На берегу моря, если вблизи нет деревьев, а костер все же нужно развести, поиск и доставка к месту стоянки сухого плавника (кусков древесины, выброшенных на берег) могут оказаться задачей более приоритетной, чем постановка палаток, особенно если дело идет к ночи.

Такая стоянка мало похожа на классический бивак, но выполняет все его основные задачи.

Зимой в лесу при сильных морозах и отсутствии палатки нужно в первую очередь позаботиться о заготовке дров для костра и жердей для шалаша, а в степи при глубоком снежном покрове - о строительстве снежного укрытия. В обоих случаях поиск пресной воды не имеет смысла, поскольку питьевую воду можно получить, растапливая снег и лед.

Бивак в зимнем лесу, достаточно безопасный, компактный и хорошо организованный.

Весной и осенью во время оттепели и дождей приоритетным направлением может быть организация крыши над головой и навеса для дров и костра. Летом же пальму первенства может получить поиск и добыча пресной воды.

В ветреную погоду при отсутствии естественного ветрозаслона в приоритете может оказаться устройство искусственной защиты от ветра.

Как видим, в каждой отдельной ситуации приоритеты могут смещаться в сторону того или иного «элемента», а количество самих «элементов», как увеличиваться, так и уменьшаться.

Подводя итоги, можно сказать, что правильно организованный бивак должен обеспечить безопасность людей, в нем находящихся, удобство проводимых бивачных работ, комфортный отдых и по возможности - удовлетворение от пребывания на стоянке. А сама организация бивуака должна быть энерго- и времясберегающей, чтобы к моменту окончания постановки лагеря участники похода могли успеть поужинать и полноценно отдохнуть, а не встречали рассвет, высунув языки от усталости.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог

дополнительного образования

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2015 год

Конспект занятия по теме

«Бивуак. Организация бивачных работ».

Цель занятия : Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для выбора

бивака в походных условиях.

Задачи занятия:

- ознакомить детей с понятием бивака, требованием к биваку;

Формирование умений и навыков бивачных работ;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование:

    Плакат с биваком.

Тип занятия: комбинированное.

Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -

Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.

4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (30)

Изложение новой информации;

Практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала. (8)

5. Подведение итогов занятия. (2)

6. Организационный момент. (2)

Ход занятия

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая изобразить рожицу на карточках.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

Рисуют своё настроение на начало урока.

2. Проверка знаний по предшествующей

теме:

Прежде, чем мы с вами начнем рассмотрение

Нового материала, мы должны вспомнить, какую тему мы рассматривали на прошлом занятии.

Ответ: Установка палатки. Укладка в ней вещей.

Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.

1. Какие приспособления надо для того, чтобы поставить палатку?

Ответ: Палатка, тент для палатки, набор колышков 10 -12 шт, стойки.

2. Для чего служит палатка?

Ответ: Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от

непогоды.

3. По каким конструкциям подразделяются палатки?

Ответ: По конструкции палатки подразделяются на каркасные,

полукаркасные и бескаркасные.

4. Ваши действия по установке палатки?

Ответ: Сначала растягивается дно, закрепляется по углам

колышками. Затем собираются стойки, устанавливают конек

и натягивают его. Натягиваются боковые скаты палатки.

5. Какие же требования должны быть к палатке?

Ответ: небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски в рюкзаке, защищенность от проникновения гнуса.

6. Для чего служит тент на палатке?

Ответ: защищает от сырой погоды.

3. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Бивак. Организация бивачных работ».

Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.

День близится к вечеру, пора подумать о ночлеге. Останавливаться на ночлег надо не позже чем за 1,5-2 часа до наступления темноты. Последний переход перед ночлегом не обязательно выдерживать 40-45 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К БИВАКУ:

    Безопасность.

Нельзя: - выбирать место вблизи населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, газопроводов, под ЛЭП; в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи;

2. Вода – без нее на биваке не обойтись, она должна быть чистой, проточной, вытекать не из населенного пункта. Идеально – если это

Тему занятия написать на доске.

Занимающиеся записывают в тетради.

родник. Останавливаясь на реке, вдоль которой имеются населенные пункты, бивак следует разбивать выше по течению от деревни, водопоев и бродов.

3. Дрова: На биваке должно быть достаточно топливо (сухостой, поваленные сухие деревья) желательно хвойные деревья.

4. Место должно быть ровным, сухим, удобным, рано освещаемом солнцем (восточные склоны холма, восточная опушка леса, берег реки и т.д.). Здесь быстрее просыхает роса на траве и палатках. Место ночлега лучше выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей сухой хвоей, а ветки деревьев не могут загореться от костра. Хорошо если место защищено от ветра густыми зарослями.

5. Выбирая место бивака, надо подумать: «А что если…»

а) ночью будет гроза;

б) сильный ветер;

в) сильный дождь;

6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.

Планирование бивака.

Для устройства бивака также предъявляются свои требования, которые по возможности надо соблюдать, особенно если бивак планируется не на одну ночь, а на две или даже на три.

Палатка, кухня, место для дров и т. п. должны располагаться компактно. Палатки ставятся на сухом, возвышенном, хорошо продуваемом ветром месте, чтобы не мучили комары. Место установки палаток предварительно очищают от камней, веток, шишек. При ветре палатки ставят так, чтобы ветер дул в заднюю стенку. Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми выходами к костру, на безопасном от него расстоянии (не менее 5 метров). Желательно входы в палатки ориентировать на открытое место – опушку леса, реку, озеро – лучше на восток или юг.

Костер следует размещать так, чтобы не было опасности загорания веток деревьев, сухостоя, кустарника, сухой травы.

Санитар должен обследовать окрестности лагеря и выбрать на расстоянии 70-100м от его центра укромные места – в густых зарослях, а еще лучше в неглубоких сухих овражков. Кроме того, санитар должен найти естественное углубление или выкопать в отдалении от костра и палаток ямку, куда будут сваливаться отходы – остатки пищи, консервные банки, другой мусор.

На водотоке, которым будет пользоваться группа, ответственный дежурный по биваку должен наметить три места: самое верхнее по течению – для забора воды на кухню, ниже – для умывания и мытья ног и

еще ниже – для мытья посуды и стирки снаряжения. На горных реках с очень быстрым течением подобная планировка не имеет смысла.

Организацию бивачных работ руководитель должен продумать заранее, во время движения по маршруту, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно, то есть одновременно.

При благоприятной погоде первоочередными будут заготовка дров и разведение костра, а уж потом, когда дров соберется достаточно и их

Записать в тетради.

Записать в тетради.

Записать в тетради.

хватит не только на вечер, но и на приготовление завтрака, начинается установка палаток. Если же небо грозит дождем или он уже начинается, надо быстро поставить палатки, укрыть в них рюкзаки, а потом всем пойти за хворостом.

По прибытию на бивак группе дается 5-10 минут для отдыха. В это время участники достают из рюкзаков все, что нужно дежурным по кухне: ведра, хозяйственный мешок, продукты, топоры, пилу. Ответственный дежурный по биваку определяет очередность работ, распределяет наряды, указывает, куда складывать сучья, где будут костер и места для палаток.

За дровами идут все, кроме дежурных поваров, кострового и ответственного по биваку, который следит за ходом работ, отмечает, кто, как трудится, и решает, мало еще или уже достаточно принесено дров. Бригада дежурных по кухне в это время раскладывает свое хозяйство, оборудует костер, готовит растопку, приносит воду и т.д.

И только после того, как у костра будет достаточное количество дров для приготовления ужина, половину группы можно оставить в лагере для установки палаток, а остальные продолжают заготовку дров для вечернего костра и приготовления завтрака.

Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром – до завтрака.

Свертывание бивака.

Утром, до укладки рюкзаков, завхоз по питанию предупреждает, кто какие продукты дает на обед, чтобы их не убирать в глубину рюкзака.

Работы по разбивке и свертыванию бивака, включая приготовление и прием пищи, не должен занимать более 2 часов. Все зависит от четкости и слаженности работы.

Дежурных поднимают за 1,5 -2 часа до общего подъема. С вечера они должны приготовить все для утренних работ: чистую посуду, ведра с водой, получить у завхоза все необходимые продукты. Надо не забыть и такие «мелочи», как соль, спички, ножи, сухую растопку и т. д. Все это они складывают в своей палатке. Поднимаются тихо, работают тихо, чтобы не разбудить товарищей. Им следует с вечера не забыть укрыть дрова, чтобы не промокли в случае дождя.

Пока дежурные готовят завтрак, остальные после подъема, уборки территории, зарядки собирают рюкзаки, снимают палатки. После завтрака котелки чистят новые дежурные, а старая смена за это время успевает уложить свои рюкзаки. Вот почему дежурство лучше передавать после завтрака. Новая смена дежурных заботится и о костре (заливает водой, укладывает дерн).

Руководитель объявляет время выхода. Сушить вещи надо с вечера в стороне от костра, а утром на ветру и солнышке досушить.

Туристы должны с первых выходов в поход усвоить правило: «место привала должно быть убрано идеально»:

Кострище заложить снятым дерном и полить;

Банки (предварительно обожженные на огне) и другой мусор

закопать;

Все, что горит (бумага, щепки и т.п.), - сжечь;

Остатки дров сложить аккуратно под деревом – ими

воспользуются другие туристы;

Бивак свернут. Костер загашен. Командир или кто-то из назначенных им ребят быстро проверяет место – все ли сделано, убрано, ничего ли не потеряно.

Записать в тетрадь.

4. Закрепление нового материала.

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, предлагаю каждой команде составить по два вопроса.

    Какую тему мы прошли на занятии?

Ответ: Бивак. Организация бивачных работ.

2. Что такое бивак?

Ответ: Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской

группы для ночлега и отдыха.

3. Перечислите требования, предъявляемые к биваку?

Ответ: наличие воды, дров, безопасности, место.

4. Как и на каком расстоянии устанавливаются палатки?

Ответ: Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми

выходами к костру, на расстоянии не ближе 5 метров.

5. А что если ночью гроза?

Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак у одиноко стоящих деревьев, на вершине холма, чтобы избежать при грозе опасности поражения молнией;

6. А что если сильный дождь?

Ответ: это значит, надо разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, на возвышенной площадке, чтобы поднявший уровень воды нас не подмочил.

7. А что если сильный ветер?

Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак рядом с сухостойными, наклонившимися, подрубленными или подгнившими деревьями, которые могут рухнуть;

8. Во сколько надо заканчивать все бивачные работы?

Ответ: Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром –

до завтрака.

Обратить внимание на правильные ответы.

5. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.

Оценить работу каждого занимающегося.

Зарисовать настроение на конец занятия.

6. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.

(С. Н. Болдырев)

Туристы должны уметь найти безопасное и удобное для отдыха место, быстро расставить палатку, а если ее нет - соорудить временное укрытие, в любую погоду разжечь костер.

Для всякого бивуака выбирают защищенное от ветра, ровное сухое место, неподалеку от которого есть дрова и вода.

На обеденный привал нужно располагаться в тени, на ночлег - на ровной площадке с мягкой почвой.

В горах лагерь нельзя располагать там, где могут быть камнепады, лавины, оползни, грязевые потоки (сели), где может затопить горней рекой. Прежде чем выбрать место для бивуака, смотрят, нет ли поблизости недавно упавших (более светлых) камней, уходят подальше от высоких скал, откуда возможен камнепад. Разбивать лагерь на морене не следует; если же другого выхода нет, надо выбрать ровную, не крутую площадку и проверить, не покатятся ли камни с верха морены туда, где предполагается поставить палатки. Иногда для палатки приходится разравнивать площадку.

Нельзя разбивать бивуак в высохшем русле горной реки или на отмели у самой воды, так как ночью дождь в течение нескольких часов, а иногда десятков минут может резко поднять уровень воды или вызвать грязевой поток.

В тайге не следует устраивать лагерь в густом кустарнике или в хвойных зарослях из-за опасности возникновения лесного пожара и из-за комаров. Надо смотреть за тем, чтобы поблизости не оказалось сухих, подгнивших деревьев, которые может повалить ветром. Место ночлега лучше выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей сухой хвоей, а ветви деревьев не могут загореться от костра.

Рис. 66. Способы крепления палатки

В степи стоянку делают за пригорком, в балке, чтобы укрыться от ветра. В северных тундровых районах более сухой участок можно найти на речных террасах, каменистых или песчаных повышениях почвы.

У реки (во время водного похода) лагерь надо разбивать недалеко от воды, лучше на берегу, утром освещаемом солнцем.

Площадку для ночного бивуака начинают присматривать за 15- 20 минут до остановки. Работы по его организации выполняют все участники: один или двое разжигают костер, приносят воду и принимаются за приготовление пищи, другие собирают дрова на вечер и утро, расставляют палатки, размещают в них вещи. Часть рюкзаков, продуктов, не вместившихся в палатке, складывают в одно место и на случай дождя ночью тщательно закрывают плащами или непромокаемым материалом. Вещи нельзя разбрасывать по всей территории лагеря во избежание их утери в камнях, траве или песке. Топоры хранятся всегда в одном и том же месте.

Для палатки выбирают ровную площадку без кочек, ямок и пней, убирают все сучки и камни. Площадка должна быть горизонтальной: даже небольшой уклон помешает нормальному отдыху. Если палатку ставят рядом с деревьями, за некоторые из них можно завязать оттяжки (рис. 66).

Под пол палатки подкладывают сухие листья, мелкие сухие веточки, траву, папоротник, камыши или мох, а при ночлеге на снегу и льду» на пол внутри палатки кладут веревки, пустые рюкзаки, штормовки. Как уже говорилось, хороши коврики из палочек.

Развернув палатку, растягивают пол между вбитыми в землю колышками. Затем ставят стойки - или точно по высоте палатки (тогда их устанавливают внутрь), или выше палатки (тогда их ставят в 30-40 см от нее) - и натягивают главные оттяжки.

Перед тем как натянуть оттяжки крыши, застегивают вход. Колышки для угловых оттяжек забивают так, чтобы веревки были как бы продолжением диагоналей прямоугольников скатов крыши. После того как будут забиты все колышки, регулируют длину оттяжек, а иногда и меняют расположение колышков, добиваясь, чтобы на полотнищах крыши не было ни одной складки и в то же время сила натяжения веревок не разрывала ткани.

Колышки забивают обухом топора под углом 45° к земле. Для установки палатки нужно 10 колышков (желательно металлических) длиной 20-25 см и 2 стойки. И то и другое следует заранее заготовить и переносить вместе с палаткой (стойки - складные). Вместо стоек можно использовать альпенштоки или по 2 ледоруба, связанных между собой вспомогательными веревками.

В горах оттяжки перед установкой палатки привязывают к большим камням и для регулирования натяжения веревок передвигают камни на нужное место. В лесу оттяжки закрепляют за деревья, пол растягивают между колышками в последнюю очередь. Главные оттяжки надо привязывать к деревьям на такой высоте, чтобы боковые стенки палатки не приподнимали пола, но и не обвисали.

В дождливую погоду для защиты от воды, стекающей с крыши палатки, вокруг нее можно выкопать ровик глубиной и шириной 8- 10 см с канавкой, отводящей воду по уклону местности.

Заднюю стенку палатки располагают в сторону ветра. После захода солнца вход в палатку должен быть закрыт, чтобы вещи не отсырели при выпадении росы. Во время дождя нельзя касаться крыши, иначе она промокнет. На пол укладывают теплые вещи (телогрейки, одеяла и пр.), под голову - рюкзаки с мягкими вещами. В карманах на боковых и задней стенках палатки размещаются электрические фонарики, защитные очки, туалетные принадлежности, компасы и т. п. Топоры в чехле можно расположить под полом палатки у «входа», а ботинки - внутри ее у «выхода».

Если палатки нет (в однодневном походе), можно переночевать под куском брезентина или полиэтилена, соорудив с помощью ветвей односкатный или двускатный тент. Из одеял можно сделать наклонный заслон и перед ним на расстоянии 2-2,5 м от лежащих под заслоном туристов разжечь длинный костер.

Елена Гордеева
Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский технологический техникум »

План-конспект

занятия по теме :

«»

Разработала :

Воспитатель общежития

Гордеева Е. Н.

руководитель объединения

«Тропинками Карсуна»

Р. п. Карсун

Конспект занятия по теме :

«Организация биваков и охрана природы »

Цель занятия : - изучить требования к месту размещения бивуака и действие по организации бивака ;

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе .

Задачи занятия :

Сформировать представление о критериях выбора места бивака и его организаци ;

Способствовать развитию логического, аналитического мышления, умения принимать правильные решения;

Формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принятое решение;

Расширить знания и представления детей о роли природы в жизни человека ;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на объекты природы .

Оборудование : проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, 2 ватмана с изображением местности, набор карточек, кнопки, пазлы.

Тип занятия : объяснения нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма : занятие – игра

Метод : словесный, наглядный, игровой .

План занятия

1. Подготовительная часть.

2. Объяснение новой темы :

Практическая работа с дидактическим материалом;

Изложение новой информации;

3. Закрепление изученного материала.

4. Подведение итогов занятия .

Ход занятия

1. Подготовительная часть :

Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности На доске – тема занятия .

2. Изложение нового материала :

Здравствуйте. Сегодня у нас с Вами очень интересная и нужная всем туристам тема : «Организация биваков и охрана природы »

Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ . Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос : Что такое бивуак?

Ответ : Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак– это дом , в котором мы живем во время похода.

Вопрос : Давайте вспомним, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака ?

Ответ : за 2 – 3 часа.

Но, безусловно, еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается за 2 – 3 часа до наступления темноты.

Вопрос : Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака ?

Ответ : Да, существуют.

А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста , которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе .

Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок .

Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или не верности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках.

Ответы – учащихся,

педагог обобщает ответы

Ответ – учащихся

Ответ – учащихся

Текст выведен через проектор на экран. И роздан в письменном виде (4 шт.) - на группы. 2-3 мин. на изучения содержания текста.

На доске заранее начерчено верно, не верно. Учащиеся параллельно с педагогом фиксируют запись в тетрадь.

Неверно Верно

В близи населенных пунктов, промышленных предприятий, вблизи ЛЭП. - вблизи источника с проточной водой (рек, родников) но не на затопляемых местах

Внизу по течению реки от населенного пункта - наличие сухостойных деревьев

Одиноко стоящих высоких деревьев (особенно дубов и каштанов) . - в лесу месте хорошо продуваемым ветром летом и защищённым от ветра зимой

Лучше не ставить с северной и восточной стороны опушки - палатки ставить с восто

стороны опушки – с утра хорошо освещается солнцем

В понижениях, руслах высохших рек - сначала выбор места костра, а потом место для палаток (4-5 м. от костра) .

Водоёмов со стоячей водой - нельзя вблизи высоких подгнивших деревьев

Место бивака должно быть ровным , сухим, красивым

А теперь давайте, под итожим все сказанное и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака . Как вы думаете?

Основные требования к месту бивака .

1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

Вопрос. Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?

Да. Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.

Но самый главный закон, который действует при выборе места бивака , я вам еще не сказала.

Даже следуя всем приведенным советам, нужно во избежание недоразумений и обид помнить, что стремление к лучшей стоянке будет преследовать вас всю туристскую жизнь , но идеала достичь почти невозможно. Дело в том, что при выборе стоянки действует несколько открытых опытными туристами абсолютных законов . Основной закон стоянки суров и прост, как суровы и просты все законы природы : лучшая стоянка - в пятистах метрах.

Есть еще несколько второстепенных законов, которыми также нельзя пренебречь. Первый из них закон «Полседьмого» ,

который означает, что лучшая стоянка попадается в полседьмого вечера.

Закон имеет еще два вывода :

Стоянка, которая попадается в полвосьмого, будет немного хуже, а после половины девятого стоянки исчезают вовсе!

Вот такие практические законы, абсолютно верные и не раз проверенные мной лично. Советую их запомнить и применять их в походах.

Надеюсь, вы теперь представляете, как выбрать необходимое место для бивака .

Вопрос : А, что мы должны делать, для того чтобы обеспечить себе все необходимые условия? Какие условия?

Ответ : - необходимо место для ночлега;

Приготовить пищу;

Обогреться.

Да, совершенно верно. Записать в тетради.

ответ учащихся

Нам необходимо :

Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева, сложив их на расстоянии 5-6 м. от костра.

Обеспечить наличие воды.

Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м.

Развести костер.

Оборудовать место возле костра для приема пищи.

Приготовить пищу.

Вопрос : Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

Ответ : Желательно все бивачные работы проводить параллельно.

Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники , которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т. е. участники проходят полный курс обучения.

При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1 ,5 до 2 часов.

Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от конкретных условий порой зависит и порядок работ на биваке , от количества людей в группе и их опыта. Опытные туристы знают , что надо делать в первую очередь в каждом конкретном случае.

Вопрос : Если на биваке мало сухостоя и валежника, как вы поступите?

Ответ : Направите больше людей на заготовку дров.

Вопрос : А если надвигается дождь?

Ответ : Да, в первую очередь надо поставить палатки.

У опытных туристов есть такое правило – «Нет работы, найди ее» !

В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят.

Вопрос : Что готовят дежурные?

Ответ : Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны» , а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.

Вопрос : С чего по вашему нужно начинать снятие лагеря?

Ответ. В начале сбор личных рюкзаков.

палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно.

Складывают в рюкзак.

Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей

Остатки дров аккуратно складывают под деревом.

Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой.

Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. Этот закон должен, соблюдаться без исключений, что сохранит не только природу , но и нашу нравственность, нашу мораль, наши души. Слайд с перечнем бивачных работ

записать в тетрадь

запись в тетрадь

Уч-ся отвечают

Сначала блока слайд

И сегодня на занятии я предлагаю вам поработать экологами. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Вам нужно определить, какая проблема изображена на иллюстрации, чем она вызвана и предложить способы решения проблемы.

За правильный ответ каждая группа получит конверт, без которого не сможет выполнить следующее задание.

1 группа – загрязнение воды.

2 группа – вырубка лесов.

3 группа – мусорные свалки.

Ребята, а посмотрите. что в ваших конвертах, правильно это пазлы, а вы любите играть в пазлы?

Я предлагаю поиграть вам сейчас в игру «Мой дом – планета Земля» и собрать пазлы.

Вы должны собрать пазлы и мы узнаем, какие картинки у вас получились.

Как вы думаете, Земля, природа , человек связаны между собой?

А как они взаимодействуют друг с другом? Картинки выведены на экран.

Ответы учащихся

Учащиеся получают конверты с пазлами

(Пазлы с картинками природы )

Ответы учащихся

3. Закрепление материала.

Наступило время закрепить пройденный материал. Командам выдается набор карточек «Бивак » : (елка, лиственное дерево, лес,

2 палатки, костер, дрова). На доске закреплен ватман, на котором нарисованы : река, населенный пункт, место старого кострища.

Задача участников за 2 – 3 мин. Правильно расположить предметы на биваке и подписать расстояния до тех или иных предметов.

После окончания задания, команды проверяют друг у друга

Да, я вижу, что вы усвоили основные моменты нашей темы. Но чтобы закрепить знания ещё глубже предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно» . Я буду зачитывать каждой команде по очереди вопросы, вы должны ответить «Верно или не верно» высказывание. Должны перечислить недостатки чужого лагеря

«Верно – неверно»

(+)

(-)

(-)

(+)

(+)

(+)

(-)

(-)

(+)

(+)

11. Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

(-)

(+)

14. Место для бивака (-)

(+)

(+)

(-)

(-)

бивака – полседьмого (+) Карточка с вопросами

4. Подведение итогов.

Мне понравилась с вами сегодня общаться. Цели, поставленные на уроке я считаю мы достигли. Очень важно не только усвоить материал в аудитории, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет

Дидактический материал

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8. Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14. Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+)

Использованная литература

1. Бардин К. – «Азбука туризма » , - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И. А., Голицин С. М., Куликов В. М., Рябов Е. Г., - «Туризм в школе » - М. ;

3. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г., - «Физическое воспитание» , - Изд-во «Высшая школа» ,- М. ; 1989 г.

4. Кравченко И. А., Малеева И. А., - «Памятка руководителю похода» , - Областная детская экскурсионно- туристская станция , - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., - «Школа туристских вожаков » , - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г. Я. ,- «Биваки » , - М. ; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста » - М., 1993 г.

8. Интернет ресурсы

Loading...Loading...