Мон-Сен-Мишель: личный опыт посещения чуда Нормандии. Франция: Церковь Сен-Мишель д’Эгиль (Saint-Michel d’Aiguilhe) Мон сен мишель план

Аббатство Сен-Мишель (Saint Michel de Cuxa на каталанском — Сан-Мигель де Кюкса) в местечке Codalet в регионе Лангедок-Русильон , в Восточных Пиренеях, было основано бенедиктинским орденом монахов. Это был важный религиозный центр во времена аббата Олиба. Теперь некоторые колонны монастыря вывезены в Нью-Йорк, где являются частью музея клуатров. Но даже то, что осталось, представляет собой сокровище романской архитектуры.

Аббатство Сен-Мишель де Кукса, основанное бенедиктинцами в 878 году, является образцом ранней монастырской . Этот стиль быстро завоевал популярность во Франции и Испании. Изящные арки в мавританском стиле пронзают массивные стены аббатства, освященного в 974 году. Крыт

История аббатства Saint Michel de Cuxa

История аббатства Saint-Michel-де-Cuxa начинается с наводнения … Изначально существовала весьма почитаемая в Каталонии обитель Сан-Андре-де-Эскалада в местечке Eixalada, основанная в 840 году. Но в 878 г. река Têt, у русла которой был расположен монастырь, вышла из берегов. Наводнение уничтожило обитель, а уцелевшие от стихии монахи были вынуждены укрыться в Cuxa, под защитой графов .

Протасиус, аббат старого монастыря, обратился к графу Конфлану и Русильона, Миро Старому, с просьбой выделить им место под строительство новой обители. Миро Старый удовлетворил их просьбу, подписав в июне 879 году нужные бумаги. Первая монастырская церковь была построена на личные деньги графа Конфлана. Все привилегии и земли уничтоженного монастыря Эскалада были переданы новому аббатству. В результате уже через четыре года после основания, монастырь Сан-Мигель де Кюкса стал одним из богатейших и влиятельнейших аббатств Каталонии.

Миро Старый покровительствовал не только аббатству Saint Michel de Cuxa, но и другим монастырям. Благосклонностью графа пользовалось аббатство Лаграс. Он также содействовал основанию монастырей Сан-Хуан-де-лас-Абадесас и Санта-Мария-де-Риполь.

В 940 году, по инициативе графа Синифрида II Серданского, была построена церковь Сен-Мишель. В 956 году здание было переделано, став более просторным. Главный алтарь новой церкви был освящен 30 сентября 974 года Гари, монахом из монастыря Клюни на Луаре, основавшего 5 монастырей на юге Франции.

Когда венецианский дож Пьетро I Орсеоло принял совет Ромуальда стать монахом, он оставил свой кабинет и исчез в ночи, появившись потом именно в монастыре Saint Michel de Cuxa, в сопровождении самого Ромуальда и его компаньона, Маринуса, основавшего поблизости эрмитаж (вариант маленького монастыря, уединенное жилище отшельника или группы отшельников, решивших в уединении вести религиозную жизнь).

Архитектура аббатства Saint Michel de Cuxa

Монастырь Saint-Michel de Cuxa — это выдающийся памятник, характеризующий переход от до-романской к романской архитетуре в течении всего 1 поколения.

Колокольня Saint-Michel de Cuxa

Уже издалека вы можете любоваться красивой колокольней 11 века с ее четырьмя этажами. Она украшена аркатурами — рядом декоративных ложных арок на фасаде — характерными для ранне-романской архитектуры. Также для этого периода типичны отверстия в стене и сам силуэт башни. Эти же элементы можно найти у северо-итальянских построек того же периода, что доказывает существовавшую связь между этими регионами.

Стандартизация — другая особенность ранне-романского искусства в 11 веке. Этот был построен на деревянной опалубке, которая сохранила свои отпечатки в известковом растворе. В период 1010 — 1040 гг, аббат Олиба возвел две колокольни и западную часть монастыря в виде двух наложенных церквей перед большой церковью 10-го века.

Крипта Saint-Michel de Cuxa

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa начинается со склепа — крипты. Потайная, как пещера, церковь Рождения Христа (Nostra Senyora del Pessebre) приглашает к медитации вокруг центральной колонны, 7 метров в окружности, которая поддерживает центральный круглый свод.

Другие своды того же периода расположены вокруг крипты Рождения Христа, под атриумом, отделяющим верхнюю (разрушенную) церковь Троицы от дороманской церкви Св. Михаила.

Церковь св. Михаила

Вход в церковь — через клуатр. Дороманская церковь св. Михаила (Сен-Мишель) — это большая юазилика, построенная в период 956 — 974 гг аббатами Понсом и Гарином. Ее длинный неф и обширный трансепт напоминает великие церкви Рима. Проход состоит из двух больших квадратных апсид и двух часовен с круглыми апсидами в направлении трансепта. Первоначально это огромное здание было не сводчатым, а покрытым деревянными балками.

Главной характеристикой церкви являются арки в виде подковы. Эта форма (кривая выходит за рамки полукруга) особенно заметна в трансепте, так как аркады нефа были увеличены в 16 веке. Арки в виде подковы, строительство которых продолжало существовать в той или иной форме вплоть до эре вестготов, — наследие от позднеклассического периода. Арабская мусульманская цивилизация также черпала вдохновение от этих форм, отчего долгое время считалось, что церковь Saint Michel de Cuxa была построена под влиянием мусульманского искусства, несмотря на то, что арабы покинули эту территорию за два века до ее постройки.

Углы и колонны большой церкви были построены из огромных, часто восстановленных, тесаных каменных глыб, а сами стены закончены с кладкой из грубых, нерегулярных камней. Этот метод строительства отличается от ранней, 11-го века, романской архитектуры, где камни, даже не обтесанные, были формированы, регулярно расположены в соответствии с пропорциями.

После пожара в 14 веке, два отсека хоров были переделаны с арочными сводами. Крыша нефа современная: она была восстановлена уже после 1950 года.

В 11 веке большая церковь была изменена за счет добавления сводов к ее проходам, постройки колоколен на концах трансепта (северная башня рухнула в 1838 году) и что-то типа амбулатория примерно в 10 веке.

Клуатр Saint-Michel de Cuxa

Клуатр — это типичная для романского и готического стиля крытая галерея по периметру закрытого прямоугольного внутреннего дворика монастыря. Клуатр монастыря Saint Michel de Cuxa был перестроен в 1949 — 55 гг с аркадами и капителями, остававшимися в городке Prades или в частной собственности.

Первоначально клуатр был закрыт с четырех сторон, а вокруг него группировались здания, находящиеся в коллективной собственности монахов: трапезная, общежитие… Все эти здания были снесены после 1789 года. Без сомнения, клуатр был работой аббата Грегори воторйо половины 12-го века. Он знаменует собой возрождение скульптуры в романском искусстве в этом региона и открывает работу по мрамору.

Декор капителей колонн примечателен непривычнм отсутствием повествовательных субъектов и человеческих фигур. В основном он вдохновлен символами, фантастическим бестиарием (львы, обезьяны), чудовищами и растительными мотивами.

Реконструкция клуатра также включала капители от бывшей крестной перегородки, чья цель была отделить место, предназначенное для монахов. Она была демонтирована в 16 веке, но некоторые ее фрагменты были повторно использованы в аббатстве, до того, как они были дальше рассеяны в 19 веке. В изолированном северо-западном углу можно увидеть больше повествовательных субъектов, Христа с бородой, ангелов и серафимов. Ворота нынешней церкви — это фронтальная арка от бывшей крестной перегородки. На ней можно увидеть льва св. Марка (слева) и быка св. Лукаса (справа), а также полный декоративный репертуар 12-го века.

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa

Время работы:

  • май — сентябрь: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 18:00
  • октябрь — апрель: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 17:00

Туры

  • с экскурсоводом на французском, каталанском и немецком языках для групп от 15 человек по запросу.
  • Время экскурсии — 1:15.

Стоимость входного билета:

  • полный тариф — 5 €
  • Pass — 4,50 €
  • Дети 12 — 17: 3 €
  • Дети до 12 лет — бесплатно
  • Группы — 3,50 €

Адрес:

В окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

8 км
4 км
Molitg les Bains 10 кмТермальный курорт
Mosset 10 км
10 км

Еще в окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

  • — рекомендуется съездить (4 км)
  • Eglise de Sainte Marie de Marcevol (Arboussols) — религиозный памятник (4 км)
  • — (8 км)
  • Mosset — (9 км)
  • — (10 км)
  • enceinte / форт (укрепления Вобана (

Аббатство Мон-Сен-Мишель в Нормандии — средневековая действующая обитель, а также крепость на одноимённом острове. Располагается на северо-западе Франции, в обширном заливе Сен-Мишель, славящемся редкими по высоте для Европы приливными волнами, достигающими 14 метров.

Полюбоваться средневековым монастырем-крепостью ежегодно приезжает более двух миллионов туристов, что делает Мон-Сен-Мишель второй по популярности (после Эйфелевой башни) достопримечательностью Франции.

Замок Мон-Сен-Мишель: время работы и стоимость билетов в 2019 году

Часы работы:

  • 2 мая — 31 августа: с 9:00 до 19:00,
  • 2 января — 30 апреля: с 9:30 до 18:00,
  • 1 сентября — 31 декабря: с 9:30 до 18:00.

Проход внутрь закрывается на час раньше.

Стоимость билетов:

  • взрослый — 10 евро,
  • для нерезидентов ЕС в возрасте от 18 до 25 лет — 8 евро,
  • для детей (до 18 лет), инвалидов с сопровождением, резидентов ЕС в возрасте от 18 до 25 лет — бесплатно.

Стоимость аудиогида — 3 евро.

Приливный остров Мон-Сен-Мишель

Скала Мон-Сен-Мишель в Нормандии представляет собой гранитный монолит высотой 80 метров с округлым подножьем, стоящий в устье реки Кюснон (Couesnon). Площадь скалистого острова — 7 гектаров.

С интервалом в 24 часа 50 минут в заливе происходят приливы и отливы, самые мощные в Европе. Вода во время отлива уходит от острова на 18 километров и затапливает побережье во время прилива на 20 километров.

После отлива гору можно обойти пешком, но отходить далеко от подножия не стоит — есть шанс забрести в зыбучие пески. Полноценным островом Мон-Сен-Мишель становится только несколько раз в год, с наступление крупных приливов.

Раньше на остров вела дамба, на месте которой сейчас стоит мост. Убрать искусственную насыпь было решено в связи с неоднозначной экологической обстановкой: из-за дамбы вокруг острова оседало большое количество песка, тем самым постепенно соединяя остров с материком. После ликвидации дамбы речные воды стали омывать остров с двух сторон, не давая скапливаться песчаным наносам.

Климат в бухте Сен-Мишель умеренный морской: с нежарким летом и мягкими, но дождливыми зимами. В целом погода здесь такая же, как и во всей Нормандии, но есть свои особенности, например, во время зимних отливов влажный морской песок становится причиной частых туманов, а летом из-за повышенной влажности становится крайне душно.

История и архитектура

Легенда гласит, что первая святыня на этом месте построена в 807 году святым Обером, епископом Авранша, после явления ему Архангела Михаила. К слову, Мон-Сен-Мишель так и переводится — Гора Святого Михаила.

Строительство аббатства началось с приходом в 966 году монахов-бенедиктинцев, приглашенных герцогом Нормандии Ричардом I, на место изгнанной им же общины каноников, занимавших гору с VIII века. Вскоре монастырь стал важным религиозным центром, привлекающим паломников со всей Европы.

Мон-Сен-Мишель не раз страдал от пожаров и подвергался осаде, после чего реконструировался и обрастал новыми пристройками, каждый раз обретая новый облик. Спустя столетия аббатство сумело донести до наших дней не только труды нескольких поколений строителей, но и важную часть истории Франции.

Интересный факт Замок Мон-Сен-Мишель часто упоминается в литературе и служит фоном для множества фильмов и клипов, а в кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец» даже послужил прототипом для крепости Минас-Тирит.

Структура аббатства

Главной особенностью аббатства Мон-Сен-Мишель стала многоуровневая застройка. За более чем 500 лет средневековым зодчим удалось создать уникальный архитектурный ансамбль, оплетающий собой огромный гранитный утес. Отчетливо можно выделить три уровня:

  • Верхний уровень , включающий церковь Святого Михаила, монастырскую галерею, трапезную, обзорную площадку с видом на залив, скалу Канкаль и архипелаг островов Шозе, где добывался гранит для аббатства.
  • Средний уровень с гостевым залом, монашеским оссуарием (залом с останками покойных), часовней Сен-Этьен, крытой галереей для прогулок, рыцарским залом и криптой больших колонн, поддерживающей готический клирос монастырской церкви.
  • Нижний уровень , где находится караульный зал, лестница Гран Дегре и богадельня.

Романские строения монастыря

Первыми строениями на горе Мон-Сен-Мишель были крипты (сводчатые полуподземные помещения), ставшие своего рода фундаментом для будущего центрального здания монастыря — церкви Святого Михаила. Позднее началось строительство нефа новой церкви и покои для монахов.

Наиболее значительные перемены произошли во второй половине XII века, при аббате Роберте де Ториньи. Создана библиотека с внушительной коллекцией манускриптов, завершено строительство последних романских построек и большой лестницы, ведущей к новому входу в аббатство.

Монастырская и замковая архитектура тех времен называлась романской (от лат. romanus — римский). Ей свойственны округлые арки, толстые стены и массивные своды.

После смерти Ториньи на аббатство обрушились первые трудности — осада и большой пожар, в результате которого сильно пострадала северная сторона монастырского комплекса. В дальнейшем аббатство подверглось еще множеству испытаний и неоднократно перестраивалось, постепенно приобретая современный облик.

Комплекс «Чудо»

В XIII веке началось строительство первых готических построек, так называемый ансамбль зданий La Merveille, дословно «чудо». За 17 лет рабочим удалось построить всё необходимое для монашеской жизни, включая трапезные для монахов и пилигримов, кухню, подвалы, монастырский двор с внутренней галереей, а также зал, где монахи трудились над переписыванием и составлением книг, названный рыцарским.

Не забыли и про уничтоженную ранее северную стену, усилив её при помощи каменных ребер жесткости — контрфорсов. Конструкция новой стены получилась удачной, не только с практической точки зрения, но и с эстетической. Виктор Гюго даже назвал её самой красивой стеной в Европе.

Дальнейшая судьба

После французской революции монашеская братия покинула обитель, а в стенах монастыря открыли тюрьму, назвав её Мон-Либре (Гора Свободы). Тюрьма продолжала свою работу вплоть до 1863 года.

В конце XIX века завершилась последняя значительная реконструкция церкви Св. Михаила и возведена дамба, соединяющая остров с материком.

В 1966 году в обитель вновь вернулись монахи. Сегодня в Мон-Сен-Мишель они снова проводят службы.

В 1979 году уникальный природно-исторический объект был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Святого Михаила

Главная достопримечательность острова — церковь Святого Михаила, сочетающая в себе архитектурные элементы в романском и готическом стиле. До неё на острове находилось небольшое святилище в дороманском стиле — Нотр-Дам-су-Терр, построенное в эпоху Каролингов.

Строительство началось в 1022 году, на средства герцога Нормандии Ричарда II. Однако реализации проекта препятствовал сложный рельеф и малые размеры гранитной площадки (не более 70 метров в самом широком месте). Тогда, в качестве основы для будущего храма, вокруг верхней части скалы построили несколько крипт, а также использовали уже имеющуюся церковь Нотр-Дам-су-Тер. Позднее воздвигли трансепт (поперечный неф), крестовина которого опиралась уже непосредственно на гору.

Все последующие годы церковь достраивалась и переделывалась, как в связи с опасностью обрушения, так и по велению новых настоятелей. Так к 1521 году её перестроили в современном тогда стиле «пламенеющей готики», сохранив при этом романский трансепт.

В начале XIX века были переделаны колокольня и трансепт, добавлен неоготический шпиль, с позолоченной фигурой архангела Михаила.

Старинный город Мон-Сен-Мишель

Помимо монастырских зданий на острове есть действующее поселение, с мэрией, магазинами, приходской церковью, кладбищем и извилистыми старинными улочками с фахверковыми домами. Во всём городе постоянно проживают 50 человек, занятых преимущественно в сфере обслуживания.

Главную улицу — Гранд-Рю (Grande Rue) — занимают плотные ряды домов XV-XVI веков, с барами, кафе, закусочными, сувенирными лавками и музеями. Улица ведет к главной достопримечательности острова — церкви Святого Михаила. Помимо Гранд-Рю есть в городе и много других улочек, некоторые из которых не имеют даже названий. На них всегда тихо и немноголюдно, так как большинство экскурсий их не затрагивают.

Прогулка по замку на панорамах Google

Как добраться до аббатства Мон-Сен-Мишель во Франции

Средневековая обитель находится в 300 километрах к западу от Парижа. Способов преодолеть это расстояние несколько, подробнее про каждый из них ниже.

На автомобиле

Самый быстрый и комфортный способ — взять авто в аренду и доехать самостоятельно. Ехать придется в общей сложности около 4 часов. Оптимальный маршрут следующий: из Парижа по трассе А13 до города Кан (Caen), затем повернуть на Е401 в Авранш (Avranches) и через Понторсон (Pontorson) по D976 к парковке у Сен-Мишель. Автодорога А13 платная, как и парковка у аббатства.

Не стоит забывать и про возможность организованной поездки с гидом. Заказать экскурсию можно с трансфером от отеля в Париже или другом городе, например, в Сен-Мало, Довиль, Ренн, Витре.

Поиск трансферов в Ле Мон-Сен-Мишель

Показать трансферы из Ле Мон-Сен-Мишеля


Откуда Куда Стоимость
Мон-Сен-Мишель Париж от 27232 p. показать
Мон-Сен-Мишель Северный вокзал Парижа от 34494 p. показать
Мон-Сен-Мишель от 42700 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Париж Мон-Сен-Мишель от 27232 p. показать
Северный вокзал Парижа Мон-Сен-Мишель от 34494 p. показать
Аэропорт Парижа «Шарль де Голль» Мон-Сен-Мишель от 42700 p. показать

Поездом из Парижа

В будние дни лучшим вариантом будет сесть на скоростной поезд TGV. От вокзала Монпарнас (Gare Montparnasse) на нем можно доехать до Ренн (Rennes) или Доль де Бретань (Dol de Bretagne), а дальше уже пересесть на местный автобус до аббатства. Единый билет на поезд и автобус можно купить на официальном сайте компании SNCF . Продолжительность поездки сравнима с автобусной — около 5 часов.

Путь от парковки до аббатства

Стоянка для автомобилей, куда также прибывают туристические автобусы, находится в трех километрах от аббатства. Начиная с 7:30 утра и до 00:00 между достопримечательностью и стоянкой курсируют электробусы, с интервалом в пару минут. До места назначения они добираются где-то за 10 минут. Проезд бесплатный.

Есть и более экзотический вариант — конный экипаж с каретой. Билет в одну сторону обойдется в 5 евро. Время в пути ~ 25 минут.

Желающие почувствовать себя настоящим пилигримом могут пройтись пешком, на дорогу в таком случае уйдет около 35 минут.

видео

Пока не попадается на глаза что нибудь уникальное, неизвестное и супер-интересное мы продолжим прогуливаться по знаменитейшим . Есть вероятность что вы узнаете или увидите что то новое. Ну а если и нет, то все равно на такую красоту можно смотреть много раз:-)

До появления возведенных человеком построек гора Сен-Мишель была лишь скалой с крутыми склонами, высотой в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, очень крепкий и не поддается эрозии уже в течение тысячелетий. Вокруг Сен-Мишеля простирался густой лес, который, как предполагают, назывался лесом Сисси. Со временем под напором моря лес исчез. По легенде, настоящий цунами - огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж в начале VIII века. Так гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен как бы отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Последняя является границей между Бретанью и Нормандией. Французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии" .

Во времена древних римлян Мон-Сен-Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой — возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: согласно одной из них именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях…



В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.

Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.


Чудеса сопровождали строительство часовни . Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.

В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы , придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.

В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.


С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.

Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...

Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?


Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.

За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.

радиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.

Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.

По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д"Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.

Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.


Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.


Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.

Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».

Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».


В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму , куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.

В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием .


В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство . Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.

Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.

Возвращение моря
Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.


Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен , в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.

Прогулка по Мон-Сен-Мишель

Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.

Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр , построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.


Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб . На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.


Реликвии монастыря

Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.


Природа залива

Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.

Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.


Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.

Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.

Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.


Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.

Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи) , где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье , а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил - осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.

Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).

Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил - весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.

Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель - 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.


03.


04.


05.

07.


08.


09.

10.
Из галереи прямой, освещённый светильниками ход вёл к седьмым воротам. За ними располагался Верхний двор, знаменитый водоём с фонтаном и Белая башня, построенная в 1900 году Т.Э. (перестроена в 2698 году Т.Э.), в которой хранился палантир. (с)

11.





Пройдемся виртуально вокруг замка! Нажимайте на картинки ниже

Со строительством церкви Святого Михаила в Дижоне в ее нынешнем облике связана одна из городских легенд. Согласно ей, в XV столетии герцог Бургундии стал обладателем религиозной реликвии – шкатулки-дароносицы, в которой сохранился кусочек ритуального хлеба – гостии, достать который из дароносицы оказалось невозможным.

Шкатулку передал герцогу Папа Евгений IV, получивший реликвию от монакского священника, а тот – от одной из своих прихожанок. Эта женщина первой и обнаружила кусок гостии, и попыталась от него избавиться. Но все попытки срезать присохшую облатку ножом привели только к появлению капель крови, которые, высохнув, оставили след, напоминающий распятие. Узнав о таком чуде, в Дижоне решили строить новый храм и начали сбор пожертвований. Работы начались в конце XV века, в 1529 году храм уже был освящен, хотя строительство продолжалось еще и в XVII столетии до 1667 года.

Первым же сооружением на месте церкви Сен-Мишель была часовня, также посвященная архангелу Михаилу. Первое упоминание о ней было найдено в городских летописях и датируется IX веком. Часовня была построена из дерева и располагалась на кладбище. В начале XI века часовня уже имела статус приходской церкви и не вмещала всех прихожан в часы богослужений. Поэтому было решено построить более вместительное здание, оно было освящено в 1020 году епископом Дижона.

К моменту строительства нового здания церкви в конце XV века старое очень обветшало. Строительство, даже несмотря на явленное в виде дароносицы с гостией чудо, велось очень медленно, поэтому в облике церкви можно увидеть готическую нижнюю часть и ренессансную верхнюю. И пускай проект храма менялся вместе со сменой преобладающего архитектурного стиля, храм Сен-Мишель выглядит весьма впечатляюще: его главный фасад устремлен вверх, башни увенчаны куполами, а портик украшен филигранной каменной резьбой. Здание было построено из светло-серого песчаника, но в ярком солнечном свете выглядит белоснежным, а закат окрашивает его стены в розовые оттенки.

Внутри церкви установлена статуя святого Михаила, над которой в середине XVI века была размещена скульптурная композиция «Страшный суд». В конце XVII века в церкви был установлен орган, а в XIX ее интерьер украсили витражи и стенная роспись.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В прошлом посте я рассказывала о (горы Святого Михаила), Чуда Запада, как его называют. Сегодня мы продолжим знакомство с ним и совершим прогулку по его территории, полюбуемся окрестностями. Зрелище это незабываемое. Достопримечательности Мон-Сен-Мишель никого не оставят равнодушными.

… Машина мчит нас по плоской равнине. Кругом расстилается типичный нормандский пейзаж: поля, перелески, деревни. И вот, в какой-то момент на горизонте появляется точка, которая начинает быстро расти. Затем, правее — вторая. Первая — это Мон-Сен-Мишель, вторая — остров Тромблен.

Начинаются отвоеванные у моря поля, защищенные дамбами и осушенные — польдеры . На соленых лугах пасутся стада овец, мясо которых, благодаря травяному выпасу, имеет особый, нежный вкус.

На соленых лугах пасутся стада овец

На всех путешественников картина Мон-Сен-Мишель действует магически. Может, виной тому огромная популярность этого места, а может и то, что уж слишком разителен контраст между плоской как блин равниной и высокой одинокой горой.

По дороге к Мон-Сен-Мишель, снято из машины

Наше внимание привлекает яхта. Возможно, во время сильного прилива она пришвартовалась здесь. Потом вода ушла, а она так и осталась. Особенно умиляет деревянный колышек, к которому она привязана. Впрочем, кому она нужна? В Нормандии много яхт, этим никого не удивишь.

Яхта и аббатство Мон-Сен-Мишель

И вот, мы у аббатства. Дамба , соединяющая остров с материком — огромная стоянка. Машин не просто много, а очень много. И постоянно подъезжают новые. Это и не удивительно: Мон-Сен-Мишель — одно из самых посещаемых мест во Франции. От Парижа всего 285 км.

Пронзительно кричат чайки — куда же без них!

Часть стоянки на дамбе перегорожена

Подходим ближе и ближе. Ощущение, что крепостные стены являются продолжением скалы, временами переход от естественной породы к рукотворной кладке практически незаметен.

Крепостная башня Мон-Сен-Мишель

И здесь сделаем небольшую остановку и познакомимся с планом аббатства Мон-Сен-Мишель , чтобы был понятен мой дальнейший рассказ.

1. Аббатство
2. Чудо-сооружение
3. Город
4. Дозорная терраса
5. Внешние ворота
6. Бульварные ворота

8. Королевская башня
9. Аркадная башня
10. Башня свободы
11. Низкая башня
12. Башня «Пряжка»
13. Церковь Сан-Пьер
14. Северная башня
15. Башня Клодин
16. Дамба
17. Башня Габриэль
18. Укрепление складов
19. Часовня Сен-Обер
20. Источник Сен-Обер

Мон-Сен-Мишель является символическим отображением структуры средневекового общества . Нижний ярус, где находится деревня, символизирует собой класс «тех, кто кормит» — крестьян, ремесленников и торговцев. Дальше следуют постройки, предназначенные для рыцарства и королей — «тех, кто воюет» . И, наконец, на самой вершине — аббатство, где живут «те, кто молится» — монахи. Венчает Мон-Сен-Мишель высокий шпиль и золоченая фигура Архангела Михаила — это горний мир. Таким образом, Мон-Сен-Мишель связывает собой Землю, Мир Людей и Небеса. Может потому он и производит такое сильное впечатление?

В «крепость веры», как называли Мон-Сен-Мишель, можно попасть, миновав Внешние ворота, Бульварные ворота и Королевские ворота с подъемным мостом. Такой вход неслучаен: в средневековой фортификационной архитектуре ворота рассматривались как «слабая точка». А далее мы попадаем на главную (и единственную) улицу — Гран Рю , которая пересекает городок Мон-Сен-Мишель, расположенный у основания скалы. Здесь полно магазинчиков, отелей, сувенирных лавок, есть мэрия, приходская церковь и даже кладбище. Особенность этого поселка — его дома и крепостные стены с башнями построены на песке!

В самом начале Гран рю, почти у Королевских ворот, расположен ресторан «Мамаша Пуляр» , знаменитый во всем мире. Его история такова. В последней четверти XIX века, когда в аббатстве начались реставрационные работы, здесь поселился Эдуард Корруае, занимавший в то время пост главного архитектора Мон-Сен-Мишель. Ни один трактир не пришелся ему по вкусу, и поэтому он определил в трактирщицы свою кухарку Аннету Бутио. Вскоре она вышла замуж за некого Виктора Пуляра, и в 1888 году открыла трактир «Мамаша Пуляр».

Несмотря на то, что здесь готовили вкуснейшие блюда из разнообразных продуктов, фирменным блюдом Аннеты Пуляр стал омлет . Этот факт легко объяснить. Он готовится легко и быстро. Для усталых путешественников это — закуска в ожидании других блюд, для бедняков — основная еда. А во время постов и воздержания он — трапеза для всех. Рецепт омлета мамаши Пуляр держится в секрете.

Трактир «Мамаша Пуляр»

В Мон-Сен-Мишель есть музеи :

1. Морской музей. Посвящен морю и бухте Мон-Сен-Мишель. В экспозиции представлены флора и фауна бухты и травяных лугов, различные морские судна.

2. Археоскоп. Это спектакль звука и света, посвященный вере и магии строителей аббатства. Здесь можно познакомиться с историей аббатства и его философией, символами и смыслами.

3. Жилище Тифены , супруги Дюгеклена, служившего при дворе короля Карла V. Здесь можно познакомиться с обстановкой средневекового жилища — простого, отмеченного духом рыцарства.

4. Исторический музей. Экспозиция посвящена истории аббатства и людей, живших здесь.

От Главной улицы отходят узкие переулки, по которым может пройти только один человек.

Дорога введет вверх.

Главная улица ведет ко входу в аббатство. Здесь нужно подняться по лестнице Гран Дегре , которую посередине пересекают ворота, расположенные в башне Клодин, XV век.

Отсюда открываются интересные виды на городок и морской залив.

Лестница Гран Дегре и маленький замок

Вдали виднеется остров Тромблен. Смельчаки идут по морскому дну. Это очень опасно: можно увязнуть в зыбучих песках. К тому же нужно знать расписание приливов и отливов.

Мощные стены поросли мхом и лишайником, отчего еще более кажется, что эта крепость-монастырь — творение природы, а не человека.

Ворота, ведущие в аббатство, защищены маленьким замком , построенным в 1393 году аббатом Пьером Ле Руа. За ними начинается подъем по очень крутой лестнице, прозванной «Бездна» .

Чем выше поднимаешься, тем более широкие открываются виды на окрестности. Машины, припаркованные на дамбе и рядом, кажутся совсем игрушечными. Лентой вьется река Куэнон.

Далее мы подходим к месту, где находится Странноприимный дом , или дом Милосердия, где подавали милостыню всем, кто нуждался в ней: беднякам, нищим, отверженным, странникам, вдовам, неимущим клирикам и даже прокаженным. Сохранилась цистерна Странноприимного дома , построенная в XVI веке, один из четырех резервуаров воды в аббатстве.

Взгляд устремляется вверх, где острый шпиль, увенчанный золоченой статуей Архангела Михаила.

Фасад монастырской церкви перестроен в классическом стиле.

Фасад монастырской церкви и шпиль

Мы на высоте 80 метров. Вниз смотреть страшно.

Мон-Сен-Мишель, башня и шпиль

На камнях мостовой можно заметить отметины, сделанные поденщиками-камнетесами. Это была и своеобразная подпись камнетеса и информация об объемах выполненных работ.

Отметины камнетесов на мостовой в Мон-Сен-Мишель

Дальше мы входим в монастырскую церковь , под своды нефа. Здесь мы видим смешение стилей. Неф начала XI века выполнен в романско-нормандском стиле, с характерными полуциркульными арками. Свод, чтобы его облегчить, был выполнен из дерева, а не из камня. В трансепте находятся орган и семь капелл. В 1421 году, во время Столетней воны, романский хор рухнул. В начале XVI века было начато строительство нового хора в стиле пламенеющей готики.

Выйдя из церкви, мы попадаем в клуатр Ла Мервей (Чудо), идеальное место для молитв и размышлений. Он, как и другие сооружения Ла Мервей, был построен в начале XIII века за рекордные для того времени 17 лет (о Ла Мервей я рассказывала в предыдущем посте).

Отсюда открывается великолепная перспектива башни и шпиля. Взгляд невольно устремляется в небо.

Вообще в Мон-Сен-Мишель постоянно переходишь из одного помещения в другое. Иногда, чтобы опуститься ниже, сначала надо подняться выше. В какой-то момент теряешься в пространстве и времени.

Далее мы подходим к Колесу , установленного в 1820 году, когда аббатство было тюрьмой. С его помощью поднимали наверх пищу для заключенных. Аналогичные колеса применяли и в средние века для подъема различных грузов. Приводились в действие такие колеса с помощью лошади, которая, фактически, жила в колесе (ужас).

Вниз уходят мощные цепи и «люлька», на которой доставляли наверх все необходимое.

Через какое-то время мы оказываемся в Гостевом зале , предназначенном для знатных паломников, в том числе и королей. Затем — в Зале рыцарей . Свое название он получил в честь ордена Рыцарей Святого Михаила, основанного в 1469 году Людовиком XI. Это был рабочий зал для монахов. Отапливался зал с помощью двух огромных каминов.

Переходя из помещения в помещение, мы оказываемся перед фигурой Архангела Михаила , копией статуи скульптора Фремье, установленной на шпиле. Вот, оказывается, какой он!

Из залов Ла Мервей мы снова выходим на воздух.

Удивительно, но здесь даже есть сад!

Солнце начинает клониться к закату. А это значит, что наступает время покидать это удивительное место. Низкие лучи эффектно подсвечивают «крепость веры», Чудо Запада.

И понимаешь, что дня в Мон-Сен-Мишеле абсолютно не хватает для того, чтобы познакомиться со всеми его чудесами и богатой историей. Сюда нужно приезжать на несколько дней, чтобы встретить здесь закаты и рассветы, прогуляться по пустынной ночной крепости, подсвеченной прожекторами и впитать в себя дух этого удивительного места и тех людей, которые жили и творили здесь.

До свиданья, Чудо Запада! Мы еще обязательно приедем сюда!

* При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris,2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Loading...Loading...