Кто не попал на самолет. Новые правила «Аэрофлота» и другие причины не пустить тебя в самолет

Опытный американский пилот Патрик Смит, ничего не скрывая, ответил на 17 вопросов, которые волнуют всех тех, кто частенько выбирает самолёт в качестве средства передвижения. Или же только собирается в свой первый полёт, покусывая губы от волнения. Начиная с турбулентности и заканчивая посадкой - теперь от нас ничего не скроешь!

1. Опасна ли турбулентность?

Исключительно редко турбулентность наносит самолёту структурные повреждения. Однако травмы пассажиров случаются часто - в основном это связано с тем, что люди не пристёгивают ремни безопасности, когда их об этом просят. Обычная турбулентность может доставлять дискомфорт, но никакой угрозы она не несёт.

Удивительно было узнать, как много людей опасаются именно турбулентности. С точки зрения пилота, это состояние воздуха и вовсе делает полёт удобнее. Оно немного раздражает, но всё-таки не способно перевернуть самолёт в воздухе или как-либо способствовать трагическому сценарию, который люди отчего-то рисуют у себя в голове.

Я называю подобный феномен «фактор преувеличивания пассажирами» или ФПП. Многие думают, что во время турбулентности самолёт может рухнуть вниз на десятки метров, хотя на самом деле даже при самых сложных условиях смещение воздушного судна не превышает 6 метров.

2. Почему просят отключить мобильные телефоны при взлёте и посадке? Что будет, если оставить его включённым?

Маловероятно, что мобильный телефон может стать причиной неисправностей в кабине пилота, особенно на современных самолётах, где все данные выведены на дисплей, но это не невозможно.

Я считаю, что, как минимум, у половины пассажиров телефоны всё равно включены. И если бы они могли стать причиной катастроф, то на сегодняшний день мы располагали бы гораздо большим количеством доказательств.

Тем не менее, телефоны могли сыграть свою роль в двух серьёзных инцидентах. Но ключевое слово здесь - «могли». Некоторые специалисты винят включённые аппараты в падении швейцарского самолёта во время внутреннего рейса в 2000 году, утверждая, что лишние радиоволны вывели из строя автопилот. Подобные подозрения были и после падения самолёта в Новой Зеландии в 2003.

Но в конечном итоге, телефоны, скорее, социальная проблема, а не технологическая. То есть, вы действительно хотите слушать, как 200 человек одновременно с кем-то разговаривают в закрытом пространстве? Вероятно, авиакомпании используют это техническое обоснование, просто чтобы избежать многочисленных телефонных разговоров на борту.

3. Что будет, если во время приземления возникнут проблемы с шасси?

Неисправности системы опор летательного аппарата далеки от иерархии вещей, о которых может беспокоиться пилот. Если с вашим самолётом что-то случилось, шасси - одна из наименее опасных зон. Единственным исключением может стать разрыв шины или возгорание после высокоскоростного взлёта. В остальном проблемы с шасси устранить весьма просто.

Наихудшим сценарием может стать полный отказ системы выпуска шасси. В таком случае придётся производить более или менее добротную посадку на брюхо самолёта. Есть вероятность разрыва топливного бака, но из-за аварийных аппаратов, расположенных неподалёку, даже это не несёт особой опасности.

4. Может ли пассажир выбить окно самолёта? И правда ли, что в таком случае в него всех засосёт и выбросит за борт?

Эти окна намного прочнее, чем кажется. Но если из-за несчастного случая или вследствие чьего-то злого умысла окно всё же будет разбито, в самолёте быстро произойдет декомпрессия. Это теоретически возможно, хоть и очень маловероятно, что в первые несколько секунд кого-то может засосать, но катастрофы в стиле голливудских фильмов точно не будет.

5. Опасно ли летать во время шторма? Что будет, если в самолёт ударит молния?

Используя бортовой радиолокатор, наряду с данными, предоставляемыми управлением воздушными полётами, пилоты избегают грозовых областей, как корабли избегают айсбергов. Тем не менее, молнии иногда случаются, и самолёты проектируются соответственным образом. Заряд не проходит через салон, ударяя по пассажирам - он перенаправляется за борт, частично через фитили статического разрядника вдоль задних краев крыльев и хвоста. В девяти случаях из десяти эта система ликвидирует практически все последствия удара.

Время от времени повреждения всё же случаются, и чаще всего страдают электронные системы воздушного судна. В 1963 году молния стала причиной взрыва на борту Pan Am 707. После этого по поручению управления гражданской авиацией было создано несколько новых защитных мер, включающих в себя модификацию топливного бака и установку этих самых фитилей. Но это было более 50 лет назад, и я не знаю больше никаких других серьёзных инцидентов, связанных с ударом молнией.

6. Расскажите о самом пугающем случае, который случился с вами во время полёта

Самое страшное, что когда-либо случалось со мной, было почти состоявшееся столкновение в воздухе. В то время мне был 21 год, и я летал на четырёхместном самолёте. Мы работали в соответствии с «Правилами визуального полёта» в неконтролируемом воздушном пространстве. Но факт того, что это было очень давно, и я находился в небольшом самолёте в весьма примитивных условиях, должен подчеркнуть безопасность гражданской авиации. Я на службе с 1990 года, и за весь этот период ни один другой пугающий случай не приходит мне в голову.

7. Что будет, если во время полёта перестанет работать двигатель?

Все пассажирские самолёты сертифицированы для полёта с неисправным двигателем. Каждое воздушное судно должно быть способно ускоряться и подниматься даже при полном отказе двигателя во время взлета. Это гарантирует то, что неисправный самолёт покинет периметр аэропорта и не рухнет на здания, горы, не заденет телевизионные антенны и тому подобное.

Исправность самолёта проверяется перед каждым отправлением, чтобы обеспечить возможность безопасного взлёта и избежать любых других проблем. Высота аэропорта, длина взлётно-посадочной полосы и погодные условия - все эти факторы важны. При более коротких взлётно-посадочных полосах, высокой температуре или в гористой местности из самолёта могут изъять лишний груз, уменьшая его общий вес.

8. Насколько высока вероятность того, что самолёт упадёт?

Позвольте мне ответить следующим образом: последнее десятилетие было самым безопасным в истории гражданской авиации. А 2015 год стал соответственно самым безопасным годом.

Для сравнения, 60-80 годы были эпохой ужасных аварий, катастроф и терактов. В 1985 году произошло 27 (!) серьёзных авиационных происшествий, в которых погибло около двух с половиной тысяч человек.

Маломасштабные инциденты стали случаться намного реже. Может показаться, что со временем всё больше самолётов терпят крушение, но такое восприятие во многом является результатом работы СМИ и их неустанной фиксации даже самых незначительных происшествий, которая усугубляется эффектом социальных сетей.

9. Как вы стали пилотом?

Так уж исторически сложилось, что большинство пилотов авиакомпаний попали в эту индустрию и набрались опытом в вооружённых силах. Однако в настоящее время большинство пилотов (я как раз из них) попадают за штурвал гражданскими путями. Это долгий и очень дорогой процесс, который связан с медленным накоплением лётных часов вместе с обязательными лицензиями и рейтингами.

Получив необходимый опыт, вы обычно начинаете свою карьеру в авиакомпании одного из региональных перевозчиков. Очень немногие пилоты сразу начинают пересекать океаны. Но всё большее число авиакомпаний переходят к программе подготовки пилотов под названием «Ab-Initio», в которой отдельные пилоты обучаются, так сказать, с нуля, без предварительного опыта.

10. Есть ли такой период в обучении, когда вы всё ещё новичок, но уже сидите в кабине пилота?

После завершения обучения в классе и тренировок на симуляторе конкретного типа самолета, пилоты начинают накапливать определённое количество лётных часов под руководством опытного пилота. Причём это происходит во время штатных перелётов с пассажирами на борту.

11. Насколько велика доля автопилота в управлении самолётом? И насколько велика ваша доля?

Автоматизация кабины, а также то, как пилоты взаимодействуют с этой автоматизацией, являются самой непонятной темой во всей гражданской авиации. Люди имеют очень искажённое представление о том, что такое автопилот, и на что он способен.

Действительно, пилоты стали полагаться на иной, более продвинутый набор автоматизированных навыков самолёта, чем несколько десятилетий назад. Тем не менее, даже самый обычный полёт может содержать бесчисленное количество непредвиденных обстоятельств, с которыми должен справляться именно экипаж.

Иногда можно услышать о том, что пилоты «проводят всего три минуты, реально пилотируя свой самолёт в ходе обычного рейса». Подобные заявления очень обманчивы. Истина же звучит чуть иначе - пилоты в настоящее время проводят относительно короткое время, физически держа руки на штурвале. Разница очевидна.

И это вовсе не значит, что мы не контролируем полёт. Автоматизация кабины пилота не управляет самолётом - им управляет экипаж через эту самую автоматизацию. Автопилоту всё ещё нужно указывать, что делать, когда и как.

Сравнение между полётом и медициной, пожалуй, самое удачное: современные технологии помогают пилоту летать на самолёте так, как они помогает хирургу успешно проводить операции. Реактивный авиалайнер не может «летать сам», точно так же операционная не может «сама по себе» удалить опухоль или выполнить пересадку органа.

А как вам такие цифры? Более 99% посадок и 100% взлетов выполняются вручную, с капитаном или старшим помощником у штурвала.

12. Был ли случай, когда пролетающий мимо вас самолёт был слишком, даже пугающе близко?

Возвращаясь к предыдущему вопросу - только один раз, когда я был частным пилотом и управлял четырехместным самолётом. Пассажиры часто неправильно истолковывают расстояния между самолётами. Это еще один пример ФПП.

«Когда мы летели в Париж, другой самолёт пролетел так близко от нас, что мы могли видеть людей внутри него!» - взволнованно вспоминает кто-то.

Приземляясь на параллельные посадочные полосы или перпендикулярно пересекаясь на большой высоте самолёты могут оказываться относительно близко друг к другу. Но «близость» в управлении воздушным транспортом измеряется минимум сотнями метров. Для особо взволнованного пассажира эта дистанция заметно искажается, становясь критической. Но дело в том, что самолёты довольно большие, поэтому Боинг 747, пролетающий в трёх сотнях метров над или под вами, кажется чрезвычайно близким. Но, поверьте мне, вы никогда не летели настолько близко к другому самолёту, чтобы иметь возможность видеть лица пассажиров в этих маленьких оконцах.

13. Почему все самолёты летают на высоте около десяти с половиной тысяч метров?

Типичные крейсерские высоты варьируются от 9 тысяч метров до 12 тысяч. Назначенная высота зависит от данных службы контроля воздушным пространством и, разумеется, возможностей самолёта. У каждого воздушного судна есть максимальная допустимая высота полёта. Но есть важный фактор - чем выше ты летишь, тем меньше топлива расходуешь.

Но факт того, что самолёт способен летать на высоте 12 тысяч метров, не гарантирует его прибывание там. У диспетчеров, контролирующих воздушное пространство, могут быть свои мысли по этому поводу и\или самолёт может быть перегружен. Иногда мы поднимаемся на более «эффективную» высоту, если топливо сильно израсходовалось.

14. Каково это - летать сквозь облака в темноте, когда совершенно ничего не видно?

Темно и совершенно ничего не видно.

15. Опасно ли столкновение с птицами?

Столкновения с птицами случаются довольно часто, но они редко приводят к печальным последствиям - если, конечно, не рассматривать вопрос с птичьей точки зрения. Но вообще в истории были случаи, когда, например, после столкновения со стадом гусей у самолёта отказывали оба двигателя.

Современные турбовентиляторы являются упругими, но они отнюдь не начинают работать лучше от проникновения посторонних предметов, особенно тех, которые врезаются во вращающиеся лопасти на высоких скоростях. Птицы не «забивают» двигатель, но они могут изогнуть или даже разрушить внутренние лопасти, вызвав потерю мощности. Чем тяжелее птица, тем больше вреда она может нанести.

Итак, ваш следующий вопрос - почему не созданы двигатели с защитными экранами впереди? Ну, помимо того, что его наличие частично блокировало бы приток воздуха, экран должен был бы быть большим (предположительно, конусообразным) и невероятно сильным. Если же он будет разбит - в двигатель попадёт не только птица, но и куски метала. Несмотря на вышеизложенные инциденты, незначительная вероятность потери нескольких двигателей из-за столкновения с птицами делает такое новшество нецелесообразным.

16. Едите ли вы ту же пищу, что и пассажиры?

Это зависит от авиакомпании, но, как правило, пилотам и стюардессам предоставляется питание на любом рейсе, который длится дольше пяти часов. В некоторых экипаж получает отдельную от всех еду, но обычно нам достаётся та же еда, что подаётся в первом или бизнес-классе (да, все блюда, включая суп, салаты и десерты).

При этом пассажиры остаются в приоритете - мы же получаем то, что осталось. Учитывая вероятность отравления пищевыми продуктами, пилотам предлагается есть разные блюда, но это отнюдь не является обязательной процедурой. На практике это сводится к вашим предпочтениям и тому, что доступно. На коротких рейсах мы и вовсе сами по себе - едим крендели с солью, арахис, пиццу из кафе в аэропорту или просто берём что-то из дома.

17. Разрешено ли вам слушать музыку во время полёта? Если да, то каков ваш плейлист?

Не разрешено, но я всё же скажу вам, что в моём личном плейлисте: лучшие хиты для пилотов, включающие в себя группы Hüsker Dü, the Clash, The Wedding Present и the Mountain Goats, а также Билли Брэгга.

С середины февраля 2018 года российская авиакомпания «Аэрофлот» ужесточает правила провоза ручной клади. Отныне ты не сможешь прихватить с собой ноутбук, книгу, фотоаппарат, видеокамеру или зонт в дополнение к бесплатным 10 кг ручной клади - все эти предметы будут учитываться при взвешивании. Кроме того, если раньше к ручной клади можно было присовокупить рюкзак любого веса (главное, чтобы ты его мог сам утащить), то теперь в него можно положить лишь не более 5 кг. И серьезно закупиться в дьюти-фри тоже не получится: пронести на борт можно всего лишь 1 запечатанный пакет с габаритами в сумме не более 115 см.

Проскочить, не привлекая к себе внимание, вряд ли удастся, во всяком случае в аэропорту Шереметьево, где «Аэрофлот» установил отдельную зону досмотра. Допустимые вес и габариты ручной клади: 10 кг и 55х40х25 см. Поэтому лучше всего проверь эти показатели еще дома, чтобы в аэропорту не нестись к стойке регистрации, чтобы сдать ручную кладь в багаж, и не опоздать на рейс.

Кроме того, сотрудники авиакомпании и аэропортов могут не пустить тебя на рейс - или по крайней мере осложнить попадание на борт - еще по многим причинам, причем четко определенным законом. Рассмотрим некоторые из них. Ты никуда не улетишь, если:

1. Ты откажешься от предполетного досмотра

Предполетный досмотр проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. Досмотр проводится после осуществления паспортного и таможенного контроля. Пассажир обязан пройти досмотр и предоставить для досмотра свой багаж, в противном случае пассажир может быть не допущен в самолет.

2. У тебя просрочен паспорт

Причем речь идет не только о паспортах, срок действия которых уже истек. Если твой паспорт годен еще 5 месяцев и 29 дней, а ты летишь в страну, которая требует, чтобы срок действия паспорта составлял как минимум 6 месяцев, то тебя завернут еще при прохождении паспортного контроля (а то и раньше - у стойки регистрации на рейс).

3. Ты откажешься оплачивать провоз багажа

Отказ оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы, - достаточное основания для того, чтобы снять пассажира с рейса.

4. Ты откажешься платить за ребенка

Напомню, что бесплатно может лететь ребенок в возрасте до двух лет без предоставления ему бесплатного места; дети в возрасте до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением отдельных мест.

5. У тебя есть запрещенные к воздушной перевозке предметы или вещества

В этом случае пассажиру придется избавиться от запрещенного к перевозке предмета (выбросить, передать провожающим и т.д.), чтобы попасть на борт самолета. Понятно, что если речь идет об обнаружении, допустим, наркотических средств, то думать надо уже не о том, как попасть на рейс, а о том, как избежать тюрьмы.

6. Ты пьян

Скорее всего, пьяный пассажир не пройдет досмотр и не будет допущен на борт самолета. В то же время он может благополучно пройти досмотр, а потом в магазине беспошлинной торговли купить спиртные напитки и, прямо говоря, напиться, а затем пройти в самолет. Если он в самолете будет нарушать правила поведения (буянить, приставать к другим пассажирам, мешать стюардессам или стюардам, горланить песни и т.д.), что создаст угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, то такого пассажира снимут с борта самолета.

7. Ты не выполняешь распоряжения командира воздушного судна

Командир - главная фигура на борту самолета. Он вправе отдавать распоряжения любому пассажиру (независимо от его статуса и должности в обычной жизни), находящемуся на борту воздушного судна, и требовать их исполнения. Более того, командир воздушного судна имеет право применять меры принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться его распоряжениям. Как правило, такими пассажирами являются пьяные люди (см. п. 6), которых и снимает с борта самолета командир корабля.

8. Состояние твоего здоровья требует особых условий воздушной перевозки

Пассажира могут не допустить на борт самолета, если состояние его здоровья требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира (представим, он находится под капельницей) или других лиц, что подтверждается медицинскими документами. При этом к особым условиям перевозки не относятся, к примеру, особенности перевозки инвалидов.

Однако инвалид должен заранее - во время покупки авиабилета - предупредить перевозчика об особенностях своего здоровья, а продавец даже не имеет права требовать соответствующих медицинских документов и должен поверить на слово. Более того, нельзя отказать в полете инвалиду по причине отсутствия соответствующих технических средств (например, кресел-колясок или носилок). Инвалид (другое лицо с ограничениями жизнедеятельности) должен быть встречен в аэропорту и без дополнительной платы (!) перемещен (в том числе и на предоставленном перевозчиком в случае необходимости кресле-коляске) в здание, ему должна быть оказана помощь при регистрации. Если инвалид не может передвигаться самостоятельно, то его посадка и высадка из самолета осуществляются с помощью специального подъемного устройства (амбулифта). Инвалидам по слуху или зрению вся необходимая информация должна соответствующим образом дублироваться. Исключение: если пассажир является инвалидом по слуху и зрению одновременно или инвалидом в возрасте до двенадцати лет, то его перевозка осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего ему помощь в полете. В противном случае такого пассажира не допустят на борт самолета.

Нередко возникают спорные ситуации в случае, если пассажир - беременная женщина (сотрудники авиакомпаний, например, требуют соответствующие справки). Так вот, с точки зрения закона РФ никаких ограничений в перевозке беременных женщин нет.

Надо ли бороться, если тебя снимают с рейса при наличии указанных условий? Скорее всего, такие попытки окажутся бесполезными. Соблюдение правил направлено на обеспечение безопасности полета, и лучше не нарушать закон, если ты хочешь гарантированно улететь. Однако стоит добавить, что бремя доказывания наличия указанных условий лежит на перевозчике.

Даже при тщательном планировании авиапутешествия, могут возникнуть непредвиденные ситуации. Они становятся причиной опоздания на рейс. Что делать в этом случае?

Если опоздал на регистрацию, но самолет еще не взлетел

Выход из сложившейся ситуации есть. Первый вариант - надо обратиться к сотруднику авиакомпании. Он подскажет, как действовать дальше, если опоздал на регистрацию на самолет. Что делать опоздавшему? Есть еще один вариант – нужно подойти к специальной стойке, где регистрируют на рейс опоздавших пассажиров. Эта услуга платная, и может обойтись достаточно дорого. Но это лучше, чем вообще отменить путешествие.

Если опоздал на посадку

Это может произойти в том случае, если пассажир проходил онлайн регистрацию. Ему уже не нужно было приезжать в аэропорт за несколько часов. Это время он мог потратить на свое усмотрение.

Необходимо учесть, что установлены временные рамки обслуживания воздушного судна в аэропорту. Посадка завершается за 20-25 минут до вылета. Это время отведено для того, чтобы все пассажиры расположись на своих креслах, и подготовились к полету.

Если опоздал на самолет, нужно обратиться за помощью к сотруднику авиакомпании. Возможно, ему удастся вас провести на борт, предварительно сообщив, что пассажир задерживается.

Важно! Если посадка на рейс уже закончена, опоздание может быть чревато штрафными санкциями. Их применяют в результате задержки по вине пассажира.

Чтобы этого не произошло, нужно своевременно пройти регистрацию и сесть в самолет.

Если опоздал на регистрацию, а самолет уже взлетел

И такая ситуация не считается безвыходной. При ее возникновении надо обратиться за помощью к сотруднику авиакомпании. Он расскажет все нюансы возврата посадочного талона.

Как правило, пассажиры с билетами бизнес- и первого класса могут обменять их на посадочные талоны на ближайший рейс. При этом нужно оплатить небольшую комиссию. Если на руках авиабилеты эконом- или туристического класса, их придется сдать и приобрести новые на подходящий рейс.

Возврат посадочных талонов на авиасудна осуществляется в соответствии с установленными правилами авиакомпании.

Перед покупкой билета нужно внимательно ознакомиться с тарифами и условиями возврата на официальном сайте авиаперевозчика.

Если пассажир опоздал на самолет, а авиабилет был куплен через посредника, ему необходимо обратиться к нему напрямую.

При этом стоит учесть следующее:

  1. Существует два вида авиабилетов - возвратные и невозвратные. Последние не примут к возврату и не вернут за них деньги. Есть исключения, которые описаны в правилах возврата посадочных талонов авиакомпании.
  2. Будет списана комиссия не только в пользу авиаперевозчика, но и в пользу посредника.
  3. При покупке единого авиабилета на рейс с пересадкой последующие билеты аннулируются.

Получится вернуть малый процент от стоимости авиабилета.

Если опоздал на рейс с пересадкой

В этом случае дело обстоит немного сложнее. Если пассажир не успел на самолет, а в полете предусмотрена пересадка, билет на второй рейс придется отменить. Вернуть деньги за него не удастся. Нужно приобретать новый авиабилет.

Аналогичная ситуация может произойти в том случае, если пассажир не попал на рейс, а билеты куплены в обе стороны маршрута. Второй посадочный талон также подлежит аннулированию. За него авиакомпании возвращают денежные средства за вычетом комиссии и сервисных сборов.

Совет! Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно ознакомиться с тарифами и правилами возврата билетов на сайте авиаперевозчика. Также это можно сделать по телефону оператора.

Если опоздал на стыковочный рейс по вине авиаперевозчика

В этом случае надо связаться с представителем компании. Если же рейс обслуживает другой перевозчик, нужно подойти к его стойке регистрации и поставить отметку о задержке вылета.

Согласно установленным правилам, перевозчик обязан предоставить клиентам следующее:

  • бесплатный телефон для звонков;
  • номер в гостинице, если задержка рейса более 8 часов;
  • бесплатное питание.

Талоны на него можно получить у представителя авиакомпании.

Это все возможно, если пассажир приобрел один авиабилет с пересадкой. Если же он купил два отдельных посадочных талона, авиаперевозчик не несет ответственности за опоздание на второй рейс.

Можно ли вернуть деньги, если опоздал на самолет

Многие пассажиры интересуются, как получить денежные средства за билет обратно. Сделать это можно. О том, как вернуть деньги за посадочный талон, лучше узнать у сотрудника авиаперевозчика. Также эта информация размещена на сайтах всех компаний.

Денежные средства в полном объеме возвращают в таких случаях:

  • задержка или перенос рейса по вине перевозчика;
  • отмена посадки в пункте назначения из-за непредвиденных обстоятельств;
  • задержка вылета на несколько часов по вине авиакомпании;
  • изменение модели воздушного судна;
  • смерть пассажира или его близких родственников.

Вернут ли деньги за невозвратные билеты, вопрос спорный. Если талон был куплен по низкой стоимости, получить за него денежные средства вряд ли получиться. Билеты бизнес- и первого класса можно поменять.

Ситуация. По какой-либо причине вы не вылетели по своему авиабилету (например, опоздали на рейс) и решаете "догнать билет", купив ближайший вылет в аэропорт назначения (пересадки), и, прилетев туда, узнаете, что... весь остальной билет аннулирован. Ни лететь дальше, ни даже вернуться обратно вы по старому билету уже не можете.
Из комментов к последнему лайфхаку я понял, что для многих стала настоящим открытием информация - если не полететь какой-либо их сегментов своего авиабилета, он будет автоматически аннулирован.

Данное правило авиакомпаний у многих вызывает недоумение, а для некоторых оказывается неприятным сюрпризом, когда они ни сном, ни духом приходят на регистрацию и узнают, что билета домой-то нет...
Что же это за правило такое и как избежать подобной ситуации?


Правило автоматического аннулирования авиабилета в случае неиспользования пассажиром одного из его сегментов называется NO SHOW и применяется большинством авиакомпаний мира.
Этим термином обозначают ситуацию, когда пассажир не является на рейс, не поставив перевозчика заранее в известность. Например, вы заболели и не можете лететь, но вместо того, чтобы поменять билет, просто не приходите на рейс. Если вы не явились на посадку, все последующие части билета, то есть полетные сегменты, аннулируются.
Примеры:
Билет Москва-Барселона-Москва. Вы опоздали на рейс Москва-Барселона, вылетели ближайшем рейсом той же или другой авиакомпании, сделали свои дела или провели отдых, приехали ко времени регистрации на обратный вылет, но билет будет аннулирован.
Билет Москва-Франкфурт-Сиэтл-Франкфурт-Москва. Вы находитесь в Германии, решаете сесть по своему билету во Франкфурте, приезжаете туда на поезде, приходите на регистрацию, но билет будет аннулирован, т.к. Вы не вылетели по сегменту Москва-Франкфурт.
Билет Москва-Франкфурт-Сиэтл-Франкфурт-Москва. Вы опоздали на рейс Франкфурт-Сиэтл, прилетели самостоятельно, но обратный билет у вас будет также аннулирован.

Оговорюсь, это правило работает не всегда, хотя в большинстве случаев происходит именно так.
Когда же это происходит, а когда нет? Как узнать?
Нужно читать а) электронный билет, где обозначены все правила, включая обмен, возврат билета, а также условия NO SHOW б) при покупке билета правила перевозки конкретной авиакомпанией.

Как правило, авиабилет (если речь не идет о простом перелете в одну сторону без пересадок) разбит на несколько участков, каждый из которых имеет собственные правила тарифа. Очень важно посмотреть правила по каждому полетному участку, так как ко всему билету применяются правила наиболее «строгого» тарифа. Полетный участок обозначается следующей «шапкой»:

Эта «шапка» содержит служебную информацию о полетном участке, коде тарифа и так далее.

Правила возврата авиабилета описаны в разделе CANCELLATIONS (Отмена). Чаще всего встречаются следующие формулировки:

TICKET IS NON-REFUNDABLE - билет возврату не подлежит
REFUND IS NOT PERMITTED - билет возврату не подлежит
ANY TIME TICKET IS NON-REFUNDABLE - билет не подлежит возврату в любое время
TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW - билет не подлежит возврату в случае неявки на рейс.


В данном случае отмена возможна. При этом полная стоимость билета подлежит возврату при возврате билета более чем за 24 часа до вылета самолета по первому полетному участку.
При возврате билета менее чем за 24 часа до вылета самолета по первому полетному участку, удерживается штраф в размере 25% от тарифа.
В этом случае чаще всего где-нибудь ниже будет указана информация об удержании сбора авиакомпании за процедуру возврата, например, такая:

Означает: Для билетов, перевозка по которым начинается в России, в любое время при полном или частичном возврате удерживается сбор 25 евро (для международных перелетов) или 900 руб. - для перелетов по России.

Раздел «AFTER DEPARTURE» описывает условия возврата билета после вылета самолета, но только в том случае, если пассажир начал перевозку (например, улетел по первому полетному участку и не воспользовался вторым). В случае, если пассажир не воспользовался билетом и не обратился до вылета за снятием места применяются правила NO SHOW, то есть неявки на рейс.

В данном случае производится возврат разницы между примененным тарифом (ко всему билету) и фактическим тарифом по использованному сегменту на день оформления билета, если билет представлен к возврату более чем за 24 часа до времени вылета по неиспользованному участку.

Это означает, что, если клиент приобрел билет туда-обратно и хочет сдать обратный билет, в соответствии с правилами тарифа из оплаченной клиентом суммы вычитается не половина тарифа «туда-обратно», а фактически имевшийся в наличии на день оформлении билета тариф «в одну сторону». Поскольку тариф «в одну сторону», как правило, сопоставим по стоимости с тарифом «туда-обратно», легко может оказаться, что возвращать нечего. И да, это если вы отказываетесь от дальнейших сегментов, а не пропустили один из них. Тот самый пресловутый "поставить перевозчика в известность".

Ну и относительно правил перевозки, в которых и предусмотрено применение правила NO SHOW. Обычно эта информация содержится в разделе "Бронирование перевозки пассажиров и багажа" и звучит следующим образом: "Если пассажир не прибыл на рейс (NO SHOW), на который он имеет подтвержденное бронирование, и заранее не сообщил авиакомпании об изменениях в своем путешествии, авиакомпания имеет право аннулировать бронирование пассажира на этот рейс и на последующие сегменты маршрута перевозки и на обратный рейс".

Имеет право! Вот это важно. То есть, могут быть варианты и при желании ситуацию можно разрешить, а при грамотной аргументации настоять на восстановлении сегментов...

Приятных путешествий и не попадать в неприятные ситуации!

Loading...Loading...