Знаменская церковь в урочище теплое. Сокровища московских улиц и переулков, ч.3 Сберечь нельзя, утратить

родился в г. Щекино, Тульской области в семье рабочих. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Московский Архитектурный Институт, который закончил в 1976 году с дипломной работой на «отлично». В 1974 году, являясь студентом 5 курса института получил 1-е место во Всесоюзном конкурсе «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Московского Государственного Университета на Ленинских Горах, павшим в боях за Родину в 1941 – 1945 гг.». Строительство Памятника было закончено к Юбилей Великой Отечественной войны – 9 мая 1975 г. и отмечено Золотой и Серебряной медалью ВДНХ на выставке «Творчество молодежи – стране», а так же многими публикациями в архитектурных журналах. После окончания института работал с 1976 г. в институтах: «Центромашпроект», «Гипронии АН СССР», «Гипропромтрансстрой» в должности архитектора, руководителя группы архитекторов. В 1985 году был принят в Члены Союза архитекторов СССР. В 1987 г. в порядке перевода перешел в институт «Спецпроектреставрация» в мастерскую № 5 на должность руководителя группы архитекторов по реставрации Памятника истории, культуры и архитектуры Мирового значения – «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.»

В 1988 г. назначен Главным архитектором проектов реставрации. На этой должности руководил комплексным проектированием и проведением авторского надзора по реставрации более 20 объектов (Главный дом, дом Кузьминских, дом Волконских, Белая кухня и т.д.) на Памятнике Мирового значения «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.». В дальнейшем руководил проектированием и реставрационными работами в Брянской области («Церковь Св. Николая в г. Стародубе», «Дом Причта в Введенской пустыне»), Калужской области («Братские корпуса» в монастыре «Оптина пустынь», «Дом Перлова» в Шемардинском монастыне, «Усадьба Ершово» – Главный дом), Звенигородский район Московской области, а так же в Москве – «Дом Губина» - г. Москва, ул. Петровка, «Усадьба Замятиных» – г. Москва, ул. Пятницкая и т.д.

В 1995 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры конца XIX века «Коммерческий Банк Полякова – Банк Москвы» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 15/8 стр. 1) был награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1997 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры ХХ века «Жилой дом на Ленинградском проспекте» – арх. Буров, худ. Фаворский (г. Москва, Ленинградский проспект, д.27) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1998 году руководил проектными, консервационными и реставрационными работами на Памятнике архитектуры, истории и культуры Федерального значения «Городская усадьба XVIII-XIX в.в.» (г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.18 стр.1)

Приказом Министерства Культуры Российской Федерации № 850 от 17.12.1999 года в целях совершенствования работ по сохранению и реставрации памятников истории и культуры назначен Федеральным архитектором-реставратором (координатором) по Саратовской области, где в 1999-2000 гг. проводил координационные работы на Памятнике истории культуры и архитектуры Федерального значения «Художественном музее им. Радищева».

В 2001-2002 г. руководил проектными работами на Памятнике архитектуры начала ХХ века «Особняк 1907 года» арх. Гончаров (г. Москва, ул. Большая Полянка, д.45)

В 2002 г. за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике истории, культуры и архитектуры 1883 г. «Пассаж Сан-Галли с палатами конца XVIII века» – «Дом художников» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.11) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.

За многолетнюю творческую работу награжден Дипломом Союза архитекторов России и благодарностями Московского комитета по охране памятников архитектуры-«Москомнаследия».

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В тот же год за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.

Пущино-на-Наре - родовое имение князей Вяземских. Великолепный архитектурный ансамбль в стиле классицизма был возведен в конце XVIII века, предположительно, по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова. Пущино-на-Наре достойно внимания благодаря не только сохранившимся фрагментам главного усадебного дома с его роскошными коринфскими колоннами, но и удивительной атмосфере уединения и покоя. К тому же при виде того состояния, в котором находится дом, становится понятно, что едва ли он простоит еще сто лет, и у нас есть редкая возможность увидеть памятник "воочию", а не на картинке.

Архитектурной доминантой усадебного комплекса является двухэтажный кирпичный дворец, расположенный на главной планировочной оси. Это роскошное творение с греческим портиком под низким фронтоном, с итальянскими арками в цокольной части и полукруглыми трехчастными окнами. по первоначальному проекту к дому были пристроены четыре прямоугольных флигеля, к которым позднее пристроили портики с фронтонами. Декор фасада изобилует многочисленными элементами, вокруг парадного двора были высажены кусты акаций, внутренний двор украшал фонтан, а за парком открывался чудесный вид на реку Нару.

Перестройки, которым дворец подвергался в последующие годы, практически не отразились на внешнем облике усадьбы. Однако тот факт, что она остается заброшенной, не может вызывать оптимизма - дворец постепенно разрушается, старых деревьев в парке остается не так много. Но в этой увядающей красоте есть что-то неуловимое и совершенно неповторимое, что-то, что притягивает сюда многих ценителей прекрасного.

Усадьба Турово

Село Турово вошло в туристические справочники как усадьба Арцыбашевых. В начале XIX века ее выкупил гвардии капитан А.Д. Арцыбашев, отец будущего декабриста Дмитрия Арцыбашева. Несмотря на то, что он не принимал непосредственного участия в восстании 14 декабря 1825 года, он понес наказание вместе со своими единомышленниками. Отказавшегося склонить колени колени перед императором декабриста отправили в составе Таманского полка на Кавказ, где он принял участие в русско-персидской и русско-турецкой войнах.

До наших дней в усадьбе Турово сохранилось лишь малая часть от памятников классицизма. Среди них стоит отметить одноэтажный флигель с мезонином, декорированным треугольным фронтоном и полуциркульным окном с медальонами. В специально выложенных нишах когда-то располагались скульптуры.

Усадебные постройки были окружены прекрасным парком, террасы которого плавно спускались по склону холма. На вершине холма перпендикулярно друг другу высажены две липовые аллеи. От главного дома сохранились лишь невыразительные фрагменты, которые свидетельствуют о более поздней перестройке.

Усадьба Рай-Семёновское

Село Семеновское на протяжении многих лет было родовым имением бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII столетия его владельцем был выдающийся дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, славившийся своими прогрессивными взглядами. На рубеже XVIII-XIX веков усадьба перешла к его потомку А.П. Нащокину, гофмаршалу Павла I, который создал в Семеновском прекрасный архитектурный ансамбль и назвал его Раем.

Из сохранившихся усадебных построек, пожалуй, наименьшего внимания заслуживает главный дом, который неоднократно перестраивался и утратил свои первоначальные формы. Дом был окружен парком, от которого сохранилась лишь часть, а также аллея, ведущая к дому от главных ворот. Центральной достопримечательностью усадьбы является Спасская церковь, построенная в 1771-1783 годах. Это пышное сооружение, увенчанное мощной ротондой с полусферическим куполом. К основному объему пристроена колокольня с белокаменным шпилем. Над сооружением церкви трудился выдающийся архитектор М.Ф. Казаков - он выполнил оформление внутреннего пространства. В отделке интерьера был использован добываемый в окрестностях разноцветный мрамор.

Погружаясь в историю усадьбы, становится понятно, отчего Нащокин испытывал особую гордость от созерцания своей усадьбы. Помимо того, что Спасская церковь считалась одной из лучших среди сельских храмов России, он еще решил использовать целебные свойства местных минеральных источников. В 1803 году Ордин-Нащокин открывает в усадьбе водолечебницу, получившую широкую известность. К сожалению, постройки курорта до наших дней не сохранилась, а после революции усадьба постепенно пришла в запустение.

Усадьба Пущино-на-Оке

Усадьба Пущино-на-Оке расположена неподалеку от центра одноименного города, на высоком берегу реки Оки. Из усадебного комплекса сохранился трехэтажный дом, от которого к реке ведет когда-то шикарная лестница. К дому ведет липовая аллея, а в заброшенном парке сохранился заболоченный пруд. Несмотря на богатую историю этого места, усадьба находится в полном запустении, поэтому лучше всего себя чувствуют здесь те, кто ищет уединения и покоя. Во время прогулок по тропинкам возникает грустное ощущение того, что время беспощадно даже к камню...

Первыми владельцами усадьбы Пущино-на-Оке была семья Арцыбашевых, которые приобрели ее в 1799 году. В конце XIX века имение выкупил известный чаеторговцем С.В. Перловым, который устроил масштабную перестройку и переделал главный дом в неоклассическом стиле. В последующие годы владельцы имения неоднократно менялись, среди них были весьма известные в стране фамилии. Любопытно, что еще совсем недавно дом находился во вполне приличном состоянии, и именно здесь проходили съемки нескольких исторических фильмов. Но, к сожалению, последние годы усадьба заброшена и находится на грани разрушения.

Усадьба Воздвиженское

Усадьба Воздвиженское, расположенная в паре километров от Серпухова, в настоящее время находится на территории Дома отдыха "Авангард". История этой усадьбы уходит своими корнями в XVII век, и на протяжении нескольких столетий сменилось несколько владельцев. Стоит отметить, что Воздвиженское во все времена состояло из двух отдельных усадеб, которые были объединены только общим названием.

Оказавшись на территории бывшей усадьбы, путешественники прежде всего видят большие пруды, разделенные плотиной. Из сохранившихся построек стоит отметить церковь Воздвижения креста Господня, которая была построена в 1787 году. Сейчас храм, давший имя целой усадьбе, разрушен, а его сохранившаяся часть превращена в котельную. Главный усадебный дом пребывает в полуразрушенном состоянии. От него сохранилась малая часть, которая все же позволяет охарактеризовать его как одноэтажное сооружение, увенчанное в центральной части деревянным мезонином с балконами. С одной из сторон к дому примыкала оранжерея, а со всех сторон дом был окружен парком со старинными деревьями, которые до сих пор выглядит весьма очаровательно.

Усадьба Васильевское

Усадьба Васильевское представляет несомненный интерес для всех заинтересованных российской историей, а также для любителей путешествовать по старинным усадьбам. Здесь сохранились фрагменты типичной дворянской усадьбы: мощеная булыжником подъездная дорога, остатки старинного парка, а также деревянный Никольский храм, построенный в 1689 году.

В 1692 году в усадьбе Васильевское родился русский ученый-географ Федор Иванович Соймонов, вошедший в историю России как один из первых картографов. Принимавший участие в многочисленных военных походах эпохи Петра Первого Соймонов активно занимался составлением картографических материалов, изучением окраинных территорий Российской империи. Пристальное внимание он уделял не только не только вопросам их исследования, но и проблемам развития. Он составил первую карту Каспийского моря, был автором первой русской печатной карты, а также атласа Балтийского моря и прочих работ.

В конце XVII века отец будущего знаменитого ученого в своей усадьбе инициировал строительство деревянного храма. В 1689  году храм был освящен в честь Святого Николая Чудотворца. Это небольшой храм с трапезной и граненой апсидой. В более позднее время церковь подвергалась перестройкам, существенно исказившим ее первоначальный облик. В ходе реставрационных работ 1969 и 1980-х годов храму был возвращен первоначальный облик.

Усадьба Рождествено-Телятьево

Усадьба в селе Телятьево, основанная в XVII веке, славится живописной церковью Рождества Христова, построенной на месте более древнего деревянного храма. В XIX веке поместье принадлежало семье графов Соллогубов, выходцем из которой был известный русский писатель В.А.Соллогуб. После покупки имения, новые владельцы занялись серьезной перестройкой усадебного дома, а также прославились своей коллекцией предметов искусства - европейской живописи, графики и скульптуры и барельефов работы западных и русских мастеров.

Настоящей жемчужиной усадебного комплекса стала церковь Рождества Христова, единственное сохранившееся до сих пор сооружение. Возведенная в 1731 году и расширенная за счет новых приделов в 1855 и 1912 годах, она стала прекрасным образцом барокко. Храм представляет собой бесстолпную, крестообразную в плане постройку с полукруглым алтарным выступом. Над сферическим куполом возвышается увенчанный главкой восьмигранный барабан. Декоративное убранство фасадов достаточно сдержанное и не изобилует многочисленными элементами. Архитектурную композицию дополняет трехъярусная колокольня.

После революции усадьба Рождествено-Телятьево, как и остальные дворянские усадьбы была разрушена, а некоторые постройки отошли в ведение совхоза. Великолепные художественные коллекции прежних владельцев перешло в собственность государства, а часть имущества была утрачена.

Усадьба Подмоклово

Усадьба Подмоклово расположена приблизительно в двух километрах к югу от Серпухова. Жемчужиной архитектурного комплекса усадьбы является церковь Рождества Богородицы. Построенная в 1714-1722 годах по инициативе владельца усадьбы, князя Григория Федоровича Долгорукова, она стала ярким образцом итальянского барокко.

Уникальность этого храма заключается в том, что он выполнен в виде, так называемой, двусветной купольной ротонды. Нижний ярус представляет собой арочную галерею, которая на втором ярусе выполняет роль балкона, украшенного скульптурами. Пышное архитектурное убранство дополняет ионический ордер опор галереи, а также аккуратный рельеф карнизов и прочих элементов. Наличие скульптур ангелов и евангелистов является удивительным примером в русской архитектуре того времени, ведь когда строился храм, Синод категорически запретил использовать подобные элементы. Да и ротондальная форма храма была достаточно редкой на Руси.

В начале XIX века вблизи храма была построена колокольня и каменная ограда, однако до наших дней эти постройки, как и усадебный дом, не сохранились. Исключение составили, пожалуй, только руины одного из флигелей. В 1970 году часть скульптур была снята с галереи с целью реставрации, но так и не вернулись на прежнее место - они стали частью коллекции Серпуховского художественного музея. В 1993 году церковь Рождества Богородицы был возвращен верующим.

Loading...Loading...