Столица город называемый памятником современной архитектуры. Какой столичный город называют памятником современной архитектуры? Направления современной архитектуры

Вершина затопленной старой церкви - это все, что осталось от затонувшего бразильского города Петроляндия после строительства крупной гидроэлектростанции. Это история еще одного города, который был сознательно затоплен и исчез с лица земли по техногенным причинам.

Направляетесь в Копакабана? Если вы хотите отдохнуть от обычных отелей, загляните в своеобразное маленькое местечко под названием Hostal Las Olas Guesthouse. Это комплекс из десяти частных вилл, каждая из которых имеет разную форму и уникальный интерьер (особенно выделяется среди них раковина). Гостевой Дом Лас Олас отличается экстравагантным стилем Гауди и имеет прекрасный вид. О чем еще можно мечтать во время путешествия?

Такие места, как Собор Лас-Лахас в Колумбии привлекают не только паломников, глубоко религиозных людей, но и любопытных туристов, а также просто любителей прекрасной природы и знатоков невероятной архитектуры. Святилище Лас Лахас построено в готическом стиле и является одной из самых интересных достопримечательностей Колумбии. Такая красивая архитектурная жемчужина расположена на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря - на мосту, ведущем через пропасть в каньоне реки Гуатара, недалеко от границы с Эквадором.

Каждый паломник нес по кирпичу к вершине горы Монсеррат, чтобы помочь построить это историческое святилище в Колумбии. Святилище горы Монсеррат - это религиозное здание, видимое из большей части Боготы. Для людей из колумбийской столицы храм является самым священным местом, символичным для города. История храма Монсеррат восходит к 1640 году, когда было разрешено строить святилище на горе. Маленькая часовня была посвящена Деве Морене де Монсеррат, и построена в честь подобного святилища, которое до сих пор стоит в горах за пределами Барселоны.

Ботанический сад Куритибы - уникальная достопримечательность, посвященная миру природы. Построенный в 1991 году сад походит на французские королевские сады - вся территория залита роскошной элегантностью. Цветы устилают дорожки к саду, а каждая изгородь тщательно продумана и напоминает сады версальского сада. Сама теплица - это садовая изюминка, изящно расположенная на фоне панорамы Куритибы.

Потрясающий католический собор был построен в недавно созданной столице Бразилии. Кафедральный Собор Бразилиа спроектирован известным бразильским архитектором Оскаром Нимейером и представляет собой почти гиперболоидную структуру, которая кажется прижатой к земле. Внешний вид здания с его поразительной формой и великолепным стеклянным потолком настолько же интригующий, как и его история.

Дом Ghat House в Чили отличается удивительным дизайном и захватывающим единением с природой. Архитекторы приложили максимум усилий, чтобы гармонично вписать его в прибрежный пейзаж. Особняк буквально сливается с прибрежным склоном, открывая выход на пляж. При этом, он не нарушает целостность береговой линии, а скорее дополняет её. Этот проект получил множество наград на престижных международных конкурсах.

Пока причастные к строительству и дизайну люди отмечают свой профессиональный праздник - Всемирный день архитектуры, мы представим самые интересные и необычные работы современных архитекторов и их предшественников.

Кварталы Хабитат-67, Монреаль

Уникальный жилой комплекс был построен в 1967 году к выставке «Экспо». 354 срощенных друг с другом домов расположены не в случайном порядке, а так, чтобы все квартиры получали максимум солнечного света. Стиль этого объекта - брутализм, кстати, стал популярен и в СССР.

Проекты Фриденсрайха Хундертвассера

Очень сложно выбрать какую-то одну работу этого культового архитектора, ведь все они по-своему удивительны. Его «сказочный» стиль не подпадает ни под одну из классических концепций - великий австриец проектировал «хорошие» и даже «добрые» дома. Вот, например, обычный жилой , который все называют просто домом Хундертвассера. Неудивительно, что автор такой архитектуры всегда принципиально носил разные носки.

Идеальный дворец, Франция

Ничем не примечательный городок Отрив прославил местный почтальон в начале XX века. Фердинанд Шеваль 33 года строил свой собственный дворец из подручных материалов - камней, которые собирал во время работы. Фердинанд абсолютно не разбирался в канонах архитектуры и использовал все стили, которые он мог видеть. Поэтому в «Идеальном дворце», как автор сам его называл, есть элементы от Древнего до Гауди.

Храм Лотоса, Индия

В 1986 году в Нью-Дели был построен один из самых необычных в мире . Гигантские мраморные листья лотоса как будто вот-вот распустятся. Для цветка даже создали почти естественные условия - храм, как и настоящий лотос, возвышается из воды. Хотя это и религиозное сооружение, внутри нет ни икон, ни фресок, ни росписей: в учении бахаи эти атрибуты не важны.

Кёльнский собор, Германия

Канонический образец готики, известный далеко за пределами «архитектурных кругов». Описывать многочисленные детали огромного здания мы, конечно, не будем. Ограничимся одним фактом: в 1880 году, когда завершился очередной этап строительства, собор на четыре года стал самым высоким зданием на планете - 157 метров. Но и сегодня, в окружении малоэтажных домов в центре Кёльна собор выглядит всё равно впечатляюще.

Бурдж-Халифа, ОАЭ

В последние десятилетия звание самого высокого здания в мире было буквально переходящим знаменем: то , то Тайбэй, то Куала-Лумпур. Разумеется, эмираты не смогли пройти мимо такого соревнования решили поставить свой рекорд. Попутно « » одержала победу более чем в десяти номинациях, например, как обладательница самого быстрого лифта и самого высоко расположенного ночного клуба (на 144 этаже).)

Храм танцующего бога, Индия

Знаменитый индийский храм Брихадешвара, недавно отметивший своё тысячелетие, посвящён Шиве. Всего внутри храма - 250 изваяний этого бога, и все они изображают разные позы магического танца. Раньше храм был ещё и крепостью, поэтому, кроме изящных статуй здесь есть и серьёзные оборонительные сооружения. Рвы и стены охраняют легендарные богатства, которые столетиями несли Шиве паломники.

Стадион «Птичье гнездо», Пекин

Олимпийские игры для архитекторов - это отличный шанс воплотить свои мечты: власти не скупятся на смелые и дорогие проекты. От Олимпиады-2008 достался стадион на 80 000 человек совершенно непривычной формы. Хотя примечательна даже не форма, а исполнение из гигантских железных балок - воздушная полупрозрачная конструкция при этом может выдержать восьмибалльное землетрясение.

Здание Крайслера, Нью-Йорк

Один из лучших образцов ар-деко и самый высокий в середине XX века небоскрёб был построен по заказу автомобильной компании «Крайслер». Самым высоким он стал благодаря непримиримому соперничеству двух архитекторов: автор этого здания в последний момент перед завершением строительства согласовал установку 40-метрового шпиля, обогнав тем самым новостройку Трамп-билдинг. А необычные дуги на фасадах верхних этажей имитируют колёсные диски автомобилей.

Дом-капсула, Япония

Сочетание японского минимализма и любви к новым технологиям подарило миру уникальный проект - капсульный жилой дом. Все модули (квартиры и офисы) в этом здании полностью заменяемы и крепятся к металлическому основанию всего четырьмя болтами. Несмотря на визуальную хлипкость такой системы, несчастных случаев с момента постройки в 1974 году пока не было.

Дома-кольца, Китай

Необычные круглые дома-крепости появились в давно, а перестали их строить только в 1960-х. До этого жилища по принципу замкнутой системы возводили во многих районах. Недостаток земли и возможность обороняться сообща подталкивали людей селиться коммунами в нескольких таких домах. Да и микроклимат внутри защищал от зноя и холода.

Самая южная православная церковь

Эта постройка отличается не дизайном или размерами, а исключительно местом, где она находится. Неподалёку от российской антарктической станции Беллинсгаузен в 2004 году освятили деревянную церковь Св. Троицы. А брёвна для церкви проделали, наверное, самый длинный путь в истории логистики стройматериалов: Горный Алтай-Калининград-Антарктида.

Самое секретное офисное здание, США

Самое недоступное в мире офисное здание одновременно и самое большое. Это знаменитый Пентагон - здание Минобороны . В огромной пятиугольной постройке - 28 км коридоров, а площадь всех пяти этажей - 604 000 кв.м. Этот гигант строился в 1940-х годах, поэтому вышел небольшой казус: туалетов в здании в два раза больше необходимого - отдельно для негров, отдельно для белых. Правда, к концу строительства старые порядки отменили и даже таблички повесить не успели.

Бассейн в небе, Сингапур

Три башни высотки отеля Marina Bay Sands в поддерживают действительно уникальное архитектурное сооружение - огромную платформу, по форме напоминающую корабль. На «палубе» находится живой сад и гигантский бассейн. Кстати, весь дизайн отеля официально одобрен специалистами по фэн-шуй.

Город на скале, Шри-Ланка

Настоящий город-крепость возвели древние зодчие на отвесной 300-метровой скале Сигирия. Царь Касапа I приказал выстроить свою резиденцию на такой высоте для защиты, но не забыл и о комфорте. Крытые террасы, скамьи для отдыха, деревья и даже искусственный водоём делали Сигирию убежищем класса люкс. Кроме официальных исторических памятников, интересна и традиция, так любимая нашими соотечественниками: начиная с VII века гости дворца оставляли на скалах надписи вроде «здесь был Вася, 879 год», только в стихах.


Кому-то, возможно, покажется выдающимся успехом удачное оформление места для барбекю в собственном дворе. Но истинным триумфом можно назвать создание небоскребов и удивительных зданий, архитектурных шедевров, о которых не прекращается молва. Чтобы почтить гениев зодчества, мы составили список 10 самых красивых в архитектурном отношении столиц мира. Речь пойдет как о древних столицах, в которых сохранились памятники архитектуры древних веков, так и о современных мегаполисах, удивляющих своими футуристическими зданиями, а также о городах, где можно увидеть поразительное смешение стилей. Мы расскажем о столицах, в которых удалось соблюсти равновесие между классикой и модерном.

Хотите удивить друзей рассказом об отпуске и многочисленными фотографиями мест, в которых вы побывали? Планируя отпуск, вспомните наш рассказ и, возможно, вы захотите посетить именно эти города и узнаете много нового.

№10 - Бразилиа, Бразилия

Этот город возник в красной пустыне и достиг совершенства менее чем за 4 года. Он стал столицей страны, живым и дышащим организмом. Это Бразилиа, 10-й пункт нашего списка. Задуманный и спланированный архитектором Люсио Коста в 1957 году, этот город вмещает в себя множество зданий, сотворенных по замыслу всемирно известного архитектора Оскара Нимейера. С высоты птичьего полета он похож на крест, но многим напоминает по форме бабочку или самолет. Многие подвергали эту планировку критике, однако ЮНЕСКО объявила этот город объектом всемирного наследия.

Главными архитектурными шедеврами этой столицы принято считать Дворец Авроры (здесь находится официальная резиденция президента республики), Республиканский культурный комплекс, Кафедральный собор, Площадь Трех Властей (все здания на ней являются правительственными). В проектировании города немаловажное значение имели идеи Ле Корбюзье, французского архитектора, которого по праву считают отцом современного зодчества. Бразилиа - удивительная столица, хотя бы потому, что она была воздвигнута в кратчайшие сроки.

№9 - Дубай, ОАЭ

Вы столкнулись с вопросом, где раздобыть подъемный кран для реализации строительного проекта? Вините в этом Дубай. Подсчитано, что около 25% всех кранов мира задействованы на строительстве этого арабского города, и работают они круглые сутки. Битком набитый небоскребами, Дубай считается единственной столицей, в которой есть семизвездочный отель - башня Бурдж Аль-Араб, самый высокий отель в мире. Это удивительное сооружение имеет форму паруса.

Но и он меркнет в сравнении с другими зданиями, которые маячат на горизонте. Это Гидрополис - первый в мире подводный отель, Бурдж Дубай - самое высокое сооружение в мире, Всемирная Башня API World Tower, которая в будущем станет самым высоким отелем в мире, Дубайленд - парк развлечений на манер Диснейленда, который, как ожидается, превзойдет творение Уолта Диснея по размаху и красоте. Хотите одним глазком заглянуть в будущее? Смотрите сюда.

№8 - Афины, Греция

Акрополь, сердце древнегреческой цивилизации. Именно здесь черпают свое вдохновение зодчие ХХI века. Пожалуй, Акрополь придает всему городу поразительную основательность и мощь. Здесь вы увидите классические греко-римские колонны, некогда служившие опорой Парфенону, самому значительному из древних памятников Афин, вы увидите причудливые узоры и искусную резьбу на их вершинах. Кое-кому захочется остаться здесь, но если жаждете чего-то нового, обратите свой взор на здание Афинской Академии - в нем воплотилось современное видение классического греко-романского стиля. Есть еще и недавно реконструированный Афинский Олимпийский Стадион. Но стоит ли сомневаться в том, что именно древняя архитектура, то, что испытано веками, привлекает сюда многочисленных туристов. Вот почему мы и включили Афины в список самых интересных в архитектурном отношении столиц.

№7 - Флоренция, Италия

Многие считают этот город колыбелью и средоточием итальянского Возрождения. И, конечно, архитектура большинства сооружений во Флоренции отражает стиль эпохи Ренессанса. Это всемирно известный Палаццо Веккьо (Старый Дворец), где размещается городская ратуша, Академия Искусств - именно здесь можно увидеть Давида, величайшее творение Микеланджело, галерея Уфицци - один из старейших в мире музеев, главный музей Флоренции, экспозицию которого составляют шедевры эпохи Возрождения. Это также величественные и, словно воздушные, соборы, среди которых Санта Мария дель Фьоре - самый большой в Европе кафедральный собор, а также Базилика Святого Креста, довольно большая церковь. Уникальной достопримечательностью Флоренции является Понте Веккьо - Старый Мост - средневековое сооружение с мелкими лавочками и мастерскими по обе стороны.

№6 - Рим, Италия

Подобно Афинам, Рим - колыбель западной цивилизации, и в первую очередь об этом свидетельствует его богатейшая архитектура. Это подлинная классика: Колизей, Пантеон, Римский Форум, Храм Венеры в Риме. С ними могут состязаться в красоте более поздние сооружения - Площадь Святого Петра в Ватикане, Сикстинская капелла, Национальный памятник Виктору Эммануилу II. Современных зданий здесь не так уж и много, достаточно сказочного изобилия древних, возведенных в стиле классицизма и Возрождения. Именно благодаря великолепной архитектуре, Рим и был включен нами в список самых красивых столиц.

№5 - Шанхай, Китай

Китай сегодня активно развивает свою промышленность, и Шанхай - один из главных проектов, является безусловным свидетельством быстрого ее роста. При нынешнем масштабе решения о возведении тех или иных зданий принимается в считанные часы, а на разработку проекта уходит не более недели (на Западе для этого потребуются месяцы и годы). Стремительно развивается новый район Пудун, международный деловой центр Шанхая: здесь самые красивые и самые высокие здания, среди которых Башня Жинь Мао и телебашня Жемчужина Востока, где размещаются торговый центр, отель и смотровая площадка.

Путешествуя по реке, можно увидеть и прошлое города - здесь множество зданий, выстроенных в колониальном стиле, но постепенно их вытесняют современные сооружения, подобные Шанхайскому большому театру. Рядом идет строительство того, что в недалеком будущем может стать самым высоким сооружением в мире - это здание Всемирного финансового центра. Вы все еще не поняли, каким курсом движется Китай? Тогда смотрите.

№4 - Берлин, Германия

С 1989 года, с тех самых пор, как рухнула Стена, Берлин активно занялся реставрацией и преобразованием своих зданий. Самыми примечательными и известными являются, конечно, Рейхстаг, где некогда размещался нацистский парламент. Сегодня его накрывает новый стеклянный купол; район Потсдамской площади - ранее заброшенный, а нынче обновленный, здесь возвышается внушительный размеров Центр Sony и штаб-квартира концерна DaimlerChrysler, выстроенная за последние пять лет. Среди новейших также можно назвать здание нового Посольства Великобритании, Еврейский музей, спроектированный американским архитектором Даниэлем Либескиндом.

Здесь также множество образцов классической архитектуры и зданий в стиле неоклассицизма - Старый Музей, сохранившееся здание музея Bode, и Красная Ратуша (старая резиденция мэра).

№3 - Чикаго, Иллинойс

Это не просто город вкуснейших хот-догов и горячих спортивных болельщиков, здесь, в Городе Ветров, зародилась и развилась чикагская архитектурная школа - источник современной американской архитектуры. После опустошительного пожара 1871 года, уничтожившего более 2000 акров различных построек, Чикаго был застроен заново. Трудами архитекторов возник нынешний Чикаго, здесь есть множество памятных сооружений, о которых знает весь мир. Чтобы понять, что сегодня представляет собой этот город, стоит вспомнить, что само слово «небоскреб» впервые появилось именно здесь.

Главными достопримечательностями города называют: Сирс-билдинг - самую высокую башню в США, Ригли-билдинг - треугольное офисное здание, штаб-квартиру компании по производству жевательной резинки, и Марина Сити - комплекс зданий, весьма удачно названный «кукурузным початком» - его фото украсило обложку альбома рок-группы Wilco под названием Yankee Hotel Foxtrot. Более того, здесь жил и творил величайший архитектор Америки Фрэнк Ллойд Райт, в городе сохранилась масса домов, построенных по его проектам, другой, не менее известный архитектор Фрэнк Гери разработал центр города и подарил ему огромный парк Миллениум.

№2 - Париж, Франция

Разгуливая по этому городу, ловишь себя на мысли, что ты находишься в залах огромного музея искусства. Здесь можно встретить архитектуру средневековья, Возрождения, неоклассицизма и арт-нуво, здесь полно суперсовременных зданий, которые прекрасно вписываются в общую картину города и напоминают, что это все-таки не музей. В самом деле, экс-президент Франции Миттеран настолько проникся идеей обновления города, что санкционировал реализацию архитектурного проекта, получившего название ”Grands Travaux” (он был начат в 80-х годов и целью его стало обновление классического стиля города). В результате появилась стеклянная пирамида у входа в Лувр, а также ряд новых интересных архитектурных сооружений.

Архитектурная премия Притцкера 2008 года (приравненная в кругу архитекторов к Нобелевской) досталась парижскому архитектору Жану Нувелю, среди работ которого музеи, в частности, Musee du quai Branly, конференц-залы, офисные здания и жилые дома. Если же вы - страстный любитель классики, то в Париже вы сможете по достоинству ее оценить: Триумфальная Арка, Собор Парижской Богоматери, Музей Орсе... Чтобы увидеть все, вам понадобится возвратиться сюда вновь.

№1 - Барселона, Испания

Способен ли ваш фотоаппарат запечатлеть счастье? Если да, то стоит купить новую карту памяти и приехать в Барселону. Величайшие архитекторы мира, ушедшие и живущие ныне, творили этот город и придавали ему царственный вид. Начните с Госпиталя Святого Павла и Дворца каталонской музыки - творений Луиса Доменеха и Монтанера. Эти здания являются памятниками Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вы сможете полюбоваться искусством еще одного известнейшего каталонского архитектора - Антони Гауди. Среди его шедевров - Каса Мила, Парк Гюэль и Храм Святого Семейства - Саграда Фамилиа. Далее можно ознакомиться с работой Сантьяго Калатрава - его башней Montjuic Communications, а также с шедевром упомянутого уже Фрэнка Гери «Рыба», который находится в Порту Olympic, водных воротах города. И, наконец, пройдитесь вдоль Ла Рамбла, рыночной улицы в Готическом квартале, и удивитесь обилию древних зданий. Недаром Барселона, средоточие классической и современной архитектуры, венчает наш рейтинг самых красивых столиц мира.

Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальнейшее развите старых городов и появление новых.

Архитектура города: немного общих сведений

Городское строительство призвано расширять инфраструктуру и жизненное пространство человека, создавать новые архитектурные комплексы. Другая, не менее важная его роль - сохранение исторически сложившегося облика города, поддержание его самобытной атмосферы.

Архитектура современного города включает в себя и благоустройство. Его цель - создание и улучшение условий для жизни горожан, сохранение природных ресурсов в рамках определенной территории.

Многие постсоветские города были выстроены по типовым проектам и потому до сих пор во многом похожи между собой. Однообразную советскую застройку можно встретить в каждой стране СНГ, будь то Казахстан, Армения или Россия. Но есть один город, с чьим уникальнейшим обликом мечтают познакомиться тысячи и тысячи людей всего мира, - это Москва.

Архитектура города Москвы

Москва - «центр мира», привлекающий к себе ежегодно многотысячные потоки туристов. Московскую архитектуру можно назвать своего рода исторической летописью, запечатлевшей победы и поражения, горести и радости всей долгой жизни столицы.

Для столичной архитектуры характерно направлений и образов, происходящее на протяжении столетий. Все события, происходящие на исторической сцене страны, так или иначе отразились в облике нашего города. 15-й век надолго запечатлел себя каменным зодчеством Успенского собора и Кремля. Правление Екатерины Великой запомнилось рождением классицизма - Сенат, Большой Театр, Дом Пашкова и Царицынский путевой дворец.

После Отечественной войны 1812 года столица строилась заново. Исторический музей, стали памятником тех времен. В 20-м веке появился модерн, его образцами считаются гостиницы «Националь», «Метрополь», Ярославский вокзал. 21-й век породил ультрасовременную архитектуру с ее небоскрёбами, торговыми центрами и многоэтажными офисами, которые по-своему украшают и дополняют многогранный

Современное зодчество как искусство

Формированием внешнего жизненного пространства людей через строительство новых и поддержание прежних строений занимается архитектура современного города. Искусство это включает три основных аспекта:

  • Градостроительство - создание и реконструкция зданий.
  • Архитектура объёмных сооружений - проектирование жилых и промышленных предприятий.
  • Ландшафтная архитектура - обустройство скверов, парковых зон, общественных садов.

Кроме того, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, она способствует развитию патриотического чувства.

Направления современной архитектуры

В разных странах архитектура современного города называется по-разному. У нас ее называют «модерн», в Германии «югендштиль», во Франции «арт-нуво». Модерн, как архитектурное течение, сформировался в конце 19-го - начале 20-го века. Для него характерен протест против устоявшегося, архаичного облика зданий. При строительстве в этом стиле впервые начали применяться сталь, бетон, стекло, впоследствии пластик и другие технологичные материалы. Этот стиль отличает не только внешняя эстетичность и продуманная функциональность. Следующим после модерна, в 20-х годах 20-го века, сформировался конструктивизм, вобравший в себя «душу» победившего пролетариата. Его основная задача - служить новому производству. При строительстве в основном использовался железобетон. По проектам конструктивистов создавались не только заводы и фабрики, но и жилые дома, школы, больницы, клубы.

Конец 40-х годов обозначен появлением минималистического направления в архитектуре, своего пика он достиг к 1960-м годам. Кредо минималистов - «Ничего лишнего!». Строения этого времени лаконичны, в них нет декора и иных излишеств. Главная идея проектировщиков-минималистов - поиск идеальной пропорции, сочетание комфорта и функциональности, в понимании того времени. Развитие современной архитектуры на этом не остановилось. Вскоре минимализм изжил себя, и на смену ему пришел современный стиль хай-тек, на многие годы укрепившийся в городском зодчестве.

Хай-тек - архитектура современного города

На формирование данной идеи оказали влияние новые технологии, сопровождающие Металл, стекло, ультрасовременные материалы и конструкции, монолитные формы, мощь и сила, воплощенная в зданиях, - это и есть стиль хай-тек. В него входят три поднаправления: индустриальный, бионический и геометрический хай-тек.

Индустриальное направление характеризуется своеобразной откровенностью дизайна. Оно выставляет напоказ все коммуникации, соединения, перекрытия, создавая на их основе декоративные и функциональные конструкции.

Геометрический хай-тек - это разнообразные геометрические формы, сочетание и сплетение самых неожиданных и необычных конфигураций.

Для бионического хай-тека характерно подражание облику живой природы, гармонизация внешнего вида зданий и жилищ с помощью плавных переходов и линий, свойственных тем, что распространены в природе.

Наиболее развитыми в экономическом и культурном отношении областями Южной Америки до испанского завоевания были районы, соответствующие современным государствам Колумбии, Эквадору, Перу, Боливии и северному Чили. Известные к настоящему времени произведения монументальной архитектуры древней Колумбии сводятся к нескольким подземным гробницам между реками Магдалена и Каука и примитивным святилищам Сан-Августина. Население жило в деревянных хижинах (не сохранились). В силу этого архитектура Колумбии не рассматривается. Рассмотрению подлежит в основном архитектура Центральных Андов, т. е. древнее зодчество Перу, в которое входит архитектура плоскогорья и Тихоокеанского побережья, и древняя архитектура Боливийского плато. От Эквадора до Чили Центральные Анды простираются полосой свыше 1500 км длины и 75-350 км ширины. Центральные Анды отделяют от Южного Эквадора несколько сотен километров поросших лесом гор и пустынного побережья, на востоке - тропические леса верхней Амазонки, на юге - пустыня Атакама.

К III тысячелетию до н. э. относится появление на побережье земледелия (хлопок, маис). Вначале общинники-земледельцы жили в небольших разбросанных поселках, позднее, с развитием классового общества, в IX-III вв. до н. э. возникает первая большая цивилизация Чавин, оставившая монументальные комплексы в гористых и равнинных областях. В IV в. до н. э.- X в. н. э. происходит быстрое развитие и распространение великих цивилизаций на Тихоокеанском побережье (береговая полоса имеет 30-50 км ширины), вызвавших появление больших религиозно-административных комплексов. Эти цивилизации разделяются на три группы: 1-я в северном Перу - цивилизация Мочика, 2-я в центре Перу - цивилизация Лимы, 3-я на юге - цивилизация Наска. В X-XII вв. цивилизации побережья были подавлены тиахуанакскими пришельцами, явившимися из внутренних, горных областей. Тиахуанакская цивилизация развилась в районе озера Титикака (период расцвета VIII- XI вв.). В XIII-XV вв. вновь первенствующее положение занимает цивилизация побережья - цивилизация Чиму, занявшая место цивилизации Мочика. С 1470 г. Чиму и вместе с ним огромные территории, охватывающие современный Эквадор, Перу, Боливию и часть Чили, завоевывают инки, господствующие вплоть до испанского завоевания (1533 г.).

В отличие от Центральной Америки в Центральных Андах была известна бронза. Более высокого уровня достигло ткачество, вырабатывались хлопковые и шерстяные ткани. Земледелие велось с помощью ирригационных систем на низменном океанском берегу и на искусственных террасах по склонам гор. В Центральных Андах значительно раньше, чем в Центральной Америке, появились охватывающие большие территории государственные образования.

Прибрежные и нагорные области Центральных Андов различаются не только природными условиями и способами веде¬ния земледелия, но и строительными материалами: на побережье, где почти не выпадает осадков, для монументального строительства употреблялся кирпич-сырец (адобы), в горах - камень, рваный на глиняном растворе или тесаный, укладываемый насухо. Более высокое техни¬ческое совершенство кладки из тесаного камня не соответствовало, однако, более низкому качеству архитектуры в сравнении с Центральной Америкой. Строители Центральных Андов не создали пространственных комплексов, равных комплексам Мексики и Юкатана.

Основное распространение стиля Чавин соответствует границам современного перуанского департамента Ансаш. Однако и до распространения культуры Чавин район был густо населен. Так, например, в долине реки Чикама с 2500 до 1200 гг. до н. э. существовало поселение, жители которого обитали в круглых и квадратных помещениях, причем начиная с 2000 г. до н. э. жилища выкапывались в культурном слое, оставленном предыдущими поколениями. Вблизи находится другое поселение, в котором дома были построены из цилиндрических адобов на глиняном растворе.

Стиль Чавин именуется по месту Чавин де Уантар, одному из центров развития этой культуры. Наиболее ранним поселением Чавин является Серро Сечин. Серро Сечин расположен на гранитном издавна укрепленном холме у слияния рек Сечин и Мошеке. Жилища и храмовые платформы были окружены стенами. Вблизи каждой ограды находилось кладбище. Вода текла по акведукам из резервуаров. Бесплодные склоны холма были заселены не только для того, чтобы обезопасить население от вражеского нашествия и от паводков, но и для того, чтобы не занимать плодородные земли речных долин. Самая большая храмовая платформа (I тысячелетие до н. э.) лежит на северной стороне холма (рис. 28). Она окружена поставленными стоймя отесанными и покрытыми резьбой гранитными плитами (1,6 - 4,4 м высоты). Плиты перемежаются более мелкими кусками тесаного гранита. Рельефы плит - самые ранние примеры монументальной скульптуры в Центральных Андах. Воины на больших плитах как бы движутся с обеих сторон к широкой лестнице главного северного входа. На остальных плитах вырезаны головы поверженных врагов и цепочки позвонков. Прямоугольный в плане храм внутри ограды имел развитую симметричную планировку и был построен из конических адобов.

Более поздний храм Чавин де Уантара (IX-VI вв. до н. э.), расположенный в горах (3200 м над уровнем моря), имеет совершенно иной вид, чем храм Серро Сечина. Главный храм, так называемый Кастильо, представляет собой трехэтажное прямоугольное в основании здание (75 x 72 м), не имевшее ни одного проема, кроме входа, к которому вела каменная лестница. Невысокие (высота 1,8 м) и очень узкие (1 - 4,5 м) галереи и комнаты вентилировались специальными каналами. Этажи соединялись лестницами. Планировка похожа на лабиринт. Основание из циклопических блоков пронизано дренажными каналами. Стены расширяются к основанию. Здание облицовано резными каменными блоками.

Культура Мочика (VI-IV вв. до н. э.- XI в. н. э.) совпадает по времени с классическим периодом культуры майя. Она была связана с крупным государственным образованием, охватывающим территорию между реками Касма и Пакасмайо. Правящая верхушка организовала большие массы людей для строительства грандиозных ирригационных сооружений: резервуаров, каналов, акведуков, плотин. И в настоящее время в долине р. Чикама канал Кумбре используется на длине 113 км. Акведук Асконе севернее р. Чикама проложен на насыпи длиной 1400 м, в долине реки Непенья имеются остатки гигантской плотины.



29. Моче. Пирамида Солнца, около 100-900 гг. Современный вид, план

Сооружения Мочика возводились из кирпича-сырца. Так же как в Центральной Америке, возводились ступенчатые пирамиды (уаки), которые отличались тем, что кроме культового назначения (на вершине их сооружались святилища) у подножия пирамид находились захоронения знати (видимо, пережиток родовых кладбищ общины). Пирамиды обычно имели от 4 до 30 м высоты. Наибольшая из сохранившихся - пирамида Солнца (около 100-900 гг.) находится на берегу реки Моче . Речка размыла половину холма, являющегося осыпавшейся пирамидой, но и оставшаяся его часть свидетельствует о грандиозности сооружения. Пирамида имеет высоту 41 м и 136 x 228 м в основании. Стены группы зданий на ее вершине были покрыты фресками. Пирамида Е (рис. 29), состоящая из 7 уступов, была сдвинута к углу большой уступчатой (5 уступов) платформы С, благодаря чему с юга и запада перед пирамидой образовались обширные террасы. С севера на пирамиду вела широкая лестница А, перед которой находилась платформа В. К востоку, около 0,5 км от пирамиды Солнца, находилась пирамида Луны (оба названия - современные), являющаяся, по-видимому, дворцовой платформой.

Жилища знати периода Мочика реконструируются на основании найденных в погребениях керамических ваз. Дома располагались на холме, разбитом на террасы и окруженном толстой сырцовой стеной (рис. 30). У подножия холма селились рядовые земледельцы. Внутри стен внизу холма жили слуги, на вершине - богатые землевладельцы. Каждый дом имел род большого, открытого портика.

Возможно, строителям Мочика был известен и клинчатый свод. Покрытая таким сводом гробница обнаружена в долине Чикама. Однако правилом оставалось употребление ложного свода.

В период тиахуанакских завоеваний большие и укрепленные пирамиды, расположенные на холмах жилища, не строились. Вблизи дорог, к тому времени соединивших расположенные в речных долинах центры побережья, начинают сооружаться огромные прямоугольные, окруженные стенами из адобов комплексы, состоящие из симметрично расположенных комнат, коридоров и дворов, группирующихся около небольших платформ. Примером является Уака Драгон (около 1100 г.) в долине Трухильо, стены которой, заключающие регулярные ряды жилищ, измеряются 55 x 59 м. Наружная поверхность стен из отформованной и раскрашенной глины содержит повторяющиеся изображения животных (рис. 31). Платформа внутри комплекса имеет два яруса, украшенных отформованными фризами.

32. Чан-Чан, XIII-XV вв. 1 - план города; 2 - декорация стен; 3 - второй дворец; 4 - первый дворец; 5 - группа Уле

Столицей цивилизации Чиму , по территории примерно совпадающей с Мочика, был Чан-Чан. Развалины города занимают около 28 км 2 . Город имел гавань, состоящую из прямоугольных бассейнов, с внешней стороной, открытой к океану. Внутренние бассейны имели шлюзы. Город и окружающие его поля обильно орошались благодаря каналу длиной 115 км, соединявшему реки Моче и Чикаму. Все здания были построены из адобов. Чан-Чан был окружен стенами и состоял из 10-11 больших комплексов, видимо, служивших, так же как в Теночтитлане, для жилья знатным родам. Каждый комплекс, как правило, был прямоугольным в плане, и весь город был регулярно распланирован (рис. 32). Комплексы разделяли узкие переулки. Аэросъемки позволяют установить, что город состоит по крайней мере из трех наложенных одна на другую сетей прямоугольных комплексов, о существовании которых нельзя подозревать на месте. Новые комплексы сооружались поверх меньших по величине старых, перерезая их, не следуя им по расположению помещений и по протяжению. Наиболее обследованы так называемые первый и второй дворцы и группа Уле. Менее сохранившиеся дворцы были построены, вероятно, раньше группы Уле. Дворцы обведены двойным рядом сырцовых стен высотой 1,5-1,8 м, имеющих только один вход с севера - наиболее солнечной стороны. Стены не только изолировали проживающую в них группу людей, но и защищали жилища от господствующего юго-западного морского ветра. Строения внутри стен были регулярно распланированы. Большие и малые дворы с незамкнутыми углами окружали ряды однотипных, однорядных, ячеистообразных небольших помещений, освещавшихся дверными проемами. Планировка их близка к дворцам Центральной Америки. Преобладающая северная ориентация дворов была необходима из-за частых туманов. Кроме жилищ в ограждающих стенах находились резервуары, небольшие уаки и сады. Сады устраивались в выкопанных больших уступчатых ямах, являющихся как бы обратным изображением ступенчатой пирамиды. Растения таким образом защищались от ветра и были ближе к грунтовой воде. Кроме родовых уак, так же как в Теночтитлане, были храмовые центральные пирамиды. Аналогии в структурах жилья и храма не могут быть объяснены связями Центральной и Южной Америки. Близость объясняется сходством строительных материалов, климатических условий и подобием общественного устройства.

Если в первом и втором дворцах скопление регулярных построек случайно, то группа Уле обладает строгой симметрией и кажется зданием дворцового типа, выполненным по заранее намеченному плану в один строительный сезон. Этот наиболее зако гченный комплекс появился, вероятно, непосредственно перед разрушением города инкали. В комплекс включены 33 дома, состоящие из двух - пяти помещений. Дома стоят на низкой платформе вокруг большого, прямоугольного двора. Стены зданий Чан-Чана декорированы нишами, орнаментом из выступающих адобов и главным образом плоскими рельефами, вырезанными в сырой глине по шаблонам. Разнообразные сочетания резных узоров производят впечатление перуанской ткани, которое в древности было более сильным, так как орнамент был раскрашен. От декораций Уака Драгон их отличают более резкие очертания, закругленные углы отсутствуют.

Чан-Чан был сравнительно молодым городом, его возраст вряд ли превышает 300 лет. Утверждение основывается на том, что количество его пирамид (уак) сравнительно невелико и они небольшие. Другой, второстепенный город культуры Чиму - Пакатнаму имел шесть больших пирамид, из которых одна содержала ядро культуры Мочика, но зато всего один родовой комплекс.

Культура Лимы во многом повторяет сооружения Мочика. Для нее также характерно возведение пирамид из адобов, у подножия которых устраивались погребения.

Наиболее крупным городом культуры Лимы, существовавшим и во времена инков, был Пачакамак , город, в главном храме которого находилось божество - оракул. В настоящее время Пачакамак занесен песком. Инки не разрушили город, а возвели в нем два новых больших культовых сооружения: храм Солнца и монастырь дев Солнца. Все здания были построены из адобов, вылепленных руками или сделанных в формах, лишь цоколи - из камня. Храм Пачакамака (господина мира) находился на обращенном к морю краю города, в его южном углу (рис. 33). Храм - наиболее древняя часть города - одновременен культурам Мочика и Наска. И храмовый участок, и город были обнесены стенами. Храм представлял собой платформу из восьми ступеней (с северной стороны), имевших высоту около 1 м. Поверхность ступеней была покрыта слоем глины, сглажена и расписана мифологическими сюжетами. Росписи возобновлялись не менее 16 раз. На вершине платформы находились различные жилые и культовые постройки, сгруппированные вокруг двора. Среди них имелось темное святилище, в котором с трудом помещалось несколько человек. Здесь была деревянная культовая статуя - оракул, с которым общались только жрецы, входившие в святилище с дарами паломников. Перед статуей приносилась в жертву кровь людей и животных. Кладбище знати и жрецов располагалось у восточной стоооны платформы. С востока к храму примыкала широкая эспланада с колонными галереями, под навесами которых размещались купцы и паломники. На эспланаде находились также дома для их проживания. Колонные галереи представляют собой явление уникальное в архитектуре Южной Америки, и их появление, безусловно, вызвано особыми требованиями жизни Пачакамака. Сам город размером 6 x 3 км был разбит двумя, примерно следующими странам света, улицами. Его кварталы содержали похожие на дворцы сооружения и многочисленные группы примыкающих друг к другу помещений, доступных только сверху. Сочетание культового центра и жилых сооружений согласуется с типом города, представленным Чан-Чаном.

Культура Наска также характерна сооружением больших пирамид из адобов. Так в Кахуачи, на среднем течении реки Наска, возводились пирамидальные платформы до 20 м высоты, увенчанные группами прямоугольных помещений. Однако наиболее примечательной чертой архитектуры является сооружение огромных монументальных изображений. Они находятся на плоскогорье над реками Пальпа и Инженио. Изображения образованы сетью пешеходных, усыпанных светлым песком и гравием дорожек, по сторонам которых стоят каменные столбы. Территория, занятая ими, имеет около 100 км длины и несколько километров ширины. Дорожки не служили для сообщения между какими-либо определенными пунктами. Рисунки имеют вид прямых лент, спиралей, фигур рыб, насекомых, птиц, растений, выполненных в колоссальных размерах. По линиям рисунков, видимо, двигались ритуальные процессии. В какой-то мере изображения являлись астрономическими обозначениями, некоторые из рисунков связаны со звездами по ориентации и, возможно, изображают созвездия.

Сооружение фигур потребовало усилий многих поколений, сети рисунков накла-дываются друг на друга. Для сложных ри-сунков существовали какие-то вспомогательные построения типа фиксированных пропорций, о чем свидетельствуют следы добавочных прямых линий.

Культура Тиахуанаку первоначально занимала бассейн озера Титикака. Наиболее ранним поселением был город Пукара на севере озера (V в. до н. э.-V в. н. э.). Расцвет Пукара относится к I в. н. э. Незадолго до угасания города, около III в., на юге озера основывается Тиахуанаку (древнее Тайпикала), по имени которого называется вся культура. Расцвет города относится к VIII-XI вв. После V в. стиль Тиахуанаку распространяется в районах реки Монтаро и г. Куско. Дата падения города неизвестна, неясно почему он был оставлен. Можно установить только, что на побережье культура Тиахуанаку продолжалась до начала XIII в.

Центр Пукара представлял собой ради-ально расположенные по очертаниям С небольшие нерегулярные крытые соломой камеры из адобов. Каждая имела один-два алтаря. Камеры окружали углубленный квадратный двор. К настоящему времени сохранились только хорошо отесанные плиты фундамента из красного песчаника.

Тиахуанаку (3825 м над уровнем моря) в течение пяти веков разграблялся многочисленными кладоискателями, кроме того, после испанского завоевания его развалины служили каменоломней. Разрушения города таковы (от каменных зданий остались разбросанные отдельные куски, земляные платформы перекопаны), что лишь приблизительно по каменным фундаментам, местами разобранным, можно представить себе центр города. Его развалины занимают площадь, значительно меньшую, чем соответствующие ему ансамбли в Центральной Америке и на побережье Южной Америки (Моче). Центр города состоит из трех групп зданий, ориентированных на восток (рис. 34). Они состоят из земляных платформ, облицованных хорошо обработанным камнем. Два из них - Акапана и Каласасайя разделяются древней дорогой. Обе группы были окружены рвом 50 м ширины, поддерживающим постоянный уровень грунтовых вод. Ров по одному из притоков сообщался на севере с речкой Тиахуанаку. Третья группа - Пума-Пунку (ворота Пумы) отстояла на 1,5 км к юго-западу от первых двух и была связана с ними дорогами, пересекающимися под прямым углом. Центр города был в представлении индейцев центром мира, на что указывает его древнее название - Тайпикала - «камень в центре».

Земляная платформа Акапаны имеет размер 210 x 210 x 15 м. На основании текстов XVII в. ее пытаются реконструиро¬вать как пирамидальную платформу, увенчанную по западной стороне узким каменным зданием. Считается, что Акапана была цитаделью, окруженной стенами и имевшей вход с восточной стороны. В цитадели находился водяной резервуар, помещения для жилья, склады. Каласасайя представляется П-образной платформой 135 x 130 м. Здесь обнаружена ранняя кладка, родственная кладке ограждения в Серро Сечин. Призматические столбы из лавы стоят на неко¬тором расстоянии друг от друга, а промежутки между ними заполнены насухо небольшими кусками лавы. Камень тщательно обработан каменными же инструментами. Каласасайя, видимо, была сооружением, посвященным культу, связанному с астрономическими наблюдениями. На платформу ее ведет фланкированная двумя мощными столбами широкая лестница, проем входных ворот у ее вершины очень узок, он пропускает только одного человека. На территории Каласасайи находятся ворота Солнца, представляющие собой монолитное сооружение 3 x 4 м. Когда-то ворота были окружены статуями. Композиция ворот монументальна и предельно проста, над проемом (ширина 1,67 м) тянется широкий, покрытый плоским рельефом фриз высотой 0,9 м. Схематический, похожий на тканые изображения рисунок рельефа (существа с головами пумы и кондора) подчеркивает значение центрального изображения - приземистой фигуры бога.

Пума-Пунку - двойная пирамида. Здесь сохранились блоки - части одного или не-скольких зданий, разбросанных в таком беспорядке, что некоторые ученые считали Пума-Пунку внезапно оставленной камено- тесной мастерской. Самая большая деталь имеет размеры 3,64 x 3,30 x 0,5 м. Самый тяжелый блок весит около 200 т. Блоки с помощью бронзовых орудий отесаны с удивительной тщательностью и точностью. Их прочно скрепляли каменные шипы и бронзовые скобы (в каждом блоке оставалось Т-образное углубление). На блоках сделаны борозды для подъема и установки камней на место. Отверстия для деревянных штырей служили для прикрепления полос рельефов из золота.

Наиболее сохранившейся, впитавшей традиции предыдущих культур, является архитектура инков . В начале XV в. небольшое государство инков (образовалось в XII в.), сконцентрированное вокруг древнего поселения Куско , начинает захватнические войны. Успеху войн способствовали не только применение бронзового оружия, но и централизованная система управления государством. К исходу XV в. инки обладали огромной территорией от г. Кито до южного Чили. Государство инков было самым большим в Древней Америке. Оно было покрыто сетью мощеных дорог. Две параллельные прямые главные магистрали шли по горам и по побережью на протяжении 6000 км. Они соединялись поперечными дорогами. Возле дорог устраивались постоялые дворы. Через реки перебрасывались каменные и висячие мосты, в скалах вырубались лестницы. Была построена целая цепь крепостей, связанных огненной сигнализацией. Города отличались благоустройством: по улицам, в специально проложенных канавах текла питьевая вода.

В столице Куско могли жить только господа-инки или особо знатные подвластные им вожди. Первоначальный центр города составляла небольшая, расположенная на возвышенности площадь с храмом Солнца и дворцом инки рядом с ней. В XIV в. город расширяется (рис. 35). Каждый верховный инка уже не занимает родовой квартал предков, а строит собственный родовой комплекс. В середине XV в. на северо-западе города основывается крепость Саксахуаман. Тогда же к северу от возвышенности осушается болото и основывается новый общественный центр с новыми дворцовыми кварталами инков-правителей. Позади них располагается новый храм, Дом знания и склады. В настоящее время на месте этого центра находится кафедральная площадь и собор. К центральной площади сходятся четыре главные дороги, соединяющие столицу с провинциями. Здесь происходили народные празднества, на которые из храма Солнца на носилках приносили мумии инков-правителей и их жен. На площади перед храмом Солнца происходили только культовые церемонии. Город был разбит на кварталы - родовые комплексы инков. Каждый квартал был окружен высокой каменной стеной, имеющей только одни ворота. Внутри располагались покрытые соломой одноэтажные здания с дверями, обращенными во дворы. Разделяли кварталы узкие улицы. Главные улицы были достаточно широкими; так, в Кито главная улица имела ширину 15 м. Стены, выходящие на улицы, состояли из полигональных блоков или квадров черной лавы, уложенных насухо и снабженных для придания кладке сейсмостойкости шипами и гнездами. Проемы имели трапециевидную, сужающую каменную перемычку, форму. Единственным украшением здания были трапециевидные ниши.

Вблизи главной площади находился Дом знания - академия инков. Здесь юноши-инки обучались управлению государством, философии, ведению экономики всей огромной территории, чтобы стать высшими чиновниками. Профессии были наследственными, в частности архитектором мог стать только инка.

В середине XV в. был перестроен и храм Солнца. Храм имел 100 м длины и 80 ж ширины. Сохранились основания ограждающих стен, поражающих тщательностью и точностью кладки, особенно совершенной в апсидальном завершении храма, сохранившемся на высоту 6 м. Снаружи по верху стены тянулся фриз из кованых золотых пластин. Храм, как и жилые дома, был перекрыт соломой. Сдержанное наружное оформление храма не соответствовало роскоши интерьеров. В главном помещении первые лучи солнца через открытую дверь падали на огромный золотой диск, по сторонам стояли золотые и серебряные статуи божеств. Золотыми пластинками были покрыты стены и этого и других святилищ. В одном из них на золотых скамейках сидели мумии инков и их жен. Рядом с храмом находился Золотой сад, где все предметы (деревья, цветы и люди) были сделаны из серебра и золота.

Крепость Саксахуаман (Соколиное гнездо) на северо-западе Куско была значительнейшей крепостью, цейхгаузом и сокровищницей инков (рис. 36). Крепость располагалась на крутой горе, ограниченной с двух сторон глубокими речными склонами, с третьей, северной, по доступной для прохода седловине, она была огорожена тремя, возвышающимися один над другим рядами зигзагообразных в плане стен. Каждая стена имела протяжение около 3 км и содержала около 40 выступов. Стены имеют около 3 м толщины и 6,5 - 3 м высоты. По преданию, крепость строили 20 тыс. рабов в течение 15 лет. До сих пор местные жители зовут ее «Усталый камень» или «Кровавый камень». Архитекторами были инки: Гуаллпа Римачи, Мариканчи, Акахуана и Калла Кунчуи. Стены крепости были сложены насухо из огромных полигональных блоков серого гранита, пригнанных настолько точно, что, по выражению одного исследователя, между ними нельзя было «просунуть волоса». Некоторые камни достигали 3 м в ширину и 6 м в высоту. Каждая стена имела закрытый поднимающейся каменной плитой тесный трапециевидный проход. Все три прохода были расположены не по одной оси. Внутри крепости находились три башни: одна круглая и две прямоугольные (уцелели фундаменты). В круглой башне жили знатные инки. Внутри ее стены были отделаны серебром и золотом и украшены изображениями животных и растений. В основании башня имела изобильный колодец, вода в который была подведена с очень большой глубины.

Круглые жилые помещения встречаются не только в Саксахуамане. В одном из горных поселений вблизи Куско в Рунту-Раккай имеется круглый дом, в котором заключен круглый двор 11 м в диаметре. Жилые помещения состоят из трех искривленных по дуге круга комнат, двери которых открываются во двор. Дом является вариантом жилого родового комплекса больших городов. Круглые сооружения появились в Южной Америке значительно раньше времени правления инков. Недавно в горах восточнее Трухильо в районе р. Мараньон был обнаружен город Великий Пахатен, завоеванный и разграбленный войсками инки Тупак Юпанки (1471-1493 гг.). В городе имеется круглое каменное, видимо, культовое сооружение диаметром 14 м. Его стены сохранились на высоту 5 м и были украшены рельефными изображениями кондоров. Здание перерезала лестница шириной 4 м. По сообщениям завоевателей, в городе было много круглых зданий и храмов, венчающих холмы.

В двух других башнях Саксахуамана размещался гарнизон, состоящий из инков. Саксахуаман был не только крепостью, но и местом культа (домом Солнца), кроме того, здесь хранилось военное снаряжение, дань с покоренных провинций и сокровища инков, спрятанные, по преданию, в лабиринтах подземелий под крепостью.

Инки не только использовали рельеф местности для своих сооружений. Часто сами скалы служили для возведения зданий. Так, с севера, перед крепостью Саксахуаман, из скалы был вырублен так называемый Трон инков, состоящий из ступеней, ведущих к помосту. Он находился на высоте 20 м, и с него прекрасно просматривалась парадная площадь перед крепостью. За троном находились вблизи пещер священные скалы с высеченными в них лестницами, нишами и желобами. Такие скалы были связаны с культом мертвых, по желобам внутрь пещер стекала жертвенная кровь. Возможно, что круглый выступ храма в Куско охватывал такую скалу.

Города, имевшие более короткий период строительства, чем Куско, и более ров¬ную поверхность, сооружались по регулярному плану (Пикиллакта и Виракочапампа , около 1500 г.; рис. 37). В центре города помещена прямоугольная площадь, вокруг которой располагаются родовые кварталы.

Регулярную планировку имели небольшие горные поселения, если они находились на ровной поверхности. Таким было поселение при крепости Ольянтайтамбо (конец XV в.), где долина реки Урубамбы значительно расширяется. Крепость располагалась выше поселения. Узкими улицами 2-3 м ширины оно было разделено на 18 кварталов, заключающих большую квадратную площадь (рис. 38). Квартал содержал два разделенных глухой стеной комплекса. Посередине каждого комплекса был большой двор, на который выходили двери четырех домов, имевших двускатные крыши, с каменными фронтонами. Дома были построены из необработанного камня на глиняном растворе. Внутри стены домов имели ниши. Горные склоны около поселения были разбиты земледельческими террасами.

Поселением - крепостью, для которого нельзя было создать ровную площадку, является Мачу-Пикчу (рис. 39). Оно расположено на седловине (2520 м над уровнем моря) между двумя горами в излучине реки Урубамбы. С соседними крепостями крепость связывали дороги, проложенные в скалах. Почти отвесные скаты к реке были покрыты террасами, на которых располагались огороды. Выше, на менее крутой местности, находились жилые дома. Они или окружали небольшие дворы, к которым были обращены продольной стороной, содержащей двери, или были вытянуты цепочкой. Проемы имели трапециевидную форму. Кровля крепилась к фронтонам посредством особых каменных выступов, к которым привязывалась деревянная обрешетка. Дома сооружались или из бута на глине, или из хорошо отесанных камней, без раствора.

Крутой рельеф почти не давал возможности проложить улицы, строения соединяли более чем 100 лестниц, частично вырубленных в скалах. Среди селения находилась большая, протянувшаяся с севера на юг прямоугольная площадь. Жилые строения окружали ее с юга и запада, на востоке находились культовые сооружения. По-видимому, близким по типу к храму Солнца в Куско было здание к югу от площади, содержащее башнеобразный, открытый кверху выступ. Внутри его находилась священная скала, в глубоких нишах стен вокруг нее, по-видимому, содержались мумии. Сооружение было выстроено из прекрасно отесанных каменных блоков. Среди культовых зданий на восточной стороне площади, на самой высокой точке поселения располагалась инти-хуатана (солнечные оковы) - высокий конический камень на каменной же платформе. Подобные камни имелись и среди священных скал около Саксахуамана и в других крепостях инков. Ряд магических обрядов у этого камня должен был воспрепятствовать исчезновению солнца во время долгой зимы. Здания у подножия «солнечных оков» отличает особая тщательность кладки, большие размеры камней. Если каждое в отдельности здание Мачу-Пикчу не представляется выдающимся памятником архитектуры, то все вместе они оставляют глубокое впечатление.





42. Кача. Храм Виракочи, XV в. Общий вид и план

Несколько отличные по планировке здания дворцового и культового назначения находятся на островах озера Титикака и юго-западнее озера. На озере Титикака на острове того же названия в конце XV в. был сооружен двухэтажный каменный дворец Пилько Кайма (рис. 40). В первом этаже сравнительно небольшие, симметрично расположенные камеры разделены мощными стенами и связаны очень узкими коридорами. Ряд камер лишен естественного освещения. На втором этаже помещения значительно больше. Здесь находится терраса, открытая к озеру. Междуэтажное перекрытие состояло из плоских, хорошо пригнанных плит. Фасады имеют строго симметричное построение, для создания которого устраиваются ложные, глухие проемы.

Другим сооружением является монастырь дев Солнца на острове Коати , конец XV в. (рис. 41). Здание охватывает с трех сторон большой прямоугольный двор, фасады разбиты многочисленными нишами, дающими сложный узор светотени, напоминающий сложную геометрическую разбивку зданий Тиахуанаку.

В Каче сохранились развалины комплекса храма Виракочи , значительно отличающегося от храмов других городов (рис. 42). Храм имеет вид длинного четырехнефного здания, ориентированного с севера на юг. Оно состояло из трех ярусов, в верхнем помещалось святилище. По продольной оси храма часто расположены столбы 15-метровой высоты, имеющие сильно вытянутое прямоугольное поперечное сечение. Промежуток между столбами и наружными стенами делят круглые колонны. Все здание покрывала двускатная крыша. Основание его, имеющее 2 м высоты, построено из каменных плит, выше идет кладка из адобов. Под прямым углом коси храма расположено шесть прямоугольных дворов, образованных прямоугольными в плане с двускатным завершением зданиями, видимо, жилищами жрецов и паломников. Далее к югу, за стеной священного участка, размещается также регулярно распланированная группа из круглых жилищ, сложенных на глине из рваного камня.

По-видимому, круглые и прямоугольные жилища явились прообразом находящихся в районе озера Титикака круглых и реже прямоугольных в плане гробниц - чулльп. Чулльпа - высокая башня из точно пригнанных блоков камня, имела наверху погребальную камеру. Большинство исследователей датируют гробницы временем инков.

Для монументальной архитектуры наиболее развитых стран Древней Америки характерны тяжелые, подавляюще массивные сооружения со сравнительно мало развитыми интерьерами, что объясняется не только низким уровнем строительной техники. Едва выделившаяся из рода эксплуататорская верхушка нуждалась в выразительных, обладавших наибольшей наглядностью средствах подчинения рядового населения. Исполинские пирамиды, украшенные замысловатым декором, длинные, громоздящиеся на высоких платформах дворцы, стадионы с храмами составляли грандиозные ансамбли, окружающие жителя Центральной Америки. В Южной Америке на побережье сооружались величественные пирамиды из адобов. В горах - колоссальные, замкнутые стены дворцов и святилищ, украшенные золотыми пластинами, должны были свидетельствовать о величии и недоступности их властителей.

Глава «Архитектура Южной Америки (Центральных Андов)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: Е.Д. Квитницкая; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Loading...Loading...