Версаль в париже. Сколько км от парижа до версаля Сколько времени ехать из парижа в версаль

Версаль в Париже – удивительный дворец, который несколько веков назад носил гордое звание резиденции королей. Его история началась в XVII веке, когда по приказу Людовика XIII был построен скромный охотничий домик. С приходом приемников короля строение постепенно расширяли, его нынешний вид преимущественно является заслугой Людовика XIV, при котором были сделаны большинство построек замка. Эта резиденция стала дорогим и значимым вкладом в историю Франции, стоимость шикарного строения оценивается примерно в 2,5 миллиарда евро. В связи с изысканностью и красотой постройки, Версальский дворец продолжает пользоваться спросом и считается одной из основных достопримечательностей Парижа до сих пор.

Версаль в Париже: как добраться?

Расположился этой удивительный дворец в одном из пригородов французской столицы с одноименным названием. Путь до этого знатного поселения достаточно короткий, поэтому для знакомства с прекрасным придется преодолеть всего 20 км. Добраться до этого замечательного места можно несколькими способами:

1) На электропоезде RER
Как известно эти электропоезда имеют несколько маршрутов, которые обозначаются буквами латинского алфавита, и позволяют жителям и гостям города перемещаться из центра в пригороды и обратно. Для того, чтоб посетить Версаль в Париже понадобится сесть на одной из остановок, расположенных на линии С, и доехать до конечной станции — «Paris — Versailles Rive Gauche».
Время пути этого транспорта от центра до нужной остановки составляет около 40 минут. Интервал движения маршрутов также достаточно приемлем, и не превышает 20 минут. За такое путешествие придется заплатить примерно 7 евро.
Запомните! Лучше изначально приобрети билеты в обе стороны, чтоб сэкономить время и не простаивать очередь в кассу дважды.
Когда доберетесь до нужной станции, вас ждет увлекательная прогулка до самого дворца. Для этого необходимо перейти дорогу от остановки и завернуть на улицу Rue de Paris, а затем идти по прямой пока не увидите Версальский дворец.

2) На пригородном поезде SNCF
При выборе этого вида транспорта необходимо изначально рассчитывать на длительный путь от остановки, поскольку она находится на значительном расстоянии от давней королевской резиденции (пешком придется идти 20-30 мин.). Если вас это не смущает, то смело садитесь на маршрут линии L (удобнее всего это сделать на одном из вокзалов: Монпарнас или Сен-Лазар) и доезжайте до станцииVersailles Rive Droite.
В пути придется провести около получаса, а цена проезда на этом железнодорожном транспорте вдвое ниже, составляет 3 евро.

3) На автобусе
Прямой автобус до Версаля не ходит, поэтому, сначала необходимо будет сесть на 9 линию метро и доехать до станции Pont de Sevres. Затем недалеко от выхода из подземного перехода находите автобусную остановку и ждете маршрут №171. Он довезет вас почти до самого дворца.
Длительность поездки – около 35 минут. Автобусы ходят часто, поэтому долго ждать дольше 20 минут не придется. Дополнительным плюсом такого путешествия является живописность местности, которую можно осмотреть по пути в знатный дворец.
Также в Версаль Парижа самостоятельно добраться можно на экскурсионном автобусе, арендованном автомобиле, такси или даже на велосипеде, однако из-за наличия существенных недостатков в каждом из этих способов (высокая цена, длительность пути, большая вероятность заблудиться) описывать их мы не будем.

Версаль в Париже: время работы и стоимость билетов

Версаль в Париже разделен на несколько частей, каждая из которых имеет свой режим работы, который также отличается в зависимости от сезона. Так, с апреля по октябрь:
— сам дворец можно посетить с 9 до 18.30 в любой день, кроме понедельника

— дворцы Трианона и деревня Марии-Антуанетты открыты с 12 до 18.30 также во все дни, кроме понедельников
— сад и парк можно осмотреть с 8 и 7 до 20.30 соответственно.
В период с ноября по март время посещения резиденции и дворцов сокращается до 17.30, а зеленые зоны открыты для прогулок с 8 до 18.
Важно знать! Кассы дворца закрываются немного раньше окончания работы самого Версаля. В низкий сезон они открыты до 16.50, а в высокий – до 17.50.

Цена билетов в Версальский дворец составляет 18€, вход в сад и парк является свободным. Посетителям в возрасте до 18 лет билет приобретать не нужно, жители Евросоюза пользуются правом бесплатного входа до 26 лет, еще это правило распространяется на инвалидов и их сопровождающих. В низкий сезон предусмотрена акция: первое воскресенье каждого месяца – день открытых дверей.

Чем пристальней всматриваешься в историю Франции, тем больше удивляешься желанию королей превзойти предшественников в роскоши. Каждый старался сделать свою резиденцию больше и богаче, тратя просто фантастические деньги на благоустройство, и Версаль во Франции – яркий пример царственного великолепия, от которого захватывает дух.

Версаль – респектабельный пригород Парижа

Сегодня музей Версаль известен всему миру благодаря Людовику XIII из династии Бурбонов, который пожелал иметь собственное уединенное гнездышко. В 1623 году Жан де Суази продает принадлежащие ему земли королю, на которых из камня, кирпича и кровельного сланца вырастает небольшой охотничий домик из пяти комнат.

Видимо, Людовику XIII очень не хватало тишины и покоя, раз он выбрал столь непримечательное место. Французский философ Сен-Симон говорил о нем: «Никогда раньше я не встречал более унылого и бесплодного места – без воды, земли и леса» . И правда, вокруг простилались лишь болота и песок, а население было настолько немногочисленным, что в летописях XI столетия поселение упоминается как скромная, ничем не примечательная деревушка, укрытая за холмом, чье название объясняется именем первого феодала-владельца – Гуго де Версалем.

Этот населенный пункт возник лишь потому, что лежал на путь от Нормандии до , и путникам надо было где-то остановиться для отдыха. Людовику XIII нравилось проводить тут время с друзьями, и позже там, где когда-то стояла мельница, а позже появился Мраморный двор, возник скромный охотничий домик. Тогда сложно было предугадать, что однажды он разрастется и станет называться – дворец Версаль.

Находясь на расстоянии 17,1 км на юго-западе от столиц Франции, ныне Версаль считается важным административным центром департамента Ивелин с населением более 85 900 жителей. Теперь его окружают пышные леса, а удачная планировка, заложенная еще в XVIII столетии, стала образцом для подражания в период застройки Вашингтона.

Первые реформы: от хижины до дворца

Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.


Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

Архитектор Версальского Дворца

Этот проект оказался для них лебединой песней, поскольку до конца своих дней они занимались тем, что строили и улучшали Версальский Дворец.

Затраты на строительство Версальского Дворца

Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

Строительство Версальского Дворца

Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.


Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.

Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.

В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.

В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.


Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.

1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.

До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.

Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.

Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.


При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.

Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.

Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.

Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.

Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.

Влияние революции и время Первой империи

В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и , а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.


С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора.

В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

Версаль получает статус музея

Когда в 1814 – 1815 г.г. и к власти вновь приходит династия Бурбонов, на трон садится последний французский король – Луи-Филипп I, имевший несколько прозвищ: «король-гражданин», «король-буржуа», а под конец «король-груша» . Он превращает построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец в музей, в котором выставляются исторические ценности, картины со сценами баталий, портреты и бюсты.


Но коварное время приготовило еще несколько потрясений, которые с высоты пройденных лет в полотне истории выглядят эффектным дополнением. Так, когда Франция оказалась проигравшей стороной во Франко-прусской войне, немецкая армия разместилась во дворце штабом (1870-1871 г.г.), а дабы еще больше унизить французов, 18 января в Зеркальной галерее объявила о Германской империи, и ее кайзере – Вильгельме I. Но уже в феврале, в этой же галерее подписывается мирный договор, а еще спустя месяц в Версаль вернулось французское правительство, чтобы обосноваться тут до 1879 года.

Однако нанесенная обида не забылась, и чтобы вернуть «должок», по окончанию Первой мировой Зеркальная галерея выбирается не зря, чтобы заключить с побежденной Германией предварительное перемирие и Венской договор. Местом примирения франко-немецких сторон Версальский дворец во Франции послужил и после Второй мировой.

С 1952 года начинается его глобальная реставрация, на которую правительство выделило 5 млн. франков, а также объявило по всем средствам связи о поиске меценатов и выступило с призывом к добровольным пожертвованиям граждан. В 1979 г. архитектурный комплекс становится частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 г. вводится должность Президента Версальского дворца, которую занял министр культуры Жан-Жак Айагон.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.


Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.


Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.


Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

Залы Версальского Дворца

В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.

Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.


Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.

В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.


Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.


П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.

В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.

Версальский Дворец внутри

Большой и Малый Трианон в Версале

Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.


В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.

Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.


Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам» .

Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.

У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.


Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.

Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.


Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.


Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.


Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.


После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Билеты в Версаль

Билеты в Версаль для осмотра фермы, Шато и Трианонов – 18 евро, с работающими фонтанами – 25 евро.

Покупайте билеты в Версаль по низким ценам

Билет на два дня с полным посещением всех достопримечательностей – 25 евро, с работающими фонтанами – 30 евро.

  • Шато – 15 евро.
  • Ферма и Трианоны – 10 евро.
  • Парк без работающих фонтанов – вход свободный, с фонтанами – 9 евро.
  • Бал и вечернее шоу с фонтанами – 39 евро.
  • Только вечернее шоу – 24 евро.
  • Только бал – 17 евро.
  • Бесплатный вход для детворы до 5 лет.

Льготами пользуются студенты, особы с ограниченными возможностями и дети 6-17 лет.

Приобретение карты «FORFAIT LOISIRS» позволит вам бесплатно перемещаться на общественном транспорте и послужит входным билетом во дворец Версаль и его парковую часть.

На заметку: делать видео и фотосъемку можно только после дополнительной оплаты.

Часы работы Версаля

  • Садово-парковая зона открыта 8:00-18:00 (в напряженный туристический сезон 7:00-20:30)
  • Ферма и Трианоны – 12:00-17:30 (18:30)
  • Шато – 9:00-17:30 (18:30)
  • Закрыто по понедельникам, 1 мая, 1 января и 25 декабря

Панорама Версаля

Из Парижа в Версаль самостоятельно

Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

Версальский Дворец (Фото)

Фотогалерея Версаль

1 of 29

Самостоятельное путешествие во Францию позволило мне увидеть Версальский дворец и другие достопримечательности Версаля, погулять по аллеям парка, посетить Трианоны, купить сувениры из Версаля ; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельную поездку в Версаль

Первое знакомство с Версалем я свёл как и все, поездкой в переполненной электричке и толкотнёй на платформах по приезде. Ладно хоть без толкотни непосредственно при входе во дворец обошлось… На самом деле добраться в Версаль из Парижа самостоятельно можно полудюжиной способов, однако почти все туристы почему-то предпочитают один-единственный вариант – они садятся в пригородную электричку RER «жёлтой» ветки и набивают её под завязку. Такой оборот события, в общем, понятен: поезд с обозначением «С5» прибывает едва ли не к воротам Версальского дворца, на вокзал "Versailles Rive Gauche", а оттуда до самого известного в мире дворцового ансамбля рукой подать. Однако лично я эту станцию недолюбливаю, да и битком набитые поезда мне портят настроение, так что для предпочитаю другие способы добраться в Версаль из Парижа. Городок ведь располагает сразу тремя вокзалами, и пока оравы туристов штурмуют "Rive Gauche", можно преспокойненько доехать по той же «жёлтой» ветке RER на станцию «Versailles Chantiers», только садиться придётся не на поезд с литерой «C 5», а на состав «C 7». Кроме того, добраться в Версаль из Парижа по железной дороге можно электричкой с вокзала Defance, которая приходит на станцию «Versailles Rive Droite » - ехать всего 18 минут, отправления 4 раза в час. Доехать от вокзала Монпарнас до вокзала «Versailles Chantiers» можно за 25 минут, и отправлений тоже множество. Да, конечно, оба непопулярных вокзала Версаля находятся несколько в стороне от центра, это правда, но попасть оттуда во дворец проще простого, даже если идти пешком, ну а коли разузнать заранее расписание автобусов Версаля, так и вообще всё просто. Кроме того, никто не мешает добраться в Версаль из Парижа на автобусе маршрута 171 – тот ходит от станции метро «Porte Sevres », и порой интервалы движения составляют всего 6 минут. Путь выйдет несколько более долгим, чем на поезде, зато в качестве бонуса пассажир получит виды пригородов Парижа, вполне адекватные в этой части Иль-де-Франс. Одноразовые билеты стоят 3.35 евро в одну сторону, и если вы не планируете ещё пару-тройку вылазок за пределы французской столицы, вполне можно обойтись такими билетиками – покупать «Navigo Decouverte » зоны 4 ради одного Версаля просто нет смысла, лучше взять тогда недельный проездной Парижа на зоны 1-2, им и ограничиться.

К слову, планируя самостоятельно добраться в Версаль из Парижа стоит обратить внимание на проблему обратных билетов: "Rive Gauche" во второй половине дня просто-таки набит неудачниками, торчащими в громадных очередях ради покупки билетика – не позаботились заранее, вот и тратят время попусту. Поэтому купить обратный билет из Версаля в Париж надо ещё в Париже, сказав кассиру волшебные слова «алле-ретур», если, конечно, у вас нет одного из тех проездных, которые я настоятельно рекомендую покупать всем, кто собирается спланировать самостоятельное путешествие в Париж.

С другой стороны, оба остальных вокзала Версаля толп народа лишены, и билеты там можно купить безо всяких яких. Опять же, напомню, между ними и входом во дворец расстояние невелико, и вдобавок его можно преодолеть местным транспортом – расписание и схема маршрутов автобусов Версаля есть на сайте www.phebus.tm.fr Парижские проездные зоны 4 действуют в лучшем виде, но если вдруг понадобится купить билетик (гуляли, допустим, по Версальскому парку и вышли чёрт знает куда), то проезд на автобусах Версаля стоит нынче 1.90 евро.

Как все пути ведут в Рим, так все пути Версаля ведут ко входу в знаменитый дворец. Те, кто приехал из Парижа на "Rive Gauche", сразу выходят на осевую линию ансамбля, остальные подтягиваются по боковым веткам, расходящимся от центра композиции словно лучи. Когда-то эта схема символизировала власть короля над страной – три дороги тянулись во все концы Франции, на юг, север и восток от Версаля.

Сейчас важнейшей артерией является Avenue de Paris, по ней турпоток вливается в первый двор ансамбля. За ним нужно следовать до поры до времени, но сперва разумно будет заглянуть в туристический офис Версаля, на углу этого проспекта с Avenue du Ge ne ral de Gaulle. Там обычно пасётся куча народа – одним нужна бесплатная карта города, другие интересуются заказом экскурсий, третьим хочется забронировать отель, - так что приготовьтесь к некоторому ожиданию: карта Версаля очень даже пригодится в дальнейшем, да и буклеты с информацией про интересные объекты не помешают: одним дворцовым ансамблем достопримечательности Версаля не исчерпываются. А, туристический офис также продаёт путеводители по Версалю, в том числе на русском языке, так что желающие изучить дворец в деталях приглашаются к стендам.

В турофисе есть кое-какие сувениры, однако лучше сделать покупки в другом месте, и уж конечно проигнорировать соседнее здание, оккупированное магазином "Press Maneges": там цены совершенно непотребные, и магнитики с видами Версаля, например, обойдутся в 6 евро вместо нормальных трёх, открытки идут по полтора евро, словом, ценники завышены донельзя. Спрос меж тем есть, да ещё какой, ведь тем туристам, кто не удосужился купить сувениры и спохватился о них перед отъездом, деваться попросту некуда. Я же подскажу чуть позже несколько полезных местечек, где можно купить сувениры из Версаля куда дешевле, так что "Press Maneges" можно и нужно оставить в покое.

Перейдём теперь к осмотру дворца. Рассказывать про красоту главной достопримечательности Версаля бессмысленно, эту достопримечательность надо лично увидеть, а вот порассуждать о том, как и почему стали строить дворец, определённо стоит. Дело даже не в том, что французский ансамбль стал прообразом таких известных дворцово-парковых комплексов, как отечественный Петергоф, баварский Херренхимзее, португальский Келюш, венский Бельведер, берлинский Сан-Суси – это только прямые заимствования планировки и стиля, подражаний не счесть, не говоря уж про общее влияние на умы и архитектуру. Версаль важен тем, что Людовик XIV рассматривал его как символ своей ничем не ограниченной власти, власти, способной повелевать миром и уж, конечно преобразовывать природу. По общим прикидкам, затраты на сооружение дворца и обустройство парка обошлись примерно в ту же сумму, в какую влетели все грандиозные преобразования Парижа, предпринятые бароном Османом. Вольтер не зря говорил, что если бы король затратил на свою столицу хотя бы одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы также хорош везде, как хорош он возле Пале-Рояля и Тюильри …

Строительство Версаля потребовало напряженного труда огромного количества мастеров, художников различных специальностей. Вся территория будущего парка была выровнена, находившиеся там поселки снесены, не пощадили строители даже охотничий замок, принадлежавший отцу заказчика, королю Людовику XIII. Собственно, эта сравнительно небольшая постройка, возведённая в 1624 году и перестроенная десятилетие спустя архитектором Леруа, дала толчок всему предприятию: принц, будущий Людовик XIV, не раз бывал в Версале и наверняка оценил как его расположение – вроде как достаточно близко от Парижа, чтобы держать город под неусыпным контролем, и в то же время далеко от Парижа, который монарх ненавидел, считая его рассадником проклятой Фронды. И вот Парижу с его грязными кварталами, кривыми улочками и жуткой неупорядоченностью король-солнце решил противопоставить четкий и размеренный план, отображавший мечты о жёсткой иерархии. Декарт в своё время возмущался, что, мол, старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно столь плохо распланированы, по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера, что можно подумать, будто это скорее дело случая, а не разумная деятельность людей. Наверное, если бы была возможность, философ распорядился бы снести все кривые улицы и заменить их прямыми проспектами. У Людовика XIV такая возможность была…

Считается, что образ Версаля был навеян повелителю Франции ансамблем Во-ле-Виконт, принадлежавшим генеральному контролеру финансов Н. Фуке. Над этой впечатляющей усадьбой работали самые выдающиеся мастера того времени, чьи имена скоро прославятся на весь мир - Лево, Лебрен и Ленотр. Их совместное творчество, как гласит легенда, произвела столь сильное впечатление на короля, что тот немедленно отправил Фуке в отставку, предал суду, конфисковал имения и сгноил в тюрьме. Авторам же проекта было велено превзойти самих себя и создать нечто еще более поразительное. Местом воплощения королевской воли стал строящийся новый дворец в Версале. Каждый из них отвечал за определенный участок работы, так что всю организацию огромного комплекса под названием Версаль можно поделить на три составные, взаимодействующие части - здания, интерьеры, парковая зона.

И вот прежде чем начнётся наша экскурсия по Версальскому дворцу, давайте познакомимся с главными действующими лицами поближе. Французский живописец Шарль Лебрен был учеником итальянской школы. В 1642 году он приехал на Апеннинский полуостров, где в течение четырех лет изучал античную скульптуру, произведения мастеров эпохи Возрождения и болонской школы. Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, он с 1668 года стал ее директором. Шестью годами ранее Лебрен был признан "первым живописцем короля". Современники считали его настоящим диктатором художественной жизни Франции второй половины XVII века. Для живописи Шарля Лебрена характерны нормативность классицистической композиции и театрализованная патетика, которые сочетаются с пышной декоративностью, то есть его творчество содержит именно те черты, которые считаются признаками так называемого большого стиля абсолютистской монархии Людовика XIV. При возведении комплекса Версаля Лебрен руководил созданием декоративных ансамблей (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели и т.п.). Вместе с ним работал "генеральный контролер строений" Людовика XIV Андре Ленотр, развивавший принцип геометрической планировки и подстрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом итальянского барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного, так называемого "французского" парка. Он известен также как автор проектов Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Наконец, Луи Лево (или, правильнее, Ле Во) с 1654 года считался "первым архитектором короля". Сооружения Лево отличались строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки.

Три выдающихся мастера, каждый ас в своём деле, сотворили Версальский дворец буквально из ничего, из задрипанной деревни. Даже сейчас, когда туристы могут перемещаться по миру сколько угодно и любоваться самыми выдающимися сооружениями, ансамбль Версаля всё равно поразителен.

Это убеждение всецело разделяет великое множество людей, так что желающих попасть внутрь обычно просто полчища, если, конечно, дело не в понедельник, когда Версальский дворец закрыт для посещения. Очереди на вход достигают гигантских размеров, а если учесть, что тургруппы пропускают приоритетно, некоторым стоять приходится по два часа – сперва в кассу час, потом ещё столько же на досмотр. Поэтому я всем, кто собрался посетить Версаль самостоятельно, советую в обязательном порядке приобрести карточку «Paris Museum Pass », которая даёт, во-первых, бесплатный вход в Версальский дворец и другие сооружения ансамбля; во-вторых, обеспечивает проход без очереди, надо просто подойти к контролю безопасности и предъявить карточку. А так придётся отдать 18 евро за комплексный билет «дворец и Трианоны», либо 15 евро только за дворец, но, по моему убеждению, нет смысла экономить трёшницу, лишая себя возможности увидеть знаменитые парковые павильоны изнутри. Попасть во дворец Версаля бесплатно можно также по первым воскресеньям каждого месяца с ноября по май - но тогда и народищу притаскивается немерянно. Что касается входа в парк, то он вообще бесплатен всегда, кроме летних суббот и воскресений, когда включаются фонтаны – уточнить расписание мероприятий и вообще время работы парка и дворца можно на сайте http://www.chateauversailles.fr

Теперь, покончив с практическими, приземлёнными, так сказать, вопросами, можно перейти к созерцанию прекрасного и отдаться дворцу всем сердцем.

Планировку Версаля формируют три дороги, расходящиеся веером. По ним королевская воля гонцами распространялась по всей Франции, и по ним же знать, жившая в прилегающих ко дворцу кварталах, стекалась по утрам, чтобы принять участие в церемониях двора. Каждый день в 5:30 парадные ворота Версальского дворца распахивались и посетители выходили в первый двор, нынче украшенный конной статуей Людовика XIV – его всегда называли Двором Министров. Так называемые Крылья Министров, два длинных здания в глубине, завершают облик Версаля на первом этапе, передавая эстафету Королевскому двору, также ограниченному зданиями: слева находится Старое крыло, справа Крыло Габриеля; доступ в эту часть дворца разрешался только каретам короля. Наконец, третий, последний двор, носит имя Мраморного. Его окружают старинные корпуса, напоминая о былом существовании охотничьего замка. Чередование кирпича и тёсаного камня в фасаде порождает атмосферу нарядности праздничности, служебные флигели, соединённые со дворцом, придают композиции живописность, увенчанные крутыми кровлями башни расчленяют композицию в соответствии с задуманным планом. Последовательное уменьшение размеров каждого следующего двора тоже часть плана, этот ход позволяет постепенно вводить посетителя во дворец и в то же время ансамбль оказывается связанным с веером из трёх проспектов, расходящихся в разные стороны.

Из Королевского двора галерея ведёт к западному фасаду Версальского дворца, самому прекрасному и самому знаменитому. Его гармония тем более удивительна, что занимались строительством два разных архитектора: центральный корпус возводил великий Лево, боковым крыльям сумел придать стилевое единство не менее великий Ардуэн-Мансар. Замысел сосредоточить внимание наблюдателя на горизонталях им обоим полностью удался; для этого строители обустроили плоские кровли вместо привычных для Франции остроконечных, а одинаковую линейность и высоту корпусов подчеркнуло двухуровневое членение ордера. Нижний ордер с арочными проёмами окон несколько отличается от верхнего, выполненного в строгом ритме пилястров и колонн, но вместе они составляют единое целое. Обратите внимание, что центральный корпус и два крыла принадлежали непосредственно королевской семье, а венчающий здание аттиковый этаж предназначался для размещения разного рода знатных персон. В самом-самом центре здания располагалась спальня короля, дополнительно подчёркивая его власть и значение.

В создании эффекта парадности парадности интерьеров Версаля и их великолепии огромная роль принадлежит декоративному искусству, достигшему в XVII веке блестящего расцвета. Отделка интерьеров велась длительное время и не завершилась даже со смерть Людовика XIV. Все же основную часть работ "первый художник" и его помощники выполнили сами. Парадные апартаменты Версальского дворца представляют собой анфилады залов, из которых многие посвящены олимпийским богам и носят их имена - зал Геркулеса, зал Венеры, зал Меркурия. Потолки украшены плафонами с аллегорической живописью, прославляющий величие Франции. Стены облицованы цветным мрамором, украшены скульптурами и картинами, рельефами из золоченой бронзы. Убранство обильно и разнообразно, формы массивны, но строго подчинены правильным очертаниям, в которых господствуют прямые линии, прямые углы и правильные полуокружности. Центральный, самый главный корпус дворца занимают отделанные с необычайным великолепием залы для торжественных церемоний, приёмов и балов – в первую очередь всем, кто посетил Версальский дворец, припоминается, конечно, Зеркальная галерея длиной 73 метра, фланкируемая залами Мира и Войны. На громадном полуциркульным своде Зеркальной галереи расположены фрески работы Лебрена. Все они изображают сцены славных побед французского оружия. В этих картинах тонко смешиваются черты барокко и черты классицизма. Если "Переход через Рейн" символизирован колесницей Юпитера, опрокидывающего врагов и сопровождаемого по барочным канонам множеством мифологических фигур, то в композиции "Приготовление к голландскому походу", напротив, преобладает элемент классической рассудочности, в позах и постановке основных фигур чувствуется некоторая статичность. Главное - при всем богатстве украшений в Версальском дворце царит чувство меры и продуманное согласование частей. Хотя лично я не уверен до конца, что французский король, чьи военные успехи воспевают творения Лебрена, в полной мере наслаждался ими – особых успехов-то Людовик XIV на самом деле не добился, будучи принуждён и зарейнские области покинуть, и Голландию в покое оставить. Только страну разорил…

Из окон дворца открывается лучший вид на Версальский парк, куда непременно следует отправиться после окончания экскурсии. Парк отличается необычайной гармоничностью и не будет преувеличением сказать, что на огромной территории перед зрителем предстаёт настоящий гимн классицизму. Строгая организованность всех элементов начинается с дворца, который, как уже было сказано, на парковой стороне отличается одинаковой высотностью, подчеркнутой линейностью всех корпусов, что вполне соответствует плоскостному стилю парка. Как ни удивительно, а по сравнению с общей трёхкилометровой длиной Версальского парка перепад высот выражен крайне незначительно, и равен лишь двадцати пяти метрам; иными словами, перед нами явное свидетельство того, что планиметрическое начало взяло верх над пространственным. Со стороны парка дворец смотрится, как огромный, широко распространившийся карниз. Его фасады подчинены главной, и, по существу, единой теме - теме ордера. Перед главным фасадом расположен так называемый "водяной партер" с двумя симметричными водоемами. От него лестницы ведут к фонтану Латоны, изображающему богиню с ее двумя детьми - Дианой и Аполлоном; эта скульптурная группа возвышается над искусно созданной пирамидой концентрических бассейнов. От фонтана Латоны длинный зеленый газон выводит посетителя парка к величественному фонтану Аполлона, тоже впечатляющему донельзя. Античный бог изображён катающимся на запряжённой четвёркой лошадей колесницу, которая в стремительном движении выносится из-под воды; подвластные Аполлону тритоны трубят в раковины, возвещая о скором приближении божества. Надо сказать, что выбор композиции не случаен – как известно, в позднем периоде развития Греции Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных свойств. Кому же как не Аполлону авторы проекта парка должны оказывать честь находиться честь находиться близ самого прекрасного дворца самого могущественного в Европе "короля-солнца"?

Насмотревшись и нафотографировавшись, двигаемся дальше, тем более что вот-вот появится ещё один кандидат на создание массы фотографий: сразу за бассейном Аполлона начинается Большой канал шириной 62 метра и длиной 1520 метров; его вдалеке строго перпендикулярно пересекает Малый канал. Расцвет садово-паркового искусства сделал возможным создание необыкновенного оптического эффекта – вечером наблюдателю кажется, будто солнце на закате опускается в зеркальные воды каналов, то есть выходит, что даже стихийная и непредсказуемая природа становится частью размеренной композиции Версаля. Вообще, культу Солнца было уделено в декоре Версаля особое место; ведь "солнцем" называли самого короля. Многочисленные дорожки расходятся лучами из определенных центров, и вся эта рациональность, вместе взятая, образует симметрию парка, в котором "роща склоняется к роще, каждая аллея имеет брата. Одна половина партера - отражение другой, глазу мучительно видеть это насилие над природой; деревья как статуи и статуи подобны деревьям". Пожалуй, нигде так ярко не проявляется рационализм, а, следовательно, и холодный, академический классицизм, как в подстрижении деревьев и кустов, в попытках человека обуздать и переделать природу. Неопрятным, своенравным лесным массивам не нашлось места в Версальском парке, и лишь многие годы спустя дикие деревья снова заняли значительную часть принадлежавшей им когда-то территории. В настоящее время лишь небольшая часть парка сохранила организацию первоначального замысла. Но и до сей поры стоят нарядные павильоны, декоративные элементы, различные скульптуры. В их создании принимали участие Ф. Жирардон, А. Куазевокс и другие авторы, а вдохновляли их творчество античные мифы. Чарующие слух названия говорят сами за себя - фонтан нимф Дианы, фонтан Нептуна, статуя Венеры, фонтан амуров. Стоит отметить, что многие скульптуры Версаля имеют в своей композиционной и пластической основе барокко, и в этом отношении они контрастируют с необычайно четкими линейными, геометрическими образцами архитектуры. Другой "живой" деталью в царстве расчета и геометрии стала бесконечно струящаяся вода фонтанов, хотя и тут строители не позволили природе разгуляться. В мирке ритма и пропорций не нашлось места бурным страстям водопадов или живым потокам ручейков. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

Так как Версальский парк занимает приличную площадь, прогулка по нему потребует немало времени и сил. Облегчить знакомство с местностью призван туристический паровозик, каждые полчаса курсирующий по территории. Стоит такое удовольствие 6.90 евро, отправления осуществляются с площадки возле левого крыла дворца, если стоять к нему спиной и смотреть на Гранд-канал. Билеты действительны на весь день, то есть можно выходить на остановках, осматривать очередную достопримечательность Версаля и снова садиться на поезд (если свободные места найдутся). Справки насчёт этой возможности посмотреть Версальский парк удобно навести на сайте http://www.train-versailles.com

Другим способом увидеть многогранную красоту парка с недавних пор являются электросамокаты. Прокатная контора, предоставляющая в аренду это чудо техники, находится перед входом во дворец, на Place d"Armes, там ещё рядом туристический офис Версаля. Прокат стоит 10 евро за час, участие в экскурсиях, которые проводятся, когда набирается приличное число желающих, обойдётся немного дешевле. По парку также катаются электромобильчики, но их за использование надо отдать кругленькую сумму в 30 евро за час и иметь при себе водительские права. С другой стороны, если взяться за дело компанией из четырёх человек, то аренда электромобиля в Версале выйдет ненамного дороже, чем стоят 4 билета на туристический паровозик.

Есть в Версале ещё одно оригинальное развлечение – катание на лодке по Гранд-каналу. Полчаса аренды влетят в 11 евро, час обойдётся в 15 евро. Для того чтобы покататься на лодке по Гранд-каналу потребуется залог в 100 евро или документы.

С помощью вышеперечисленных средств передвижения можно осмотреть Версальский парк достаточно оперативно, хотя, если честно, осматривать его надо неторопливо несуетливо: парковая атмосфера располагает к вдумчивым прогулкам. Я, например, гулял по парку трижды, и всё равно многие его уголки остались для меня «terra incognita ».

Наибольший интерес для туристов, желающих осмотреть Версальский парк самостоятельно, представляет парочка мини-дворцов, известных как Трианоны. Первый объект, Большой Трианон, появился на территории Версаля ещё при Людовике X I V, когда кусок местности к северу от Гранд-канала король выкупил для своих нужд. Небольшое провинциальное селение Трианон снесли под корень, вместо него появилась изысканная постройка, предназначенная для отдыха по-королевски; французский монарх говаривал, что, мол, Трианон был создан лично для него, в то время как Версаль - для двора. Постройку исполнили в стиле классических итальянских палаццо - одноэтажное здание из нежно-розового мрамора с большими арочными окнами и дорическими пилястрами между ними отлично вписывается в окружающий пейзаж. В правом крыле дворца жили фаворитки короля - мадам де Ментенон и мадам де Помпадур. Внутреннее убранство оказалось с течением времени утрачено, однако его впоследствии достойно восполнили, и сейчас интерьеры Большого Трианона выглядят совершенно роскошно.

Неподалёку от Большого Трианона расположен Малый, построенный в 1762-1764 годах Жаком Анже Габриелем. Приглашение Людовиком XV именно этого зодчего не случайно: Габриель был типичным представителем классицизма, чьи рациональные по планировке, четкие и ясные по форме, изящные по отделке произведения до сих пор радуют глаз своей логической завершенностью. К Малому Трианону прилегает пейзажный парк с Бельведером, храмом Любви и Малым театром. Все постройки были возведены в начале последней четверти XVIII века, буквально за десятилетие до грянувшей революционной бури. Самым известным «жильцом» дворца стала небезызвестная Мария-Антуанетта, избравшая его для безмятежного времяпрепровождения вдали от нудного Версаля. А расслаблялась будущая жертва гильотины в Деревне Королевы. Та стала заключительным штрихом в создании ансамбля Версальского парка. Искусная имитация сельских домов с соломенными крышами, молочной фермы и мельницы, приводимой в действие небольшим ручейком радовала супругу незадачливого Людовика XVI вплоть до самого падения режима, Мария-Антуанетта проводила в идиллической деревушке время со своими дамами тогда, когда ей хотелось побыть его на свежем воздухе вдалеке от широких, длинных аллей Версаля, на которых люди чувствовали себя маленькими и беззащитными. Строительство ансамбля началось в 1785 году, и до начала Великой Французской революции зодчие возвели полдюжины живописных зданий, включая мельницу, на чьи крылья следует ориентироваться при прогулке по парку; оно понятно, указатели есть, но лишний ориентир всё же не помешает. Сейчас искусственная деревня смотрится очень здорово: в прудах водится рыба, на огородах «жируют» овощи, вокруг полное умиротворение…


Версальский ансамбль славится своей красотой, но поверьте мне, когда включаются фонтаны Версаля, парк и дворец преображаются. А поскольку включаются они, что называется, «в час по чайной ложке», то желающих увидеть дивное зрелище просто море. Поэтому разумно совершить три поездки в Версаль: одну совершенно в точно в понедельник, когда дворец закрыт, зато открыт и практически пустынен парк, вторую для осмотра дворцовых помещений, третий же визит приурочить ко времени, когда работают фонтаны Версаля – их запускают с 11 до 12 и с 15:30 до 17 часов по субботам и воскресеньям; в это время за вход в Версальский парк придётся заплатить 8.5 евро. Есть ещё ночные фонтанные шоу Версаля, они проходят в июле, августе и начале сентября каждую субботу и в кое-какие другие дни – за дополнительной информацией отсылаю на сайт http://www.chateauversailles-spectacles.fr

Великолепные дворец и парк привлекают внимание туристов практически целиком, оставляя прочие достопримечательности Версаля далеко позади. Между тем, в городе есть как минимум полдюжины очень интересных зданий, осмотр которых станет, по-моему, приятным дополнением к основной программе визита. Вот, например, на Rue de la Paroisse в паре кварталов от дворца стоит элегантная церковь Нотр-Дам. Её построили в период с 1684 по 1686 году по распоряжению Людовика XIV, и занимался строительством никто иной, как знаменитый архитектор Ардуэн-Мансар. Благодаря его таланту церковь вышла на редкость сбалансированной и гармоничной; особый шарм придаёт ей расположение в створе Rue Hoche, это позволяет сперва оценить здание в перспективе, а потом приблизиться и изучить его отдельные детали.

Поскольку симметрию всей округе задаёт Версальский дворец, будет, пожалуй, излишним удивляться тому, как симметрично относительной церкви Нотр-Дам расположен собор Версаля – если взять карту города и сложить её вдвое по центральной Avenue de Paris , то храмы почти что совпадут. Колоссальный собор Сен-Луи возвели в середине XVIII века по проекту, вызывавшему в своё время немало споров. Кое-кто из противников строительства без обиняков говорил, что болотистая почва не выдержит такой крупной постройки, и проблемы с фундаментом действительно преследовали собор очень долго. В результате крупный храм был закончен только почти через сто лет после закладки первого камня. Впрочем, итоги работ следует считать более чем удовлетворительными: храм вышел хоть куда, и смотрится роскошно как снаружи, так и внутри – стиль рококо обязывает уделять огромное внимание оформлению. Так что рекомендую обязательно посетить собор Сен-Луи, о существовании которого большинство приезжающих в Версаль, поди, и не подозревает…

Дополнительным стимулом добраться до версальского собора станет наличие рядом с ним ресторанчика "Chez Gaby", который я обязательно должен прорекламировать. Посещение заведения позволяет пообедать в Версале недорого, благо здесь предлагают клиентам полноценный обед из трёх блюд всего за 9 евро! Представляете, оказывается можно недорого пообедать всего за 9 евро в таком наводнённом туристами местечке, как Версаль, получив за эти скромные деньги закуску, основное блюдо и десерт! Напитки, правда, не включены в указанную цену, но всё равно трапеза получается очень недорогой.

А всё потому, что во время прогулки по Версалю мы с вами отклонились от протоптанных, хорошо известных туристам путей. Стоит продолжить эту тенденцию, и в окрестностях Rue Royale найдётся множество занятных домишек, аккуратных двориков, пустынных переулков с выбивающейся из-за заборов зеленью. Гулять по этой части городка чертовски приятно, в том числе и потому, что туристов вокруг нема, если кто и попадается, так исключительно местные жители. В доме 14 по Rue Royale мне попалось, кстати, другое отличное местечко, где можно недорого пообедать в Версале, ресторан «La Voltaire». Это заведение с французской кухней предлагает комплексные обеды всего за 11.50 евро, тоже три блюда, и тоже очень выгодно. Эти цены куда приятнее тех, что выставляют заведение в центре города, такие, как, например, "Place d"Armes" на одноимённой площади. Да, вид на Версальский дворец от столиков прилагается, но цены… 5 евро просят тут за ерундовый сэндвич, почти столько же стоит заурядный омлетик, а уж обед влетит в копеечку…

Абсолютно та же ситуация с сувенирами: я уже упоминал про лавочку рядом с турофисом и вокзалом «Rive Gauche », где цены запредельные, так вот надо всего лишь отойти маленько в сторону от тургрупповских маршрутов, и цифры ценников волшебным образом уполовинятся. Вот, скажем, по адресу Rue Carnot 45 есть магазин "Civite Royale", где можно купить сувениры из Версаля очень даже дёшево: громадная открытка-панорама обойдётся в 1.20 евро, сувенирный колокольчик с идиллическим пейзажем парка стоит 3.50 евро, стеклянный шарик с макетом дворца внутри идёт по 6.80 евро.

Само собой, в округе есть и другие магазины, где можно дёшево купить сувениры из Версаля, но я привожу только те точки, которые попались мне на глаза – не было у меня, знаете ли, цели рыскать по улицам в поисках самых дешёвых сувениров. Могу, впрочем, назвать ещё одно небезынтересное местечко, пусть и не впрямую связанное с сувенирной продукцией, однако позволяющее её приобрести. Это блошиный рынок Версаля, разливающийся по площади, образованной пересечением Rue de la Paroisse и Rue du Mare chal Foch. На лотках и прямо на земле разложено множество всякой всячины типа бижутерии и солнцезащитных очков, есть возможность купить диски с французской музыкой, ну и, само собой, одежда тоже присутствовала, причём вроде бы добротная.

Тут же, по соседству есть крупный супермаркет "Monoprix", скрывающийся от посторонних глаз стеллажами косметики. Стеллажи эти маскируют подлинное нутро магазина, на самом деле почти целиком отданного продуктам и напиткам – отличный шанс купить воды или сока перед прогулкой по Версальскому парку, можно также последовать примеру местных жителей и запастись багетами-сыром-колбасой-бутылочкой вина для пикника.

Есть продуктовый супермаркет и в другой части Версаля, почти рядом с вокзалом "Versailles Chantiers", в доме 47 по на Rue Etats Generaux . К услугам "Franprix" лучше всего обращаться тем, кто рассчитывает совместить посещение Версаля с поездкой в Рамбуйе: запасаешься, стало быть, едой перед тем как сесть в электричку, и перекусываешь на ходу, если времени на полноценный обед не нашлось. Во дворец Рамбуйе ведь вход ограничен, и опоздавшие на очередной сеанс могут только локти кусать в досаде. Так что давайте попробуем добраться из Версаля в Рамбуйе , чтобы увидеть тамошний замок-дворец…

Адрес: Versailles, France
Время работы: с 9:00 до 18:30 (c апреля по октябрь) и с 9:00 до 17:30 (в остальное время года). Музей закрыт по понедельникам.
Вход во дворец: 15€ для взрослых (включая аудио-гид), до 18 лет бесплатно.
Станция RER: Versailles-Rive Gauche
Железнодорожная станция: Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite
Сайт: www.chateauversailles.fr
Координаты: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

Расположился этой удивительный дворец в одном из пригородов французской столицы с одноименным названием. Путь до этого знатного поселения достаточно короткий, поэтому для знакомства с прекрасным придется преодолеть всего 20 км.

Добраться до этого замечательного места можно несколькими способами:

1. На электропоезде RER:

Как известно эти электропоезда имеют несколько маршрутов, которые обозначаются буквами латинского алфавита, и позволяют жителям и гостям города перемещаться из центра в пригороды и обратно. Для того, чтобы посетить Версаль в Париже понадобится сесть на одной из остановок, расположенных на линии С, и доехать до конечной станции — «Paris — Versailles Rive Gauche».
Время пути этого транспорта от центра Парижа до нужной остановки составляет около 40 минут. Интервал движения маршрутов также достаточно приемлем, и не превышает 20 минут. За такое путешествие придется заплатить примерно 7 евро.
Запомните! Лучше изначально приобрети билеты в обе стороны, чтоб сэкономить время и не простаивать очередь в кассу дважды.
Когда доберетесь до нужной станции, вас ждет увлекательная прогулка до самого дворца. Для этого необходимо перейти дорогу от остановки и завернуть на улицу Rue de Paris, а затем идти по прямой пока не увидите Версальский дворец.

2. На пригородном поезде SNCF:

При выборе этого вида транспорта необходимо изначально рассчитывать на длительный путь от остановки, поскольку она находится на значительном расстоянии от давней королевской резиденции (пешком придется идти 20-30 мин.). Если вас это не смущает, то смело садитесь на маршрут линии L (удобнее всего это сделать на одном из вокзалов: Монпарнас или Сен-Лазар) и доезжайте до станцииVersailles Rive Droite.
В пути придется провести около получаса, а цена проезда на этом железнодорожном транспорте вдвое ниже, составляет 3 евро.

3. На автобусе:

Прямой автобус до Версаля не ходит, поэтому, сначала необходимо будет сесть на 9 линию метро и доехать до станции Pont de Sevres. Затем недалеко от выхода из подземного перехода находите автобусную остановку и ждете маршрут №171. Он довезет вас почти до самого дворца.
Длительность поездки - около 35 минут. Автобусы ходят часто, поэтому долго ждать дольше 20 минут не придется. Дополнительным плюсом такого путешествия является живописность местности, которую можно осмотреть по пути в знатный дворец.
Также в Версаль Парижа самостоятельно добраться можно на экскурсионном автобусе, арендованном автомобиле, такси или даже на велосипеде, однако из-за наличия существенных недостатков в каждом из этих способов (высокая цена, длительность пути, большая вероятность заблудиться) описывать их мы не будем.

Версаль в Париже: время работы и стоимость билетов:

Версаль в Париже разделен на несколько частей, каждая из которых имеет свой режим работы, который также отличается в зависимости от сезона. Так, с апреля по октябрь:
— сам дворец можно посетить с 9 до 18.30 в любой день, кроме понедельника

— дворцы Трианона и деревня Марии-Антуанетты открыты с 12 до 18.30 также во все дни, кроме понедельников
— сад и парк можно осмотреть с 8 и 7 до 20.30 соответственно.
В период с ноября по март время посещения резиденции и дворцов сокращается до 17.30, а зеленые зоны открыты для прогулок с 8 до 18.
Важно знать! Кассы дворца закрываются немного раньше окончания работы самого Версаля. В низкий сезон они открыты до 16.50, а в высокий - до 17.50.

Цена билетов в Версальский дворец составляет 18€, вход в сад и парк является свободным. Посетителям в возрасте до 18 лет билет приобретать не нужно, жители Евросоюза пользуются правом бесплатного входа до 26 лет, еще это правило распространяется на инвалидов и их сопровождающих. В низкий сезон предусмотрена акция: первое воскресенье каждого месяца - день открытых дверей.

От Парижа до Версаля примерно 20 километров и это один из самых востребованных пригородных маршрутов. В самом Париже есть тоже много интересных мест, но многие туристы приезжают во французскую столицу только ради того, чтобы воочию увидеть бывшую королевскую резиденцию. Способов добраться до Версаля есть несколько и каждый выбирает тот, который ему больше подходит. Дворец не работает по понедельникам, также могут быть санитарные дни или незапланированные выходные в другие дни, так что перед поездкой лучше узнать стоит ехать или перенести поездку на другой день.

Первый вариант отправится в Версаль на экскурсию. Это не самый дешевый вариант, но зато купив экскурсию у вас будет возможность избежать очередей и ожидания транспорта, а также послушать интересный рассказ профессионального гида (найти русскоязычного гида в Париже не проблема). За такую поездку с взрослого придется заплатить около 60 евро, а за ребенка где-то 40.

В число самых популярных способов добраться из Парижа до Версаля входит железнодорожный транспорт. Лучший вариант это скоростные электрички, называемые RER, которые соединяют центр города с пригородами. Для поездки в Версаль нужно выбирать линию С. Периодичность движение электричек составляет 20 минут, а время поездки – около 40 минут. Стоимость билета в обе стороны составляет где-то 7-8 евро. Билеты можно приобрести в кассах. Если французский язык для вас темный лес, то следите за табло в электричке. Вам нужно выйти на остановке Versailles Rive Gauche, откуда до дворцовых ворот 10-15 минут ходьбы. Чтобы дважды не стоять в очереди в кассу сразу покупайте билеты в обе стороны. Также до Версаля можно доехать на поезде, который отправляется с вокзала Сен-Лазар. Стоимость билета в один конец порядка трех евро, а время в пути 30 минут. Но этот вариант не очень удобный, так как после выхода из поезда до Версаля нужно идти пешком не меньше 20-25 минут.

Еще один бюджетный способ добраться до Версаля это автобус. Только сначала нужно доехать на метро до станции Pont de Sevres, а затем пересесть на 171 автобус. Остановка этого автобуса находятся рядом с выходом из метро. Периодичность движения автобусов 15-20 минут. Дорога займет 30-40 минут. Бюджетность этого способа в том, что билет, который вы купили для проезда на метро можно использовать в автобусе.

Если даже будете брать в Париже в аренду автомобиль, то на нем в Версаль ехать не стоит, так как возле дворцового комплекса довольно дорогая парковка: за 2 часа – 5 евро, а за 8 – 12. При этом нужно учесть затраты на бензин и на саму аренду авто.

Можно добраться до Версаля на такси. Поездка обойдется вам в 45-60 евро, а по времени займет где-то 30 минут. Так как расстояние между Парижем и Версалем небольшое, то можно преодолеть это расстояние на велосипеде (многие европейские туристы так и делают). С арендой велосипеда никаких проблем не будет, пункты проката есть в разных частях Парижа. Время их работы где-то с 7 до 20 часов (в некоторых есть обеденный перерыв). Обычный велосипед обойдется в 12 евро в день, а электрический на восемь евро больше.

Если вы планируете посещать не только Версаль, но и другие музеи Парижа, то целесообразно купить музейную карту Парижа. По этой карте вход в Версаль не только бесплатный, но и без очереди (в летнее время очереди в Версаль внушительные). Карта продается в аэропорту, на автобусных остановках, на станциях метро, в туристических киосках.

Loading...Loading...