Тюрьма консьержери в париже. Консьержери

Париж - мечта большей половины человечества! Побывать в модной французской столице, ощутить дух свободы, наполненный знаменательными историческими событиями, желает чуть ли не каждый человек.

Дворец Консьержери именно то место, где должен побывать каждый, составляющий мнение о городе его историческом прошлом. История великолепного здания, таит много сюрпризов. Это одна из самых знаменитых достопримечательностей.

Кто такие консьержери

Сооружение, обращающие на себя внимание величием, расположено на берегу Сены. Архитектура королевского дворца привлекает взгляд и возбуждает фантазию. Невольно возникает вопрос - что означает название?

На имя резиденции королей, повлияли управляющие, титулованные - консьержери в Париже. История начинается в VI веке. Именно тогда, король франков по имени Хлодвиг, основал резиденцию. Её место расположения - остров Ситэ в Париже. Век монарха, оказался недолгим и вскоре, замок опустел. Так, он простоял вплоть до 10 в.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Французский король вновь обосновался в столице. Замок веками, собирал в себе королевские секреты, сменяя пришедших к власти. Каждый новый Монарх перестраивал Консьержери в Париже по своему вкусу. Случались и пожары, приносящие разрушения. Поэтому доподлинно неясно, как изначально выглядело здание. А в 14 в., восстание народа, остановило историю королей замка Консьержери в Париже. Карлу 5 пришлось перебраться в Лувр. Оставляя дворец, король не забрал с собой часть исполняющих обязанности, а основные дела возложил на доверенного консьержера. Отсюда и пришло название - замок Консьержери!

После революции, замок стал одной из составляющих Дворца правосудия. Сейчас, здесь размещены прокуратура и некоторые из муниципальных служб и конечно, действующий музей.

Вандомская колонна

Перевоплощение в тюрьму

Со времён восстания, роскошная жизнь замка постепенно сменяется на мрачные тюремные тяготы. Недалеко располагалась тюрьма, которая в неспокойные времена не смогла вместить всех заключённых. Поэтому решили часть узников переводить в Консьержери. С 1391 года, сюда официально заключали мятежников. Основная масса была казнена. В то время даже появилась поговорка: «Выход, тюрьма Консьержи, имеет только один - через гильотину.»

Казни того времени были народным «развлечением». Собиралось много публики, наблюдавшей, как приговорённого доставляют к собору Нотр-Дам для покаяния. После этого его ожидала казнь. Местом событий являлась Гревская площадь.

Порой, камеры насчитывали по несколько сотен заключённых, среди которых сидели многие представители аристократии. Не минула страшная участь учёных и писателей. Ожидая последнего часа, их содержали в нечеловеческих условиях.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Только один прокурор, известный под именем Фукье-Тенвиль, в течение 2 лет подписал более 2700 смертных указов. Такова правда французской революции!

Тюрьма Консьержери, прославилась и известными заключёнными. Сегодня их комнаты заточения открыты для просмотра. Среди самых знаменитых, можно назвать:

  1. Марию-Антуанетту, дожидавшуюся казни 76 дней. Королева Франции взошла на эшафот, пережив 9 мес. своего супруга.
  2. Максимилиан Робеспьер, зачинщик революции и провозглашающий власть террора, доживал в Консьержери в Париже последние дни.
  3. Эмиль Золя - писатель, ожидал окончания процесса по своему делу.
  4. Загадочная Мата Хари - известная шпионка, была заключена в замок Консьержи и приговорена к казни.

Камера французской монархини

Мария-Антуанетта

Сначала Марию-Антуанетту заключили в замок Тампль. Спустя 5 мес. после того, как казнили короля Людовика XVI, по решению революционного комитета, женщину переместили в башни Консьержери. Это случилось в 1793 г. в августе. Расчёт трибунала полагался на переговоры о будущем мире, с правительством Австрии. Как ни печально, ни одна держава Европы, включая Австрию, не отреагировала на арест королевы.

Дворец Версаль

Низложенная королева, дожидалась смерти в малюсенькой камере. Внутренний мрак, нарушал только свет узенького окошка, обращённого на женскую часть тюрьмы. По сравнению с убогими условиями и жестоким обращением, помещение для нахождения стражи выглядело шикарным дворцом.

Камера Марии-Антуанетты

Бывшую королеву снабдили необходимыми для выживания предметами. Всё убранство насчитывало: складную кровать, стол, пару стульев и табурет плетёный из тростника.

Женщина была одета в траурные одежды и имела минимум белья - две блузки из батиста, ночную сорочку, чулки, пару чепчиков для сна, ленты и платки. На верёвочке, одетый на шею, висел памятный сувенир. Это перчатка ребёнка, в которой было спрятано изображение и локон волос сына.

Ей приходилось только молиться и читать. Чернила и перо не давали. Кормили дважды в день. Утром - завтрак из кофе или шоколадной булочки. Днём - суп, блюдо из овощей, кусочек телятины или дичи и что-нибудь на десерт. На ужин приходилось экономить остатки обеда.

Её охраняли два жандарма, которых отделяла только ширма. Они мало жаловали заключённую - постоянно курили, пировали и играли в карты. В комнате царила постоянная сырость из-за находившейся рядом реки и изнуряющий холод, превращая цветущую красавицу в измученную старушку.

Попытка побега

Были попытки спасти королевскую особу, во время подстроенного мятежа. Маркиз Ружевильский в ее присутствии обронил футляр от своих очков. В нём находилась записка с подробностями побега. Женщина нацарапала шпилькой ответ на кусочке бумаги и сделала роковую ошибку, попросив жандарма доставить её. Охранник выдал Марию, после чего ускорили сроки разбирательства, а 15 октября 1795 года, её казнили.

Бато Лавуар

Спустя года, камеру Марии-Антуанетты осматривают посетители музея. Обстановку полностью реставрировали. Поэтому включив немного фантазии, можно воссоздать события тех времён.

Париж, часы на башне Консьержери

С другого берега Сены - наилучший вид дворца. Можно лицезреть три башни строения. Дальняя, называется Серебряная - в ней хранились сокровища королей. Посередине округлой формы - башня Цезаря. Угол здания представляет прямоугольную, с городскими часами.

Первые городские часы Парижа, появились здесь в 1370г..

В XIV веке была построена сторожевая башня для укрепления обороны Консьержи. Часы огромного размера, разместили для удобства граждан, по приказу Карла 5. Создавать механизм пригласили, часовых дел мастера из Лотарингии. Работа шла 8 лет. Первоначальный вариант был снабжён только одной стрелкой. Спустя год, вершину башни украсил колокол, оглашающий биением городского «сердца» своих жителей.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

В те далёкие времена, точность работы механизма, определяли тяжёлые гири, весящие несколько сотен кг.

За 7 веков, дизайн часов и механизм менялись множество раз. В 1585 году, король Генрих 3, поручил видоизменить циферблат. Теперь часовая башня обзавелась узором, украшенным государственной символикой. С двух сторон красовались символические женщины - Закон и Правосудие. Во время революции, головы скульптурам срубили, но в XVIII веке снова восстановили.

Сегодня комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. В одном месте сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура. Эклектичный, но обладающий своеобразным шармом, ансамбль создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями.

Первыми, в третьем веке до нашей эры, на острове Сите поселились римские правители земли Галлия. Король франков Хлодвиг выбрал этот маленький островок местом для столицы своего государства.
Настоящий Королевский дворец на Сите появился только в одиннадцатом веке, он был построен по всем правилам крепостной архитектуры: небольшое здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Нечто, отдаленно напоминающее современный вид дворца, появилось при Людовике IX Святом: по его приказу была возведена Святая Часовня, которая вошла во все анналы архитектуры как эталон пламенеющей готики. Несмотря на то, что она является неотъемлемой частью общего ансамбля, ей позже будет посвящен отдельный рассказ.
Филипп Красивый, правивший Францией в самом начале XIV века, решил построить дворец, достойный короля. Он поручил все работы Энгерранду де Мариньи. Прежде всего архитектор благоустроил покои короля и создал Большой Зал (сегодня на его месте располагается Зал потерянных шагов), называемый также залом Прокуроров: в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.
Филипп Красивый ввел и должность консьержа - управителя всего дворца. Для консьержа и его служб построили специальные помещения, названные позже Консьержери (Conciergerie). К ним относятся Гвардейский Зал, зал Ратников и три башни: Цезаря, как напоминание о том, что здесь когда-то жили римляне; Серебряная, в которой король хранил свои реликвии; и наконец башня, где преступников подвергали страшным пыткам: Бонбек.
Сводчатый, огромных размеров, готический Зал Ратников служил столовой для 3000 охранников и других служителей дворца. Должность консьержа была одной из самых доходных в Париже, ведь он имел право сдавать под наем все помещения Консьержери, расположенные на первом этаже (в 1596 году там насчитывалось 224 лавки, принадлежавшие парикмахерам, виноторговцам, букинистам, ювелирам).

Дворец оставался резиденцией королей Франции до 1358 года, когда восставшие парижские торговцы перерезали половину советников Карла V, и испуганный дофин покинул навсегда это место, чтобы сначала поселиться во дворце Сен-Поль, а потом в Лувре. Дурные воспоминания не помешали королю внести некоторое усовершенствование: на самой высокой из башен он установил первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями, символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображания Закона и Правосудия. С тех пор башня эта стала называться Часовой.
Несмотря не то, что король покинул дворец, жизнь в нем не замерла. Здесь продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. А помещения Консьержери превратились в тюрьму.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Святую Часовню и ее чудом удалось спасти. Галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. На этом месте теперь находится главный вход во Дворец правосудия, его отделяет от улицы элегантная решетка, отлитая во времена Людовика XVI.

После революции в здании дворца разместился Трибунал, который за короткий срок своего существования отправил на эшафот более двух с половиной тысяч человек, среди них были "враги революции" - аристократы и сами создатели трибунала.

В эпоху Наполеона была создана новая судебная система, но, как и прежде, она осталось в стенах бывшего Королевского дворца и Консьержери, которые было поручено перестроить архитектору Жиро.
Основные работы по полной реконструкции и расширению дворца начались, однако, лишь в 1840 году под управлением Юйо, которого сменил Дюк. На протяжении небольшого времени на набережной Часов воздвиглись новые здания, застроился Майский двор, названный так, потому что во времена королей здесь каждый год сажали новое дерево. Отреставрировали Зал потерянных шагов, снесли немногие здания, оставшиеся от первого королевского дворца, построенного еще в XI веке. Как только все работы были завершены, разразилась очередная революция - Парижская Коммуна. За сто дней ее существования сгорел почти весь Париж, и Дворец Правосудия не оказался исключением.
Строительство начали заново: в 1875 году открылся вестибюль Арлей. Его архитектура очень торжественна, но появление западного фасада Дворца Правосудия полностью разрушило другой архитектурный ансамбль острова Сите, не менее примечательный: площадь Дофина, созданную при Генрихе III и являвшуюся прообразом площади Вогезов.

Полностью все реставрационные работы были закончены только к началу первой мировой войны. В 1914 году Д""ворец Правосудия признали памятником архитектуры, а здание Консьержери перестало служить тюрьмой.
Несмотря на то, что в здании дворца почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни один день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений. Вот, например, прошедшие здесь самые громкие процессы: 1880 - процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет "Я обвиняю", 1906 - осуждение Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 - суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики.













Набережная ювелиров

История замка Консьержери начинается одновременно с историей возвышения Парижа. Париж стал столицей франкского государства в 508 году, когда король Хлодвиг I из династии Меровингов решил основать на западной оконечности острова Сите неприступный замок, свою личную резиденцию. Этот первоначальный дворец и был предшественником современного Консьержери.

Смена династий привела к смене географических приоритетов, и при Каролингах центр государства сместился из Парижа на восток, в город Лан, в следствие чего королевский замок на острове Сите стал постепенно приходить в упадок и ветшать, как и весь Париж. Снова вступить в фазу расцвета городу было суждено в X веке, когда Гуго Капет, основатель династии Капетингов, снова перенес королевскую резиденцию в Париж, а замку был возвращен статус королевской крепости.

Следующие 4 столетия стали временем больших архитектурных преобразований. Каждый монарх из потомков Гуго Капета стремился перестроить замок согласно своим нуждам и эстетическим представлениям. К стенам пристраивались подземные галереи, соединяющие фортификационные укрепления, к архитектурному ансамблю добавились Королевский зал заседаний и Королевская палата. На территории крепости появляются новые церкви и часовни, а к XIII веку она становится поистине непреступным военным укреплением, к ее облику добавляются башни и донжоны. Тогда же, при Филиппе II, впервые в исторических документах упоминается должность консьержа – блюстителя мелких судебных дел на территории дворца. Людовик Святой обратил замок из грозного неприступного форта в хранилище святых христианский реликвий. Крепость постепенно утрачивает свое военное значение. А в конце XIII века стараниями Филиппа Красивого, Париж обретает один из самых великолепных королевских дворцов Европы – максимально приближенный к его современному виду. Здесь обновляются крепостные стены, строятся Серебряная Башня и Башня Цезаря, расширяется Королевский зал, его внутренний интерьер украшается статуями франкских монархов. В середине XIV века в облик замка вносятся последние коррективы – в частности, достраивается Часовая башня.

  • (цена: 25.00 €, 2 часа)

После народного восстания 1358 года, и прихода к власти Карла V, королевская резиденция была перенесена с острова Сите в Лувр, а старый королевский замок становится Дворцом Правосудия. Покинув родовое гнездо, король доверил дворец консьержу, отсюда и название – Консьержери.

К концу XIV века, соседняя с Дворцом правосудия тюрьма стала переполняться, и часть узников была переведена в Консьержери. Постепенно дворец приобрел официальный статус тюрьмы, причем порой затмевающей славу Бастилии. Состоятельные заключенные могли здесь позволить себе одиночные меблированные камеры, в то время, как низшее сословье томилось в подвалах, на соломе, с крысами.

На протяжении XVI и XVII веков архитектурный ансамбль дворца был поврежден несколькими крупными пожарами, в следствии чего его внешний облик снова несколько изменялся в ходе реставрационных работ.

Французская революция и падение монархии еще больше усугубили мрачную славу некогда роскошного дворца. С 1793 года в королевских покоях замка расположился революционный трибунал. Политические заключенные рекой потекли через камеры Консьержери, в залы суда, а оттуда – на гильотину. Бытовал даже афоризм, что гильотина – единственный путь на свободу из Консьержери. «Закон о подозрительных» давал право арестовывать всех, кто чем-нибудь напоминал врагов Революции, порой без всяких на то оснований. Права на свидетелей и защиту у подсудимых не было. Среди самых знаменитых узников тюрьмы – Мария-Антуанетта и Робеспьер, по иронической случайности ставший жертвой вдохновленной им же самим политикой всеобщего террора.


Революционный трибунал просуществовал недолго, фактически, он был распущен после смерти Робеспьера, успев, однако, за два года приговорить к смерти более 2 500 заключенных. Других приговоров, кроме смертной казни, трибунал не выносил. После Революции, замок некоторое время оставался тюрьмой, но стал постепенно терять свою зловещую славу. В 1914 году, частично сохранив функции дворца Правосудия, замок открылся для широкой публики в качестве музея.

Достопримечательности

Стены этого Дворца навевают туристам отзвуки «тех времен». Посетившие Дворец, окунутся в мир того времени, и узнают о страшных казнях и преступлениях, которые скрывались за стенами дворца.

Часовня Сент-Шапель

Построенная Людовиком IX Святым в XIII веке, эта часовня не была первым храмовым сооружением на территории архитектурного комплекса королевского дворца. На ее месте ранее стояла часовня Сент-Никола, воздвигнутая еще в начале XI века. Людовик, начавший планомерное превращение фортификационного укрепления в хранилище святынь, добытых крестоносцами, которые он приобретал за большие деньги, начал строительство нового храма. Сент-Шапель стала уникальным реликварием, который возвеличил Людовика в глазах западного христианского мира. Ни один из монархов не мог похвастаться обладанием, к примеру, частицы Святого Креста, вывезенного из Константинополя. Коллекция святынь, хранящихся в Сент-Шапель, была поистине уникальной. Надо отметить, что строительство самой часовни обошлось Людовику втрое дешевле, чем приобретение хранящегося в ней тернового венца. При своих сравнительно небольших размерах, часовня являет собой прекрасный образец готической архитектуры. Внутренний интерьер ее богато украшен стрельчатыми витражными окнами и скульптурными композициями. На первый взгляд может показаться, что храм целиком состоит из цветных витражей, а утонченные высокие каменные конструкции являются для них оправой. Помимо хранилища реликвий, часовня Сент-Шапель была также местом молитв королевской семьи.

Часовня сильно пострадала в революционные годы. Внутреннее ее убранство и большинство экспонатов коллекции было разграблено и утеряно. Часть скульптур удалось сохранить, а терновый венец в настоящее время хранится в Нотр-Дам де Пари. В начале XIX век в часовне оборудуют архив, в результате чего была утрачена часть уникальных витражей нижнего яруса. В последние годы Сент-Шапель пережила масштабные реставрационные работы, которые воссоздали ее первозданный облик.

Зал Ратников — La salle des Gardes

Уникальный образец светской готической архитектуры, масштабный четырехнефный зал Ратников был построен в начале XIV века и служил пиршественным залом, а в обычные, непраздничные дни, здесь обедала гвардия короля. Общая площадь зала составляет 2 000 кв.м., а высокие своды его поддерживаются 70 колоннами.

Огромное пространство отапливалось четырьмя каминами. Из зала напрямую можно попасть в королевскую кухню, куда продукты доставлялись баржами по водам Сены, и подавались через специальное окно. Четыре очага этой кухни были предназначены для приготовления определенного рода продуктов – на одном из них готовилось мясо, на другом – птица, третий служил для приготовления рыбных блюд, на четвертом готовились овощи. На «мясном» очаге кухни одновременно можно было зажарить две бычьи туши. В зале Ратников представлена часть мраморного пиршественного стола, за которым могли обедать более 2 000 человек.

На сегодняшний день от кухонного флигеля остался только первый этаж. Был построен при правлении Жана Доброго во второй половине XIV века.

Главным предназначением помещения — было хранение продуктов, которые поступали сюда с судов, идущих по Сене. Здесь же находился обслуживающий короля персонал.

Караульный (Гвардейский) зал

Большие королевские покои, в которых собирался совет и принимались судьбоносные решения, а в революционные годы выносились многочисленные смертные приговоры, к сожалению, не сохранился до наших дней. Судить о его масштабах можно по уцелевшей прихожей, которой и является Караульный зал.

Время его постройки совпадает с возведением Зала Ратников, он имеет тот же готический стиль, но по размерам сильно уступает пиршественному залу. Его площадь – 300 м.кв. Уровень пола нижних средневековых залов дворца намного ниже нынешнего уровня земли, культурный слой которого несколько поднялся за прошедшие со времен основания замка века.

Парижская улица — La rue de Paris

Одно из самых мрачных мест замка, названное так в честь палача по фамилии де Пари. Когда-то это место было частью Зала Ратников, но в XV веке, когда дворцовый комплекс окончательно был превращен в тюрьму, часть пиршественный залы отгородили.

В этой темной части замка отбывали наказание самые бедные заключенные, страдавшие здесь от антисанитарии и болезней.

Камера одиночка Марии-Антуанетты

Легендарное место, где находилась в заключении Мария Антуанетта.

Здесь воссоздан интерьер самой одиночной камеры, где можно видеть фигуры сидящей спиной королевы, и двух постоянно следивших за ней жандармов. Считается, что здесь же провел свои последние часы Робеспьер.

Часовня Марии Антуанетты

Из самых поздних достопримечательностей дворцового комплекса, связанных с революционными событиями, следует отметить часовню Марии-Антуанетты,

Коридор заключенных

Также примечателен так называемый «коридор заключенных», который был местом самостоятельных прогулок узников тюрьмы. Здесь же находилась специальная комната, где перед казнью у приговоренных отбирали все их личные вещи в фонд поддержки революции, а также обрезали волосы на затылке для удобства палача. Также из соображений удобства часть волос осужденных оставлялись в неприкосновенности, чтобы палачу было сподручнее поднимать отрубленные головы. В коридоре заключенных имеется комната надсмотрщика, который следил за перемещениями узников, составлял списки тех, кого отправляли на казнь и вновь прибывших.

Мрачные тюремные коридоры и камеры оформлены восковыми фигурами, изображающими заключенных и надсмотрщиков, которые дополняют и без того реалистично воссозданную атмосферу революционного террора.

Можно осмотреть зал, построенный на месте королевской молельной, где в 1793 году перед казнью пировали представители партии Жирондистов.

По традиции революционного времени, осужденные на смерть заключенные имели право устроить перед казнью пир. В память об этом, зал носит название «Часовня Жирондистов».

Сохранился «Женский двор» тюрьмы с фонтаном в центре. Выпущенные на прогулку узницы стирали в нем свою одежду. Здесь же заключенные, после приговора, ожидали телег, которые группами по 12 человек отвозили их к месту казни.

В тюремных коридорах можно ознакомится со списком заключенных Консьержери, а также здесь имеется экспозиция исторических документов и прочих экспонатов, посвященная пяти векам истории замка после того, как он превратился из королевской резиденции в тюрьму.

Башни замка

Дворец насчитывает четыре башни, каждая из которых имеет свою историю и хранит свои тайны.

Башня Бонбек

Старейшая из дошедших до нашего времени башен замка – Бонбек – была построена на северной стороне дворцовой стены в правление Людовика Святого, в XIII веке. Она представляет собой характерный пример классической средневековой зубчатой башни и имеет круглую форму. В XV веке, когда дворец уже стал тюрьмой, зубчатое навершие башни было дополнено остроконечной крышей.

Бонбек стала одним из самых мрачных и зловещих мест в Консьержери – здесь находились пыточные камеры, где с целью получения признания, к узникам применялись разнообразные страшные инструменты. Крики несчастных, подвергавшихся пыткам, разносились по всему замку. Вероятно, отсюда и произошло название башни, которое в переводе со старо-французского означает «Хороший клюв». Считается, что заключенных пытали до тех пор, пока из их «клювов» не начинали литься нужные правосудию песни. Также известен перевод названия Бонбек как «Башня болтунов».

Пережив чудесным образом все последующие перестройки, архитектурные преобразования в правление Филиппа Красивого, а также стихийные бедствия последующих веков, сильно изменившие внешний облик Консьержери, башня Бонбек сохранила свой исторический вид практически без изменений.

Башня Цезаря и Серебрянная башня

Башня Цезаря была построена в ходе реконструкции и расширения замковых сооружений при Филиппе IV Красивом, в конце XIII века, под руководством Ангеррана де Мариньи. Массивная круглая башня с остроконечной крышей получила свое название в честь прославленного римского императора, в память о римском периоде в истории Парижа, когда Галлия была частью Империи. По неподтвержденной версии, башня построена на месте древнеримской резиденции.

Поскольку реконструкция замка при Филиппе IV имела целью не только сделать его одним из самых роскошных дворцов Европы, но и сконцентрировать всех должностных лиц Франции вокруг королевской резиденции, новые постройки должны были вместить в себя административные службы. В башне Цезаря разместился архив уголовных дел, и здесь же проходили заседания советников, которые выносили вердикты и приговоры по уголовным делам. Позже архив по уголовным делам был перемещен в другое место, ближе к Следственной палате.

В настоящее время у башни Цезаря (слева на фото) находится вход на территорию музея архитектурного ансамбля Консьержери. В средневековье вход в замок располагался между двумя башнями-близнецами – башней Цезаря и Серебряной башней.

Серебряная башня, построенная также во времена правления Филиппа IV, располагается правее башни Цезаря, практически вплотную к ней. Она также имеет круглую форму, почти что повторяя архитектуру своей соседки. Некогда северный фасад замка, включая его башни, омывался водами Сены, что делало замок еще более непреступным. Набережная была построена только в XVI веке.

В башне, по преданию, хранилась королевская казна – отсюда и произошло название «серебряная». Однако, у нее было и другое, менее романтичное предназначение. Будучи по соседству с башней Цезаря, куда был помещен архив по уголовным делам, Серебряная башня вместила в себя главный по значимости и объему гражданский архив. Другие названия башни: «Башня Парламента», или «Башня Большой Палаты». Сотрудники обоих архивов (по гражданским и уголовным делам), считая свое ведомство важнее соседнего, называли вверенное им учреждения просто «Башня», как-бы игнорируя наличие друг друга.

В настоящее время, три круглые башни Консьержери, с крышами конической формы, придают внешнему облику замка образ непреступной военной твердыни, а всей набережной — вид декорации для средневекового рыцарского романа.

Самая поздняя и самая высокая из замковых башен – Часовая – была возведена во второй половине XIV века. Ее высота – чуть меньше 50 м. Это единственная башня Консьержери, которая имеет не круглую, а прямоугольную форму. Изначально ее венчал фонарь, а позднее – серебряный колокол. Служила башня наблюдательным пунктом для замковой охраны.

Часы на ней появились при Карле V, в 1370 году. Для их создания был приглашен немецкий мастер часовых дел, Генрих Вик. Это были первые общественные часы Парижа, которые стали символом важности соблюдения дисциплинарных норм службы, поскольку именно в это время замок перестал быть королевской резиденцией, полностью превратился в административное учреждение и перешел в ведение консьержа.

В конце XVI века Генрих III заменил циферблат часов на новый, который был выполнен знаменитым мастером Жерменом Пилоном. Часы были украшены статуями, изображающими Закон и Правосудие. В годы революции фигуры сильно пострадали, но затем были отреставрированы. Интерьер башни менялся несколько раз за время ее существования.

Надпись на циферблате гласит: «Этот механизм, разделяющий время на 12 равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Закон».

Билеты:

Взрослый: 8,50 евро

Детский: 5,50 евро

Беслатно проходят дети до 18 при семейном визите, молодежь — члены ЕС, но не граждане Франции, до 26 лет, пенсионеры, инвалиды.

Как добраться

Адрес: 2 Boulevard du Palais, Paris 75001
Телефон: +33 1 53 40 60 80
Сайт: conciergerie.monuments-nationaux.fr
Метро: Cité
Поезд RER: Saint-Michel - Notre-Dame
Время работы: 9:30-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 9 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 16.11.2018

Статья о насыщенной истории замечательного памятника французской столицы. Дворец Консьержери… Что это — тюрьма, замок или музей?

Как найти его на набережной

Мы часто сталкиваемся со словом «Консьерж» и прекрасно знаем, что оно обозначает. Но откуда это слово появилось? Представьте, вы стоите в самом центре первого округа Парижа…

Один и тот же город может производить диаметрально противоположное впечатление в зависимости от того, как построить свой маршрут. Тут, главное, не ошибиться. Важно точно рассчитать свои силы, чтобы не спугнуть эмоции усталостью. Мой любимый маршрут в Париже начинается от площади Шатле и ведет через остров Сите к площади Сан-Мишель и далее по набережной к самой Эйфелевой башне.


Фонтан Победы на площади Шатле

Первое, что бросается в глаза, когда ступаешь с площади Шатле на мост Менял - комплекс дворца Правосудия. Одна из его частей - Консьержери. Поговорим о нем подробнее.

Дворец

В далеком уже 508 году король франков Хлодвиг решает, что было бы неплохо возвести на острове Сите замок с перспективой стать королевской резиденцией. Замок построили, король остался им доволен и жил там до самой своей смерти в 511 году. После чего центр политических разборок подвинулся на Восток и здание оставалось невостребованным до конца 10 века, когда Гуго Капет разместил в нем Совет и администрацию. Следующие несколько веков происходил постоянный апгрейд замка.

  • Так Роберт «Благочестивый» существенно расширил площадь замка. При нем появляется королевский зал и возводится часовня Сен-Никола.
  • Людовик «Толстый» сделал акцент на укреплении стен и строительстве башни «Монтгомери», которая была ликвидирована в 18 веке.
  • Людовик «Молодой» прокачал королевские покои и добавил к ним специальную молельню.
  • Филипп Второй продолжил дело Людовика «Толстого» и пристроил несколько башен.
  • Людовик «Святой» возвел знаменитую Сент-Шапель, Сокровищницу хартий, галерею, связующую верхнюю часовню дворца и королевские покои. Во время его правления замок окончательно утратил всякий военный смысл и стал непревзойденным дворцом.
  • Филипп «Красивый», который прославился тем, что казнил тамплиеров, вывел дворец Консьержери на уровень самого роскошного особняка Европы.

Реконструкция продолжалась довольно долго, но в середине 14 века дворец Консьержери перестал быть местом королевских тусовок и туда на радостях въезжает Парламент, королевский совет, счетная палата и тюрьма.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Тюрьма

Какой же замок без тюрьмы, окруженной мрачными легендами. Одним из первых узников становится Ангерран де Мариньи - человек, которому Филипп «Красивый» приказал построить новый дворец взамен Консьержери. Дело в том, что при наследнике Людовике «Сварливом» он впал в немилость и был предсказуемо казнен. Через эти же тюремные подвалы прошел граф Габриэль де Монтгомери, смертельно ранивший Генриха Второго, а также религиозный деятель Франсуа Равальяк.

После падения монархии в 1793 году бывшая королевская резиденция становится главной тюрьмой революционного трибунала. За два года через нее на гильотину прошло более 2780 человек.

Самой известной узницей тюрьмы была королева Мария-Антуанетта, именно отсюда ее отправили на казнь. В камерах Консьержери прошли последние дни поэта Андрэ Шенье, великого химика Антуана Лавуазье и Шарлотты де Корде, совершившей успешное покушение на Марата.

Стоит подчеркнуть, что история распорядилась весьма причудливым образом. Вскоре в Консьержери стали поступать сами деятели революции, одобрившие террор. Сперва был казнен Дантон - один из отцов-основателей первой французской республики, а также министр юстиции. Вот цитата из воспоминаний его палача Шарля Анри Сансона:

«Сначала на эшафот взошёл Эро де Сешель, а с ним и Дантон, не ожидая, чтобы его позвали. Помощники уже схватили Эро и надели ему на голову мешок, когда Дантон подошёл, чтобы обнять его, так как Эро уже не смог проститься с ним. Тогда Дантон воскликнул: „Глупцы! Разве вы помешаете головам поцеловаться в мешке?..“ Ещё нож гильотины не был очищен, как Дантон уже приблизился; я удержал его, приглашая отвернуться, пока уберут труп, но он лишь презрительно пожал плечами: „Немного больше или меньше крови на твоей машине, что за важность; не забудь только показать мою голову народу; такие головы не всякий день удается видеть“. Это были его последние слова».

Через некоторое время был казнен и сам легендарный Робеспьер. Что интересно, перед казнью его посадили в камеру, где годом ранее ждала своей участи свергнутая королева Мария-Антуанетта. Ходит легенда, что, когда Робеспьер выходил из камеры, он ударился лбом о притолоку двери, которую сам приказал сделать низкой, дабы заставить гордую королеву кланяться при выходе и выходе.


Музей

Посетить этот любопытный объект стоит по нескольким причинам. Во-первых, тут расположен старейший в Европе средневековый зал, созданный в 1310 году. Именно в этом зале в 1793-95 годах заседал революционный трибунал. Во-вторых, именно здесь появились первые во Франции часы. Их установили около 1350 года. Те часы, к сожалению, не сохранились. В 1585 году они были заменены на шедевр Жермена Пилона, которые мы видим и по сей день.

Циферблат украшают аллегорические изображения Закона и Правосудия. В-третьих, именно во дворце Консьержери вы можете почувствовать на себе атмосферу средневекового замка и кровавый дух французской революции.

Попасть во дворец Консьержери можно с по 9.30-18.00, с

С его характерными башнями, здание на принадлежало королям Франции, как и их королевская резиденция.

Консьержери стал печально известен во времена французской революции в качестве тюрьмы. Однако оказавшись внутри, его посетители откроют для себя один из лучших примеров готической светской архитектуры в Европе.

Консьержери расположен на острове Сите и тесно связан с историей . Сегодня он занимает северную часть старой королевской резиденции, которая, как полагают, была основана в 6 веке Хлодвигом, первым королем Франции. В 10 веке Гуго Капет установил контроль над правительством палаца, который таким образом стал резиденцией королевской власти.

В отсутствие короля, его хранителем назначался консьерж, который управлял всей командой королевской резиденции. Этот титул считался очень высоким местом и отсюда пошло нынешнее название замка – “Консьержери“. Замок оставался резиденцией королей Франции от Гуго Капета до 14-го века. Дворец был расширен и укреплен Людовиком IX и Филиппом IV, которые добавили к фасаду башни и большой готический зал.

После вторжения буржуазии, под предводительством Этьена Марселя в 1358 году, король Карл V покинул Консьержери. Замок продолжал использоваться в качестве места парижского парламента (высший судебный суд в королевстве). В 1391 году часть здания было переоборудовано в тюрьму и стало жильем для преступников и политических деятелей, таких как Равальяка (убийца короля Генриха IV).


Во время французской революции Консьержери прозвали прихожей на гильотину, так как она стала центральной тюрьмой Парижа. В ней разместились около 1200 заключенных. В период 1793-1794 годов военный трибунал осудил более 2700 человек.

Для большинства из них это было последним местом перед дорогой к одной из гильотин, установленных по всему Парижу. В число ее известных заключенных входят: королева Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде, мадам Элизабет, мадам дю Барри, Жорж Дантон и Робеспьер.

В 19 веке в Консьержери и всем Дворце правосудия была проведена капитальная реставрация, а в 1914 году он был перечислен к историческим памятникам французского государства.

Фасад


Средневековый фасад Консьержери лучше всего видно с набережной на правом береге острова. Здание включает в себя четыре башни, которые первоначально стояли в реке Сене, когда еще не было берега.

Самая старая башня Консьержери датируется 11-м веком. В ней размещались камеры пыток, где мучили заключенных. В 1935 году она была восстановлена после разрушительного пожара. Часовая башня L’horloge построена в период 1350-1353 годов и является самой высокой точкой замка (47 метров). С 1371 года на ней находились огромные часы, целью которых была регулярная помощь парижанам в их деятельности днем и ночью.

Интерьер

Нижняя часть Консьержери – это единственное место, которое сохранилось до наших дней из средневековья. Оно было использовано королевской гвардией и сотрудниками (служащие и должностные лица), которые работали на царя и его семью (около 2000 человек). Пол в средневековых залах до сих пор такой же, как был в 14 веке.

Помещение использовалось, как столовая для 2000 сотрудников, королевских банкетов и судебных разбирательств. Темный холл когда-то был нагрет четырьмя большими каминами и освещен множеством окон, которые потом были заблокированы. Большой зал в средневековье был одним из крупнейших в своем роде в Европе. Он был уничтожен пожаром в ночь 5 марта 1618 года.


Караульное помещение – это готический сводчатый зал, который был построен примерно в то же время в зале воинов. В период 1793-1794 годов там проходил революционный трибунал. Кухня Консьержери была построена во время правления Иоанна II (1319-1364) и ее выход идет прямо к Сене. Четыре больших камина были построены в каждом из углов кухни, чтобы приготовить достаточно еды для 2000 человек.

Рю-де-Париж служит коридором между караульным помещением и революционным залом. Оно получило свое название во время французской революции от палача “месье де Пари“. Здесь находились самые бедные заключенные, которые не могли позволить себе заплатить за лучшее место в камере. Они спали на соломе и часто их называли ‘Pailleux’ или ‘Payeux’. Сейчас там находится небольшой сувенирный магазин.

Местонахождение: 2 Boulevard du Palais, 75001 Париж.

Часы работы: Ежедневно. Начало ноября – конец февраля с 9 до 17. Начало марта – конец октября с 9:30 до 18:00.

Цена за вход: 9 евро. Вход на территорию и визит в часовню Сент-Шапель с гидом – 12 евро.

Loading...Loading...