Топографическая карта реки койва. Нижнее течение реки Койва на участке «Посёлок Кусье-Александровский — «Усть-Койва»

Привет, ребята. Василий Блинов на связи и сегодня хочу сделать небольшой отчёт о сплаве по реке Койва в Пермском крае. Маршрут в этот раз был от посёлка Кусье-Александровский до Усть-Койвы . В позапрошлый сплав мы плыли .

У меня это уже 3 сплав в этом году. Два года назад мы ходили по данному маршруту, но тогда ещё не было блога. Помню только, что тем летом (в июле 2014) было холоднее, чем в этот раз в сентябре, или, может, мы стали более подготовленные.

Выдвигались из Перми поздно вечером в четверг на своих машинах. Вообще, хотели за 3 дня доплыть до Чусового, но проплыть расстояние в 70 с небольшим километров по реке за три дня, учитывая, что световой день осенью стал намного короче и почти на каждом перекате приходилось тащить кат на руках, было нереально. Хороший маршрут на выходной, с пятницы до воскресенья.

Карта с нашими стоянками и достопримечательностями:

Достопримечательностей тут, кстати, не так уж и много. Но зато природа красивая, плохо только, что листва ещё не успела пожелтеть.

Начало сплава и его герои

Приехали в посёлок Кусье-Александровский во втором часу ночи. Не переезжая мост через Койву, заночевали на хорошей зелёной полянке. Утром густой облачный туман сделал это место немного сказочным.

Прямо в Кусье-Александровском можно подняться на высокую скалу и чуть дальше за ней посетить небольшой водопад.

На другом берегу Койвы есть туристическая база «Затерянный мир», на которой я когда-то был на корпоративе, когда ещё работал в оффлайне. Там можно оставить машину на время сплава.

В этот раз нас было аж 7 человек.

  • Елена Пастухова
  • Алексей Митин
  • Ксения Митина
  • Денис Сабуров
  • Ольга Бушуева
  • Ярослав Черемных

Почти все участники предыдущих наших 7 сплавов.

С погодой нам повезло невероятно, такое ощущение, что дождь обходил нас стороной. Когда поехали обратно, друзья нам сказали, что в Чусовом дождь лил с перерывом на обед, а у нас почти ни капли. Пару раз дождевики доставали, но пока одевали, дождь заканчивался.

Дожди, которые лили ранее, промочили все дрова на стоянках насквозь. Я недавно читал статью про сплав в дождь, где ребята не смогли разжечь костра, они все промокли и замёрзли. Поэтому решил не рисковать и на заправке набрал пару литров бензина.

Бензин — опасная вещь! Пары воспламеняются моментально. Поэтому просто обливать сырые дрова и подливать его из бутылки в огонь не рекомендую. Возьмите консервную банку, налейте в неё бензина, сверху сложите дрова и осторожно подожгите. Можно предварительно макнуть конец длинной тонкой палки в бензин, потом поджечь её и поднести к банке. Таким способом легко разгораются даже сырые дрова.

Утром, как обычно, все сборы. Катамаран взяли у друзей всего за 400 рублей на все 4 дня (с дорогой), он оказался не совсем обычным, пришлось поломать голову, как зафиксировать верёвками скользящие трубы без специальных зажимов.

Сделали зарядку.

Только выплыли и уже подкачиваемся, вода холодная, кат сразу просел. На перекатах в сапоги удалось начерпать всем.

Потом меня с ката выгнали за плохое поведение и пришлось остальные 2 дня ехать в лодке.

Особо даже не гребли, просто 3 дня сплавлялись по течению.

В первый день недалеко от Кусье-Александровского проплывали несколько скал и пещеру Арочная (Печка).

Немного достопримечательностей

Вот так она выглядит красиво, глубина около 14 метров, но там внутри очень узко.

На карте отметил, где она находится.

Вид из неё.

Я тоже брал с собой рыболовные снасти, но ничего не поймал.

На первой стоянке удачно остановились, тут можно подняться на вершину.

Если приглядеться, то увидите Дена, сидящего на скале.

Сушимся по полной.

На следующий день мы гребли до классной оборудованной стоянки, на которой ночевали 2 года назад. По дороге к ней останавливались по нужде в одном месте и насобирали красноголовиков. Вечером сварили отличную грибовницу, вместо запланированной ухи.

Сделали походную баньку, погрелись. Полночи просидели у костра. Считаю, отдохнули просто отлично.

Утром Ярик открыл для нас новую настольную игру, типа «Мафии», называется «Противостояние». Заигрались в неё настолько, что выплыли в 16:30, нормальные люди в это время уже встают на ночную стоянку.

Приплыли в Усть-Койву к темноте. Связи там вообще нет, только спутниковая. Которая нашлась на строящейся тур. базе компании «Солана». Сотрудник «Соланы» — Александр, который там живёт и всё строит своими руками, оказался очень гостеприимным. Пока мы 5 часов дожидались машин, он нас приютил, разрешил воспользоваться кухней, чтобы приготовить ужин и чай. Потом с нами ещё играл в «Противостояние».

Оставил очень положительное впечатление об этой туристической компании.

К 6 утра мы добрались до Перми. Всем, кроме меня, через пару часов уже нужно было идти на работу. Так прошёл мой 8-й в жизни сплав.

Просмотров: 15362

Р. КОЙВА

Здесь можно скачать:
Обзорную карту (М 1:200000, ~ 334 КБ)

Протяженность маршрута - 144 км
Сезон: май-сентябрь


Койва одна из самых популярных наших рек. Её главные достоинства – удобные подъезды, возможность выхода на реку в нескольких местах, хорошие места стоянок по берегам, завершение маршрута в городе Чусовом рядом с железнодорожной станцией.

Сплавляться по Койве можно всё лето. Наиболее популярен сплав во время весеннего паводка (первая декада мая). Летом же, в жаркую сухую погоду на верхнем участке выше посёлка Бисер) воды может быть не достаточно.

Койва в своём верхнем течении выходит к железной дороге в районе станции Тёплая Гора, затем течет на протяжении примерно восьми километров рядом с железной дорогой с востока от неё, затем пересекает её между остановками 255 км и Усть-Тискос и уходит на юго-запад. Выходить к реке удобно:

  • в Тёплой горе к автомобильному мосту (около трёх километров),
  • от остановки 255 км по железной дороге до моста через Койву (около двух километров)
  • в Усть-Тискосе (100 метров до притока Койвы – Тискоса, на противоположном берегу удобно собирать суда и начинать сплав, а через три километра Тискос впадает в Койву перед железнодорожным мостом). От моста примерно тридцать километров до посёлка Бисер.

Посёлок Бисер находится в 12 км от одноимённой железнодорожной станции и связан с ней автобусным сообщением. Следующий поселок на реке – Кусье-Александровский. Он связан автобусным сообщением со станцией Пашия. До него по реке около 35 км, примерно по средине этого участка ещё одна достопримечательность – Федотовский порог , образованный большим камнем уходящем с правого берега в воду примерно на 6-8 метров. Конец камня в реке обливается водой, образуя слив и вал около метра за ним. Порог расположен на левом повороте и у левого (внутреннего) берега, проход чистый.

Ещё один вариант маршрута – начать сплав по реке Кусья, на которую можно попасть по дороге от остановки электропоезда Койва (около семи километров на юго-восток). Воды в реке во время весеннего паводка достаточно, но река узкая, извилистая и требует достаточного опыта, слаженного экипажа и внимания. Через 15-20 км на реке пруд, с плотины которого она трёхметровым водопадом обрывается в Койву. Любители острых ощущений могут пройти и водопад (обязательна страховка).

Через 20 км Койва впадает в Чусовую. В устье на левом берегу расположен посёлок Усть-Койва. Здесь находятся две турбазы, можно остановиться, отдохнуть, сходить в баню. До города Чусового ещё около 20 км. Закончить маршрут удобнее на маленьком пятачке в устье небольшой речушки впадающей справа рядом со станцией.

Весной весь маршрут от Тёплой горы до Чусового можно пройти за 3-4 ходовых дня.

1. Общие сведения

Койва одна из самых популярных рек для сплава на Урале. Её главные достоинства – удобные подъезды, возможность выхода на реку в нескольких местах, хорошие места стоянок по берегам, завершение маршрута в городе Чусовом рядом с железнодорожной станцией.

Петляя среди скал, Койва несет свои воды в Чусовую. Название реки коми-пермяцкое: "кой" - брызги, "ва" - вода - "брызгающая вода". Название свое река оправдывает: весной она многоводна, сильна и стремительна, летом Койва смирная. В Койву впадает более 50 притоков, а также, подземных источников и ключей. Вода здесь чистая и холодная, поэтому реку облюбовали бобры, журавли, а также гордость всех уральских рек - хариус. Берега Койвы необыкновенно привлекательны.

Ежегодно здесь сплавляются тысячи туристов со всей страны. Их привлекают красивейшая природа, великолепные скалы, во многих скалах-камнях обнаружены интереснейшие пещеры, многие из которых являются легкодоступными.

Р.Койва

Сбор группы на Ж/Д вокзале г.Екатеринбурга, до 09.30 местного времени. На вокзале нас ждет заказной автобус до ст.Теплая Гора. Отправление в 10.00 (время в пути ориентировочно 5 часов).

Выгрузка


Автомобильный мост выше ст.Теплая гора на Койве

Установка лагеря

Установка и обустройство лагеря на ночевку, сборка катамаранов (стапель). Упаковка вещей и продуктов.


Лагерь. Первая ночёвка

По желанию можно прогуляться по окрестностям, порыбачить. Ужин. Вечерние посиделки у костра. Отбой.

Утром подъём, сбор лагеря. Подготовка катамаранов к сплаву, закрепление вещей, распределение экипажей и обязанностей на судах. Определение порядка движения и страховки. Выбор условных знаков и сигналов для координирования движения.


Начало пути

От поселка Теплогорский до пос. Усть-Тискос ширина реки весной до 10 м. Берега заболочены, в 4 км от ст. Теплая Гора к реке подступают скалы с правого берега.

Основные препятствия - каменистые мели по всему участку, длинные перекаты. Часто встречаются подмытые, упавшие в воду деревья, коряги, местами заломы, однако очень опасных мест нет. Но экипажам надо быть предельно внимательными.


Недалеко от моста

Перед мостом у Усть-Тискоса русло делится на два рукава островом, здесь старый разрушенный мост (проход по центру). Вначале в русле простые перекаты, берега поросли мелколесьем, заболочены.
Ниже по течение после Ж/Д моста
Тремя километрами ниже ж. д. моста у пос. Усть-Тискос каменистый перекат с крупными подводными камнями. Главная струя у более крутого берега. Долина реки узкая, низкие берега переходят в крутые, поросшие лесом. Русло извилистое, течение довольно сильное.
Ледоход
Койва принимает приток Вогулка, ниже устья которого несколько живописных скал. За день планируется пройти 33 км.
Скальные выходы
Далее за поворотом впадает крупный приток Кырма. За ним планируется встать на ночевку.
Ночёвка

Вечером ужин, установка бани, посиделки у костра, песни под гитару и отбой.

Мая: р.Кырма –Федотовский порог – 36 км.

Подъем, завтрак, сбор лагеря, укладка и обвязка катамаранов. Выход планируется к 10-00.


Утренние сборы

В это день планируется проведение учебно-тренировочных занятий по слаженности работы экипажей и скоростного прохождения линейных участков маршрута, а также подготовка к предстоящему прохождению Федотовского порога.


Тренировка

Пейзажи меняются на глазах. Много перекатов, есть небольшие острова, по правому берегу тянутся скалы.


Череда скал

За очередным поворотом большой остров Ольховский. Далее, на протяжении 10 км река более спокойная, течение еще более замедляется. Множество ручьев и речек впадает в Койву. Особенно шумные и бурные левые притоки: Линевка, Ольховка и Бол. Воронка.
Около р.Березовка До горы Громовая мелей и перекатов мало. Высокие скалистые берега отступают и вновь приближаются только перед пос.Бисер. Многочисленные острова с мелкими протоками.
Начало пос.Бисер
В поселке Бисер километровая шивера с беспорядочно разбросанными камнями, быстрым течением, каменистыми мелями протяженностью около 1 км. Главная струя, огибая подводные и надводные камни, приближается то к одному, то к другому берегу. Проходить лучше у левого берега. Берега становятся живописнее, много скалистых утесов.
За поселком Бисер

После пос.Бисер, за поворотом, останавливаемся размять ноги и немного прогуляться, отметить маршрутку, закупить продукты.


Перекус

Деревня большая, есть магазины, почта, сотовая связь. Можно зарядить батареи на фото- и видео аппаратуру. Пока часть группы ходит по деревни, есть смысл перекусить.


Устье р.Саренка

После р.Малая Урайка
Стоянка на ночь на правом берегу, на живописной поляне, напротив устья р.Подпорожная. За день планируется пройти 36 км.
Стоянка напротив р.Подпорожной

Установка лагеря, заготовка дров, ужин. Посиделки у костра и отбой.

4 мая: Федотовский порог – п.Кусье-Александровский – 41 км.

Утром подъём, завтрак, сбор лагеря. Подготовка катамаранов к сплаву, закрепление вещей. Выход по готовности группы около 10-00.


Утренний выход
Основная задача сегодняшнего дня прохождение Федоровского порога. Порог начинается сразу за крутым левым поворотом реки. 1-я ступень не опасна: подводная каменная гряда расположена поперек реки и занимает половину ширины русла. Через порог идет слив шириной 5-6 м и высотой до 0, 5 м. Сильное течение несет на камни, но в большую и среднюю воду слив проходим на всем протяжении. Слив 1-ой ступени сверху незаметен и в него можно попасть неожиданно.
Прохождение Федотовского порога
В полукилометре от первой ступени - вторая, значительно более серьезная. Мощная плита перегораживает русло поперек. У левого берега в высокую и среднюю воду есть свободный проход, у правого - довольно мощный, высотой более 1 м, слив, за которым пенный котел.
Чуть ниже по течению стояла когда-то д. Федотовка (пос. Федотовский кордон). Сразу за Федотовским кордоном спокойный отрезок (3 - 4 км) с большой глубиной и быстрым течением, за ним плес, после которого уклон увеличивается.
Федотовский кордон
По берагам Койвы впадают ручьи. Следует ряд мелких перекатов. После крутого поворота реки на юг и устья р. Сплавная Койву перегораживает несколько каменных гряд, отдельных камней и островов.
После р.Осиновый Лог
Через 16 - 18 км после Федотовского кордона на правом берегу следы бывшего Калистратовского кордона. Проходить лучше у правого берега, так как в середине реки в главной струе - подводные камни.
Высокий берег перед Урочищем Калистратовка

Река течет довольно быстро, попадаются перекаты, но не опасные. На берегах видны места, где раньше сбрасывали лес. Много удобных стоянок.

Loading...Loading...