Судовой такелаж. Морская практика для матроса А

§ 5. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ СУДНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

На транспортных судах с механическим двигателем рангоут (рис. 4) служит для крепления грузовых стрел, установки антенн и различных средств сигнализации. В общем случае рангоут такого судна состоит из грузовых мачт и полумачт (так называемых грузовых колонок) с прикрепленными к ним гру-

Рис. 4. Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем:
1 - грот-стеньга; 2 - грота-ванты; 3 - грот-мачта; 4 - грузовые стрелы; 5 - флаг-шток; 6 - грот-стень-контр-штаг; 7 - грот-стень-фордун; 8 - гафель; 9 - грот-стень-штаг; 10 - полумачта; И-труб-штаги; 12 - сигнальный леер; 13 - антенна; 14 - сигнальные-фалы; 15 - фор-стень-фордун; 16 - фор-стеньга; 17 - фор-стень-штаг; 18 - фока-штаг; 19 - фока-ванты; 20 - фок-мачта

Рис. 5. Сигнальные мачты:

а - 1 - мачта; 2 - антенна РП; 3 - сигнальные огни; 4 - гафель; 5 - контрштаг; 6 - радио-антенна; 7 -клотикоеый огонь; 8-стеньга; 9 - антенны РЛС; 10 - штаг; И - фалы; б - 1 - мачта; 2 - штаг; 3 - топенанты сигнального рея; 4 - топенанты антенного рейка; 5 - клотиковый огонь;
6 - антенный реек; 7 - стеньга; 8 - сигнальный рей; 9 - ванты; 10 - сигнальные фалы

зовыми стрелами, легких сигнальных мачт, сигнальных и антенных реев, кормового флагштока и небольшого гафеля, на котором на ходу поднимается государственный флаг.

I На таких судах, как пассажирские, танкеры, рудовозы и другие, не имеющих развитого грузового устройства в виде огрел, рангоут либо вовсе отсутствует, либо имеется лишь в виде легких сигнальных мачт (рис. 5).

] Наибольшее развитие рангоут имеет на судах, предназначенных для перевозки штучных грузов.

На сухогрузных судах большой грузоподъемности бывает до 20 грузовых стрел и более. Для их крепления на судне устанавливают специальные грузовые мачты и колонки. В этом случае сигнальные огни, радиоантенны и т. п. располагаются на стеньгах грузовых мачт.

Поскольку с навигационной точки зрения для этой цели достаточно всего двух мачт, то на большинстве судов, независимо от их размеров, устанавливается, как правило, не более двух грузовых мачт, к которым крепится по две, четыре или пять стрел. Для крепления остальных стрел устанавливают парные грузовые колонны-полумачты. Мачты именуются так же, как и на парусных судах: фок-мачта, грот-мачта и т. д. Грузовые колонны называют просто носовые, кормовые или по шпангоутам, в районе которых они установлены.

В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие конструкции грузовых мачт: одиночные и П-образные.

Оба указанных типа мачт имеют соответствующий стоячий такелаж. В связи с тем, что проводка снастей стоячего такелажа часто мешает работе грузовых стрел, на судах последних лет постройки встречаются мачты без стоячего такелажа, которые выполняются в виде:

Одиночных мачт увеличенного диаметра; треногих мачт; двуногих JI-образных мачт.

Одиночные мачты с вантами (рис. 6) для увеличения выноса стрел за борт обычно имеют в нижней части траверсу, а в верхней - прочный удлиненный салинг. Концы траверсы присоединяют к небольшим грузовым колонкам, одновременно служащим вентиляторами, или укрепляют на специальных стойках. На траверсе укрепляют башмаки шпоров легких стрел. На самой мачте эти башмаки устанавливают только в том случае, если мачта вооружается одной стрелой. На салинге крепят отводные блоки топенантов стрел и ходовые концы стень-вант. Стеньга с мачтой, как правило, изготовляется как одно целое.

Иногда на судах, которым часто приходится проходить под мостами, стеньги делают спускными. В этом случае их устанавливают над мачтой и убирают внутрь ее (так называемые телескопические мачты) или устанавливают около мачты.
как на парусных судах. Спуск и выстреливание стеньги осуществляется при помощи специальной снасти - стень-вынтрепа (рис. 7). В поднятом положении стеньга удерживается одним или двумя шлагтовами.

П-образные, или портальные, мачты (рис. 8) состоят из двух полумачт, топы которых соединены траверсой, образующей салинг. В середине салинга устанавливается стень-

га, которая, как и в одиночной мачте, может быть спускной. П-образные мачты применяются в тех случаях, когда необходимо установить стрелы с большим выносом за борт.

Башмаки для шпоров стрел устанавливаются непосредственно на полумачтах. У топов полумачт крепятся и блоки топенантов стрел.


Одиночные безвантовые мачты по своему внешнему виду напоминают одиночные мачты с "вантами и отличаются от них большей массивностью и формой сечения. Сечение у таких мачт может быть не только круглым, но и овальным или
даже квадратным. Стеньга с мачтой изготавливается как одно целое и имеет стень-такелаж.

Треногие мачты на судах устанавливаются очень редко, так как подкосы, заменяющие ванты, загромождают палубу около мачты. Такие мачты применяются только при установке тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 100 т либо на судах, имеющих всего одну-две стрелы и не перевозящих палубные грузы, например ледоколах, буксирах и т. п.

Большое распространение на современных судах получают двуногие Jl-образные мачты (рис. 9), имеющие в сечении форму эллипса и связанные в верхней части салингом. Башмаки шпоров стрел крепятся непосредственно на мачте, а блоки топенантов стрел - на салинге. Jl-образные мачты без-такелажа могут нести до четырех стрел грузоподъемностью по 3-5 т.

При вооружении тяжеловесными стрелами мачту на время работы подкрепляют съемным стоячим такелажем.

Преимуществом мачт этого типа является их меньший вес по сравнению с одиночными мачтами и возможность получения большого выноса стрел.

Все грузовые мачты на транспортных судах в болыпинстве

случаев устанавливают так, чтобы обух шпора стрелы и отводного блока топенанта у мачты были примерно в одной вертикальной плоскости. Этим создаются наиболее благоприятные условия для работы стрел.

Нижние концы мачт в большинстве случаев закрепляются в пяртнерсе на верхней палубе и в степсе, установленном на

Палубе твиндека, или в трюме на двойном дне. Если мачта проходит через рубки, имеющие прочную конструкцию, то пяртнерс может быть установлен на крыше рубки, а степс - на верхней палубе (рис. 10).

На небольших судах при вооружении мачт стрелами малой грузоподъемности шпоры мачт могут крепиться непосредственно на верхней палубе при помощи трех-четырех книц, приваренных к палубе, настил которой в этом месте подкрепляется и делается утолщенным.

Так как грузовые мачты никогда не устанавливают рядом с ходовым мостиком, то для удобства осуществления флажной сигнализации на стень-штаг-карнаке либо на фор-стень-контр-штаге над мостиком закрепляют несколько небольших блоков. Через эти блоки проводят сигнальные фалы, ходовые концы которых крепят на верхнем мостике или на крыльях ходового мостика.

Способы проводки снастей бегучего такелажа и их количество зависят от расположения мачт на судне, их конструкции и грузового вооружения. Так, например, на мачтах, имеющих тяжеловесные стрелы, некоторые снасти делают съемными и заводят только при работах с тяжеловесной стрелой. У П-образных мачт, если при них нет тяжеловесных стрел, установленных посередине, для крепления полумачт очень часто применяется крестовая проводка вант.

При такой проводке вантина от левой по-лумачты крепится на правом борту, а от правой - на левом.

Рис. 11 Крепление ходовых концов стоячего такелажа: а -к обуху; б-к вант-путенсу; 1 - обух; 2 - талреп; 3 - вант-путенс

Чтобы стоячий такелаж не мешал при выполнении грузовых операций, стремятся уменьшить количество снастей за счет увеличения их толщины. На мачтах, вооруженных тяжеловесными стрелами, снасти стоячего такелажа иногда делают двойными или тросы заменяют звеньями стального прутка.

Коренные концы снастей крепят при помощи скоб к специально приваренным обухам на стеньгах и мачтах. Ходовые концы присоединяют к талрепам, которые крепят к обухам, установленным непосредственно на верхней палубе или шир-стреке, или же к вант-путенсам (рис. 11). Вант-путенсы желательно устанавливать на низкопалубных судах, чтобы предохранить талреп от преждевременного износа вследствие попадания морской воды.

Для подъема на салинги с целью осмотра и смазки блоков топенантов и прочих деталей вооружения грузовых стрел на мачтах устанавливают скоб-трапы из пруткового железа.

Подробное описание вооружения и крепления грузовых стрел, приведено в гл. IX «Грузовое устройство».

(назначение, состав, меры безопасности при обслуживании).

Рангоут судна с механическим двигателем - это деревянные или металлические конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемные устройства и обеспечивающие несение огней, дневных сигналов, государственного флага и антенн.

К рангоуту судна с механическим двигателем относятся грузовые мачты и полумачты (колонны для грузовых стрел), грузовые стрелы, сигнальные мачты, кормовой флагшток, гафель и гюйсшток.

Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции сигнальных мачт.

Большие суда, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (передняя, т.е. первая от носа судна) и грот-мачту (задняя, т.е. вторая от носа судна). Малые суда могут нести одну мачту, которая называется грот-мачтой.

В общем случае мачта представляет собой стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию. Верхний конец мачты называется топом, нижний - шпором. Продолжение мачты вверх называется стеньгой. В большинстве случаев деление мачты на собственно мачту и стеньгу лишь условно. Стеньги носят названия по мачтам: фор-стеньга, гротстеньга.

Для установки грузовых стрел на сухогрузных судах большой грузоподъемности, кроме грузовых мачт, применяют также цилиндрические или конические трубчатые одиночные и парные конструкции, которые называются полумачтами или грузовыми колоннами.

По конструкции грузовые мачты бывают одиночные, П-образные, двуногие (Л-образные) и трехногие.

К мачтам и стеньгам, как к неподвижному рангоуту крепится подвижный рангоут, который может разворачиваться вокруг мачт, и стеньг или перемещаться по ним вверх или вниз. К такому рангоуту в первую очередь относятся грузовые стрелы.

Грузовая стрела балка, шарнирно соединенная с мачтой и обеспечивающая соответствующее расположение груза и про ведение грузовых операций.

Рангоут, закрепленный за середину мачты или стеньги, называется реем, а закрепленный за один из концов - гафелем.

Рей - это металлическая или деревянная часть рангоута которая крепится к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости судна. На нём располагаются одношкивные блоки, в которые основываются сигнальные фалы. Концы рея называются правым и левым ноками соответственно бортам судна. Если на мачте рей не один, то нижний рей на фок-мачте называется фока-рей, на грот-мачте - грота-рей. Верхний рей на фок-мачте называется фор-марса-рей, на грот-мачте - грот-марса-рей. На сугубо сигнальных мачтах верхний рей называется антенный рей, нижний - сигнальный рей.

Гафель располагается на грот-мачте ниже грота-рея под углом (если на мачте имеется грота-рей). Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя - ноком. В нок гафеля врезан шкив для прохода фала с государственным флагом, который поднимается на гафеле на ходу судна.

Флагшток - металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для подъема государственного флага, когда судно стоит на якоре или у причала.

Такелаж судна - это совокупность снастей служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута, а также для восприятия части внешних сил, действующих на рангоут. Снасти стоячего такелажа_крепят неподвижно и непроводят через блоки. К стоячему такелажу относятся: банты, стеньгы, штаги, контр-штаги, фордуны, бак-штаги, штаг-карнаки и т.п.

Ванты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты и стеньги с боков. Верхние концы вант крепят за обухи на топе мачты или на концах салинга, нижние - через талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов. В зависимости от наименования мачт судна, которые раскрепляются бантами, последние носят названия фока-ванты, грот-ванты.

Стень-ванты крепят верхними концами к обухам на топах стеньг, нижними концами через талрепы за обухи на салингах. В зависимости от наименования стеньг судна стень-ванты получают названия: фор-стень-ванты, грот-стень-ванты.

Штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к носу судна и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении. Штаги могут быть: фокаштаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.

Контр-штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к корме судна. Контр-штаги могут быть: фока-контр-штаги, грот-контр-штаги, фор-стень-контр-штаги, грот-стень-контр-штаги.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие верхние части рангоута, труб, шлюпбалки с боков. Сообразно с назначением бакштаги получают дополнительные названия - бакштаги шлюпбалок, бакштаги дымовых труб, грот-стень-бакштаги и т.п.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.

Штаг-карнак - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами. Если снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-кар- нак.

К бегучему такелажу относятся: фалы, лопаря талей и горденей, шкентелей грузовых стрел, оттяжки, топинанты и т.п.

Фалы - тонкие растительные тросы, предназначенные для подъема флагов, дневных знаков, антенн.

Шкентели стрел и горденей служат для подъема и спуска грузов.

Оттяжки используются для разворота и удержания грузовой стрелы в рабочем положении.

3.2 Якорное устройство судов представляет собой совокупность изделий, приспособлений и механизмов, предназначенных для отдачи или отрыва якорей от грунта, выборки, крепления и хранения якорей и якорных цепей. Основным назначением якорного устройства является обеспечение надежной стоянки судна на свободной воде за счет удержания его за грунт на месте якорной стоянки в море, на рейдах и у причалов в портах. Кроме того, якорное устройство служит для торможения судна при швартовках и обеспечения отхода судна от причала при прижимных ветрах, при опасности столкновения с другими судами, для безопасного плавания и разворота в узкостях и для снятия судна с мели.

Якорное устройство включает следующие основные части: якоря, якорные цепи, якорные и палубные клюзы, брашпили или шпили, стопоры различных систем, цепные ящики.

Якоря по своей конструкции можно разделить на три основные группы.:

а -Холла: 1-веретено; 2-лапа; З- коробка; 4- гребень; 5 -отверстие для штыря; 6-прилив; 7-якорная скоба;

б -Матросова: 1- веретено; 2 -лапа; 3 -прилив; 4- фланец; в-адмиралтейский: 1 -веретено; 2-рога; 3-тренд; 4-лапа: 5- носок;6- буртик штока; 7- отверстие в штоке для чеки; 8- шток.

Якорь Холла. Лапы этого якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40-45°. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключается возможность запутывания на него якорь - цепи. Но его держащая сила меньше, чем у адмиралтейского, и составляет от трех до четырех весов самого якоря, Однако, несмотря на этот и другие некоторые недостатки, якоря Холла, благодаря быстроте отдачи и простоте уборки (они втягиваются в клюз и не требуют особого крепления), получили на морских судах самое широкое распространение.

Якорные цепи служат для соединения якоря с судном.

Якорная цепь выделывается отдельными кусками, называемыми смычками, длиной по 25 метров каждая. Смычка составляется из отдельных звеньев, имеющих овальную форму, с распоркой (контрфорсом) в средней части, которые повышают прочность звена на 20%.

Отдельные смычки якорь-цепи соединяются между собой соединительными скобами.

Толщиной якорь-цепи (калибром) считается диаметр прутка стали, из которого изготовлено нормальное звено. Калибр измеряется в мм.

Смычки якорь-цепи в зависимости от их расположения разделяются: на якорную, крепящуюся к якорю: на промежуточные и на коренную, крепящуюся к корпусу судна и устройству для быстрой отдачи якорь-цепи. Это устройство оборудуется в верхней части цепного ящика с выводом рукоятки отдачи на верхнюю палубу.

Якорная смычка состоит из вертлюга, служащего для того, чтобы якорь-цепь не перекручивалась якорем, из концевого звена и минимапьного количества общих и увеличенных звеньев. Якорная смычка должна соединяться со скобой якоря с помощью концевой скобы.

Коренная смычка якорь-цепи посредством жвака-галса крепится к прочной детали набора судна. Жвака-галс состоит из отрезка цепи нормального диаметра, один конец которого простой скобой крепится за набор корпуса, а другой соединяется с концевым звеном последней смычки глаголь-гаком.

При работе с якорями всегда надо точно знать какое количество якорь-цепи вытравлено за борт. Для этой цели якорь - цепи маркируют установленным образом. Вес и длина якорной цепи увеличивает держащую силу якоря, поэтому для обеспечения надежной стоянки на якоре обычно вытравливают цепь длиной, равной четырем глубинам - при глубине около 20 м, трем глубинам - при глубине 30-50 м и двум с половиной глубинам - при глубине 50- 100 м. Постановка на якорь производится обычно на глубине 15-30м, реже - до 80- 100м.

Якорные и палубные клюзы. Якорные цепи с верхней палубы убираются в цепные ящики через палубные клюзы, состоящие из клюзовых труб, которые в верхней и нижней частях заканчиваются раструбами. Кроме того, верхняя часть палубного клюза имеет невысокий комингс с закругленными краями. Он служит для крепления на нем специального закрытия, защищающего цепной ящик от попадания в него воды. Через якорные клюзы проходит якорная цепь при отдаче якоря, а при съемке с якоря в них входит веретено якоря.

Якорные механизмы. Подъем и отдача становых якорей на морских судах производится при помощи специальных якорных механизмов, к которым относятся брашпили или шпили. Брашпиль представляет собой якорно-швартовное (двухъякорное) устройство, у которого ось вала расположена горизонтально.

Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имеющей приспособление для выбирания и отдачи якорей. На главном валу брашпиля симметрично насажены две звездочки, имеющие углубления для захвата якорь-цепи. Каждая звездочка или, как ее еще называют, цепной барабан имеет приспособление для соединения и разобщения с валом брашпиля. Эту роль выполняет специальная кулачковая или фрикционная муфта.

для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. для удержания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы ленты закреплены так, что трение ленты о диск ускоряет зажатие стопора.

В походном положении звёздочки брашпиля должны быть разобщены. Якоря удерживаются в клюзах ленточными и дополнительно винтовым, цепным или тросовым стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им должен каждый матрос Iкласса.

Стопоры якорных цепей. Кроме ленточного стопора брашпиля, каждая цепь снабжается палубным стопором, который устанавливается между брашпилем и якорным клюзом. Стопора бывают следующих видов: винтовой, стопор с накидным палом, стопор Легофа. Помимо палубного, на каждую цепь имеется дополнительный цепной стопор.

Палубные и цепные стопоры применяются, в основном, для крепления якорной цепи по-походному. При стоянке на якоре цепь удерживается обычно только ленточным стопором.

Цепной ящик. По числу якорей ящик разделен перегородкой на два отсека. На современных судах цепные ящики делаются по возможности круглого сечения, глубокими и узкими, чтобы цепь, ложащаяся в нем гор- кой, не могла упасть и образовать завал. На старых судах во избежание этого цепь укладывают в цепной ящик вручную матросы, используя при этом специальный железный крюк, называемый обгалдырем.

Для удаления воды из цепного ящика ставится помпа. Если под палубой бака находятся какие-либо помещения, то якорь- цепь проходит через них в массивных цепных трубах.

Теплоход «Хаджибей» оснащен : двумя якорями холла по пол то н ны каждый.. якорные цепи – 2шт, 6 смычек по 25 м. на каждой, якорные и палубные клюзы, жвакагалсы, стопоры, цепной ящик разделен на два отсека. Тип брашпиля вертикальный электрический. Имеет ленточный стопор, винтовой стопор и дополнительный стопор .

Меры безопасности при обслуживании:

Перед отдачей и выборкой якорей необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и в районе клюзов, а на стоянках – также в отсутствии людей на беседках и плавсредствах под клюзами;

Запрещается находиться на линии цепи впереди или позади брашпиля во время его работы;

Запрещается при стоянке в портах оставлять якорные цепи закрепленными только ленточными стопорами.



3.3. Швартовное устройство предназначено для обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другого судна. Основными деталями его являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы для выбирания швартовов.

В качестве швартовных тросов могут использоваться как растительные, так и стальные тросы. На нефтеналивных судах применяют только растительные тросы, так как стальные могут быть причиной образования искр, что может привести к пожару.

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.

Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так в одинарные.

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10.

В тех случаях, когда судно имеет фальшборт, в нем для пропуска швартовов с судна на берег делают швартовный. Клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями.

В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульс. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов в снижают усилие, необходимое для их выбирания.

Для хранения стальных швартовных тросов используют вьюшки, представляющие собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.

Швартовное устройство, как правило, не имеет специальных механизмов. для выбирания швартовных тросов используют брашпиль и грузовые лебедки, для чего на них имеются швартовные турачки. И только в корме, где нет никаких механизмов, устанавливают специальный швартовный шпиль.

Состав – швартовные тросы – 8 шт, по 60 м, из синтетических волокон; вьюшки и банкеты; кнехты; киповые планки и швартовные клюзы; бросательные концы; проводники (при необходимости); стопоры на швартовах; кранцы; швартовные механизмы.

Меры безопасности при обслуживании - запрещается:

Работать швартовными механизмами, имеющими какие-либо неисправности;

Находиться на линии направления направления тяги как впереди, так и позади механизма;

Находиться внутри угла, образованного швартовом, подданным через киповую планку или отводной роульс;

Находиться внутри бухты или разнесенных по палубе шлагов троса;

При обнаружении на тросе колышек их следует осторожно разогнать, не пользуясь при этом силой механизмов, т.к. трос в этом случае неизбежно будет испорчен;

При необходимости соединить два проволочных троса следует применять скобы, а не завязывать их узлом;

Огоны должны быть на обоих концах швартова, т.к. в случае необходимости это позволит быстро соединить два троса скобой или подать на берег трос любым концом;

При работе с тросами надлежит пользоваться рукавицами без застежек;

Цепные и растительные стопоры должны иметь клейма о проверке;

Лицо, накладывающее на швартов стопор, должно находиться со стороны, противоположной натяжению троса после отдачи стопора;

Перед подачей на берег бросательного конца должен подаваться оклик «Берегись!»;

Выбирать на судне трос, завезенный на бочку, пока на бочке находиться человек;

Запрещается крепить швартовы на турачках механизмов даже на короткое время;

По окончании швартовных операций все механизмы должны быть выключены, швартовы, кранцы и бросательные концы убраны на место, а вьюшки и бухты троса закрыты чехлами;

Выходить на швартовку необходимо в одежде по сезону, с застегнутыми пуговицами, в противоударной каске.

3.4. Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные кнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.

Буксирное устройство на судне отсутствует. Так как по конструкции судно данной проекции не может

буксировать какие либо суда, а также по правилам пассажирские суда не могут производить буксировку.

3.5. Леерное устройство – предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.

Состав – леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры – стальные прутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съемным или заваливающимся.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть, что бы не было разрывов, загибов, что бы не пораниться. Наблюдать за целосностью.

Тентовое устройство – предназначено для защиты открытых палуб от осадков, защиты пассажиров от ветра и осадков. Пластиковые. Где необходимо тентовое устройство делается съемным.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть чтоб не было разрывов, не сорвало ветром, наблюдать за целосностью во избежение несчастных случаев.

Наружный трап – служит для перехода с судна на берег.

Состоит – длинна до 5 м., ширина 600 мм.


3.6.шлюпочное устройство отсутствует. В наличии только плоты.

Плот спасательный надувной (ПСН), количество – 12 шт, вместимостью по 20 человек каждый.

Состав – камера плавучести и соединенные с ней надувные дуги, которые поддерживают двухслойный тент; днище плота также надувное.

Назначение – для спасения пассажиров и членов экипажей надводных кораблей и судов в любых широтах мирового океана.

Даже самая небольшая современная яхта имеет довольно сложное устройство. Конструктивно любой парусник разделяется на две большие части – корпус и парусное вооружение. В свою очередь, парусное вооружение состоит из собственно парусов, рангоутного дерева и такелажа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой .

Виды такелажа парусников

Морским термином такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности.

Стоячий такелаж

К нему относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения парусника. Отсюда и произошло его название – «стоячий». Предназначается он для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты , служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы – поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения яхты, стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу судна.

Стоячий такелаж парусников прикрепляется к корпусу яхты посредством путенсов. Путенсы представляют собой металлические крепежи: скобы, штыри, цепи, прочно соединённые с корпусом яхты. Ванты крепятся к вант-путенсам, а штаги, соответственно, к штаг-путенсам. Регулировка степени натяжения стоячего такелажа производится посредством талрепов, специальных приспособлений в виде резьбовых стяжек.

Изготавливают стоячий такелаж судов обычно из оцинкованных стальных тросов диаметра, соответствующего размерам мачт и площади парусов. Покрытие из цинка делает металлические снасти более устойчивыми к агрессивному воздействию морской сырости. На больших парусниках для стоячего такелажа применяются стальные тросы толщиной до 50 мм, а в исключительных случаях – используют даже стальные цепи для фиксации особо массивных элементов. Для большей гибкости цепи, служащие в качестве стоячего такелажа, состоят из укороченных звеньев. На небольших парусных лодках для изготовления стоячего такелажа допускается использование синтетических или натуральных (пеньковых) тросов. Для долговечности и устойчивости к сырости их просмаливают.

Бегучий такелаж

Бегучим такелажем парусника называется оснастка, предназначенная для произведения различных такелажных работ. Это могут быть постановка и уборка парусов, а также управление ими во время движения судна, установка рангоута, погрузочно-разгрузочные работы, спуск на воду и подъём шлюпок. Кроме того, при помощи бегучего такелажа, пропущенного через клотик мачты, производится подача морских сигналов путём поднятия определённых сигнальных флагов.

Своё название бегучий такелаж судов получил из-за возможности своего свободного перемещения по мере необходимости. Один конец тросов при этом неподвижно крепится к предмету, которым следует управлять (парусу, рангоуту, грузу). Второй же конец, именуемый «ходовым», остаётся свободным, пропускается через блок или временно фиксируется узлами в необходимом положении. В зависимости от своего предназначения, бегучий такелаж разделяется на такелаж паруса и такелаж рангоута.

На крупных парусных судах оснастка бегучим такелажем представляет собой весьма и весьма сложную систему, включающую порядка сотни разных тросов и фалов, каждый из которых выполняет свои задачи. На небольшой парусной яхте всё гораздо проще. Оснастка наиболее распространенного на сегодня вида парусника – бермудского шлюпа, который состоит из шкотов и фалов.

Фалы предназначаются для постановки парусов яхты и перевода рангоутного дерева из нерабочего состояния в рабочее, и наоборот. Грота-фал на «бермудской» яхте предназначается для постановки грота. Стаксель же поднимается, соответственно, стаксель-фалом. Шкотами на яхте управляются паруса и подвижные части рангоутного дерева непосредственно во время движения.

Стаксель-шкоты управляют стакселем, грота-шкот натягивает нижний край (шкаторину) грота, а гика-шкот служит для управления рангоутным деревом — гиком. Проводка грота-шкота идёт поверх гика. В его верхней части находится паз, вдоль которого перемещается ползун, сквозь который и проводится данный шкот. Данный механизм позволяет снизить затрачиваемое усилие на постановку паруса. Одним концом шкот прикрепляется к нижнему углу грота, и с его помощью при постановке парус вытягивается из рулона, и растягивается вдоль гика.

Гика-шкот относится к такелажу рангоута и управляет гиком. Его проводка находится с нижней части гика, в отличие от грота-шкота, движущемуся по верхней части гика. Топенантом именуется снасть, перекинутая через топ, и удерживающая гик в горизонтальном положении как при движении, так и во время стоянки. Например, топенант не даёт упасть гику при порыве грота-фала или его стравливании.

Перед тем как поставить грот, при помощи топенанта — выставляют горизонталь гика. А уже после постановки паруса топенант ослабляют с тем, чтобы грот свободно работал на ветру. В качестве «противовеса», или балансира, топенанту используется оттяжка гика. Она оттягивает рангоут вниз и работает в паре с топенантом или гротом, предотвращая задирание гика вверх силой ветра на полных курсах.

На каждом судне присутствует комплект корабельных снастей, используемых для подъема и спуска трапов, шлюпок и различных грузов, а также для фиксации и поддерживания рангоута. Такелажные цепи обеспечивают крепление транспортируемых грузов и помогают удерживать надстройки в правильном положении. От состояния надпалубных конструкций во многом зависит пригодность судна к эксплуатации.

Компания «Шахтинские механические мастерские» поставляет судовой такелаж собственного производства в города: Ростов-на-Дону, Калининград, Выборг, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Симферополь, Новосибирск, Красноярск, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Свердловск, Нижний Тагил, Казань. Мы занимаемся выпуском широкого ассортимента продукции, используемой в судостроении и в ремонте кораблей. У нас Вы можете приобрести такую оснастку, как:

  • Сварные кнехты
  • Корабельные коуши
  • Обухи и скобы
  • Треугольные планки
  • Талрепы и многое другое

Предлагаемая оснастка такелажа судового изготавливается из качественных материалов, устойчивых к коррозии, к воздействию морской воды и негативных атмосферных факторов. Наши такелажные изделия проходят сертификационные испытания, подтверждающие их соответствие требованиям ГОСТ.

Сфера применения изделий

Коуш представляет собой изделие из металла, выполненное в форме овала, треугольника либо замкнутого кольца. Данная снасть предназначается для предотвращения перетирания канатов при креплении к конструктивным элементам, присутствующим на палубе корабля. Запрещено применять на судне коуши, которые имеют отслоения, трещины и прочие видимые повреждения.

Такелажные скобы состоят из нескольких компонентов – проушин, лапок, спинки и штыря. Скругленные скобы подходят для фиксации канатов искусственного и природного происхождения, а прямые – для крепления всех тросов без исключения.

Loading...Loading...