Среднее образование в израиле. Израильская общеобразовательная школа Израильское образование

Школа! Честно сказать, я с ужасом ждала этого момента в жизни моих детей. Еще только узнав о беременности Демидом, я начала представлять страшные картинки ночных сидений за уроками с зазубриванием стихов, параграфов и всего того, что нужно будет учить. И вот настал момент истины. Демид дорос до школы, правда до школы в Израиле.

В Израиле дети идут в школу в 6 лет, и если в России они идут в первый класс, то тут они идут в класс «алеф». В Израиле классы делятся не на цифры, а на буквы алфавита. Вот первое и далеко не последнее различие, которое мне бросилось в глаза, когда я начала понимать, что мой сын, мой маленький малыш, мой крошечка дорос до школы! С ума сойти. Уже!

Перед школой все израильские дети обязаны ходить в старшую группу детского сада – «ган хова» (5-6 лет). Пока дети ходят в детский сад, они учатся азам социализации и адаптации в новых условиях, далеких от теплого маминого крыла. За адаптацией детей наблюдает воспитательница и в идеале всячески помогает им. В случае, если ей покажется, что ребенок, достигший шестилетнего возраста, еще не готов к школе (плохо усидчив, невнимателен, быстро возбудим и т.п.), то она с согласия родителей направляет ребенка на прием к государственному детскому психологу, который дает родителям рекомендации отправлять в школу или лучше еще подождать год. Причиной, по которой может быть предложено оставить ребенка еще на год в детском саду, так же может быть и слабое знание иврита. Однако, если ребенок только недавно приехал в страну и не успел еще освоить язык, но при этом воспитатель видит склонность ребенка к быстрому усвоению нового материала, она может спокойно отправить его в класс «алеф». В школе первокласснику, который не говорит на иврите, должны уделить больше внимание и даже дать дополнительные часы для изучения иврита с учителем, возможно, в небольшой группе таких же не иврито-разговорчивых детей со всех параллельных классов.

Какие бывают школы в Израиле: от светских и религиозных к частным и международным

Школы в Израиле делятся на несколько типов: государственная (она же светская) – здесь идет акцент на общеобразовательные предметы по программе, выпущенной министерством образования, в таких школах есть уроки Танаха (священного писания), но в очень дозированном порядке; государственно-религиозная школа, где все еще большее внимание уделяется общеобразовательным предметам, но религия преподается больше, чем в светской школе, больше соблюдений правил и традиций внутри школы; и религиозные школы – это школы, где дети основное время изучают священное писание, строго соблюдая все религиозные правила, и в меньшей мере общеобразовательные предметы. Девочки с мальчиками в религиозных школах учатся раздельно.

Есть еще международные, частные и другие школы, не относящиеся к вышеперечисленным трем типам, которые учат по своим системам. В том числе, есть американские школы, где обучение проходит полностью по американской системе на английском языке и с американским аттестатом.

Для справки: самая дорогая школа в Израиле – американская интернациональная школа (WBAIS) в Эвен-Йегуде, под Нетанией. Обучение в школе проходит полностью на английском языке с изучением иврита, но не как основного языка. Система обучения полностью американская: дети идут в школу с 5 лет и на выходе остаются с американским дипломом, который позволяет поступать в высшие заведения США и Европы. В школе есть детский сад. Стоимость обучения зависит от класса, в младших классах — 95 400 шек/год(по курсу на сентябрь 2016 года около 1 625 400 руб.), в средних классах – 103 100 шек/год, без учета дополнительных сборов). Детский сад — 48 500шек/год+ дополнительные расходы на депозит и другие взносы.

В Израиле. Речь тогда шла о государственной школе. А сегодня поговорим о возможностях частного образования.

Светский вариант

Израильские частные школы делятся на светские и религиозные. Светских так мало, что иногда кажется, будто их нет вовсе. Каждый может рассказать о том, что родственники знакомых отдали ребёнка в такую школу. Но самих этих детей почти никто не видел.

Обычно светские частные школы никак себя не рекламируют, и сведения о них передаются из уст в уста. Кроме того, расположены они так, что ребёнку необходима няня с машиной (а это всё-таки роскошь) или неработающая мама, у которой нет других детей (а это редкость). Есть ещё возможность отдать ребёнка в частную школу-интернат, однако на это решаются не все и точно не в младших классах.
Месяц обучения в частной школе стоит 1200-1500 шекелей (9500–12000 рублей). Позволить себе такое удовольствие могут не все, особенно если в семье не один ребёнок, а двое-трое.

Есть и менее дорогие варианты — демократическая школа за 800 шекелей (6300 рублей) в месяц.

У нас демократия!


Демократические школы существуют более чем в тридцати странах мира: США, Японии, Аргентине, Бразилии, многих странах Европы. В Москве есть «Школа самоопределения», которая работает по этой программе, а в Израиле первая школа такого типа была открыта в городе Хадера. Сейчас, спустя двадцать с лишним лет, её посещает 350 учеников в возрасте от 5 до 18. А всего в Израиле в настоящий момент действуют 25 демократических школ .

Демократическое образование основано на уважении личности ребёнка и вере в то, что каждый человек уникален. Здесь детей учат искать собственное «я», решать проблемы при помощи диалога, сомневаться и задавать вопросы. Здесь, как и в демократическом государстве, существует разделение властей:

Школьный Парламент - законодательная власть. Парламент решает, что можно в школе, чего нельзя, какие у кого права и обязанности. Право голоса имеют все ученики, все родители и все работники школы. Мнение первоклассника учитывается так же, как мнение директора.

Комитеты - исполнительная власть. Например, экономический комитет занимается школьным бюджетом. Членами комитета могут быть и взрослые, и дети. Кто именно попадает в тот или иной комитет - решается на всеобщих выборах.

Три комитета представляют судебную власть. Любой ученик, учитель или уборщица могут обратиться в эти комитеты с жалобой. Можно пожаловаться на любого учителя!

Как в некоторых европейских странах, в демократических школах существует контрольная власть, проверяющая деятельность комитетов.
Какой будет школа, зависит не только от учителей, но и от учеников и их родителей. Поэтому демократические школы не похожи одна на другую.

Изначально предполагалось, что дети сами будут выбирать, какие изучать предметы. Идея состояла в том, что взрослые не станут решать за школьников, чем те должны интересоваться и что обязаны знать. Задача демократической школы - предоставить детям возможность выбора и пробудить любознательность.
Однако жизнь внесла свои изменения. Поскольку несознательные ученики не спешили выбирать математику и прочие трудные предметы, решено было остановиться на таком варианте: есть предметы обязательные, а есть - по выбору. Некоторая свобода детям предоставлена, но в определённых рамках.

В демократическую школу принимают детей из светских и из религиозных семей (вообще, налаживание отношений между религиозным и светским населением очень приветствуется). На деле родители ревностно следят за тем, чтобы одна сторона не притесняла другую. Приняли решение ввести дополнительный урок Торы? Значит, надо снять табличку над раковиной с просьбой совершить «нетилат ядаим» (ритуальное омовение рук).

В демократических школах учатся разные по способностям дети - и одарённые, и обычные, и те, кто из-за проблем с учёбой не может посещать обычную школу. Бывает, что ребёнок просто не вписывается в рамки государственной школы и его даже хотят отправить в . В таких случаях разумным выходом может стать перевод в демократическую школу.

«Трудное детство, деревянные игрушки»


О какой бы стране ни шла речь, первое, что приходит в голову при упоминании альтернативных школ, - это и Вальдорфская система.

В Израиле работает несколько садиков Монтессори. Школу уже давно собираются открыть, но до сих пор это только разговоры. А вот вальдорфская школа в киббуце «Хардуф» успешно существует уже 21 год. Помимо неё, в Израиле есть ещё несколько начальных вальдорфских школ, однако только в «Хардуфе» можно проучиться все 12 классов.

Сам киббуц специализируется на выращивании органической пищи, поэтому идеально подходит для школы антропософского профиля, где важна близость к природе, где дети сами сажают растения, работают на грядках, ухаживают за животными, много времени проводят на свежем воздухе, учатся мастерить из натуральных материалов…

Чтобы попасть в вальдорфскую школу, нужно пройти собеседование. Проводят его несколько учителей - они разговаривают и с ребёнком, и с родителями. Иногда семью приглашают на повторное собеседование. Речь не идёт о вступительных экзаменах: учителя просто выясняют, насколько ребёнок подходит для антропософской системы обучения. Ведь на самом деле мало отдать ребёнка в вальдорфскую школу - нужно отдаться этой школе всей семьёй, нужно поддерживать идеи школы: ограничить просмотр телевизора и пребывание за компьютером, стараться употреблять органическую пищу и пользоваться в быту предметами из природных материалов.

Кроме того, перевести ребёнка из вальдорфской в обычную школу не так-то просто. Например, в первом классе вальдорфской школы дети не учатся читать, и вообще считается нормальным, если ребёнок не умеет читать до третьего класса. В вальдорфской школе нет учебников - только рабочие тетради, а учебный материал преподаётся в особой последовательности, так что нужно настраиваться на многолетнее обучение в этой системе.

И ещё одна деталь - экзамены на аттестат зрелости ученики вальдорфской школы сдают «по минимуму», как сказала одна мама, у которой все трое детей учатся в «Хардуфе». Поэтому, если семье важно, чтобы ребёнок получил высшее образование, нужно подумать об этом заранее, а не в старших классах.

В списке знаменитых выпускников вальдорфских школ - в основном фамилии актёров. А если у ребёнка есть склонность к точным наукам - лучше, пожалуй, поискать что-нибудь другое.

Есть немало родителей, которых откровенно пугает вальдорфская система обучения. Некоторые называют антропософское течение сектой. Учебный день здесь начинается с того, что учитель зажигает свечу, и дети произносят молитву, которую можно посчитать языческой. Это не очень-то совместимо с иудаизмом и пугает израильских родителей, особенно религиозных. Да и с христианством вальдорфская система тоже не в ладу.
Некоторых родителей смущает отсутствие в вальдорфских садиках обычных пластмассовых игрушек - дети могут играть только с деревянными предметами разных форм, а у куклы, сшитой из натуральных материалов, будут размытые черты лица. Такими же здесь учат рисовать и людей - без лиц. Считается, что чем меньше проработаны детали игрушки, тем лучше развивается детская фантазия. У куклы без лица нет эмоций, ребёнок сам может придумать, какое у неё настроение, какие глаза, нос и рот. Последователи Штайнера утверждают, что таким образом у ребёнка формируется гармоничный образ человека.

Тем не менее, вальдорфские школы известны во всём мире, и если вам близки идеи Штайнера, вы легко найдёте единомышленников - счастливых родителей, которые очень довольны этой системой обучения и рассказывают о школе с восторгом.

Школа V.I.P.


О посольской школе , расположенной в Эвен Йехуда, родители говорят как о чём-то инопланетном. Школа и относящийся к ней садик в Кфар-Шмариягу находятся в районе дорогих вилл. На некоторых виллах висят иностранные флаги - здесь размещаются посольства.

Обучение в этой школе стоит 14400 шекелей (114700 рублей) в год в младших классах, 16550 шекелей (131800 рублей) в старших, плюс 900 долларов в год на содержание школы и взнос 2800 долларов при записи ребёнка. Преподавание ведётся на английском языке, а в классах всего 15-20 учеников.

Школа была открыта для детей работников посольств. Сегодня её посещают дети из 35 стран, а израильтяне составляют 10 % учащихся. Выпускникам выдают американский диплом о среднем образовании, с которым без дополнительных экзаменов можно попасть во все американские и многие европейские университеты. Однако тем, кто собирается получать высшее образование в Израиле, придётся закончить подготовительное отделение, потому что иврит в этой школе изучается не очень глубоко.

Частные религиозные школы

Частных религиозных школ в Израиле достаточно много. Как правило, они финансируются зарубежными спонсорами, и учиться здесь можно бесплатно или очень недорого. От спонсоров же и зависит, насколько школа религиозна и каков уровень преподавания светских предметов.

В некоторых таких школах устраивают вступительные экзамены, и вообще сюда предпочитают принимать тех, кто посещал садик той же сети.

«Шуву» значит «вернитесь»

Чтобы обучать ребёнка дома, нужно получить разрешение. Вас навестит комиссия: посмотрит, как вы живёте, задаст вопросы вам и ребёнку. У родителей спрашивают, как они обеспечат сыну или дочери общение со сверстниками, уверены ли в том, что справятся, и т.п. У ребёнка поинтересуются, нравилось ли ему в школе.
А потом останется только ждать и заглядывать в почтовый ящик: когда же придёт письменное разрешение?

Российская элита любит отправлять своих детей в частные английские школы. Публика, не имеющая возможности послать ребенка в школу за 15 000 футов в год, читает Гарри Поттера и знакомится с переживаниями детей, оказавшихся с закрытом мире. А там всё как в жизни: большой выбор, свод правил и «сам-сам-сам» - об этом история становления свободного образования.

Моя мама работает в российской школе уже 30 лет. Я знаю, как устроена эта система не понаслышке - я вырос в школьной атмосфере. В детстве знал всё, что происходит в учительской, а в университете все разговоры с мамой сводились к разговорам о школе.

Вот уже несколько лет мы живем в Израиле, и моя старшая дочь уже учится во втором классе. Я постараюсь рассказать, что больше всего впечатлило мой, еще порядком русский менталитет, в израильской системе школьного образования.

1. Ган хова (обязательный детский сад) у нас был при школе. По законам Израиля, все малыши с 5 лет обязаны ходить в ган хова. В нашем случае этот садик находился не просто в здании школы, а в крыле, где учились первоклассники. Во время перемен, они вместе играли, рисовали или гуляли.

2. В 6 лет мы пошли в первый класс. Воспитательница, которая была в садике, стала нашей первой учительницей, а детки-первоклассники на переменах играли с новыми детками из садика ган хова.

3. Хочется отметить, что под понятием "1 класс", в Израиле понимают "первая параллель", а учебные год нумеруются буквами. Такие образом, 1 класс в Израиле будет кита алеф, 2 класс - кита бэт, 3 - кита гимель, и т.д. в порядке еврейского алфавита. Если в школе несколько классов в одной параллели, то их будут различать по номерам, т.е. кита алеф 1, кита алеф 2, кита бэт 1 и т.д.

4. Учеба начинается 1 сентября, как и в большинстве стран, но праздничные дни не переносятся. Если праздник выпадает на выходной, то дополнительный выходной никто не дает.

5. Вместо школьного звонка играет веселая современная песня на иврите. Дети бегут на урок и подпевают. Песня меняется 3-4 раза в год.

6. Во время линейки школьники сидят на асфальтированной площади, никто не заставляет их стоять смирно целый час. Только, когда играет Гимн Израиля, все встают и подпевают.

7. Все праздники считаются по еврейскому календарю, который может сильно отличатся год от года. Отдельных каникул в израильской школе нет. Все каникулы - это еврейские праздники, к которым могут добавить несколько дополнительных дней. Самые большие праздники из них это Ханука (декабрь) и Пейсах (март-апрель).

8. В большинстве школ большой ухоженный двор, деревья, газон, спортивная площадка, лавочки и т.д. Дети на переменах играют в футбол, скачут на скакалках, играют в напольные шашки и т.д. На перемену можно попросить различный инвентарь. Учителя тоже часто выходят во двор, пьют кофе и смотрят за детьми.

9. В некоторых школах на крыше устанавливают солнечные батареи или солнечные бойлер для нагрева воды, но в нашей школе такого нет.

10. Телефоны в школе запрещены, т.е. совсем нельзя доставать из рюкзака во время уроков. Во время перемен можно пользоваться телефоном только для звонков родителям. Играть или смотреть видео категорически запрещено. Учитель может отобрать гаджет, а родителей вызовут в школу.

11. Большинство детей не носят рюкзаки, а возят их на колесиках. Учебников много, они тяжелые, зачем "ломать" детскую спину?

12. Существует не очень строгая, но обязательная школьная форма. Однотонная футболка с символом школы и однотонные штаны: лосины, джинсы (не рваные), брюки и т.д. В пятницу форма одежды любая: юбки, платья, рваные джинсы, футболки с открытым животом и т.п. Девочки любят наряжаться.

13. Во всех школа шестидневка. Учеба начинается с воскресенья и заканчивается в пятницу. Пятница - короткий день. Суббота (шаббат) - выходной. Домашнее задание на выходные не задают, т.к. это считается праздник, в который нельзя работать.

14. Еще они факт: все дети в школе застрахованы от несчастных случаев 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Исключение составляют только летние каникулы.

15. Кстати, летние каникулы в Израиле всего 2 месяца. Дети полноценно учатся до конца июня.

16. Почти каждое утро, после звонка на первый урок, директор школы выходит и встречает всех учеников, которые опоздали, спрашивая их, почему они не пришли вовремя?

17. На ближайших к школе пешеходных переходах перед первым и последними уроками дежурят 6-ти-классники. Они не пускают малышей через дорогу, пока все машины не остановятся.

18. Когда утром идет сильный дождь, то вместо детей выходит директор школы и останавливает машины, чтобы провести детей.

19. Моя дочка учится на первом этаже, а уже с третьего класса (кита гимель) будет учиться на втором. Недавно девочка из третьего класса сломала ногу и не может подниматься на второй этаж. В школе приняли решение поменяется классными кабинетами: теперь временно моя дочь учится на втором этаже, а класс той девочки на первом. Это очень высокий показатель уважения к детям.

20. В последний учебный день прошлого года, учителя устроили детям сюрприз. Во дворе школы были установлены 5-6 надувных батутов. Дети были на седьмом небе от счастья!

21. Первые 6 лет - это начальная школа и учащиеся учатся, в основном, по рабочим тетрадям, которые покупаются за счет родителей.

22. 1-2 раза в год вся школа выезжает на тиюль. Тиюль - это, как правило поход на природу. Малыши на целый день, а дети постарше - с ночевкой. Еще 1-2 раза в год дети выезжают в театр или музей.

23. Отношение к израильтян к школьникам описан в . Удивительный случай, очень трогательно, рекомендую почитать всем.

Дополняйте меня в комментариях, пишите о своей школе.

А сегодня отправляется в Тель-Авив, чтобы выяснить, как устроены школы в Израиле.

Меня зовут Алия, в Израиль я приехала 10 лет назад. Сейчас я мама троих школьников, причем, старший сын закончил девятый класс русской посольской школы, а младшие - восьмилетняя Лиза и пятилетняя Катя - учатся в частной англоязычной школе Табита в Тель-Авиве. Школьная жизнь здесь начинается рано, уже с пяти дети обязаны посещать какое-то образовательное учреждение, за этим следит Министерство Образования.

Как устроена школа

Большинство израильских детей до старших классов ходят в школу рядом с домом - они здесь есть в каждом микрорайоне, а уже на последние два года обучения могут перейти в школу с каким-либо особым уклоном. Мы же изначально выбрали частную школу, потому что хотели, чтобы у детей был . В интернациональных школах (и в государственных израильских тоже) от детей меньше требуют. Их, в первую очередь, пытаются заинтересовать. Учителя не устают их хвалить за самые маленькие успехи и отмечать в первую очередь их сильные стороны, а не исправлять слабые. Еще одна особенность интернациональных школ - это очень пестрая среда, в которой растут дети.

У моих девочек одноклассники из еврейских и арабских семей Израиля, из Словении, Италии, Англии и Америки. У Темы в начальной школе один лучший друг был из Дании, два других - из Непала и ЮАР. Но оборотной стороной этого стали болезненные расставания. Так как большая часть учеников - дети дипработников или журналистов, сотрудников международных организаций, то в стране они, как правило, не задерживаются дольше двух-трех лет. Сколько слез было пролито по поводу отъезда друзей!

С другой стороны, дети растут без каких-либо национальных или религиозных предрассудков. Хотя английская Табита, так же, как и иерусалимская англиканская международная школа считаются христианскими, здесь с большим уважением относятся к разным традициям. В нашей школе отмечают и Рождество, и Пасху, и Пурим, и Хануку, и Песах. Кроме того, поздравляют и детей из мусульманских семей с исламскими праздниками и даже дают им освобождение от физкультуры на время Рамадана, ведь постящимся нельзя пить.

Домашнее задание

Когда Тема был маленьким, у него были сложности с грамотностью. Раз в неделю классе в третьем он получал задание: и использовать их для написания небольшой истории. Тема писал захватывающую историю на страничку, а надо сказать, что он в этом - непревзойденный мастер, и все 10 искомых слов были написаны верно, но остальные слова надо было еще расшифровать.

Он мог написать слово, не угадав в нем ни одной буквы (английский язык иногда позволяет такие фокусы). Даже местоимение «I» (я) он мог изобразить как «uy», например. Я с ужасом зажмуривалась, увидев эти письмена. В русской школе ему влепили бы двойку за такую работу.

Мисс Тина же, подчеркивала все словарные слова, написанные верно, и оставляла такие комментарии: «Отличная работа», «Прекрасная история», «Артем, ты большой молодец!» и что-нибудь в этом роде. И потом еще при личной встрече обязательно отмечала, какой , какие великолепные истории он придумывает. И, конечно, домашнее задание в интернациональных частных школах не требует долгих часов сидения над тетрадкой. Да и тетрадок-то нет.

Например, детям выдают листочки с готовыми примерами, часто они снабжены иллюстрациями. В клеточку надо просто вписать ответ. Таким образом, за пять минут Тема успевал решить 10 задач и примеров и пойти гулять. В российской школе, куда он перешел в четвертом классе, надо выводить «Домашняя работа, задача номер 52, стр. 10, у Васи - 5 ябл. », и так далее, и мой ребенок мог час со слезами сидеть над одной простейшей задачей, которую он давно решил в уме, но вот написать все это аккуратно, отступая нужное количество клеточек в каждом месте, представлялось ему почти невыполнимой повинностью.

У девчонок все примерно то же самое, хотя они пока с серьезными домашними заданиями не столкнулись. Правда, даже пятилетней Кате учительница выдает на дом какие-то листочки, которые надо заполнять - писать буковки и циферки по точкам, например, но на проверку это приносить не надо. Это делается для себя.

На собрании в начале года учительница второго класса у Лизы вообще объявила родителям, что она против домашних заданий и считает, что школьникам в этом возрасте лучше ходить вечером на кружки или просто гулять на площадке. Правда, некоторые родители тут же начали возражать и требовать, чтобы хотя бы их детям что-нибудь задавали. Честно говоря, с трудом удержалась, чтобы не кинуть чем-нибудь в этих «энтузиастов».

Чем кормят в школе

История со школьной едой оказалась для меня отдельным испытанием. В школах, куда ходят или ходили мои дети, обедов нет, надо что-то приносить с собой. Причем, как отдельно отмечается в школьных правилах, это должна быть питательная здоровая еда, а не шоколадные батончики. И это - большая проблема, потому что школьный день длится с 8:00 до 14:30. Поскольку утром в сонного ребенка плотный завтрак не впихнешь, они уже к первой большой перемене в 10 утра успевают очень проголодаться. Но вот что дать с собой пяти- или восьмилетнему ребенку, чтобы хватило на два перекуса? Бутерброды мои дети не особенно едят. Были испробованы блинчики, пирожки, сырники, даже пельмени.

Большую часть всего это они возвращают в неизменном виде, так как стесняются есть то, что выглядит непривычно для их одноклассников. Тема в юные годы не отличался аппетитом и ежедневно возвращал мои любовно приготовленные сэндвичи нераспечатанными или со следом робкого укуса. Однажды мы не проверяли его сумку в течение недели и в воскресенье вытащили оттуда пять одинаковых бутербродов на разной стадии разложения.

Девочки уходят утром с рюкзаками, забитыми припасами - как в недельный турпоход. И не факт, что все пройдет гладко. Были случаи, когда мне звонили учителя и требовали срочно привезти Кате что-нибудь поесть, потому что она «…плачет и не хочет даже пробовать то, что вы ей положили». Речь шла о домашнем пирожке с мясом. Лизина учительница однажды специально мне написала, что Лиза очень грустная и ее это беспокоит.

Я ответила, что может быть, она просто голодная, потому что уже несколько дней она не успевала съесть свой обед за получасовой брейк.

«Алия, скажите ей, что я разрешаю есть на уроке. Ничего страшного, главное, чтобы она чувствовала себя хорошо!».

В общем, я считаю, что российская традиция школьных обедов - это большое благо для родителей и детей. Здесь нам этого очень не хватает. Даже в , куда ходила Катя, не было организованного питания. Поэтому родители по очереди готовили еду на всю группу (15 человек) и привозили к ее обеду. Наша русская гречка с гуляшом шла на ура - по итогам года родители даже объединили свои рецепты в отдельную книгу, в которой были и суши, и курица в кокосовом молоке и еще много всякой экзотики.

Школьные традиции

Каждый год в школах обязательно проходят благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Обязательное осеннее мероприятие - Международный день еды, когда выходцы из разных общин готовят национальные блюда и угощают ими всех желающих. Русские блины, украинские вареники и белорусские драники пользуются неизменным спросом и заканчиваются первыми. На этих ярмарках я серьезно расширила свои гастрономические познания. Огранизация процесса лежит на родителях, при этом, абсолютно никаких обязательств нет, и всегда находятся желающие поучаствовать - например, напечь тазик пирожков на всю школу. Я редко бываю вовлечена в это, потому что очень занята на работе, и никто меня за это не осуждает. Школа часто проводит мероприятия, которые должны сплотить всю общину. Например, в конце учебного года есть традиция - совместный поход в аквапарк. Приходят не только ученики, но их родители и братья-сестры. Очень интересный опыт! Можно увидеть мило общающимися группу русскоязычных мам в красивых купальниках и водостойком макияже и арабских - в буркини и хиджабах.

Как попасть в хорошую школу

Попасть в школу не так-то просто. Набор детей, которые в сентябре придут в подготовительный класс, проходит в январе. Собеседование с каждым ребенком (а этом малыши четырех-пяти лет) длится не меньше получаса. Конкурс довольно солидный - по три человека на место. Причем, даже тот факт, что старшие братья и сестры учатся в той же школе, не дает особенных привилегий. Сильная часть программы - языки. Преподавание , значительная часть преподавателей - носители языка. С подготовительного класса дети изучают также иврит (он как раз легко дается, потому что звучит на улице) и арабский.

Я уже в прошлом году столкнулась с тем, что не могу проверить домашнее задание у своей первоклассницы - когда открываю тетрадку с арабской вязью и даже не знаю, откуда начать читать. С пятого класса подключается еще один дополнительный иностранный язык, испанский или французский.

Математика с одной стороны проще, а с другой - сложнее, чем в русских школах. Например, уже на второй год обучения они проходят умножение и простые дроби. На третий - отрицательные числа.

Как проходят родительские собрания

Родительских собраний в российском понимании нет. Раз в четверть проходят встречи с учителем, на которых за 15 минут преподаватель рассказывает про сильные и слабые стороны ученика, советует, на что обратить внимание. С первых таких встреч я выходила, раздувшись от родительской гордости, пока не поняла, что хвалят почти всех. Главная задача учителя - найти, за что. В конце года выдают Student Report - подробный отчет, в котором отражается весь прогресс и успехи за школьный год. Детализация успехов очень подробная. По каждому предмету дается отдельная табличка, где по четырехбалльной шкале оценивается каждый необходимый навык. Например, умение правильно писать цифры - удовлетворительно. Умение складывать в пределах десяти - хорошо. Отдельно даются рекомендации на лето.

Почему дети так любят школу

У меня сложилось ощущение, что в этой системе образования больше принимают во внимания различия между детьми. Тем, кто , дают толстые книги на дом. Тем, кто не очень - потоньше, с большим количеством картинок и меньшим количеством текста. Если ребенок скажет, что он не хочет выступать на утреннике - никто его не будет заставлять. Материал стараются подать так, чтобы малышам было интересно. Надо сказать, что они любят ходить в школу.

Маленький Тема, бывало, даже пытался скрыть, что заболел, чтобы его не оставили дома. И просил, горя в температурном жару: «Мама, дай мне чеснок, я съем его и сразу выздоровею. Я никак не могу пропустить завтра школу - у меня там доклад про медведей».

Девчонки требовали, чтобы я отправила их на каникулы в школьный лагерь. Ведь там друзья и весело. Кстати, когда однажды Лиза заболела на свой день рождения, весь класс написал ей открыточки. Мы получили 25 карточек с примерно таким текстом: «Лиза, возвращайся скорее, нам тебя не хватает. Ты хороший друг и очень красивая девочка».

Со времён основания Израиля его власти уделяют особое внимание образовательной системе. Сегодня страна занимает второе место в мире по числу людей, закончивших высшие учебные заведения, и первое - по количеству научных публикаций в расчёте на одного жителя, а её дипломы признаются во всех государствах. Особенно ценятся израильские специалисты в области IT-технологий. Не удивительно, что сюда для обучения приезжает множество студентов со всего мира, среди которых не последнее место занимают россияне. Граждан нашей страны привлекает не только высокое качество израильского образования, но и большое количество соотечественников, благодаря которым невозможно почувствовать себя чужим в этом государстве.

Особенности образовательной системы Израиля

Израильские законы обязывают всех детей с 5 до 17 лет посещать образовательные учреждения.

Как и во многих других странах, в Израиле принято трёхуровневое обучение:

  • дошкольное;
  • среднее;
  • высшее.

Дошкольное образование

В Израиле очень короткие декретные отпуска, поэтому дети попадают в детские сады уже в шестимесячном возрасте. Таких маленьких воспитанников принимают два типа учреждений:

  • ясли (маон);
  • семейные детские сады (мошпахтон).

Ясли могут быть как государственными, так и частными. Обычно они расположены в отдельно стоящих зданиях с собственным участком, оборудованным для игр и прогулок детей. Ясли работают с 7.00 до 16.00. За это время детей три раза кормят и один раз укладывают спать.

Семейный детский сад может организовать у себя дома любая женщина, для этого достаточно пройти специальное обучение. От яслей они отличаются небольшим количеством детей. В семейный сад запрещено принимать более 5 человек.

Стоимость посещения детского сада для ребёнка, не достигшего трёхлетнего возраста, не зависит от вида самого садика и составляет около 1 500 шекелей (≈27 200 р.). Репатрианты и родители с низкими доходами получают значительные скидки на оплату дошкольных учреждений.

В дошкольных учреждениях Израиля не принято принуждать детей к чему-либо. Воспитатели не стремятся как можно раньше приучить ребёнка к горшку или заставить отказаться от соски.

В три года дети переходят в муниципальные детские сады (ган тром-хова). Они работают до часа дня и стоят не более 600 шекелей, причём репатрианты оплачивают только 10% его цены. В муниципальных садах детей не кормят и не укладывают спать. За дополнительную плату ребёнка можно оставить в группе продлённого дня.

Для детей одиноких матерей существует сеть детских садов, организованная благотворительными сообществами. Они занимаются детьми весь день и стоят гораздо дешевле.

Занятия в подготовительной группе детского сада (ган-хова) бесплатны и обязательны для всех. Во время них детей знакомят с основами чтения, письма и счёта.

Среднее образование

Все школы Израиля делятся на три типа:

  • государственные (обучение в них ведётся в соответствии с утверждённым Министерством образования планом);
  • государственно-религиозные (с углублённым изучением иудаики и религиоведения);
  • частные (ведут обучение по установленной советом школы программе);
  • арабские (в них обучаются палестинские дети на родном языке).

Большая часть детей посещает государственные школы.

В Израиле много частных русских школ. Они принимают детей с четырёхлетнего возраста. Обучение в таких школах стоит денег, но их оплата доступна всем категориям жителей Израиля.

Среднее образование предоставляется бесплатно всем гражданам страны. Деньги взимаются только за учебники и посещение дополнительных занятий. Кроме того, раз в год ученики совершают путешествия в разные города страны продолжительностью от нескольких часов до 2–3 дней, которые тоже оплачиваются родителями. Затраты на одного ученика составляют примерно 1 000 шекелей в год. Неполным и многодетным семьям выплачивается специальное пособие, которое компенсирует эти расходы.

Учебный год в школах Израиля начинается 1 сентября и заканчивается в конце июня. Все каникулы (кроме летних) приурочены к государственным религиозным праздникам.

Особое внимание уделяют обучению детей-инвалидов. В зависимости от серьёзности заболевания они могут получать образование в специальных или обычных школах. Дети с особенностями развития получают всю необходимую помощь как во время учёбы, так и при трудоустройстве.

Школьное образование в Израиле состоит из трёх ступеней:

  • начальное (с первого по шестой класс);
  • неполное среднее или промежуточное (с седьмого по девятый класс);
  • среднее (с десятый по двенадцатый класс).

Каждая ступень - это отдельная школа, со своим коллективом преподавателей и зданием.

Начальная школа (бейт сефер йесоди)

Обучение в начальной школе дети начинают в 6 лет и заканчивают в 12. Первоклассники посещают 31 урок в неделю, на которых изучают следующие обязательные предметы:

  • иврит (чтение, письмо и развитие речи);
  • английский язык;
  • математику;
  • природоведение;
  • музыку;
  • искусство (смесь рисования и труда);
  • правила дорожного движения.

В четвёртом классе детям начинают преподавать все основные школьные дисциплины, включая ТАНАХ (Священное Писание иудеев) и компьютерную грамотность.

В израильской начальной школе детям не задают уроков на дом и не ставят оценок.

В третьем классе школьники сдают экзамен, который проходит в два этапа. Ребёнок, успешно прошедший все испытания, переводится в учебное заведение для одарённых детей. Если поблизости такой школы нет, то из талантливых учеников формируют группы, которые один раз в неделю занимаются по особой программе. Кроме того, они могут бесплатно посещать дополнительные занятия по выбранным дисциплинам.

Промежуточная школа (хативат бейнаим)

В этих школах израильские подростки обучаются с 12 до 15 лет. На промежуточной ступени к обязательным дисциплинам добавляются:

  • история;
  • география;
  • естествознание;
  • гражданское право;
  • второй иностранный язык.

Школьный совет, в который входят родители, учителя и директор, может включать в учебный план дополнительные предметы. При их выборе учитывают и мнение учеников.

В школах промежуточной ступени знания учеников оценивают по стобалльной системе.

На время некоторых уроков детей делят на несколько групп с разным уровнем успеваемости. Это позволяет учителю преподавать предметы на разных уровнях сложности.

Полные средние школы (хатива эльона)

Ещё в восьмом классе предыдущей ступени ученики выбирают средние школы, в которых будут продолжать обучение. Зачисление в них происходит на основании конкурса школьных аттестатов. Самые престижные учебные заведения проводят вступительные экзамены.

Полные средние школы делятся на несколько типов:

  1. Общеобразовательные. В них преподаются основные школьные дисциплины. В зависимости от желаемой профессии старшеклассники могут выбрать гуманитарный или естественно-научный уклон.
  2. Профессиональные. В таких школах подростки не только изучают общеобразовательные предметы, но и получают рабочие специальности. В некоторых учебных заведениях есть дополнительные классы, готовящие младших инженеров.
  3. Сельскохозяйственные школы-интернаты. Они сочетают школьные предметы с дисциплинами, знакомящими учеников с основами деятельности агрономов.
  4. Военные школы-интернаты. В них готовят кадровых офицеров и технических работников для Армии обороны Израиля.
  5. Религиозные (иешивы). Школы с раздельным обучением юношей и девушек, в которых основное внимание уделяют изучению Торы и другим дисциплинам иудаики. Их выпускники могут работать специалистами по соблюдению технологий кошерного питания в кафе и ресторанах или переписчиками Торы. Эти профессии пользуются большим спросом в еврейском обществе и очень хорошо оплачиваются.

В одиннадцатом и двенадцатом классе ученики всех типов школ могут сдавать государственные экзамены, на основании результатов которых выдаётся аттестат зрелости. Для его получения необходимо пройти испытания по различным дисциплинам, в число которых обязательно должны входить следующие предметы:

  • иврит;
  • ТАНАХ;
  • математика;
  • гражданское право;
  • английский язык;
  • литература.

Точное количество экзаменов зависит от сложности выбранных учеником дисциплин.

Дети, которые решили не проходить испытания или не смогли набрать нужный балл, могут сдать их позже.

Для подростков, не посещающих по каким-либо причинам средние школы, работают вечерние учебные заведения. Обучение в них длится 4 года, причём в течение последних двух лет занятия проводятся только 3 дня в неделю, а остальное время уделяют работе по выбранной специальности. Большой популярностью пользуются вечерние школы, готовящие парикмахеров, поваров и специалистов по компьютерной графике.

Видео: русскоязычная учительница рассказывает о структуре израильского школьного образования

Высшее образование

Израильская система академических степеней почти полностью копирует американскую и включает в себя 3 уровня:

  • бакалавриат - 3 года обучения в университете или 4 года - в колледже;
  • магистратура - дополнительные 2–3 года в университете;
  • докторантура - последипломное обучение в университете продолжительностью от 2 до 4 лет и обязательная защита диссертации.

Для того чтобы поступить в вузы Израиля, недостаточно иметь аттестат зрелости. Все абитуриенты сдают психометрический тест, который организуют специалисты Израильского центра экзаменов и статистики. Он состоит из 165 заданий, направленных на проверку:

  • логического мышления на родном языке (40% вопросов);
  • уровня владения английским языком (20%);
  • математических способностей (40%).

Этот экзамен проводится не только на иврите, но и на английском, арабском, русском, французском, испанском языках.

В результате прохождения теста будущий студент может набрать от 200 до 800 баллов. Положительной является оценка выше 400 баллов.

Результаты теста действительны в течение 7 лет. Психометрический экзамен разрешается пересдавать каждые 6 месяцев. При поступлении в вуз учитывается самая высокая оценка, вне зависимости от времени её получения.

Видео: психометрический тест в Израиле

Для получения высшего образования по некоторым специальностям израильским абитуриентам приходится проходить дополнительные испытания. Так, стать студентом инженерно-технических факультетов можно только после успешной сдачи экзамена по физике и математике.

За обучение во всех вузах Израиля взимается плата. Для граждан страны её средний размер составляет примерно 10 000 шекелей в год (≈180 000 р.). Малоимущие студенты могут получить кредит с небольшой процентной ставкой. Для репатриантов существует специальная программа поддержки, благодаря которой они получают высшее образование бесплатно.

Многие молодые израильтяне заключают контракты с армией. По их условиям студенты бесплатно получают степень бакалавра, а взамен работают несколько лет на военных должностях.

Особенности и программы обучения репатриантов

Власти Израиля предпринимают большое количество усилий по привлечению иудеев из других стран. Особое внимание уделяют образованию репатриантов. Так, в течение первых 3-х лет после прибытия в страну школьники получают денежную помощь, которая переводится на счёт учебного заведения и распределяется его администрацией. Её размер зависит от страны пребывания, времени нахождения в стране и учебной программы.

Репатриация (от лат. repatriate) - возвращение на родину.

Для репатриантов, обучающихся в полных средних школах, организуются специальные учебные заведения с круглосуточным пребыванием (Наале). Все расходы по проживанию репатриантов, питанию и обеспечению всем необходимым для учёбы несёт государство. Кроме того, дети имеют право на получение бесплатных билетов на самолёт для поездки на родину во время летних каникул.

Видео: Обучение репатриантов из стран бывшего Советского Союза в сельскохозяйственной школе имени Кадури

В школах-интернатах репатриантов усиленно готовят к получению аттестата зрелости и знакомят с еврейскими национальными ценностями. За время обучения школьники проходят интенсивный курс иврита, благодаря которому могут продолжать своё образование в любых вузах страны.

Высшее образование репатрианты также получают на льготных условиях. Государство не только оплачивает первые 3 года обучения в вузе, но и предоставляет денежные ссуды, которые можно расходовать на приобретение необходимых учебных материалов и дополнительные занятия. Для участия в этой программе необходимо поступить в университет или колледж в течение 36 месяцев с момента приезда в страну.

Порядок поступления иностранцев в вузы Израиля

Израильские университеты и колледжи открыты для граждан других стран. Практически в каждом вузе работают программы для их обучения на английском языке и иврите. Кроме того, во многих учебных заведениях преподают выходцы из России, которые часть лекций читают на русском языке.

Всем поступающим в вузы Израиля необходимо знать иврит хотя бы на среднем уровне. Выучить его можно в специальном образовательном центре - ульпане. Причём для этого необязательно ехать в Израиль, ульпаны есть и в России. Обычно их открывают при еврейских культурных центрах. Интенсивный курс изучения иврита займёт около 7–8 недель.

Израильское среднее образование значительно отличается от российского, поэтому выпускникам наших школ необходимо закончить дополнительные курсы продолжительностью от 7 до 12 месяцев. В них будущие абитуриенты изучают профильные предметы, английский язык, иврит и историю Израиля. Особое внимание уделяется подготовке к психометрическому тесту. После окончания занятий сдаются экзамены, результаты которого учитываются при поступлении в вуз.

После получения сертификата об окончании подготовительных курсов и сдачи психометрического теста иностранные абитуриенты могут подавать документы в выбранный вуз. У каждого университета существует свой порядок записи. Как правило, приёмные комиссии в ответ на отправленный по почте запрос присылают все нужные бланки. Абитуриенту остаётся только заполнить их и отправить обратно вместе с документом об образовании. Подача заявки в израильский вуз стоит 250 шекелей. Квитанцию о её оплате также необходимо приложить к пакету документов.

Молодые люди, уже являющиеся студентами российских вузов, могут перевестись в израильский университет. Для этого потребуется предоставить документы в Отдел оценок и подтверждения степеней и дипломов Министерства просвещения Израиля. После получения его разрешения необходимо сдать экзамены, подтверждающие знание английского языка и иврита.

Большинство иностранных студентов начинает обучение с первого курса. Некоторые вузы засчитывают те предметы, которые были сданы на отлично.

Видео: об учёбе и трудоустройстве в Израиле

Оформление студенческой визы

После получения подтверждения о зачислении в любое учебное заведение необходимо обратиться в консульство Израиля для получения студенческой визы, которая даёт право находиться на территории страны более 90 дней. Между Россией и Израилем действует соглашение об упрощённом порядке въезда, поэтому её соискателям потребуется минимум документов. В них входят:

  • заполненный бланк анкеты, который можно скачать на сайте посольства Израиля (http://urlid.ru/ad9p);
  • две фотографии размером 5 на 5 см;
  • справка о зачислении в израильский вуз;
  • документ, подтверждающий наличие средств на оплату учёбы и проживания в стране;
  • квитанция об уплате консульского сбора.

Все документы должны быть переведены на иврит и заверены нотариусом.

Стоимость обучения в вузах Израиля для россиян

Иностранные студенты платят за высшее образование на 25% больше граждан страны. Средняя стоимость одного года бакалавриата составляет от 11 000 до 35 000 шекелей, а магистратуры - от 13 000 до 50 000 шекелей. Цена зависит о престижности вуза и его места нахождения. Университеты, расположенные в крупных городах, стоят дороже провинциальных.

Иностранные студенты оплачивают следующий учебный год в январе-феврале предыдущего. При возникновении финансовых трудностей, они вправе взять академический отпуск на один год.

Студента израильского вуза ждёт ряд обязательных платежей, помимо внесения денег за обучение. К ним относятся:

  • регистрационный взнос Союза студентов - 250–300 шекелей;
  • оплата службы безопасности вуза - 400 шекелей в месяц;
  • покупка обязательной медицинской страховки - 1500 шекелей в год.

Кроме того, студенты за свой счёт приобретают все необходимые учебники и пособия.

Иностранцы, обучающиеся в вузах, могут обратиться в студенческий союз с просьбой о предоставлении места в общежитии. Обычно они представляют собой трёх-четырёхкомнатную квартиру, в которой проживает несколько человек. Стоимость комнаты в таком общежитии составляет от 600 до 1700 шекелей в месяц. Самостоятельная аренда отдельной квартиры обойдётся в 2–2,5 тысячи шекелей в месяц.

Недёшевы в Израиле и продукты питания. Большинство жителей страны тратит на их покупку около 1700 шекелей в месяц.

Многие студенты совмещают учёбу с работой. Чаще всего они трудятся ночными охранниками, уборщиками, официантами и продавцами. Очень популярна работа в многочисленных кол-центрах. В некоторых вузах старшекурсники проводят дополнительные занятия с отстающими, которые оплачивает администрация университета.

Израильские студенты могут одновременно с учёбой в вузе посещать дополнительные курсы, окончание которых увеличивает шансы на успешное трудоустройство. Особой популярностью пользуются занятия, связанные с IT-технологиями.

Стипендии и гранты

Иностранные студенты не имеют права на получение стипендий. Единственным исключением являются соискатели докторской степени. За особые научные достижения им иногда предоставляются гранты, но, как правило, их размер не покрывает стоимость обучения.

Иностранцы могут претендовать на получение образовательного кредита с низкой процентной ставкой. Его предоставляют только малоимущим студентам, получающим степень бакалавра.

Самые популярные учебные заведения страны

В Израиле находится 10 университетов. Самый престижный и известный из них - Еврейский университет в Иерусалиме. Он занимает 53-е место в рейтинге лучших вузов мира.

Еврейский университет состоит из семи факультетов и большого количества научно-исследовательских институтов. Здесь можно изучить практически все возможные специальности. На сегодняшний день в Еврейском университете получают образование примерно 22 000 студентов, из которых более 2 000 иностранцев.

Среди русскоязычных абитуриентов очень популярен Открытый университет. Поступить в него может любой желающий, для этого не нужно сдавать экзамены или предъявлять какие-либо документы о предыдущем образовании. Обучение в Открытом университете ведётся дистанционно. В течение одного семестра происходит 6–7 встреч с преподавателем.

В Открытом университете можно получить степень бакалавра и магистра в разных областях науки. С 2010 года обучение на некоторых отделениях бакалавриата велось на русском языке, но в 2016 году администрация вуза приняла решение о прекращении этой программы.

Высшее образование в Израиле глазами русскоязычных студентов (отзывы)

В израильской школе никто не будет заставлять ребенка учиться. Если ему самому это нужно и тянет по знаниям, возьмет предметы наивысшего уровня сложности (их всего 5). В школах, сотрудничающих с универами, есть программа, по которой 13-летнее обучение(вместо обычных 12), по окончании школы ученик получает не только аттестат зрелости, но и 1 степень. Но народ там припахивается непадецки. Есть еще тест, наз. «психометрия», достаточно большой и сложный. Его результаты при поступлении в универ учитываются, наравне с оценками багрута.

shtusha_kurusha

https://pora-valit.livejournal.com/754387.html

Училась и проходила практику в Израиле в педагогическом колледже «Махон Голд» на педагога дошкольного воспитания и учителя начальных классов.
Понравилось очень!
Преподаватели по педагогике очень сильные. Теоретические основы само собой, а вот от практических занятий я была в полном восторге.

Орландина

http://ru-forum.com/career/obuchenie-za-granicej.html

Остался один экзамен - и я выпускник беер-шевского универа. Учился на Information Systems Engineering. Очень доволен уровнем преподавания. Посещения занятий свободные. Т.е. можешь и сам учиться, но это тяжело.

http://www.sxnarod.com/obychenie-v-izraile-i-za-rybejom-t.html

Подход к студентам в израильских вузах отличается от того, к которому мы привыкли в СНГ: здесь никто не будет за тобой «бегать», к учащимся относятся как к совершенно взрослым людям, способным самостоятельно принимать решения и отвечать за них. С твоим мнением здесь по-настоящему считаются, на парах всегда есть возможность дискутировать и открыто выражать свою точку зрения. У всех студентов существует возможность самостоятельно выбрать в дополнение, интересные и важные для твоего профессионального развития курсы.

Юля Гребнева

http://loveisrael.ru/articles/be_student

Плюсы и минусы получения высшего образования в Израиле (итоговая таблица)

Получение диплома израильского университета - не самая лёгкая задача, но открывающиеся перед его обладателями возможности того стоят. Выпускники вузов Израиля не останутся без работы в любой стране мира, а опыт, полученный во время пребывания в чужом государстве, обязательно пригодится во взрослой жизни.

Loading...Loading...