Спас на крови (Храм Воскресения Христова). Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты Где находится спас на крови

Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург – это уникальный исторический архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей России. Он является отделом государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Воздвигнут храм был по указу Александра III и Синода на месте гибели Царя-Освободителя Александра II.

Общие сведения

Храм Спас на Крови регулярно посещают жители города и туристы со всех уголков нашей страны и мира.

Расположение. Спас на Крови находится по адресу: канал Грибоедова, 2Б, корпус А. Храм располагается недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Это место именуется историческим центром Санкт-Петербурга.

Как добраться? Любой желающий может добраться до храма на метро. Необходимо выйти на станции «Невский проспект». Далее идти по набережной Грибоедова до здания храма. Время прогулки займет около десяти минут.

Время работы. Храм Спас на Крови работает с 10:30 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября режим работы – с 10:30 до 22:30. Выходной день – среда.

В дни государственных праздников и школьных каникул, кроме летних, храм работает ежедневно.

Контактные данные. В храм можно дозвониться по телефонному номеру + 7 964 339 55 93. Возможно также связаться по электронной почте, отправив письмо на e-mail [email protected] или [email protected]

Храм имеет и официальный сайт, где указаны все предстоящие мероприятия http://spas.spb.ru

Стоимость посещения. Цена билета для взрослых равна 250 руб. Стоимость посещения для детей старше семи лет, студентов и пенсионеров – 50 руб.

Можно заказывать различные экскурсии, например, тематические или в вечернее время. В таком случае стоимость билета будет 400 руб.

Богослужения. Храм Спас на Крови проводит богослужения по воскресным и праздничным дням. Служба начинается в 7:00. Всенощная литургия проводится по субботам. Начало в 18:00.

Здание храма

Исторический центр Санкт-Петербурга является смесью различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. И в центре великолепия классических форм и стилей располагается удивительный храм Спас на Крови. Здание, построенное лучшими зодчими, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичными кладками и пилястрами.

Архитектура

Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI-XVII веках.

Каждый приезжий и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, что расположился на Красной Площади в Москве.

Внешний вид храма – это живопись во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Храм богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы:

  • кирпич и мозаика;
  • мрамор и позолоченная медь;
  • гранит и эмаль.

Внешняя сторона Спаса на Крови украшена надписями, которые повествуют о грандиозных победах страны при правлении Александра II Освободителя.


Искусный и богатый декор храма

Здание храма асимметрично и вытянуто в направлении восток-запад. В восточной части имеются три алтарные апсиды:

  1. Одна – в центре.
  2. Две маленькие – по бокам. Они имеют красивые позолоченные купола.

Три алтарные апсиды с позолоченными куполами

В западной области здания расположилась двухъярусная колокольня, которую украшают крупные и богатые купола. Двери храма находятся с двух сторон храма. Одна располагается в северо-западном углу здания, а вторая дверь – в юго-западном крыле.


Ниши на внешней стороне собора с памятными досками из гранита

В храме имеется множество ниш, которые украшены двадцатью памятными досками, выпиленными из гранита темно-красного цвета. На данных досках позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом. Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.


Одна из сторон колокольни, украшенная гербами русских городов и губерний

Пространство между крыльцами украшает распятие, которое исполнено также в технике «мозаика». Вверху изображен двуглавый орел – герб русского государства.


Вся площадь, которую занимают композиции из мозаики, равна около 400 кв. м.

Купола

Венчает Спас на Крови девять куполов, в совокупности которые представляют собой асимметричный живописный ансамбль. Некоторые купола, к примеру, главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Другие покрывает позолота.


Вид храма сверху, здесь хорошо просматриваются все девять куполов

Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием. Он имеет уникальную особенность – вместо главы в центре располагается шатер, высота которого достигает 81 м. Шатер – восьмигранный и в своем пьедестале имеет восемь окон вытянутой конфигурации. Конструкции украшены наличниками, выполненными в виде кокошников. Это не только вносит «изюминку», но и придает особую атмосферу.


Самый высокий купол — это шатер, покрытый эмалью желтого, зеленого и белого оттенков

Кверху шатер плавно зауживается. Здесь наблюдается восемь небольших карнизов с маленькими окнами. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрыта эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Также здесь установлен крест.

Шатер окружают четыре купола луковичной формы, украшенные эмалью. Каждый из них имеет собственный уникальный узор и рисунок. Купола находятся на так называемых барабанах и создают в совокупности друг с другом симметричную композицию.


Колокольня храма возвышается на 63 метра

Западная часть храма отведена для колокольни, стиль которой также завершен куполами.

Такой дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

Звонница имеет восемь арок, которые разделены колоннами. Три оставшиеся купола гораздо меньше и находятся в других строениях, расположенных с востока здания.

Интерьер

Внутреннее убранство храма – это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что стоит обратить внимание каждому человеку, – это окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном. Раньше в окнах были установлены стекла разных цветов. Внизу – прозрачные, бесцветные. Вверху оконной конструкции были небесно-голубые стекла, а посередине – изящная градация двух оттенков. Такой художественный прием позволял при любой погоде создать иллюзию лазурного потолка храма.


Над стилем интерьера Спаса на Крови трудились разные мастера. Но несмотря на это, убранство смотрится как единая грациозная композиция. В интерьере здания смешались не только стили и цвета, которые играют и переливаются в солнечных лучах, но и материалы:

Мозаика. В интерьере храма представлены великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика – лишь легкий штрих внешнего убранства.


Мозаичное убранство Спаса на Крови украшает приблизительно 7 065 кв. м. Такое не встречается ни в одном крупном православном храме. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Также мозаикой выложены иконостас и киоты.

Все изображения в интерьере поделены на группы в соответствии с тематикой. Рисунки и орнаменты с использованием растительных мотивов, сине-зеленого оттенка, напоминающего ночь, размещены в папертях храма. Сюжеты Ветхого завета, скомпонованные на нежно-голубом фоне, находятся в арках, которые ведут из папертей. Если посмотреть на пилоны и пилястры, то можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.


В центральной области здания располагаются изображения, повествующие о земной жизни Христа. На западной стороне внутреннего убранства находятся сцены на золотом фоне, изображающие мучения Спасителя, Его распятие и Воскресение. С востока можно увидеть мотивы, которые показывают окончание евангельского периода.

Камень. Данный материал является особым украшением интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы над дизайном применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма из Урала и Алтая.

Весь материал послужил основой для интересных орнаментов и рисунков. Стены снизу, а также солея иконостаса и скамьи выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Цоколь пилонов, расположенных в центре, облицован лабрадоритом, привезенным из Житомира. Данный камень имеет удивительное свойство – иризацию. Из-за него на территории помещения образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее – в серебристые и золотые блики.


Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных цветах.

Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом иконостаса, киотов, икон, выполненных мозаикой, а также балдахином и его оформлением из камня, имеющим историческую ценность. Он находится над местом, где был убит Александр II.

Чем еще примечателен Спас на Крови?

Решетка. Посетителям храма следует обратить внимание на решетку, которая окружает Спас на Крови со стороны Михайловского сада. Она имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, превосходно сочетается с общим видом храма и считается самой красивой архитектурной работой города.


Ограда Спаса на Крови имеет закругленную конфигурацию. Установлена между колоннами на высоком фундаменте. Сама конструкция выполнена из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В ней сплелись невероятные и поистине прекрасные растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. На столбах прикреплены фонари и майолики – керамические плиты, расписанные под стиль решетки.

В ансамбле храма есть также часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожанину. Она была спроектирована, как и само здание храма, архитектором А. А. Парландом.


На территории часовни раньше хранились утварь церкви, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о погибшем царе. Помимо этого, ризница была местом хранения креста с частицами, привезенного из Житомира, а также фрагментов камня с Голгофы. Еще часовня служила выставочным залом для чертежей, эскизов и отделочного материала, примененного при возведении Спаса на Крови.

Строение часовни-ризницы выполнено, как и храм, в русском стиле с применением орнаментальных фрагментов Древней Византии. Здание имеет прямоугольную форму и облицовано кирпичом.

Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны строение оформлено мраморными колоннами. С обеих сторон фасада разместились крупные столбы с небольшими углублениями, декорированными изразцами из керамических плиток.


Белые колонны у входа в ризницу

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами. Над входом – кокошник, в середине которого помещена икона «Спас Нерукотворный», выполненная в технике «мозаика». Завершает композицию здания высокая хризма.

С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить уникальный музей камня. На территории выставочного павильона имеются несколько отделов.

В первом зале демонстрируются камни и материалы, использованные для строительства и декорирования интерьера Спаса на Крови. Здесь возможно насладиться видами живописных драгоценных камней, а также прочих декоративных материалов.


Экспонаты в музее камня

Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. В данном месте представлены в широком ассортименте уникальные произведения искусства из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала – миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из данного камня. А также шесть икон, изготовленных из мозаики.

Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, которые расположились в его округе:

  • Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
  • Эрмитаж.
  • Этнографический музей.
  • Русский музей.
  • Летний сад.

Краткая история храма

История создания храма Спас на Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке памятного строения было принято императором Александром III.

Изначально было решено возводить на месте гибели царя часовню. В качестве архитектора выступал Л. Бенуа. Возводилось здание на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г. часовня была освящена. Однако в 1883 г. она была помещена на Конюшенную площадь и через 9 лет разрушена.

Для разработки эскиза будущего храма был объявлен конкурс. В конце декабря 1881 года на суд комиссии были представлены двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и конкурсанты, занявшие второе и третье место, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Они были продемонстрированы Александру III, но он отверг все варианты, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и походил на храмы Ярославля и Москвы.

Таким образом, был создан второй конкурс, где из 31 претендента император также не выбрал лучший замысел. Эскизы были доработаны в соответствии с пожеланиями Александра III, и в итоге проект архитектора А. Парланда стал лучшим.


Внешний вид храма Спас на Крови в 1907-1910 годах

В 1883 г., в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания применялись все современные на тот момент технологии. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1 689 лампочек. Так как место для будущего строения располагалось вблизи канала, было решено не усиливать грунт сваями, а соорудить фундаментное основание. Такой ход уберегал храм от попадания воды из канала.

Освящен Спас на Крови был в 1907 г. Это произошло из-за сильной задержки в оформлении здания мозаикой. На освящении присутствовал сам император Николай II и все члены придворного Дома. А в 1908-м была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.


Царская чета на освящении собора. Начало крестного хода вокруг храма

Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только лишь в память об Александре II. Далее в 1917 г. было принято решение о прекращении финансирования Спаса на Крови. А в октябре 1930 году ВЦИК постановил закрыть храм.

В 1938 г. Спас на Крови планировали разобрать. Но во время Великой Отечественной войны это решение было отложено.

Начиная с 1968 г. Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. Двери для посетителей храм вновь открыл после череды реконструкций в 1997 году, когда он уже носил статус музея. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

Видеофильм о храме Спас на Крови

Из данного видео вы сможете подробно узнать о храме, его истории, внешнем виде, интерьере и пр.:








Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.



Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора


Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.

Царь-Освободитель


Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.


Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.


В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.


Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство и архитектура храма


Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.


Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.


Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.



Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.


Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.


К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.



Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.


В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.


Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.


К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» - художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.



Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.


При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.


Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.

Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.



Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.


Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты - канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».



В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.


Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.


В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.



На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.


На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.


Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.


Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.


Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.


Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» - «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.


Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.


В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» - в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.


Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.


Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.



В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.


Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.


Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.


В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.


В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.


При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.



Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.



Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.



Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.


В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, яркостью и теплотой, но и трагической историей своего появления. Девятиглавый красавец, Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой яркий и праздничный вид?



Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II


Александр II вписан в историю России, как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего - бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.




Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.


Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.


Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.


Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.


В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.


Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.





Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.


В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику. все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, - более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!
Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.



Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо. Как выяснилось впоследствии, один из них все же попал в главный купол, но пролежал там, не разорвавшись, до 1961, пока его не обнаружили и не обезвредили.
Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.


Есть в Питере и ещё одна достопримечательность - Аничков Мост.
впечатлит даже тех, кто хорошо знаком с северной столицей.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербурга имеет официальное наименование Собор Воскресения Христова. Загадочное название означает: «Спас» сокращенное от Спасителя, а «на крови», потому что строение находится на месте кровопролития. Это неповторимое строение красивейших и праздничных церквей России привлекает своим очарованием и неповторимой загадочностью туристов и граждан России. Долгое время в период Советской власти строение было в полном забвении. В настоящее время это музей, а в субботу и воскресенье проходят богослужения.

История храма

Царь Александр второй умирает в результате теракта на него в 1981 году. По приказу сына на месте покушения на отца была возведена церковь, где проходили службы по убитому. Позже принимается решение о воздвижении строения храма и объявляется конкурс на лучшего градостроителя, в котором участвовали самые знаменитые русские зодчие. В результате трех попыток был выбран архитектор храма спаса на крови Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Храм строили на пожертвования всех граждан Российской империи, и длилось строительство двадцать четыре года. Стены и колокольни украшены гербами из мозаики в честь губерний и уездов, которые внесли деньги на воздвижение храма. На основном кресте была установлена золотая корона, в честь того, что значительный вклад внесла императорская семья.

Жители Петербурга любят называть собор «заговоренный». Во время советской власти здание неоднократно вносилось в списки сооружений подлежащих ликвидации. Сразу после революции в здание была заложена взрывчатка, но разрушение так и не произошло. Храм был разграблен, а стены с мозаичной росписью повреждены. В начале сороковых годов прошлого столетия было принято решение взорвать храм, но началась война, и руководству коммунистической партии было уже не до собора.

Во время Великой отечественной войны в здании был морг. Но сам собор не пострадал от обстрелов. После войны в нем было овощехранилище и склад театральных декораций. В семидесятые годы объект передали музею «Исаакиевский собор» и в настоящее время он открыт для посетителей.

Архитектурный стиль

Храм в Питере Спас на Крови — строение русского зодчества конца 19 столетия. Здание опирается на четыре столпа и отличается от других строений церквей строгостью соотношений и сплетением цветовых комбинаций. В центральной части высится шатер в форме восьми граней, а по сторонам пять куполов луковичной формы.

Основной шатер меньше окружающих, что создает вид устремление его вверх. Купола покрыты золотой ювелирной эмалью на медных пластинках, при этом узоры разнообразные. Строение имеет девять разных по размеру куполов. Именно эта композиция делает собор похожим на строение церкви Василия Блаженного в Москве.

Восточную часть украшают золоченые купола, на западе колокольня как символическая часть места гибели царя, которая немного врезается в канал набережной. В ее укреплении на канале применили не деревянные опоры, а бетон. Поэтому в соборе нет главного входа, а устроены крыльца притворы в виде терема.

В архитектурном ансамбле использованы символические значения. Например, высота центрального купола 81 метр, что означает год гибели царя, а глава колокольни высотой 63 метра количество прожитых лет императора.

Храм привлекает внимание красотой и числом украшений:

  • наличники,
  • кокошники,
  • изразцы,
  • цветная черепица.

Внутреннее украшение поистине уникальное в мозаичном исполнении великими художниками того времени. В оформлении участвовали больше тридцати художников, оно длилось десять лет. Живопись выполнена по эскизам Васнецова, Харламова, Рябушкина, Новоскольцева.

Использована большая коллекция самоцветов. Это мозаичная композиция крупнейшая в Европе занимает территорию храма более 7000 квадратных метров. Все узоры выполнены одним мозаичным покрытием и орнаментом на высокохудожественном уровне и восхищают своим единством.

Иконостас был изготовлен в итальянской мастерской Италии из мрамора разных цветов и украшен крестами из горного хрусталя. Иконы чеканились из серебра и оформлялись мозаикой.

В соборе хранится композиция места, где был убит царь. Это фрагмент решетки, тротуарные плитки, булыжник с мостовой. В стеклянном хранилище макет собора.

Как добраться до храма Спас на Крови

Где находится храм Спаса на Крови? Он находится по адресу: наб. Грибоедова, 2A, Санкт-Петербург.Доехать можно на метро, станция прос. Невский. Выход к каналу им. Грибоедова.


Режим работы храма Спаса на Крови:
  • каждый день 10:30 — 18:00;
  • вечерние программы 18:00 — 22:30.

Вход платный.

В Храме Спаса на Крови богослужения проходят по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам в 08.00. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Loading...Loading...