Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность «российской элиты. Как Рашид Мурсекаев ушел в «штопор» с ВИМ-авиа Кто предприниматель рашид мурсекаев

Самый молодой, а с недавних пор и самый крупный чартерный авиаперевозчик страны "ВИМ-Авиа", стоимость которого эксперты оценивают в $60 млн, официально раскрыл своего владельца. Если верить материалам компании, она на 100% принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву.

До последнего момента ООО "ВИМ-Авиа" держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но теперь она стала общедоступной. О том, что Мурсекаев является собственником "ВИМ-Авиа", компания сообщила в инвестмеморандуме. подготовленном для вексельного займа объемом 500 млн руб. (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Заем организуют группа компаний "Регион" и Импэксбанк. Сотрудник одной из этих компаний, участвовавший в написании меморандума, уточняет, что Мурсекаев контролирует все 100% капитала "ВИМ-Авиа". Рынок догадывался, что предприниматель контролирует компанию, замечает источник из окружения Мурсекаева. Но многие полагали, что хотя бы небольшой пакет остался у основателя "ВИМ-Авиа" - Виктора Меркулова, добавляет он.

В транспорте Мурсекаев не новичок, хотя авиацией занялся только в 2003 г., когда появилась "ВИМ-Авиа". А начинал свою карьеру Мурсекаев в торговле вместе с земляком из Барнаула, основателем "Каскола" Сергеем Недорослевым. Сначала партнеры занимались поставками китайского ширпотреба - в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Потом скупали акции режимных и авиационных предприятий. В 1997 г. разошлись, и Мурсекаев занялся бизнесом самостоятельно. Из самых известных его сделок за этот период перепродажа 68% акций Дальневосточного пароходства экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.

Меркулов был основателем "ВИМ-Авиа"". Авиаторы шутят, что ВИМ расшифровывается как "Виктор Иванович Меркулов". Изначально парк компании состоял из четырех Ил-62 и четырех Ан-12. Затем Мурсекаев выкупил контрольный пакет перевозчика и организовал лизинг 12 подержанных Boeing 757, за счет которых "ВИМ-Авиа" и достигла сегодняшних высот. Продавцом выступила немецкая Condor Flugdienst - чартерная "дочка" Lufthansa. Собственниками лайнеров, как следует из меморандума, пока остаются кредиторы "ВИМ-Авиа" - "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Сроки соглашений с ними - 3-6 лет.

С Мурсекаевым и Меркуловым вчера связаться не удалось.

Мурсекаев приобрел неплохой бизнес. Как следует из меморандума "ВИМ-Авиа", выручка компании за 10 месяцев этого года составила 4,5 млрд руб. При том что за весь прошлый год тот же показатель равнялся 822 млн руб. Продвинуться компании помимо прочего помогли и ее недавние покупки других перевозчиков - "Чита-авиа", "Аэробратска" и "Русского неба", отмечается в документе. К октябрю "ВИМ-Авиа" переместилась с 42-го на 6-е место по пассажирообороту обойдя "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", вплотную приблизившись к "Трансаэро". А по итогам года оборот компании должен составить 6 млрд руб., или $210 млн, заключается в меморандуме. Правда, доходность "ВИМ-Авиа" не высока. За 10 месяцев ее чистая прибыль составила всего 2,6 млн руб., а рентабельность продаж - 0,19%, указывается в документе.

"Компания быстро влетела на рынок и за небольшой срок сумела стать шестой по объемам перевозок", - отмечает аналитик группы "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. По его мнению, сегодня стоимость всей компании может доходить до 30% ее годовой выручки, т. е. около $63 млн.

Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» заявили о готовности отдать бизнес под внешнее управление из-за финансовых проблем. Росавиация обещает, что к вывозу пассажиров компании подключатся другие перевозчики, помощь «ВИМ-Авиа» могут оказать из резервного фонда агентства, но имеющихся там 50 млн руб. явно не хватит, а других источников средств пока нет. При этом СКР уже возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении менеджеров «ВИМ-Авиа»: в Следственном комитете считают, что авиакомпания продавала билеты, уже понимая, что денег на закупку топлива нет.


Авиакомпания «ВИМ-Авиа» в понедельник фактически признала, что самостоятельно не справится со своими проблемами. Совладелец перевозчика Рашид Мурсекаев заявил, что в компании «тяжелая экономическая ситуация»: закончились оборотные средства, финансирование заморожено, приостановлено обслуживание в аэропортах. «ВИМ-Авиа» продолжает «переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли» и планирует «введение внешнего антикризисного управления». В Минтрансе заявили, что «проработают вопросы предоставления гарантий по кредитам авиакомпании», в Минэкономики пока не получали обращений авиакомпании с просьбой о госгарантиях.

Задержки рейсов «ВИМ-Авиа» стали тотальными в конце прошлой недели, когда компании перестали отпускать топливо (см. “Ъ” от 25 сентября). В выходные из-за долгов за топливо более чем на 500 млн руб. из Домодедово не смогли вовремя вылететь 20 рейсов «ВИМ-Авиа», в понедельник задержаны еще 28 рейсов, в том числе на курорты, в Китай и на Дальний Восток. В субботу на ситуацию обратили внимание и регуляторы (в Росавиации собрали совещание по «ВИМ-Авиа»), и правоохранительные органы. В понедельник Росавиация после представления Генпрокуратуры главе агентства Александру Нерадько (отмечено «бездействие ответственных должностных лиц») начала внеплановую проверку компании. А Московское межрегиональное следственное управление на транспорте при СКР возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа», сообщило ведомство. Глава СКР Александр Бастрыкин поручил управлению «тщательно разобраться в причинах нарушения прав пассажиров и принять обоснованное процессуальное решение» еще в воскресенье.

По итогам проверок следствие пришло к выводу, что в конце прошлой недели у руководства «ВИМ-Авиа» «возник преступный умысел ради хищения путем обмана средств пассажиров в особо крупном размере». Должностные лица компании продолжали продавать билеты на сумму свыше 1 млн руб., «заведомо зная о том, что собственных денежных средств недостаточно для закупки топлива, в том числе в Домодедово, договоров на поставку топлива с другими поставщиками у перевозчика не было, из-за чего он не мог выполнить обязательства по перевозке», сообщили в СКР. Уже был опрошен гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев, направлены запросы поставщикам топлива, изъята документация. Проверку вела и Северо-Западная транспортная прокуратура в связи с задержкой рейсов в петербургском Пулково. Источник “Ъ” в правоохранительных органах отметил, что «это только начало большого расследования действий менеджмента “ВИМ-Авиа”, поскольку серьезные нарушения в их деятельности фиксируются с середины лета». Дело будет большим и многоэпизодным, считает он.

Пока же Росавиация заявила, что «ВИМ-Авиа» полностью прекратит чартерные перевозки к местам отдыха, а на социально значимых направлениях на Дальний Восток к вывозу пассажиров могут подключиться другие российские авиакомпании. По данным источников “Ъ”, на рейсы «ВИМ-Авиа» продано порядка 140 тыс. билетов, для вывоза пассажиров могут привлечь средства из резервного фонда Росавиации (около 50 млн руб.), но этого не хватит. Один из собеседников “Ъ” отмечает, что еще «непонятен масштаб финансового бедствия, без такого понимания выделять средства нецелесообразно». В Росавиации заявили, что при мониторинге состояния «ВИМ-Авиа» отчетность «свидетельствовала о благополучном состоянии компании». Сейчас продолжается работа с кредиторами «ВИМ-Авиа», сообщила Росавиация, которые «сохраняют интерес к авиакомпании, но только в случае коренного изменения ее финмодели». По данным “Ъ”, на совещании обсуждалась возможность привлечения «Татнефти» к гарантиям по поставкам топлива, но, как говорит источник “Ъ”, она «изначально готова была гарантировать их до конца сентября, но теперь - только по предоплате».

Виталий Мутко, вице-премьер РФ, 4 июля (цитата по «Прайму»)

У нас есть свои «дольщики», авиакомпания ВИМ, которая набирает туров, деньги получает, условно у нее пять самолетов, а она на 12 (продает билеты.- “Ъ”). Люди приезжают в аэропорт, а они не могут улететь

Собеседник “Ъ” на туристическом рынке отмечает, что крах «ВИМ-Авиа» невыгоден туроператорам, «но вполне вероятно, что этого не удастся избежать, у компании слишком много долгов». По словам источника “Ъ”, туроператоров, которые формируют программы на базе «ВИМ-Авиа», сейчас нет, наибольший текущий объем у НТК «Интурист» - 27 тыс. кресел. Директор по продажам «Интуриста» Сергей Толчин указывает, что сейчас компания загружает 9–10 рейсов «ВИМ-Авиа» в день только на выезд. «Это небольшой объем для нашего бизнеса, мы рассматриваем варианты замещения, но сделать это достаточно сложно»,- признает он. Другой собеседник “Ъ” в отрасли отмечает, что популярность «ВИМ-Авиа» среди туроператоров обусловлена низкими ценами: «Этим летом у нее стоимость кресла в Анталью была на $50–80 ниже, чем у конкурентов».

«Любое решение к фатальным последствиям для рынка не приведет»,- считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Основной шок и оздоровительный эффект принес уход «Трансаэро», говорит он, антикризисный план «ВИМ-Авиа» должен включать реалистичные объемы с ростом доходной ставки.

Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Максим Варывдин

Авиакомпания "ВИМ-Авиа". Фото: © РИА Новости / Александр Тарасенков

У авиакомпании «ВИМ-авиа», которая занимала до последнего времени 10-е место в России по пассажиропотоку и 4-е место по количеству рейсов из аэропорта «Домодедово» появились проблемы и с аэропортом, и с пассажирами.

По причине долгов за топливо более 20 рейсов компании не смогли подняться в воздух в нужное время. В начале лета была сорвана чартерная программа компании: «ВИМ-авиа» задержала практически 200 рейсов, отказавшись в итоге от перевозки примерно 100 тыс человек. Руководство «Домодедово» больше не намерено не только заправлять ее самолеты в долг, но и вообще обслуживать данную компанию. В последние 3 дня рейсы совершались под гарантийное письмо от «Татнефти», которая обещала оплатить топливо, но при наихудшем развитии событий, полеты «ВИМ-авиа» могут закончится уже сегоденя в полдень. На данный момент у компании уже нет собственных денег на текущую деятельность, а внешние источники финансирования не готовы ей помочь.

Перевозчик на прошлой неделе уже попросил о помощи государство, отмечает представитель курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигулина. Имеются ввиду госгарантии по кредитам. Дворкович, как она отмечает, переправил письмо в Минтранс с предложением «проработать».

Тем временем в Министерстве транспорта не готовы помогать, вместо этого в ведомстве уже стали готовиться к возможному краху авиакомпании. По словам представителя Минтранса, Росавиацииуже поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-авиа» для определения ответственных за перевозку пассажиров, в случае если та не сможет осуществлять рейсы. Будет проведена оценка возможных финансовых рисков «ВИМ-авиа» по перевозке пассажиров до конца нынешнего года. При необходимости Росавиации поручено ввести ограничение глубины продаж билетов, уточняет представитель Минтранса. Он также советует пассажирам чартерных рейсов авиакомпании еще до выезда в аэропорт уточнять у своего туроператора информацию о наличии рейсов.

«ВИМ-авиа» ищет агента по реструктуризации долгов, на основе анонимности рассказал менеджер крупного банка. Федеральные чиновники говорят о нескольких сотнях миллионов рублей долга, авиакомпания называет сумму в 500 млн. Как сообщается, объем займов и кредитов предприятия - 5,8 млрд рублей, кредиторская задолженность - 3,1 млрд рублей. В залоге у банков «Зенит» (62% банка принадлежит «Татнефти»), «Абсолют», «Образование» и прочих кредиторов 20 авиадвигателей, а также 5 вспомогательных установок.

Тем временем относительно руководства авиакомпании «ВИМ Авиа» возбуждены административные дела по причине накопившихся долгов по зарплате, составляющих более 206 млн рублей.

«В связи с выявленной на предприятии задержкой выплаты заработной платы работникам Татарской транспортной прокуратурой внесено представление руководству авиакомпании, а также возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей. 5. 27 КоАП РФ, в отношении самого юридического лица и его руководителя», - говорится в сообщении ведомства.

«ВИМ-авиа» является одной из самых крупных авиакомпаний страны, ее совладельцы - Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана. Предприятие работает следующим образом: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и расплачивается по ним, отмечает менеджер крупного аэропорта. Но в нынешнем году схема нарушена по причине провального летнего сезона, говорит топ-менеджер аэропортового холдинга. Источники на авиарынке отмечают, что еще с февраля «все были удивлены агрессивным расширением флота» перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов: с начала прошлого года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 .

«В памяти свежа история «Трансаэро», которая активно наращивала дальнемагистральный флот и объемы перевозок, работая себе в убыток и не имея надежных источников возврата вложений», уточняют они. В случае с «ВИМ-Авиа» расчет, видимо, был сделан на туристов из Китая. Авиакомпания получила допуски где-то на 20 прямых маршрутов в КНР, развивала транзитные перевозки оттуда в бельгийский Льеж с пересадками в Москве и Петербурге. Однако в итоге «ВИМ-Авиа» не хватило экипажей и судов. К тому же укрепление рубля немного снизило интерес к России со стороны китайских туристов.

«ВИМ-авиа» может поддержать на плаву татарстанский бизнес, отмечает человек, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Компания зарегистрирована в республике, несмотря на то, что базируется в «Домодедово». Предполагается, что пока поддержку окажут «Татнефть», банк «Зенит» и само правительство Татарстана.

Теоретически «ВИМ-авиа» может перейти в другой аэропорт, подобные случаи уже бывали, сообщает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Однако это займет время - от 1 недели до 1 месяца. Ко всему прочему и старые долги никто не спишет, уточняет Рыбак. Участникам рынка известно о проблемах компании, следовательно топливные компании будут относиться к такому перевозчику очень настороженно, подчеркивает эксперт.

Как отмечалось ранее, в начале 2015 года «ВИМ-авиа» уже была на пороге банкротства по причине долга в 4,3 млрд рублей перед Сбербанком. Ранее иски о банкротстве авиакомпании подавал банк ВТБ в связи с долгами в $961,6 тыс по кредитной линии 2006 года и $1,8 млн - по линии 2009 года.

Казалось бы, что может быть проще. Число туристов, выезжающих за границу, растет. Обслуживают их чартерные авиакомпании. Все они пользуются исключительно отечественными самолетами, которые расходуют очень много топлива, и к тому же некоторые из них не могут летать в Европу - по причине высокого уровня шума. Почему бы не приобрести экономичные западные лайнеры - пусть даже б/У - и не построить чартерный бизнес с нуля?

Осложняет все одно обстоятельство - высокие импортные пошлины на авиатехнику. Ввоз самолета, сделанного в Европе или США, прибавляет к его цене еще 42% сверху. До недавних пор никто из авиаперевозчиков России не мог позволить себе такую покупку. На авантюру решился только человек, который не имеет прямого отношения к авиации.

В 2003 году предприниматель Рашид Мурсекаев приобрел 12 подержанных боингов, потратив на это, согласно оценкам, $160 млн. Затем заключил соглашения с туристическими фирмами и начал теснить других перевозчиков на рынке. Его авиакомпания, называющаяся «ВИМ-авиа», превратилась за полтора года в самого крупного чартерного оператора, чьими услугами пользуется теперь каждый 5-й российский турист, вылетающий за границу. По общему объему перевозок за первое полугодие 2005 года - 680 тыс человек - «ВИМ-авиа» заняла 6-е место в числе всех российских авиакомпаний, уступив только грандам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйр». Выручку компании за этот период эксперты оценивают более чем в $60 млн.

Мурсекаев никогда не работал в авиаиндустрии, хотя отлично разбирался в ней. В первой половине 1990-х он совместно с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба, а также продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов - коллекция набралась приличная. В 1997 году, стоит отметить, «Белуха» распалась; Недорослев на основе купленных предприятий создал группу «Каскол», а Мурсекаев занялся отдельным личным бизнесом.

Предприниматель продолжил работать с долгами. Например, со средствами, которые зависли в Инкомбанке. Во время скупки долгов «Инкома» Мурсекаеву достался пакет акций Морбанка - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил данный банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из самых крупных в стране. В 2002 году Мурсекаев продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 млн.

А в 2000 году будущий хозяин «ВИМ-авиа» купил долг разорившейся авиакомпании «Аякс». За ней числился грузовой самолет «Руслан», чья рыночная стоимость была выше $20 млн. Гигантский лайнер стоял брошенным в одном из аэропортов Голландии, на него претендовали пару покупателей, в частности одна британская авиакомпания. Однако Мурсекаев, ввязавшись в судебную тяжбу, растянувшуюся на 2 с лишним года, смог отбить самолет у оппонентов. Вызволенный из рук судебных приставов «Руслан» предпринимателю удалось выгодно перепродать.

Благодаря таким сделкам Мурсекаев заслужил репутацию умелого посредника.

«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - отмечает один из его деловых партнеров.

А потом пришёл момент, когда Мурсекаев почувствовал: пора покупать зарубежные самолеты.

В ситуации с арестованным «Русланом» Мурсекаеву помогал Виктор Меркулов, экс-заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр». Меркулов в 2002-м придумал создать авиакомпанию, которая владела бы зарубежными самолетами и специализировалась на чартерных рейсах. Он зарегистрировал фирму «ВИМ-авиа» (от «Виктор Иванович Меркулов») и начал осуществлять свой план. На этом этапе и присоединился Мурсекаев, которого тоже заинтересовала идея открыть собственные авиалинии. Позднее он выкупил 75% «ВИМа» у Меркулова. Последний до сегодняшнего дня - президент компании, хотя, по корпоративной легенде, название VIM (на бортах боингов оно пишется латиницей) происходит от английского vim, что означает «энергия», «напор».

В 2003 году, когда предприниматели окончательно утвердили проект, приобретать самолеты было самое время. В результате терактов 11 сентября 2001-го авиаиндустрия перенесла кризис, компании избавлялись от лишнего парка. Мурсекаев и его команда объездили полмира в поисках подходящих машин, до тех пор пока в итоге не договорились с чартерным авиаперевозчиком Condor, который принадлежит немецкой компании Lufthansa. «ВИМ-авиа» планировала начать с 2–4 самолетов, однако Condor продавал одним лотом 12 Boeing 757-200, зато со скидкой. Упустить такой шанс было бы неразумно. Почему подобной же возможностью не воспользовались другие авиакомпании России? Как сообщил Forbes Мурсекаев: «Потому что другие - государственные и полугосударственные». Иными словами, неповоротливые.

Контракт заключили в привычном для Мурсекаева стиле - быстро, несмотря на огромную сумму, в которую обошлись покупка и ввоз на территорию России дюжины боингов.

«Когда договор подписывался, вопрос с финансированием еще не был окончательно решен, - отмечает гендиректор «ВИМ-авиа» Роман Пахомов. - Но мы понимали, что впереди еще год [рассрочка по поставке] и за это время успеем что-нибудь придумать».

«Что-то придумать» смогли - несколько банков в конечном итоге согласились кредитовать сделку. Залогом послужили купленные самолеты - хоть и не новые, однако способные работать еще более 10 лет.

Куда сложнее, чем найти средства, было ввезти технику в РФ. Шутка ли - это была первая покупка зарубежных лайнеров, которая была проведена по всем правилам, без каких-либо льгот. К тому времени зарубежным самолетами располагали только 2 российские компании - «Аэрофлот» и «Трансаэро». Обеим еще в 1990-х правительство дало возможность беспошлинно ввозить иностранную технику. Остальным желающим приобрести «иномарки» надо было заплатить импортную пошлину и НДС.

Таможенное оформление и последующая сертификация Boeing 757 оказались непростым делом - так как до «ВИМ-авиа» данную модель никто не импортировал. Чиновники чуть не заставили компанию переводить всю многотомную техническую документацию самолета Boeing 757 с английского на русский язык. Помимо всего прочего, «ВИМ-авиа» нужно было с нуля создавать инфраструктуру для обслуживания самолетов и набирать персонал. Летчиков компания переманивала, к примеру из «Аэрофлота», предлагая вторым пилотам после обучения перейти на должность (и заработную плату) первых. Обучать пилотов нужно было в США и Великобритании.

По причине бюрократических проволочек «ВИМ-авиа» почти пропустила прошлогодний летний сезон. Зато к очередному всплеску туристической активности в мае 2005-го компания, казалось, подошла полностью подготовленной.

«ВИМ-авиа» договорилась с туроператорами о выполнении чартерных рейсов на весь «горячий» сезон - с мая по октябрь. Причем, как отмечают конкуренты, контракты специально заключались по ценам ниже рыночных.

«Они предлагали туроператорам те же направления, что и мы, - Турция, Египет, Испания, только на 10–15% дешевле», - сообщает Надежда Савина из «Континентальных авиалиний». «ВИМ-авиа» могла позволить себе такую роскошь: Ту-154 и Ил-86, с которыми работали конкуренты, потребляют в 1,5–3 раза больше топлива, чем боинг. Другое дело, что «ВИМ-авиа» необходимо еще выплачивать проценты по кредитам, а боинги дороги в обслуживании. Вывод: чтобы не уйти в минус, нужно проводить как можно больше рейсов.

Так в авиакомпании и сделали. Но, видимо, не рассчитали сил. Из 48 рейсов, которые были запланированы на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по 13-ти из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. ВЫяснилось, что сразу несколько боингов вышло из строя, а резервных самолетов у «ВИМа» не оказалось. Хотя поломки были несущественными, на их устранение ушло время, и это повлекло срыв всего графика чартеров.

Компании пришлось отказываться от части рейсов.

«Причем нас об этом ставили в известность за 3–4 дня», - рассказывает генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Некоторые туроператоры, к примеру Tez Tour и Deeptour, решили резко сократить сотрудничество с «ВИМ-авиа». Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, «ВИМ» пришлось снять где-то 25% рейсов, запланированных на лето.


Авиакомпания «ВИМ-Авиа». Фото: © РИА Новости / Александр Тарасенков

С урезанным графиком компания стала работать слажено. Однако как при сократившейся программе полетов окупить дорогие зарубежные лайнеры? «ВИМ-авиа» открыла постоянные рейсы внутри России, пустив самолеты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. Новичок в авиаперевозках, Мурсекаев и здесь пошел на оригинальный шаг: например, чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (расстояние 6 тыс км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он приобрел аэропорт Читы, потратив пару миллионов долларов.

Однако, несмотря на большие расходы, которые несет «ВИМ-авиа», специалисты полагают, что проект выйдет на прибыль. Согласно подсчетам директора аналитической компании Infomost Бориса Рыбака, чтобы окупить Boeing 757 достаточно среднего налета 200 часов в месяц. В летний период у боингов «ВИМ-авиа» выходит и по 300 часов, отмечает гендиректор компании Пахомов. Сам Мурсекаев сообщает, что его компания намерена купить еще 4 боинга.

Если так, то поколебать позиции «ВИМа» может разве что резкий спад на туристическом рынке или появление сильных конкурентов.

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», — говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

В ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину, который гневно отчитал Максима Соколова и Аркадия Дворковича за крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» Фото: Денис Гришкин, РИА «Новости»

ПОЧТИ УЖЕ ТАТАРСТАНСКИЙ

Владелец скандальной авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев в последний год чуть было не связал свой бизнес с Татарстаном. В феврале 2016 года он перерегистрировал авиакомпанию из Москвы в Богатые Сабы, а еще развернуть в Казани международный грузовой хаб на пути Европа — Китай. Правда, на фоне текущих событий эти планы выглядят сказочными обещаниями — по официальному сообщению СК РФ, на днях Мурсекаев с женой Светланой , спасаясь от кредиторов и 40 тыс. разъяренных пассажиров, улетели из России, предположительно, в Стамбул. И в Татарстане приходу Мурсекаева уже вряд ли рады: завтра местная транспортная прокуратура обещает на пресс-конференции рассказать о зарплатных долгах и других прегрешениях «ВИМ-Авиа». Порядка миллиарда рублей, по нашим сведениям, компания «ВИМ-Авиа» должна банку «Зенит» «Татнефти». Возвращать эти долги, по всей видимости, уже нереально — по данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком).

Вчера в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину , который собрал совещание с членами правительства и гневно министра транспорта РФ Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича за крах авиакомпании. При этом Соколов получил выговор о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал ему Путин. По некоторым сведениям, президент дал подчиненным три дня на полную нормализацию ситуации. Сегодня же, как сообщил СК РФ, были арестованы гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Светлана Петренко , им предъявят обвинение.

В татарстанский суд уже поступило заявление о банкротстве авиакомпании от Мосстройбанка, который представляет агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако позднее АСВ сообщило, что отзовет иск, «учитывая возникшую социальную напряженность».

Московский источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке не сомневается в том, что Мурсекаев мог покинуть Россию. По его словам, на рынке знают бурный и спонтанный стиль работы Рашида Мавияевича, а его личность характеризуют скорее как темную лошадку. Татарстанские же коллеги, что интересно, в целом отзываются о нем благожелательно. «Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы, — сказал нам, в частности, председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким . — Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления». «Я желаю только добра данной авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации», — говорит гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев .

«БИЗНЕС Online» попытался собрать предысторию создания рухнувшей авиакомпании и очертить путь взлета и падения опального бизнесмена.

По данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком) Фото: Александр Тарасенков, РИА «Новости»

СКУПКА ДОЛГОВ И «МОРЕ – ВОЗДУХ»

52-летний Мурсекаев — барнаульский бизнесмен как минимум с 20-летним стажем. В авиационную отрасль он пришел не сразу: как указывает отраслевой портал www.aviaport.ru , в 1990-х годах занимался финансами и лизингом. В первой половине 1990-х, по информации Forbes , вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым (он был связан с Сергеем Чемезовым ) занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. Именно так в 2000 году Мурсекаев занял пост члена совета директоров сразу на двух предприятиях — Дальневосточном морском пароходстве и Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», а год спустя стал членом совета директоров еще одного авиазавода — Улан-Удэнского.

Но к началу нулевых тандем Недорослева и Мурсекаева распался. Первый занялся станкостроением в интересах «Ростеха», а второй начал выстраивать собственный бизнес. В ходе скупки долгов Инкомбанка Мурсекаев получил пакет акций Морбанка — отраслевого банка минтранса. После этого он консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), а затем продал свой пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 миллионов.

«ВИМ-Авиа», зарегистрированная в Богатых Сабах, имеет в поселке офис — он представляет собой одноэтажное здание с красной табличкой с названием авиакомпании Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2003 году Мурсекаев решился вступить на рынок воздушных перевозок с привлечением иностранных судов. Он купил 12 подержанных Boeing у авиаперевозчика Condor немецкой компании Lufthansa, потратив на это, по оценкам экспертов, $160 млн, и начал активно заключать соглашения с туроператорами. Кстати, по сведениям Бориса Рыбака , директора консалтинговой компании «Инфомост», в финансировании этой сделки помогал татарстанский банк «Зенит». Бизнесмен стартовал весьма амбициозно: уже через два года, в первом полугодии 2005 года, «ВИМ-Авиа» перевезла 680 тыс. человек и заняла 6-е место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь крупнякам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйра». Ежегодную выручку компании за это время аналитики оценивали более чем в $60 миллионов.

Здание «ВИМ-Авиа» находится на территории ОАО «Сабинское МПП ЖКХ» и огорожено зеленым забором, на котором висит амбарный замок Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно название «ВИМ-Авиа» — аббревиатура от имени первоначального создателя авиакомпании, Виктор Иванович Меркулов, у которого Мурсекаев впоследствии выкупил бизнес. Виктор Меркулов — бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр», вместе с ним в 2000 году Мурсекаев провернул весьма удачную сделку с покупкой и перепродажей грузового самолета «Руслан» обанкротившейся авиакомпании, после которой (а бои с конкурентами за самолет шли аж два года) его зауважало бизнес-сообщество.

ДЕМПИНГ, ПРОРЫВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОЛГИ

Кстати, с самого старта проекта «ВИМ-Авиа» проявился бизнес-стиль Мурсекаева — молниеносные, зачастую спонтанные решения, «рывковый» захват рынка. В 2005 году, заходя на рынок чартеров, «ВИМ-Авиа» активно демпинговала, привлекая клиентуру, и «сорвалась» — задержала более половины своих рейсов. Причем туроператоров извещала об этом всего за два-три дня, приводя партнеров в искреннее возмущение. Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, авиакомпания вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето. После этого полеты стабилизировались. Но закупленные самолеты нужно было окупать — Мурсекаев открыл внутренние регулярные рейсы. Чтобы летать из Москвы в Читу без препятствий, бизнесмен купил аэропорт Читы, потратив на это несколько миллионов долларов.

После этого с десяток лет компания оставалась заметным игроком рынка, лишь периодически получая нагоняи от регуляторов. Так, в 2007 году руководитель Росавиации Евгений Бачурин называл «ВИМ-Авиа» одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов, после чего перевозчик существенно нарастил долю регулярных рейсов в России и сгладил полетную программу. В 2011 году «ВИМ-Авиа» получила подтверждение международной IATA о включении в регистр операторов IOSA, признающее безопасность предоставляемых авиакомпанией услуг на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Тогда же «ВИМ-Авиа» и лично Мурсекаев учредили авиакомпанию «Башкортостан», в 2015 году она была продана бизнесмену Сергею Галану .

Следующий скандал вокруг бизнеса Мурсекаева разгорелся в 2014–2015 годах, когда всплыли миллиардные долги «ВИМ-Авиа» перед банками. В конце 2014 года ВТБ выиграл в суде взыскание с перевозчика $2,8 млн и впоследствии пытался инициировать банкротство, однако два раза банкротное дело было прекращено. В 2015 году обанкротить авиакомпанию решил и Сбербанк, чтобы вернуть долг в 4,3 млрд рублей, но дело также прекратили.

В 2016 году «ВИМ-Авиа» снова стала задерживать и внутрироссийские, и международные полеты, она была вызвана на ковер в Росавиацию — на компанию подали 100 исков в прокуратуру. Для нормализации ситуации авиакомпания начала пополнять воздушный парк дальнемагистральными самолетами. И вот теперь, год спустя, у «ВИМ-Авиа» — 40 тыс. «брошенных» в аэропортах мира пассажиров и 7 млрд рублей долгов.

« ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И УДАЧЛИВОГО БИЗНЕСМЕНА»

О личности Мурсекаева и его бизнесе порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Рыбак — директор консалтинговой компании «Инфомост»:

— Я не очень хорошо знаю Мурсекаева, но он всегда производил впечатление приличного человека и удачливого бизнесмена. Несмотря на то что родился не в Татарстане, будучи татарином, он имел определенные связи в республике. У него там были не только авиационные проекты. Еще первую сделку с покупкой 12 Boeing, с чего и началась история «ВИМ-Авиа», Мурсекаеву помог профинансировать банк «Зенит». Я не удивлюсь, если у владельца компании в Татарстане еще и родственники живут. То, что начались задержания сотрудников перевозчика, на мой взгляд, говорит о том, что Мурсекаев и в самом деле уехал из страны, хотя погранслужба этого факта до сих пор не подтвердила. Что касается судьбы этой до сих пор успешной компании, то все зависит от правительства. Если оно поддержит перевозчика и даст госгарантии, то перекрутятся, так как своих собственных оборотных средств у «ВИМ-Авиа» нет. Но, судя по накалу страстей, я не вижу, что их пытаются спасти. Все может закончиться тем, что этот перевозчик уйдет с рынка вслед за «Трансаэро».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Рашид Мурсекаев — это крупный авиационный менеджер. И в авиации, так или иначе, мы всех друг друга знаем. Я с ним познакомился в 2003 году. Понятно, что по роду своей работы я очень часто с ним встречался. Мы взаимодействовали, я в свое время даже давал ему в аренду самолеты. Мы вели неплохие партнерские отношения. Я ничего плохого о нем сказать не могу. Во всяком случае, в отношениях со мной всегда все было порядочно, особых проблем не возникало. Да, были рабочие моменты, но они решались. Он нестандартный авиационный менеджер, потому что принимал нестандартные решения. Так, в частности, в 2004 году он ввез 12 самолетов Boeing-757, поставив их на российскую регистрацию и заплатив таможенную пошлину. Никто до этого так не делал. Все остальные пользовались разными схемами, чтобы уйти от платежей. Это он сделал первым. Для всех остальных это был непонятный и рискованный шаг. Но, в принципе, он оказался правым. О том, что авиакомпания пришла в Татарстан, я узнал только из СМИ.

Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления — не рассчитал свои силы. Я в последний раз с ним общался где-то полгода назад — до того, как начались проблемы у авиакомпании. У него были вопросы по интерьерам. Мы обсуждали, как мы можем им помочь по интерьерным делам. Но потом как-то уже и больше не встретились. Никакого мошенничества, на мой взгляд, здесь нет. Это просто ошибка управления. Ну «Трансаэро» попало в связи со скачком курса доллара, у «ЮТэйр» было сложное финансовое положение. Это бизнес, это всегда риск. Он просто не оценил риски.

Андрей Крамаренко — научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок:

— Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена. У компании была большая дебиторская задолженность. Но это только один из факторов возникшей проблемы. Основная причина банкротства — превышение расходов над доходами. Это говорит о том, что у авиаперевозчика был не самый лучший менеджмент. Да и особенности российского рынка также способствуют банкротству авиакомпаний. Хотя в свое время у «Трансаэро» были куда более худшие показатели. Однако компания на протяжении длительного времени осуществляла деятельность, так как у Плешаковых были влиятельные покровители. Мурсекаев этим похвастаться не может. В Татарстане у него тоже, судя по всему, сегодня нет серьезных связей и тесных дружеских отношений, в противном случае банк «Зенит» дал бы ему кредит. Что касается задержаний представителей руководства компании, то, на мой взгляд, следственный комитет просто решил подзаработать очков на скандальной истории, в которую вмешался даже президент. Не думаю, что дело закончится реальными посадками. Но менеджменту все же придется отдуваться за руководителя компании, который (пока идет процесс банкротства) быстро сделал ноги, так как замаячила реальная перспектива провести несколько месяцев в СИЗО.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2017 года стало известно, что Росавиация инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", задержавшей на днях десятки рейсов.

24 сентября российская газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-секретаря вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алию Самигуллину сообщала, что авиаперевозчик попросил власти о предоставлении госгарантий по кредитам.

ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - российский пассажирский авиаперевозчик.

История

Основателем "ВИМ-Авиа" был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов (название ВИМ составлено из его инициалов). В 1990-х годах он был одним из управляющих в транспортной авиакомпании "Волга-Днепр". В 1997 году основал собственную компанию "Аэрофрахт", занимавшуюся чартерными грузовыми и пассажирскими перевозками; в разное время она эксплуатировала самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-20, Ил-62М, Ил-76, Ан-12 и др.

30 августа 2003 года "Аэрофрахт" лишился сертификата эксплуатанта из-за ряда нарушений: задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских. Также в июне 2003 году при проверке выяснилось, что Ту-154Б-2 "Аэрофрахта" прилетел из ОАЭ в Астрахань с превышением максимального посадочного веса на 10 т.

В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию "ВИМ-Авиа", которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года и начала выполнять грузовые и пассажирские рейсы на Ил-62М и Ан-12.

В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, оставшись президентом компании (занимал пост до своей смерти в 2006 году).

Мурсекаевы приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 млн. Кроме того, в состав "ВИМ-Авиа" были включены авиационные активы "Центр Капитала" - "Чита Авиа", а также аэропорты Читы и Братска.

На самолетах Boeing 757 авиакомпания начала выполнять чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. До 2014 года специализировалась на чартерных рейсах, в октябре 2004 года стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. Уже в 2006 году "ВИМ-Авиа" вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007 году из ее состава как непрофильные активы были проданы аэропорты. При этом был создан холдинг "ВИМ-Авиа", куда вошли авиакомпании "РусЭйр", "Башкортостан" и "Русское Небо" - все они прекратили полеты в 2012-2015 годах.

8 ноября 2011 года Росавиация ввела ограничения в сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", запретив ей летать в Европу. Причиной стал инцидент 3 ноября 2011 года, когда в Париже российские летчики устроили перепалку с персоналом аэропорта. Это могло стать поводом для внесения авиакомпании в "черный список" Евросоюза. Ограничение было снято в конце июня 2012 года.

В 2014 года "ВИМ-Авиа" отказалась от чартерной специализации, доля пассажиропотока внутренних рейсах достигла 90%. В том же году авиакомпания начала эксплуатировать самолеты Airbus A319 и Boeing 767. В июле 2015 года в парк "ВИМ-Авиа" вошли Boeing 737 и 777.

В 2015 году СМИ начали сообщать о финансовых проблемах перевозчика. В январе-феврале 2015 года иски о его банкротстве подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, однако производство по большинству из исков суды прекратили летом 2015 года. Сезон 2016 года компания провела без сильных затруднений, авиакомпания серьезно нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Также весной 2016 года компания сменила адрес регистрации с Москвы на поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан. В апреле 2017 года "ВИМ-Авиа" приобрела 100% акций аэропорта города Братска (Иркутская область).

Снова о проблемах с "ВИМ-Авиа" СМИ начали сообщать летом 2017 года: в некоторые дни авиакомпания отменяла или надолго задерживала до 20 рейсов. Более 200 тыс. ее пассажиров перевезли другие компании. В середине сентября 2017 года стало известно о крупной задолженности "ВИМ-Авиа" перед аэропортом Домодедово и поставщиками топлива. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилось в правительство с просьбой о поддержке при выплате кредитов. В самой компании заявили, что проблемы с погашением задолженности вызваны "традиционным сезонным спадом". 23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов "ВИМ Авиа" продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.

Парк, основные хабы и направления

По состоянию на сентябрь 2017 года парк "ВИМ-Авиа" насчитывает 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре - Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов - 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Базовый аэропорт - Домодедово Московского авиаузла. Второстепенным узлом является Санкт-Петербург. Всего компания обслуживает порядка 50 регулярных направлений.

Показатели

В 2015 году "ВИМ-Авиа" перевезла около 1 млн 613 тыс. человек. Авиакомпания выполнила 11 тыс. 414 рейсов, из них 10 тыс. 520 регулярных (более 90%).

В январе-августе 2017 года "ВИМ-Авиа" перевезла 1 млн 834 тыс. пассажиров (10-е место среди авиакомпаний РФ, рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), средний процент занятости пассажирских кресел - 76,1%. По перевозкам грузов и почты авиакомпания занимает в РФ 11-е место (11,7 тыс т.).

Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17 млрд 174 млн руб. (рост на 38% по сравнению с 2015 года), чистая прибыль - 89,1 млн руб. (снижение в 5,7 раза).

Руководство

Генеральный директор компании - Александр Кочнев.

Собственники

Светлана Мурсекаева является владельцем 99% акций "ВИМ-Авиа", ее мужу Рашиду принадлежит 1%.

Loading...Loading...