Реконкиста в Испании (кратко). Реконкиста в испании Последствия реконкисты

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста

Арабское завоевание Испании и его последствия

В начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили бо?льшую часть их земель и установили там свою власть. Христианское население было обложено высокими податями, от которых освобождались лишь те, кто принимал ислам. Сначала мусульманская Испания была частью Арабского халифата, но вскоре она превратилась в самостоятельное государство – Кордовский халифат. Его мусульманское население получило название мавров.

Деталь мозаики из мечети в Кордове

Столицей арабской Испании была Кордова – один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь жило до полумиллиона жителей, возвышалось множество дворцов и мечетей. Всего же на территории Пиренейского полуострова имелось около четырехсот городов. На весь мир славились изготовленные в них стеклянная посуда, изделия из драгоценных металлов, стали, кожи, шелковые и шерстяные ткани. Кордовский халифат вел оживленную торговлю не только со странами мусульманского мира, но и с Францией, Италией, Византией. Арабы научили жителей Пиренейского полуострова выращивать рис, хлопок, сахарный тростник, апельсины и лимоны. Поля стали давать большие урожаи, так как мавры применяли усовершенствованные бороны и плуги, а также использовали искусственное орошение. На всю Европу были знамениты учебные заведения в Кордове, Севилье, Гранаде. При них существовали библиотеки, где хранились древние рукописи. Именно мавры познакомили европейцев с трудами арабского врача Авиценны, а также с работами античных ученых, имен которых жители средневековой Европы уже не помнили.

Двор Альгамбры – дворца мусульманских правителей в городе Гранаде

В Испании жили самые искусные архитекторы мусульманского мира. Здания, построенные ими, поражают красотой и роскошью. Их отличали обилие арок и куполов, замысловатая настенная резьба и изысканный орнамент. Для облицовки зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку. Мавританская Испания была одной из самых процветающих стран Европы.

Начало Реконкисты

Арабы не сумели захватить горные районы на севере Пиренейского полуострова, которые стали базой Реконкисты. Так же как и крестовые походы, Реконкиста стала священной войной христиан против мусульман. На Пиренеях были образованы духовно-рыцарские ордена, воины которых участвовали в сражениях с мусульманами. Самым известным из них стал орден Сант-Яго (святого Якова).

Борьбу за освобождение Пиренейского полуострова поддержал римский папа. Помощь христианам Испании оказали рыцари из Франции, Англии, Германии, Италии. Но Реконкисту вели не только феодалы. Значительную часть христианского войска составляли крестьяне, получавшие свободу и участки земли на отвоеванных территориях.

Король Кастилии и его свита. Средневековый рисунок

Началом Реконкисты принято считать 718 год, когда христиане одержали первую победу над арабами в долине Ковадонга. К началу XI века на отвоеванной у мавров территории возникли христианские государства – королевства Наварра, Арагон и Леон. На землях Испанской марки, отбитой у арабов Карлом Великим, располагалось графство Барселона, или Каталония. В середине XI века Кордовский халифат распался на два десятка мелких государств. Воспользовавшись этим, Леон во второй половине X– начале XI века сумел захватить новые земли к югу. В присоединенной области возвышалось множество крепостей, поэтому усилившееся христианское королевство стало называться Кастилией – «страной замков». В конце XI века кастильцы овладели городом Толедо, который стал новой столицей их государства.

Пиренейские государства в IX–XI веках

Какие христианские государства существовали на Пиренейском полуострове к началу XI века? Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове к концу XI века?

Об успехах Кастилии в борьбе с маврами рассказывает средневековая поэма «Песнь о Сиде». В ней говорится о жизни и подвигах рыцаря Родриго Диаса, по прозвищу Сид – «повелитель». Автор поэмы, не скрывая своего восхищения главным героем, красочно описывает сражения с арабами:

Видели б вы, как там копьями колют,

Как щиты на куски разбивают с ходу,

Как с маху рубят прочные брони,

Как значки на копьях алеют от крови.

В первой половине XII века наступил новый этап Реконкисты. Из Кастилии выделилась юго-западная область, ставшая впоследствии самостоятельным государством – королевством Португалия. Его столицей был отвоеванный у арабов Лиссабон. Расширилось и Арагонское королевство, главный город которого – Сарагоса был также отвоеван у мавров. Во второй половине XII века арагонские короли стали хозяевами Каталонии.

В начале XIII века правителям христианских государств Пиренейского полуострова удалось объединить свои силы. 16 июля 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толосе армии четырех королевств наголову разбили войска мавров и их союзников из Северной Африки. Вскоре после этого кастильцы овладели арабскими городами Кордовой и Севильей. Арагонские короли установили свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, в Сардинии, Сицилии и Южной Италии.

Завершение Реконкисты

К концу XIII века у арабов осталась лишь область на юге Пиренейского полуострова – Гранадский эмират, которому противостояли четыре христианских государства: Наварра, Португалия, Кастилия и Арагон. Наварра представляла собой небольшую горную страну на северо-востоке Пиренеев. Ее хозяйственное развитие шло медленно, и она не сыграла большой роли в освобождении Испании от мавров в XIII–XV веках.

Сражение между войсками христиан и мавров. Средневековый рисунок

На северо-западе полуострова узкой полосой вдоль побережья Атлантического океана располагалась Португалия. Выгодное географическое положение страны отражалось на занятиях ее жителей. Португалия вела оживленную торговлю с Северной Европой и странами Средиземноморья.

Пиренейские государства в XII–XV веках

Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове в XII веке, в XIV–XV веках? Найдите места главнейших сражений мавров и христиан.

Большой вклад в борьбу за освобождение Испании внесли Кастилия и Арагон. В этих странах постепенно сложились сословно-представительные монархии.

Впервые король созвал на совет феодалов и духовенство в Кастилии в 1188 году. Затем на собрания стали приглашать представителей городов и крестьянских общин. Так возникли кортесы (от слова «корт» – королевский двор). Кастильские кортесы имели три палаты. Они утверждали новые налоги, участвовали в издании законов. В XII–XIII веках сословно-представительные монархии складывались во всех королевствах Пиренейского полуострова.

Король Фернандо и королева Изабелла. Средневековые скульптуры

В 1479 году, спустя десять лет после свадьбы арагонского принца Фернандо и кастильской принцессы Изабеллы, произошло объединение двух самых сильных государств на Пиренеях. Образование единого государства – Испанского королевства позволило закончить Реконкисту. В 1492 году после долгих боев арагонские и кастильские войска овладели Гранадским эмиратом. Завершение Реконкисты усилило власть испанских королей, которая стала еще крепче в начале XVI века, когда к Испанскому королевству была присоединена Наварра. Таким образом, весь Пиренейский полуостров оказался под властью испанских и португальских правителей.

Костры инквизиции

К концу Реконкисты вражда и религиозная нетерпимость христиан и мусульман усилились. «Католические короли» (так называли Фернандо Арагонского и Изабеллу Кастильскую) запрещали христианам вступать в брак с мусульманами, а маврам – занимать государственные посты. Множество живших на Пиренейском полуострове мавров и евреев были поставлены перед нелегким выбором: либо покинуть Испанию, либо отказаться от своей религии и принять христианство.

Но крещение не всегда помогало. Католическое духовенство с подозрением относилась к «морискам» и «моранам» – перешедшим в христианство маврам и евреям. Их подозревали в тайном соблюдении прежних обрядов. Для поддержания «чистоты веры» решением римского папы и испанских королей в конце XV века была создана испанская инквизиция. Ее возглавил Томас Торквемада, прославившийся на всю Европу своей жестокостью.

Вспомните, что такое инквизиция и для чего она была создана.

Заподозренных в отступлении от христианства ждало суровое наказание. Инквизиторы бросали их в тюрьмы, пытали и, получив нужные «доказательства» вины, приговаривали к аутодафе. Казнь еретиков проходила в присутствии короля, духовенства и толп народа. Первое испанское аутодафе состоялось в феврале 1481 года в городе Севилья. Вскоре сожжения еретиков стали происходить постоянно, и для казней была выстроена особая площадка – «жаровня».

Подведем итоги

Как и крестовые походы, Реконкиста была столкновением христианского и исламского миров. В ходе отвоевания земель происходило освоение новой территории и ее объединение под властью королей. В результате борьбы с маврами на территории Пиренейского полуострова образовалось два сильных государства – Испания и Португалия.

Реконкиста (от слова «отвоевание») – освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV век.

Аутодафе («дело веры») – публичное сожжение еретиков на костре по приговору инквизиции.

Кортесы - собрания представителей сословий в государствах Пиренейского полуострова.

718 Битва христиан с маврами в долине Ковадонга. Начало Реконкисты.

1212 Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Разгром мавров.

1479 Объединение Кастилии и Арагона. Образование Испанского королевства.

1492 Захват Гранадского эмирата. Окончание Реконкисты.

1. Когда произошло завоевание Пиренейского полуострова арабами и какое значение оно имело?

2. Что такое Реконкиста? Сколько периодов можно выделить в Реконкисте? Что общего у нее с крестовыми походами и чем они отличаются?

3. Какие государства образовались на Пиренейском полуострове к концу XIII века? Что общего было в управлении этими государствами?

4. Какое сходство имели кортесы с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии и чем они отличались?

5. Когда и почему произошло объединение Кастилии и Арагона? Какую роль сыграло это объединение в освобождении Пиренейского полуострова?

6. Каким образом «католические короли» следили за «чистотой веры» в Испании?

1. Средневековая хроника так описывает один из эпизодов Реконкисты: «В этом году собрал король Альфонс огромное войско, большее нежели когда-либо, и пошел на Толедо… и принуждены были мавры сдать город королю Альфонсу… И обратились мавры к королю с просьбой, чтобы оставил их в городе и чтобы сохранили они свои дома и имущество и все то, чем они владеют, и король дон Альфонс разрешил им жить… и повелел он, чтобы платили мавры те же подушные подати, что взимались с них мавританскими королями, и кроме того, объявил он, что главная мечеть должна извечно принадлежать маврам… И после того было это соглашение утверждено и скреплено подписями, и христиане утвердились в городе; совершил король поход на города и селения, что лежат в окрестностях Толедо и нашими стали все земли, которые завоевал он… И трон короля был перенесен в королевский дворец Толедо». О каком эпизоде Реконкисты идет речь и каково было его значение? Какое соглашение с маврами и почему вынужден был заключить король?

2. Заполните таблицу «Периоды Реконкисты»:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Есть войны, которые стали легендами. Не только из-за большого количества героических сражений, хитрых ходов государей или использования новых видов оружия, но и из-за роли, которую сыграл исход войны. Легендой стала и Реконкиста. Это целая цепь сражений, которая оказала значительное влияние на современную историю. Её можно назвать освободительной войной, определившей судьбу христиан Кровопролитные бои унесли много жизней. Завершение Реконкисты настало только спустя восемь веков после её начала. Это были сложные столетия для всех завоеванных народов. Но освобождение от гнета было героическим. И, конечно, не может не интересовать, взятие какого города завершило Реконкисту.

Причины войны

В 711 году на тех землях, где в настоящее время располагается прекрасная Испания, жили племена вестготов. Они не были дикарями и язычниками. Благодаря Риму вестготы приняли христианство. Однако оно отличалось от веры римлян. Вестготы на передний план выдвигали человеческую сущность Иисуса. Времена те невозможно назвать спокойными. Арабы уже завоевали всю северо-западную Африку и, считая, что им сопутствует военная удача, не желали останавливаться. Впереди были земли вестготов.

Есть несколько историй о том, как арабы смогли подчинить себе племена. Первая — это история о любви и мести. Если верить ей, то в то время жила красавица Ла Кава, которая своим ликом затмевала солнце. Конечно, не смог не влюбиться в неё и король Родриго. Но гордая красавица отказывалась связывать с ним свою судьбу. Тогда Родриго взял девушку силой. Семья Ла Кавы не смогла оставить без наказания такое преступление. Ночью отец несчастной красавицы пустил арабов в город, чтобы те наказали Родриго.

По другой версии Родриго не должен был стать королем. Прежний правитель называл наследником своего сына, но тот не пользовался поддержкой знатных семей. Гораздо сильнее им нравился Родриго. И тогда они помогли ему стать во Но сторонники наследного короля не готовы были смириться. Один из них заключил союз с арабами, чтобы те вошли в город, убили Родриго и его сторонников. В награду им обещали казну столицы. Но арабы, убив короля, не остановились. Им мало было казны. Они хотели получить все государство.

За год арабы смогли подчинить себе всю территорию, которая спустя века будет названа Испанией. Христианское государство было завоевано мусульманами. Вестготов никто не принуждал принимать ислам. Арабские халифы терпимо относились к чужой религии. Однако налоги и непрекращающиеся военные действия все равно делали период Реконкисты сложным временем для завоеванных народов.

Непокорная Астурия

Вестготы не были готовы дать достойный отпор арабам. У них не было большой, крепкой армии и достаточного количества оружия. Потому многие города сдавались захватчикам без боя. Не зная сложностей, арабы двигались на север. Но на их пути была Астурия - город, который не хотел сдаваться. Большая часть испанской аристократии осталась жить там, где и жила. Арабы помиловали их. Но остатки разгромленных войск и люди, не желавшие жить в подчинении, бежали в Астурию. Именно этот город приблизил конец Реконкисты.

Для того чтобы одержать победу, аристократам из Астурии пришлось объединиться с бедными, необразованными жителями Васконы. Эти два города были непохожими друг на друга мирами. Но их объединила общая цель. Во главе Астурии встал дон Пелайо. Арабы не могли понять, как небольшая группа сопротивляющихся людей может наносить им одно поражение за другим. Благодаря дону Пелайо, ставшему национальным героем Испании, жители Астурии и Васконы поняли, что арабов победить можно. Много неприятностей причиняли завоевателям христиане, развязавшие партизанскую борьбу в тылу, а также набеги с севера, совершаемые викингами.

Начало Реконкисты

Независимость Астурии выводила из себя завоевателей. Потому в 722 году туда направился карательный отряд, который был призван разгромить сопротивление и подчинить город. Во главе встал Алькама. Вместе с епископом Оппа он пытался уговорить христиан сдаться. Ведь в противном случае они бы все погибли. Но Алькаме не удалось сломить их дух. Казалось, что у Астурии нет шанса. Но войско христиан подкараулило Алькаму и его солдат в ущелье и разбило их. Сам же Алькама был в тот день убит.

Захватчики все же продолжали попытки подчинить себе непокорный город. В том же году в наказание за смерть Амалькамы на Астурию двинулся еще один отряд, во главе которого встал Мунуса. Но и этот отряд потерпел поражение. Мунуса был убит. И его неудача ознаменовала начало Реконкисты.

Боевые действия во Франции

Арабы принимают решение продолжить свои завоевательные походы и двинуться глубже в Европу. На пути была Франция. О том, как героически сражалась эта страна, есть много легенд. Пожалуй, самым известным литературным произведением, дошедшим до нас, стал эпос о Ронсевале.

В то время франками правил Карл Великий. За помощью к нему обратился губернатор Сарагосы. За содействие в военных действиях он пообещал королю воинскую славу и большое богатство. Карл принял соблазнительное предложение. Было сказано, что войску короля не придется сражаться. Им откроют двери города, чтобы пропустить. Но ворота не были открыты. Не открывались они и спустя некоторое время. Карл понял, что он и его армия попали в ловушку. Он взял в плен губернатора, а его сыновей отправил обратно во Францию вместе со своим племянником. Карлу казалось, что он не сможет живым вернуться домой. Но он ошибался.

Какого было удивление Карла, когда, вернувшись домой, он узнал, что его племянник Роланд вместе с пленниками еще не прибыл. Карл отправился на поиски. Нашел он их в Ронсельванском ущелье. Его глазам открылось ужасное зрелище: армия была практически растерзана, не осталось ни одного живого человека. Каждый солдат был ограблен, на них не осталось даже одежды. Среди груды мертвых тел Карл нашел своего племянника, но маленьких пленников там не было. До сих пор остается загадкой, кто убил Роланда и его воинов. Считается, что это были христиане. Но в таком случае можно считать, что христиане пошли войной на христиан.

Междоусобные войны во время Реконкисты

Медленно христиане набирали сил. Солдаты отвоевывали все новые земли, основывали новые города и даже государства. Многие из них достигли расцвета. Такими были Арагон, Кастилия, Наварра, Каталония и Леон. Порой правители этих государств враждовали между собой, но иногда они могли заключать союзы благодаря династическим бракам. Например, король Фернандо I смог объединить Леон и Кастилию, два процветающих государства. Казалось, что позже к ним можно присоединить и другие, начать собирать земли. Но неожиданно Фернандо решает, что после его смерти королевства должны быть разделены между сыновьями, а дочерям должны достаться прекрасные города, славящиеся своим богатством. Так и сделали.

Жажда власти лишила молодых людей рассудка. Братья и сестры завязали междоусобную войну. И каждый из них желал, убив своих самых родных людей, встать во главе большого количества земель. Победу одержал средний сын Альфонсо. После войны с братьями и сестрами он пошел на мусульман и отбил у них город Толедо, расширив границы христианского мира. Наследник Альфонсо, Альфонсо VII, будет называться королем Испании. Хоть далеко не вся Испания была освобождена, христиане уже чувствовали, что приближается завершение Реконкисты. Междоусобные войны не были редкостью для того времени. Многие братья и сестры затевали борьбу между собой. Подобные ссоры были только на руку мусульманам. Их враги уничтожали себя сами.

Благословение Папы

В XI веке жизнь христиан под гнетом арабов значительно усложнилась. К власти пришли Альморавиды. Это были жестокие люди, которые не принимали чужую религию. Они с особым садизмом казнили людей и наводили порядок на своих землях. Наступило время воинствующего ислама.

Не мог оставить без внимания гибель большого количества христиан Папа. В 1212 году он объявляет о том, что начинается крестовый поход. Те христиане, которые примут в нем участие и освободят родные земли от мусульман, попадут в рай, им будут отпущены все грехи. Призыв имел свой результат. 16 июля состоялось сражение, в котором огромное христианское войско разбило войско Альморавидов. С тех пор мусульманская армия больше никогда не была настолько сильна. Медленно началось освобождение испанских земель от захватчиков.

Разгар Реконкисты

XIII и XIV века — это настоящий расцвет войны. Наконец те народы, которые проживали на захваченных и уже освобожденных территориях, осознали себя единым целым. Они считали себя испанцами, которые должны освободиться от гнета мусульман, объединиться в единое государство и начать строить новую жизнь под властью испанского короля. Большую роль в освобождении земель играли рыцари-крестоносцы. С переменным успехом продвигалась Реконкиста. Кратко об этом рассказать не удастся, можно лишь отметить, что закончить бои с минимальными потерями не удавалось. Некоторые города несколько раз переходили из рук христиан в мусульманские и обратно.

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский

В 1469 году состоялась свадьба Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Никто не мог и предположить тогда, что именно эта пара сможет изменить не только жизнь всей Испании, но и всего мира. Приближался год завершения Реконкисты. Благодаря хитрости и военному таланту Фердинанд смог объединить большое количество земель. Но он и его жена обладали исключительным честолюбием и большим количеством амбиций. Потому и такое королевство было для них маленьким. Изабелла и Фердинанд были истинными католиками. Для них их вера была единственной правильной и допустимой на территории Испании.

Конец политики «трех религий»

До прихода к власти этой семейной пары в Испании старались ужиться три религии: христианство, мусульманство и иудейская вера. Однако Папе не нравилось, что на освобожденных территориях жили люди, которые отказывались принимать христианство. Правители Испании не требовали от них принять католичество, потому как боялись, что иноверцы начнут восстания.

Все изменилось, когда к власти пришли Фердинанд и Изабелла. Они, будучи католиками и заручившись поддержкой Рима, стали насаждать христианство. Это поспособствовало дальнейшему освобождению земель от мусульман-захватчиков. В 1487 году началась осада Малаги, одного из главных городов мусульман в Испании. Фердинанд и его жена смогли одержать успех. Впереди была только Гренада. Приближался год, когда завершилась Реконкиста.

Взятие Гренады

Для всех людей, изучающих эту цепь боевых столкновений, самым важным является вопрос о том, взятие какого города завершило Реконкисту. Это была Гренада. Фердинанд и Изабелла тщательно готовились к решающему сражению. Для того чтобы оно прошло успешно, нужно было много денег. Потому они приняли решение поднять налоги, а Папа разрешил им использовать для своих целей те деньги, которые получала от верующих церковь. Благодаря этому смогла призвать в свою армию и наемных рыцарей, воевавших с мусульманами за деньги.

Король и королева сделали все для того, чтобы укрепить свой авторитет в народе. Они общались с воинами и старались во всем принимать самое деятельное участие. королей при содействии партизан, развязавших борьбу в тылу, смогла одержать победу. Теперь каждый знал, взятие какого города завершило Реконкисту. Город пал в 1491 году. Его можно назвать годом рождения Испании. Каждый современный испанец без труда ответит, в каком году завершилась Реконкиста. Тогда земли наконец смогли освободиться от многовекового подчинения мусульманам.

После окончания войны

Когда закончилась Реконкиста в Испании, во главе государства встали любимые народом Фердинанд и Изабелла. Они были мудрыми правителями, без которых расцвета не достигла бы не только Испания, но и Америка. Ведь именно эти государи помогли Колумбу совершить его великое географическое открытие. Фердинанд и Изабелла превратили Испанию в сильное католическое государство. Представители других религий не смогли найти себе место на этих землях. Король и королева прогнали из своей страны мавров-мусульман и евреев.

Эта королевская семья осталась самой известной на протяжении многих веков. И сейчас они почитаемы в Испании. Они много сделали для своего государства, католичества, а также оказали значительное влияние на другие страны. В Гренаде все говорит о том, взятие какого города завершило Реконкисту. Испанцы гордятся своей историей и той героической страницей, когда родные земли были освобождены от захватчиков. Важно помнить, в каком году завершилась Реконкиста. Этот год стал одним из решающих в истории всего мира.


Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII - XV веках территорий, захваченных арабами (точнее - маврами). Мавры - в Средние века в Западной Европе название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

Реконкиста началась в 718 году битвой в долине Кавадонга в Астурии. Решающее значение имело сражение в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. К середине XIII века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году).

Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной землей. Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова.

В XI веке мусульманская Испания раскололась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Христианские королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон и Графство Барселонское. Альфонсо VI отвоевывает у мавров Толедо, а Сид - Валенсию.

Кастильцы подчиинили своей власти большую часть Андалусии

После длительной борьбы за освобождение Испании от мавританско-арабского владычества (Реконкиста), на территории Испании оставалось последнее мавританское государство - Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 году.

К 1250 году христиане оттеснили мавров. Мавританская Испания стала лишь ограничиваться одним эмиратом - Гранадой.

Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Реконкиста мусульманской Испании была окончательно завершена со сдачей Гранады католическим монархам в 1492 году.

Пелайо - первый король (умер около 737 года), избранный знатью и духовенством, которые укрылись в горах Астурии от нашествия арабов. В 718 году одержал победу в знаменитой битве при Ковадонге, что явилось началом отвоевания полуострова.

Король Маурегато (VIII век) - незаконный сын испанского короля Альфонса I.

Бернардо дель Карпио - легендарный эпический герой, изображаемый как победитель Роланда в битве при Ронсевале.

Сид Кампеадор (Cid Campeador) Сид, Родриго Диас, прозванный Воителем (1043 - 1099) - полулегендарный освободитель Испании от мавров; воплощение рыцарской доблести.

Настоящее имя Родриго Диас де Бивар (Díaz de Bivar) (между 1026 и 1043-1099 гг.) - испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моём Сиде" (XII век), в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Родриго Руис де Бивар (1030 - 1099) - народный испанский герой. Подвиги, совершенные им в борьбе с маврами, воспеты в поэму "Песнь о моем Сиде" и в многочисленных романах.

Сид (от арабского "господин") - прозвище Родриго Диаса де Бивара (1030 - 1099), храброго испанского воителя, проявлявшего чудеса героизма в борьбе с маврами, героя бесчисленных хроник и легенд.

В 1072 году в селении Санта-Гадеа в провинции Бургос Сид потребовал у короля Альфонса VI клятвы о том, что он не участвовал в убийстве предыдущего короля. Альфонс дал ему эту клятву, и Сид согласился ему служить.

Гусман Добрый - Альфонс Перес де Гусман, прозванный Добрым или Храбрым (1258 - 1309) - знаменитый испанский воитель, прославившийся в боях с маврами и отказавшийся сдать им крепость Тарифу, несмотря на то, что они за это убили его семилетнего сына. Кастильский капитан, защитник осажденной арабами в 1293 году крепости Тарифа. Перешедший на сторону врага инфант дон Хуан пленил сына Гусмана и потребовал, угрожая убить ребенка, сдачи крепости. Ответом вероломному инфанту был кинжал, брошенный ему под ноги несчастным отцом.

Гонсаль Эрнандес-и-Агилар Гонсало де Кордова (1443 - 1515) - испанский полководец, овладевший в 1492 году Гранадой, последней опорой мавров на Иберийском полуострове.

Альфонс I (Alfonso) Воитель (? - 1134) - король Арагона и Наварры. С 1104 года отвоевал у арабов Сарагосу (1118), разгромил войска Альморавидов у крепости Кутанда (1120), потерпел от них поражение у крепости Фрага (1134).

Альфонс III Великий (838 - 910 или 912) - король Астурии с 866 года. Отвоевал у арабов ряд районов к северу от реки Тахо. Аристократия, возглавленная сыновьями Альфонса I, вынудила его отречься от престола (910 г.).

Альфонс VI Храбрый (1030 - 1109) - король Леона с 1065 года и Кастилии с 1072 года. Отвоевал у арабов Толедо, Валенсия, Альмерию. Потерпев поражение а 1086 году при Салаке, в 1108 году при Уклесе, утратил ряд отвоеванных ранее земель.

Альфонс VII (1104 - 1157) - король Кастилии и Леона с 1126 года. сюзереном Арагона, Наварры, Португалии и ряда французских территорий (Фуа, Коменж, Монпелье). Успешно участвовал в Реконкисте.

Альфонс X Мудрый (1221 - 1284) - король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис и др. Централизаторская политика Альфонс X натолкнулась на сопротивление знати. В 1282 году фактически был лишен власти. Править стал его сын Санчо.

Альфонс XI Мудрый (1311 - 1350) - король Кастилии и Леона с 1312 года. Самостоятельно правил с 1325 года. Вел централизаторскую политику. В 1348 году издал устав, фиксировавший личную свободу крестьян. Успешно воевал с арабами. Умер при осаде г. Гибралтар.

Король Фернандо III "Святой" (1199 - 1242) осуществил ряд успешных походов против мавров и овладел почти всеми мусульманскими территориями на юге Принейского полуострова. Севилья была им завоевана в 1248 году.

Победа франков над арабами при Пуатье

Завоевание кастильцами Толедо

Образование Португальского государства

Битва при Лас Навас де Толоса

Завоевание кастильцами Кордовы

Завоевание Арагоном Неаполитанского королевства

1462 - 1472 гг.

Крестьянская война в Каталонии

Объединение Арагона и Кастилии в Испанское королевство

Учреждение инквизиции в Испании

1482 - 1484 гг.

Крестьянское восстание в Каталонии

Завоевание Испанией Гранады

Христианская Реконкиста (в переводе - «отвоевание», «возвращение») - это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 718 г. было остановлено продвижение экспедиционного корпуса мавров при Ковадонга.

Mусульмане заняли территорию на тысячу миль к северу от Гибралтара, захватив полностью Испанию и южную часть Франции до берегов Луары. В октябре 732 года армия мавров во главе с Абд-аль-Рахманом (Abd al-Rahman), конечно, стояла не у ворот Парижа, но всего в двух сотнях миль от него, подойдя с юга к одной из крупнейших святынь франкского государства - монастырю св. Мартина в Туре. Однако на пути из Тура в Пуатье они встретились с войском франков, которые, в отличие от всех других армий христианских государств, как свидетельствует в своей "Хронике" Исидор Севильский, "стояли как стена. . . словно непробиваемая глыба льда". Через неделю Рахмана уже не было в живых, мавры откатывались на юг, а предводитель франков Карл с того дня стал именоваться "Карл Мартелл" - "молот".

Так город Пуатье стал верхней точкой арабской волны, прокатившейся по Европе. Со стороны мавров, конечно, бой с Мартеллом был совершенно безрассудным предприятием, но, если бы они победили, им было бы очень трудно удержаться от искушения пойти дальше - на Париж, к Рейну и еще дальше, и, как пишет Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (The Decline And Fall Of The Roman Empire), "возможно, теперь в колледжах Оксфорда занимались бы толкованием Корана, а с его кафедр поголовно обрезанному населению доказывали бы святость и истинность откровений Магомета".

Христианской Европы не было бы и в помине. Англы и кельты, заселившие в конце концов Америку, были бы мусульманами. Пуатье, пишет Гиббон, стало "событием, изменившим судьбу всего мира".

В середине VIII в. астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста – чем-то вроде нового крестового похода в защиту христианства и христиан.

В конце VIII – середине IX вв. во время правления Карла Великого франки остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), существовавшую до распада в IX – XI вв. на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон).

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII – XIII вв.) получили большие права.

В середине XI в. под правлением Фердинада I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 г. христиане захватили Толедо.

Альморавиды (1090-1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида, отвоевавшего земли в Валенсии в 1095 г. и ставшего национальным героем Испании.

Следующие успехи Реконкисты относятся уже к концу XII – началу XIII вв. Самую внушительную победу над Альмохадами одержали в 1212 г. объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет - в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат, вынужденный платить дань К XIV в. временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Кастилия попыталась присоединить Португалию, однако двухлетняя война закончилась поражением кастильской армии при Алжубаротте в 1385 г. Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Начало Реконкисты

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде , написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины p. Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )

В начале VIII в. арабы завоевали уже Византия и Северную Африку. Затем они обратили свой взор на территорию Испании. Впоследствии там было образовано новое государство - Мусульманская Испания. Оно просуществовало довольно продолжительное время. Многие коренные жители вели борьбу с засильем арабов, которых они называли «маврами». Так возникло новое движение за освобождение Испании от арабского влияния, которое в истории получило название - Реконкиста. Это значит по-испански - отвоевание. Весь Пиренейский полуостров оказался под влиянием этого движения. Это во многом определило развитие этой территории. Движение Реконкисты продлилось до конца XV в. Оно позволило не только противостоять арабам, но вести экономические и политические контакты между разными территориями полуострова.

Участники Реконкисты


Движение Реконкисты позволило жителям Пиренейского полуострова сформировать особую культурную, экономическую и политическую общность. Победа и дальнейшее освобождение земель от арабов произошло по разным причинам. Но все народы объединяла общая заинтересованность в Реконкисте:

  1. Землевладельцы в ходе этого процесса получили новые земли. Также некоторые из них стали занимать важные должности в освобожденных территориях;
  2. Церковь тоже не осталась обделенной. Ей тоже дали новые земельные угодья. Также она получила право создавать в новых землях христианские приходы, епископаты и монастыри. А также вела активную борьбу против мусульманства;
  3. Королевская власть тоже во многом выиграла. Ее казна пополнилась новыми средствами. Да и авторитет тоже заметно вырос;
  4. Крестьяне лелеяли надежду на новых землях избавиться от феодального гнета сеньоров и налогов.

Самая важная причина для каждого участника Реконкисты крылась в получении большой выгоды. Эту корыстную цель преследовали абсолютно все. Движение длилось практически восемь веков.

Историки разделили Реконкисту на несколько этапов. Каждый этап обладал своими особенностями. Например, в середине VIII в. для Аустрии было нормально переселять в основном люде с юга на север. А внутренние территории королевства осваивали беженцы из разоренных местностей. Таким образом, до IX в. Реконкисту осуществляли отдельные личности, особо смелые. А вот с IX в. Реконкисту стала контролировать уже власть короля.

Этапы Реконкисты


На рубеже VIII-IX вв. кроме Аустрии очагом Реконкисты стало и франкское государство. Франки взяли под контроль территорию Каталонии и создали там Испанское владение с центром с городом Барселона. Территория между Аустрией и Каталонией постоянно то была во владениях арабов, то европейцев. И вот только в X в. там возникли новые королевства - Наварра и Арагон. Это стало началом дальнейшего движения Реконкисты. Так у арабов уже отвоевали весь север Пиренейского полуострова.

Когда империя Каролингов пала, то территория с центром в Барселоне стала самостоятельным государством. После череды войн арабов и европейцев на Пиренейском сложилась целая когорта новых государств, таких как Кастилия, Наварра, Арагон и графство Барселонское. Также там оставалось и несколько десятков арабских княжеств. Новая волна Реконкисты началась в XI в. испанцы одержали победу при Толедо в 1085 г. Позже при участии представителей 2 крестового похода ужалось завоевать Лиссабон.

А самая важная битва состоялась в 1212 г. Участие приняли совместные войска Арагона, Кастилии, Наварры и Португалии. Они нанесли сокрушительное поражение арабам. Это событие окончательно изгнало мавров с территории Испании. Постепенно в течение XIII в. испанцы брали все новые и новые территории: Севиль,Корова, валенсия и др. В 1226 г. испанцы оказались у берегов Атлантики. Последним владением мавров был Гранадский эмират. Его удалось отвоевать только в 1492 г.

Так закончилась длительная и ожесточенная борьба двух народов, двух культур и можно сказать двух совершенно разных миров. Это движение получило в истории название движение Реконкисты.

Реконкиста видео

В 8 веке произошел захват арабами, исповедовавшими ислам, значительных территорий на Пиренейском полуострове. Это вызвало ответные действия христиан, проживающих на указанных землях. Процесс возврата пиренейцами своих земель получил название «реконкиста».

Предыстория

После распада Западной Римской империи на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова с 418 года формировалось Вестготское королевство (по названию одного из древнегерманских племен). Именно оно первым столкнулось на этих землях с арабо-берберскими (мавры) войсками. В 709 году мусульмане захватили город Сеута (юг Гибралтарского пролива), откуда в 711 году они направились на полуостров.

Существенного сопротивления захватчики не встретили: вестготский король Родерих был занят военными действиями в северной части страны, а простое население надеялось на улучшение жизненных условий. Спешно вступив в сражение с мусульманами возле реки Гуадалете, вестготы потерпели сокрушительное поражение, приведшее к падению всего королевства.

Отпор мусульманам смогли дать только на севере бывшего королевства. Там в 718 году вестготским аристократом Пелайо было основано королевство Астурия, начавшее военные выступления против захватчиков.

Рис. 1. Пиренейский полуостров в 8 веке.

Факты

Основные происшествия, повлиявшие на ход реконкисты, собраны в таблице:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Дата

События

718 (по новым данным 722, большинство историков считают первый вариант предпочтительным)

Сражение между астурийскими войсками и мусульманами у Кавадонги. Подробности не известны. Христиане разгромили захватчиков

Мусульмане захватили Нарбонну (город во Франции)

Осада Тулузы (юг Франции). Герцогу Аквитании удалось освободить город

Мусульмане захватили Каркассон, Ним (Франция)

Наступление мусульман на Аквитанию остановлено

Новые нападения мавров. Захват Бордо. Продвижение в Аквитании

Сражение франков с маврами между городами Пуатье и Тур. Подробности не известны. Франки одержали победу, остановив продвижение мусульман по западноевропейским землям

Штурм Нарбонны, где укрылись мавры. Город остался у мусульман

Отвоевание Нарбонны. Мусульмане вытеснены из Аквитании

События продвигаются довольно пассивно, знаменуясь переменным успехом противников в небольших столкновениях

Сражение при Альбельде (северо-восток Испании). Победили мусульмане

К военным действиям против мавров присоединяется графство Барселона

Христиане отвоевывают Коимбру (будущий португальский город). Река Дуэро становиться границей между владениями противников

К военным действиям против мавров присоединяется Королевство Наварра

Сражение около Симанкаса. Победа досталась христианам

Мавры захватили Барселону

Кастильские войска захватывают Коимбру (Португалия)

Христиане отвоевали Толедо

Сражение при Заллаке. Кастильские войска разгромлены

Войска под командованием кастильского дворянина Сида Кампеадора (испанский национальный герой) отвоевывают Валенсию

Сражение при Уклесе. Серьезное поражение кастильцев

Значительный перевес на стороне мусульман. Они отвоевывают почти все занятые ранее земли

Арагонский король захватил Сарагосу

Португальцы отвоевывают Лиссабон

Сражение возле крепости Аларкос. Мусульмане разгромили кастильскую армию

Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Объединенные христианские войска сокрушили мусульманскую армию

Кастильская армия отвоевывает города на юге полуострова

Сражение у Гуадалете (второе). Кастильские войска победили

Балеарские острова отвоеваны Королевством Арагон

Арагонские войска захватывают Валенсию

Португальцы отвоевывают Алгарве

Кастильская армия занимает мыс Гибралтар

Сражение при Рио-Саладо. Христианские войска побеждают мусульман

Активные действия не ведутся. На юге полуострова сохраняется Гранадский эмират

Династический брак правителей Кастилии (Изабелла Ι) и Арагона (Фернанда ΙΙ). Объединение двух королевств в одно Испанское

Захват испанцами Гранады. Прекращение существования Гранадского эмирата и мусульманской власти на полуострове

Реконкиста продолжалась около 770 лет. Главными причинами того, что противостояние столь затянулось, считаются регулярные феодальные столкновения. Королевства и графства, участвовавшие в отвоевывании, боролись между собой за территории. Кроме того с 1370-х годов королевства были вовлечены в Столетнюю войну. Но и среди мусульман не было полного согласия, что привело в 1031 году к распаду Кордовского халифата на отдельные эмираты. Самый крупный из них - Гранадский.

Рис. 2. Изабелла Ι Кастильская.

Итоги

Годом окончания отвоевывания считается 1492, когда на испанской территории не осталось ни одного мавританского правителя.

Завершение реконкисты на Пиренейском полуострове привело к таким результатам:

  • Образование централизованных государств: в период отвоевывания сформировались королевства Португалия (вначале была частью Кастилии), Кастилия (изначально пограничная область Астурии), Арагон, Наварра;
  • Объединение кастильских и арагонских земель в Испанское королевство с помощью династического брака;
  • Изгнание с полуострова мусульман и евреев, христианизация пожелавших остаться;
  • Появление множества военных-авантюристов, которых необходимо было чем-то занять. Для этих целей идеально подошла конкиста – завоевание Америки с 1492;
  • Смешение арабской культуры с европейской.
  • Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 294.

Loading...Loading...