Летчик осипович сбил боинг. Подполковник авиации осипович рассказал, как сбил гражданский боинг

Из-за безалаберности пилотов KAL-007 отклонился от маршрута и вместо полёта в Корею пересёк сначала Камчатку, а потом и Сахалин. Страшно представить себе, куда бы прилетел в итоге этот самолёт, ну да ладно. Тем более что в 1978 году самолёт этой авиакомпании уже совершил подобный кульбит и вместо Анкориджа попал на Кольский полуостров, где был атакован, но совершил благополучную посадку на лёд озера. Нелишним будет напомнить, что Мурманская область и Камчатка - это район базирования стратегических подводных лодок СССР.

На этот раз самолёт был сбит. За рубежом сообщалось, что на борту KAL-007 находились 269 пассажиров и членов экипажа, все они считаются погибшими. Был грандиозный международный скандал. Советские водолазы почти сразу обнаружили остатки самолёта возле острова Монерон, он был практически разорван на куски. Ни одного тела пассажира так и не было найдено, были обнаружены только фрагменты тела пилота. Также было найдено множество вещей, некоторые из которых были впоследствии опознаны родственниками погибших пассажиров. Командир KAL-007 Чун Бюнг Ин ранее был личным пилотом президента Кореи, служил в ВВС.

Геннадий Николаевич Осипович неоднократно в интервью рассказывал, что он не сбивал «корейца», более того, из его слов следует, что в тот день в небе над Сахалином и рядом с ним было несколько самолётов-нарушителей, что говорит о масштабной провокации иностранных государств против СССР. Этой же версии придерживается, кстати, и авиаэксперт Мишель Брюн, изложивший доводы в своей знаменитой книге «Сахалинский инцидент: истинная миссия KAL-007».

В знаменитом интервью газете «Известия» Осипович сказал, что он получил приказ взлетать в 06.00 со своей авиабазы на Сахалине. Ему приказали направиться к востоку по направлению к Охотскому морю на высоте 8500 метров. Через 8 минут после взлёта Осипович получает сообщение от диспетчера: «Вражеский самолёт прямо по курсу».

Тем не менее вскоре после этого диспетчер изменил задание и послал Осиповича к цели, которая уже находилась позади него. Осипович сделал левый вираж, выполнил разворот на 180 градусов и направился, получается, за каким-то другим самолётом. Вскоре после разворота Осипович заметил небольшую чёрную точку в облаках.

«Нарушитель летел со скоростью приблизительно в 1000 км/ч. Я поймал его радаром и следовал за ним на расстоянии 13 км. Неожиданно диспетчер начал нервно спрашивать меня, какой у меня курс и высота у цели. Мы вошли в зону, где мой радар ничего не показывал, для меня это было полной неожиданностью. Я летал в этом районе много раз прежде, но это случилось здесь со мной впервые. Диспетчер позднее объяснил мне, что радарное эхо от обоих самолётов полностью исчезло с экрана», - рассказал Осипович.

После этого заявления Андрей Иллеш, журналист «Известий», воспроизвёл отрывок с американской плёнки, на которой были записаны переговоры советских пилотов. В отрывке был странный диалог:

805, это вы вызывали?

Кто вызывает 805-го?

Осипович прокомментировал их сенсационно: «Да, это меня вызывали. Хотя голос показался мне странным. Как будто кто-то вклинился в наш разговор. Иностранец, знавший русский язык, говорил на нашей частоте для того, чтобы создать неразбериху и отдать ложные приказы. Кто это был - так и осталось загадкой. Очевидно, что говоривший находился в воздухе где-то в том же районе, слушал эфир и имел соответствующую передающую аппаратуру.

В 06.22 Осипович получил приказ открыть предупредительный огонь и заставить нарушителя приземлиться. Он сказал, что сделал 243 предупредительных выстрела из пушки. Но, добавил он, «у меня не было никаких трассирующих снарядов, только бронебойные». Именно в этот момент самолёт-нарушитель начал замедлять скорость. В эфире творилась неописуемая сумятица, и я не мог разобрать ни слова. Я помню, что вслед за мной шёл МиГ-23, который не мог лететь достаточно быстро, потому что он всё ещё нёс подвесные топливные баки. Пилот не переставал кричать: «Я вижу воздушный бой! Воздушный бой!». Я не имел никакого понятия, о каком воздушном бое он говорит».

Итак, какой-то русский пилот видел ещё до атаки Осиповича воздушный бой. Но это был не огонь пушки Осиповича, ведь там не было трассеров, по официальной версии, выстрелы Осиповича не видели даже пилоты KAL-007. Таким образом, был ещё один советский военный самолёт кроме самолёта Осиповича и МиГа-23. Был и ещё один самолёт-нарушитель.

Вернёмся к рассказу Осиповича: «Я просигнализировал огнями, но вместо того, чтобы подчиниться, другой самолёт попытался стряхнуть меня с хвоста. Этот самолёт замедлил скорость до 350 км/ч. Мой самолёт не мог лететь со скоростью меньше 400 км/ч без срыва воздушного потока. Я резко спикировал и повернул вправо, в результате чего оказался в 5 км сзади и в 2 км ниже нарушителя. Когда я оказался рядом с другим самолётом, у меня появился хороший шанс его рассмотреть. Он выглядел больше по размерам, чем Ил-76, но силуэт напоминал мне Ту-16.

Первая ракета ударила в хвост, и я увидел большое оранжевое пламя. Вторая снесла половину левого крыла. Огни немедленно погасли. Когда погасли огни того самолёта, по которому я стрелял, я отвернул вправо и полетел на базу. Затем я услышал, как наземный контроль наводил на цель другой самолёт. «Цель снижается», - сказал диспетчер другому пилоту».

Ту-16 - это самолёт, абсолютно не похожий на «Боинг-747». У «Боинга» - четыре двигателя под крыльями, четыре реактивных струи от них. Огромный фюзеляж, две палубы. Ту-16 - стратегический бомбардировщик с двумя двигателями в крыльях, около фюзеляжа. После отрыва крыла самолёт, который сбил Осипович, должен был начать неконтролируемое падение. «Боинг» же официально падал 12 минут, его пилоты долго боролись за жизнь лайнера. Кроме того, мы видим, что другие самолёты ПВО СССР продолжали наводиться на какие-то цели. Что это были за цели, если Осипович свою уже сбил и доложил об этом?

Осипович заканчивает: «Я сбил вражеский самолёт-разведчик. Всё это дело с гражданским авиалайнером началось только потом. Водолазы нашли остов самолёта, но там не было никаких пассажиров. Единственным найденным останком человека там была рука пилота в чёрной перчатке. Не имеет значения, что они говорят, я отвечаю за свои слова: самолёт, который я сбил, был не пассажирским, а шпионским».

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином пилот Су‑15 Геннадий Осипович сбил нарушивший воздушное пространство СССР южнокорейский «Боинг‑747» с пассажирами


Погибли 269 человек. Вспомнить те трагические обстоятельства мы попросили Сергея Степанова, ответственного секретаря Государственной комиссии РФ, поставившей в 1993 году все точки над i в этой истории.

Для меня и по сей день осталось тяжелым воспоминание о вскрытии закопанных еще в 1983 году на берегу фрагментов лайнера и того, что от него осталось. О встречах с родственниками погибших пассажиров из 15 стран... Стремясь сгладить тяжелую атмосферу и получив добро от президента Ельцина, мы тогда пообещали им установить к 10‑летию трагедии в Невельске памятник ее жертвам. Правда, оказалось, деньги на это никто не собирался выделять. Помог избежать международного конфуза мэр города Иван Малахов, впоследствии ставший губернатором Сахалинской области: он нашел местных спонсоров.

Когда обследовалось место падения лайнера, на дне было найдено крайне мало фрагментов тел. Вместе со специалистами МАК, помогавшими нам (в частности, с Рудольфом Теймуразовым и Владимиром Кофманом - физиками и представителем ГРУ, переводчиком Павлом Дорошенко), мы пришли к выводу, что до столкновения с водой самолет был практически цел, ракетой, скорее всего, был поврежден стабилизатор с последующей разгерметизацией и нарушением управляемости. В таких случаях давление внутри салона не успевает сравняться с наружным, происходит так называемая декомпрессия. Она, возможно, и привела к разбросу того, что было на борту, на десятки километров.

Конечно, у членов комиссии были и другие вопросы. Например, почему перед вылетом в Сеул гражданский самолет пробыл в Анкоридже на военном аэродроме трое суток, что он там делал. Американцы нам этого внятно объяснить не сумели или не захотели. Однозначно то, что самолет отклонился от трассы на 600 км вследствие нарушения экипажем правил самолетовождения и навигации. Однако точно установить мотивы, побудившие экипаж следовать по этому маршруту, комиссии не представилось возможным.

Известно, что родственники погибших требовали от нашей страны выплатить в соответствии с международными правилами серьезную сумму ущерба. И пришлось бы платить, если бы нас признали виновными в преднамеренной атаке на пассажирский самолет.

Но этого не произошло - во многом благодаря работе госкомиссии. Мы сэкономили для страны 8,5 млрд долларов.

На самом-то деле мы перехватывали нарушивший наше территориальное воздушное пространство вражеский разведчик, и от этого факта трудно было отрешиться даже тем, кто не стеснялся в выражениях, обвиняя СССР в бесчеловечности. Вообще разговор тогда между державами перешел на крик. Помню, как тогдашний начальник ПВО Анатолий Корнуков, не сдержавшись на встрече с представителями дипкорпуса, выступил с солдатской прямотой: «А вы знаете, что ПВО служит для того, чтобы сбивать всех нарушителей, которые посягают на наше пространство? Так вот, сбивали, сбиваем и будем сбивать всех нарушителей!» Хорошо, что переводчик благоразумно не стал это переводить. Но тот факт, что командование ПВО отдало приказ на уничтожение боинга, будучи абсолютно уверенным, что он является самолетом-разведчиком РС‑135 США, зафиксировала и спецкомиссия ИКАО в том же году.

В историю вошло, как американский президент Рейган назвал нашу страну империей зла. Но уже через пять лет, 3 июля 1988 года, в Персидском заливе двумя ракетами «земля - воздух» с американского крейсера «Винсеннес» был сбит иранский А‑300 с 290 пассажирами на борту. Штаты отделались легким испугом, выразив соболезнование и частично возместив ущерб. Но влиятельный американский журнал признал тогда: «Теперь мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию на сбитый в 1983 году авиалайнер КАЛ‑007... Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Но представим, что таинственный самолет появился бы над Калифорнией. Наша реакция на КАЛ‑007 - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Такое вот признание задним числом. Подобная история случилась потом и с российским самолетом, который был сбит по роковой ошибке над Черным морем силами украинской ПВО. Так ведь сначала оправдывались и лгали, а потом, когда все стало ясно, даже компенсацию не оплатили. А мы это глотаем.

Возвращаясь к корейскому боингу... До сих пор обсуждается нелепая ситуация с Ельциным, который в ходе своего примирительного визита в Сеул привез изумленным корейцам пустые «черные ящики» с погибшего боинга. Кстати, с самого начала против такого жеста выступили многие наши специалисты. Но разве Бориса Николаевича могли переубедить доводы, если он что-то задумал? Вот его и подставили. Думаю, преднамеренно - ни к чему была вся эта затея.

2 СЕНТЯБРЯ 1983 г. все советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: "В ночь с 31 августа на 1 сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над о. Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал". В это время в аэропорту Сеула метались люди, встречающие рейс KAL 007. Пассажирский "Боинг-747", летевший из Нью-Йорка через Анкоридж, в аэропорт назначения не прибыл. На его борту было 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет сбился с курса и сел на Сахалине, позднее - что его сбил советский истребитель.

"Цель уничтожена"

ДЕНЬ 1 сентября 1983 года для подполковника Геннадия Николаевича Осип`овича начинался обычно - на ночном дежурстве. А утром его ждали в школе: дочка Оля шла в восьмой, а сын Олег - в первый класс. В войсках ПВО на Сахалине Осипович служил уже 8 лет.

Готовность номер один была объявлена в пятом часу утра. Опять же дело обычное. В 83-м году американские самолеты-разведчики часто залетали в наше воздушное пространство.

Геннадий Осипович и через 20 лет помнит все подробности этого полета и рассказывает о нем спокойно. Мы сидим с уже седым подполковником во дворе его дома под Майкопом. Сегодня его больше волнуют не события той ночи, а то, что на его хутор наконец-то проводят газ и надо срочно подправить стены дома.

- Я набрал 8,5 тысячи метров, - вспоминает Осипович, - вдруг команда: "Впереди самолет-нарушитель". На удалении 30 километров я увидел огни. Самолет мигал. Темно было, серая дымка кругом. Но я видел два светящихся ряда иллюминаторов. Меня запрашивали с земли: "Горит мигалка?" - "Горит". Мигалка бывает только на транспортных и пассажирских самолетах. Пересекли береговую границу, и мне дают команду: "Цель нарушила государственную границу, цель уничтожить". Вдруг новый приказ: "Отставить атаку. Принуди его к посадке". Я вышел на одну с ним высоту, чтобы он меня видел. Начал мигать бортовыми огнями - есть специальный международный код, который предупреждает, что самолет нарушил границу. Он не отвечает. Мне командуют: "Постреляй из пушки". Я сделал четыре очереди - никакой реакции. Мы уже подходили к Невельску, когда мне сказали: "Цель уничтожить". Пришлось повернуть самолет, зайти снизу. Ракеты ушли. Одна - тепловая - попала в двигатель, другая - радиолокационная - под хвост. Огни в самолете погасли. Я доложил: "Цель уничтожена".

На земле подполковника встречал весь полк, поздравляли. Не промахнулся, техника сработала хорошо - вот что на тот момент было для всех главным. А потом, когда начался международный скандал, летчик Осипович из героя вдруг в одночасье превратился в изгоя.

Советским властям пришлось оправдываться и хитрить. Было заявлено, что самолет шел без каких-либо огней, что летчик не мог определить, какой это самолет, что пытался связаться с ним, но на его запросы никто не ответил, что затем Осипович произвел предупредительные выстрелы светящимися трассирующими снарядами.

- Все это было шито белыми нитками, - говорит Геннадий Николаевич. Сейчас он уже может позволить себе вспоминать о тех событиях с легкой иронией. - Японцы писали все наши переговоры. И я докладывал на землю, что самолет шел с мигалкой. А на связь с ним я выйти не мог. У нас нет специальной частоты. Потом ко мне приехали ребята из Москвы, чтобы переделать мой радиообмен. Записали, что мигалка якобы не горела. А 3 сентября меня снимало телевидение. Мужики из Генштаба написали мне, что говорить.

С этого момента Геннадий Осипович из обычного летчика превратился в человека, "который сбил пассажирский "Боинг". И вот уже 20 лет подполковнику постоянно задают один и тот же вопрос: "А вы знали, что там были пассажиры?" Впервые он прозвучал еще в сентябре 1983 года.

- Меня вызвал генерал, - рассказывает Геннадий Осипович. - И говорит: "Вы же знали, что там люди". Я не мог знать, у меня времени не было анализировать. Похож он был на гражданский, очень похож, но ведь любой военный самолет можно закамуфлировать. Я и предположить не мог, что в самолете могут быть пассажиры. До сих пор уверен, что это был разведчик. А пассажиров, я считаю, там не было.

Где люди?

О ТОМ, что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу. Дело в том, что тела погибших так и не были найдены. Находили на дне очень странные вещи: разбитые пудреницы, старую рваную одежду - как будто самолет был набит мусором, - и почти никаких человеческих останков. Один из участников секретной операции по поиску "Боинга" сделал о ней небольшой фильм. Съемки велись под водой. Пленку изъяли и тоже засекретили. Но Геннадий Николаевич рассказывает, что видел этот фильм:

- Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно - там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом. Я считаю, что "Боингов" было два. Один - пустой - пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как "Боинг", заблудиться и отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должены были заметить и экипаж, и наземные службы.

Версии

В ТЕЧЕНИЕ 20 лет, прошедших со дня трагедии, версий выдвигалось множество. По одной из них, "Боинг" уничтожили возле берегов Японии то ли американцы, то ли японцы. По другой версии, СССР удалось спасти всех пассажиров. Их якобы отправили в лагеря, детей - в детдома. Чтобы истина, наконец, открылась, свои секретные документы нужно обнародовать не только России, но и США, и Японии. По какой-то причине власти этих стран молчат. Родственники пассажиров, летевших в тот день в Сеул, до сих пор не знают, что стало с их близкими. А подполковник Осипович до сих пор не знает, кого в ту сентябрьскую ночь поразили его ракеты.

Геннадий Николаевич и его жена Людмила вспоминают сейчас, что тогда, в сентябре 1983 года, друзья подполковника не осуждали. Люди военные понимали, что он выполнял приказ. Да и сам он "убийцей" себя не считал. Чувствовал только некоторую растерянность. Ожидать от родного государства в той ситуации можно было всего - даже тюрьмы. К тому же на Сахалине в то время жило 40 тысяч корейцев. Семье Осиповичей было приказано двери посторонним не открывать. Детей в школу провожала охрана. Но уже 7 сентября Осиповичу предложили уехать. Он выбрал город Майкоп - там учился, женился, там жила теща. На сборы, правда, дали всего один день. Переезд вспоминается сейчас, как пожар. Машину каким-то чудом удалось продать, все остальное покидали в контейнеры, мебель оставили. В Майкопе подполковника встречало все родное училище. Преподаватели гордились своим выпускником. А потом выступать перед людьми ему запретили. Вот и пойми - то ли ты герой, то ли убийца.

Подполковник (он так и остался в этом звании) уволился в запас в 1986 году. Пенсии, как водится, не хватает, поэтому, чтобы обустроить свое хозяйство, сначала вместе с женой выращивал на продажу клубнику, потом разводил нутрий, свиней. Правда, бизнесмен из него не вышел.

- В Америке человека, который сбил нарушителя, подняли бы на щит, - говорит подполковник. - А мне даже награду дали не за выполнение боевой задачи, а за "успехи в боевой и политической подготовке". Обидно. И еще непонятно, почему наша сторона молчит, почему не расскажет все, как было? Когда-нибудь все это всплывет, но меня уж, наверное, не будет.

Оригинал взят у nstarikov в Он выполнил свой долг

В АДЫГЕЕ УМЕР ЛЁТЧИК, СБИВШИЙ В 1983 ГОДУ ЮЖНО-КОРЕЙСКИЙ «БОИНГ-747». В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича. Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью — Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула .




«В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича .


Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула.


Геннадия Осиповича военные офицеры вспоминают как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, отличного лётчика.


«То, что выпало ему на долю, не пожелал бы никому», — говорит полковник военно-воздушных сил России Анатолий Коваленко .


По воспоминаниям Анатолия Григорьевича, Геннадий Осипович получил боевой приказ подняться в воздух в пять утра. На высоте приблизительно 9 км он увидел южнокорейский самолёт, который приближался к нашей границе.


«Но на нём горела мигалка — значит, самолёт или пассажирский или транспортный. На сигналы он не отвечал. Когда «Боинг» пересёк государственную границу Советского Союза, Геннадий получил приказ: цель уничтожить. Затем новый приказ: посадить. Не получилось — экипаж не реагировал. Потом ещё приказ: цель уничтожить. Геннадий Осипович вёл себя как настоящий боевой офицер — точно исполнил приказ», — считает полковник Коваленко.


Когда истребитель сел, Геннадия друзья поздравляли с выполнением боевого задания. Но на следующий день западные СМИ превратили лётчика из героя в убийцу. Геннадий Николаевич очень тяжело переживал то, что против воли оказался в центре мирового скандала.


На острове Сахалин живут тысячи корейцев. Чтобы сохранить жизнь лётчику и его семье, Осиповича перевели служить в другое место. В 1986 г. Осипович уволился из Вооружённых сил и поселился на родине, в Майкопе.


Много позже стало ясно, что советский лётчик был ни в чём не виноват. В сбитом пассажирском самолёте был только экипаж. Очевидно, что под видом пассажирского на территорию СССР проник самолёт-шпион.


«Потом я читал, что на дне нашли паспорта, связанные стопкой, связанные кеды и фрагменты только 17 тел. Но в самолёте должны были лететь 269 человек. Куда подевались они? Зато этот скандал пришёлся на руку США, которые, благодаря сбитому «Боингу», раздули мировой скандал, утверждая, что СССР — империя зла! Крайним оказался советский лётчик», — уверен Анатолий Коваленко.


Кстати, официально истинная причина гибели южнокорейского «Боинга» до сих пор не раскрыта. Не торопятся на Западе раскрывать и тайну гибели ещё одного «Боинга» — малайзийского, сбитого уже над Украиной.»


P.S. Материалы по теме

Loading...Loading...