Компенсация за задержанный рейс. Что говорится в законе

Как же приятно занять место в самолете, а мыслями перенестись к месту отдыха! Старшему ребенку уже обещано место у иллюминатора, младший выгуливается, чтобы крепко спалось в полете, но… Может случиться, что напротив вашего рейса на табло аэропорта будет гореть слово Delayed - «Задерживается».

Это не повод нервничать, спешно занимать места в зале ожидания и готовиться к ночлегу на жестких креслах. О том, чтобы пассажиры не страдали в ожидании вылета, обязана позаботиться авиакомпания. Как переждать задержку рейса, какой помощи ждать от перевозчика и чем занять ребенка во время ожидания, читайте в нашей статье.

Почему задерживают рейсы?

Задержка вылета может быть вызвана разными причинами, но их можно объединить в две группы.

Причины, вызванные действиями авиакомпании:

  • плохо проработанное расписание;
  • техническая неисправность или другая неготовность самолета к путешестви;
  • неготовность экипажа к полету;
  • нехватка мест на борту из-за овербукинга;
  • убыточность рейса для авиакомпании;
  • некоторые другие ситуации, не связанные с обстоятельствами непреодолимой силы.

Овербукинг - продажа большего количества билетов, чем количество мест в самолете. Авиакомпании практикуют овербукинг, чтобы избежать убытков из-за того, что некоторые пассажиры отказываются от полета незадолго до отправления.

Причины, на которые авиакомпания не может повлиять:

  • погодные условия, мешающие полету;
  • стихийные бедствия (землетрясения, пожары, наводнения и др.);
  • военные действия;
  • террористический акт;
  • санкционированное властями прекращение или ограничение полетов в определенные страны;
  • забастовка персонала;
  • техническая неисправность, угрожающая жизни пассажиров (задержка рейса по двум последним причинам может быть признана виной авиакомпании).

Зачем нужно такое разделение? Затем, чтобы была возможность комфортно переждать задержку рейса и получить компенсацию за неудобства.

Если авиакомпания задержала вылет по своей вине, она несет ответственность перед пассажирами. Это предусмотрено законодательством разных стран.

Пассажиру, впрочем, важнее другое: не томиться зря в аэропорту. Поэтому желательно до вылета уточнить, нет ли изменений в расписании. Проверьте информацию за несколько дней до отправления и в день вылета.


Есть несколько способов, как узнать о задержке рейса самолета:
  1. Посмотреть расписание на официальном сайте авиакомпании.
  2. Связаться с колл-центром перевозчика.
  3. Проверить расписание на одном из сайтов-агрегаторов.
  4. Свериться с онлайн-табло аэропорта.
  5. Есть авиакомпании, которые сообщают клиентам по электронной почте об изменениях в расписании.

Если есть информация о задержке вылета, обязательно уточните, изменились ли в связи с этим сроки регистрации. Чаще всего сроки не меняются, поэтому не опаздывайте в аэропорт - опоздавшим пассажирам откажут в помощи и компенсациях. Кстати, не стоит изучать прогноз погоды, чтобы спрогнозировать задержку вылета. Не всякий дождь, снег или ветер мешает полетам.

Задержка рейса: что положено пассажирам

Рейс задержали, и это время нужно как-то переждать. Кстати, о каком времени речь?

Авиакомпания должна сообщить пассажирам, когда ориентировочно вылетит самолет. Эта обязанность закреплена в нормативных документах, например, в Общих правилах воздушных перевозок РФ*, Правилах воздушных перевозок Украины** и в Регламенте ЕС***.

Те же документы определяют, что должна предоставить авиакомпания при задержке рейса. Как пример приведем российские норм

Время задержки

Услуги пассажирам

2 часа
  • два телефонных звонка либо два сообщения по электронной почте;
  • обеспечение прохладительными напитками.
4 часа
  • обеспечение горячим питанием (если вылет задерживается надолго, питание предоставляется через 4 часа задержки, а затем каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью).
6 часов
  • размещение в гостинице при задержке рейса в ночное время;
8 часов
  • размещение в гостинице при задержке рейса в дневное время;
  • доставка в гостиницу и обратно.
Независимо от времени
  • предоставление комнат матери и ребенка семьям с детьми до 7 лет;
  • прием багажа на хранение.

Заметим, что авиакомпания обязана позаботиться о пассажирах вне зависимости от того, какой рейс задержан - регулярный или чартерный. Обязанность помочь пассажирам не зависит и от того, по какой причине задержался вылет.

Все услуги предоставляются бесплатно. Вместе с тем в России можно получить «услуги повышенной комфортности» - это предусмотрено в Общих правилах воздушных перевозок*. Такие услуги авиакомпания оказывает за отдельную плату.

Подобные права пассажиров при задержке авиарейса оговорены в украинских Правилах воздушных перевозок**. При этом, если рейс украинской авиакомпании задерживается более чем на 5 часов, пассажирам предложат возместить стоимость билетов в течение 7 дней или полететь другим ближайшим рейсом в нужном направлении.

Но вот еще одна вероятная ситуация, если вы летите с пересадкой: из-за задержки первого рейса вы не успеваете на второй. Что делать, если рейс задержали и вы не успели на следующий рейс? Действия зависят от того, как спланирован маршрут.

Вариант 1. Оба рейса выполняет одна компания. Если вы опоздаете на второй рейс, перевозчик обязан доставить вас в аэропорт назначения ближайшим рейсом. На время ожидания вас должны обеспечить напитками, питанием, отелем и всем прочим.

Вариант 2 . Рейсы выполняют разные авиакомпании, но на весь маршрут оформлен один билет. В этом случае обязанность доставить вас в пункт назначения несет авиакомпания, из-за которой вы опоздали на пересадку. Ее представителя может не быть в аэропорту пересадки, а потому рекомендуем до поездки сохранить телефон авиаперевозчика, чтобы связаться с ним. Имеет смысл также обратиться в компанию, на рейс которой вы опоздали: она может быстрее помочь вам.

Вариант 3. Вы купили два отдельных билета на рейсы одной или разных авиакомпаний. Наименее выгодный вариант, поскольку ответственность за нестыковки в ваших личных планах никто не несет, и билет просто пропадет. Тем не менее перевозчик может пойти вам навстречу с учетом обстоятельств и предложить место на ближайший рейс без дополнительной оплаты.

Как получить компенсацию

За то, что вы не смогли вылететь вовремя по вине авиакомпании, вам полагается компенсация. Предлагаем узнать, как получить компенсацию за задержку авиарейса в разных странах.

Россия

Авиакомпания выплачивает пассажиру 3% от цены билета за каждый час ожидания, а также штраф в размере 25% МРОТ за каждый час ожидания (но не больше половины стоимости билетов). Где это закреплено: в п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя», в ст. 120 Воздушного кодекса РФ.

Пример: если вы купили билет за 10 тысяч рублей, то за 4-часовое ожидание вам положена выплата в размере 10000 × 3% × 4 = 1200 рублей. При размере МРОТ 7800 рублей штраф составил бы 7800 × 25% х 4 = 7800 рублей, но поскольку общая сумма штрафа должна быть не более половины стоимости билета, авиакомпания заплатит вам штраф 5000 рублей. Общая сумма компенсации составит 1200 + 5000 = 6200 рублей.

Страны Евросоюза

Размер компенсации за задержку авиарейса по вине авиакомпаний из стран ЕС зависит от времени задержки и расстояния перелета. Если задержка длится 5 и более часов, вы вправе потребовать полный возврат стоимости авиабилета. Где это закреплено: в регламенте ЕС***.

В некоторых случаях авиакомпании могут уменьшить размер компенсации на 50%. Это возможно в том случае, если вам предложат лететь другим рейсом, который нужно ждать не больше 2 часов (для полетов дальностью до 1500 км), 3 часов (для полетов дальностью до 3500 км) или 4 часов (для всех остальных полетов).

Украина

Украинское законодательство предусматривает компенсацию только за отмену рейса/отказ пассажиру в перевозке. Размер компенсации рассчитывается так же, как в странах ЕС. Где это закреплено: в п. 5 гл. 2 разд. XVI Правил воздушных перевозок**.

США

Авиакомпании Соединенных Штатов не обязаны выплачивать пассажирам компенсацию. В стране принято действовать по-другому: всеми способами содействовать тому, чтобы пассажир благополучно улетел. Вам предложат поменять билет на ближайший рейс или помогут купить билет на самолет другого перевозчика.

Единственное исключение из правил - отказ компании принять пассажира на борт из-за овербукинга. В этом случае закон обязывает авиакомпанию вернуть деньги за билет или выплатить компенсацию.


Порядок получения компенсации

Если авиакомпания задержала ваш рейс, направьте в ее адрес претензию со ссылкой на законодательство и требованием выплатить компенсацию. К претензии нужно приложить копию посадочного талона и документ, который подтверждает факт задержки рейса. Если компания не позаботилась о вас должным образом, и вы сами оплатили питание и отель, приложите также документы о расходах.

Претензию российскому и украинскому перевозчику можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки рейса, европейскому перевозчику - в течение 2 лет, перевозчику из Великобритании - в течение 6 лет.

Сроки рассмотрения претензии разнятся, поэтому лучше не откладывать дело в долгий ящик. Претензию рекомендуем отправить заказным письмом или зарегистрировать прямо в офисе авиакомпании. Если компания откажется выплатить компенсацию, необходимо обратиться с иском в суд.

Услуги различных авиакомпаний

Общие правила заботы о пассажирах, застрявших в аэропорту, оговорены законодательством. Но некоторые авиакомпании вводят дополнительные услуги. Как обстоит дело у разных перевозчиков? Информация взята с официальных сайтов.

Аэрофлот . Компания придерживается общих норм: два звонка и напитки при задержке рейса на 2 часа; питание в случае задержки рейса на 4 часа; питание, отель, трансфер до отеля и обратно при задержке на 6 часов ночью или на 8 часов днем.

МАУ . Авиакомпания берет на себя обязанность предоставить информацию о задержке рейса не позже чем за 3 часа до начала регистрации. Другие услуги оказываются в зависимости от длительности ожидания и дальности полета. Вам предоставят питание и напитки, если придется 2 часа ждать рейса дальностью до 1500 км, или 3 часа - рейса дальностью до
3500 км, или 4 часа - для рейсов дальностью больше 2500 км. Если вылет откладывается на следующий день, авиакомпания обеспечит питание, проживание в отель и трансфер в отель и обратно.

Если рейс задерживается более чем на 5 часов, компания по требованию пассажира вернет деньги за билет или обеспечит перелет ближайшим подходящим бортом. Этого правила придерживаются также авиаперевозчики стран ЕС.

Lufthansa . Задержкой рейса в «Люфтганзе», как и в правилах других перевозчиков ЕС, считается задержка рейса дальностью до 1500 км на 2 часа, дальностью до 3500 км - на 3 часа, дальностью свыше 3500 км - на 4 часа. В обязанности компании включено обеспечение пассажиров закусками и напитками, обеспечение возможности сделать 2 звонка или отправить 2 электронных сообщения, а также предоставление гостиницы и трансфер в гостиницу и обратно.

KLM . В правилах перевозки этой авиакомпании не оговариваются специальные услуги, а значит, действует Регламент ЕС***. Вместе с тем «КЛМ» применяет свои ставки компенсации при задержке полетов на 3 часа и более. Если задерживается рейс дальностью до 1300 км, компенсация составляет 350 евро, дальностью до 3500 в пределах ЕС - 500 евро. Если рейс дальностью до 3500 между странами ЕС и не ЕС задерживается на 4 часа и более, компенсация составляет 800 евро. Есть и нюансы: компенсацию выплачивают в виде ваучеров, которые можно использовать для покупки билетов на рейсы KLM, Delta Air Lines, AIR FRANCE.

British Airways . Компания руководствуется общеевропейскими нормами, в частности, это касается обеспечения питания, а также размеров компенсации. Если вам пришлось самостоятельно платить за питание, отель и за переезд между отелем и аэропортом, компания возместит эти затраты (но будьте готовы обосновать их необходимость). Вместе с тем основная помощь, которую оказывают «Британские авиалинии», - это перебронирование билетов на ближайший рейс. Чтобы вовремя получить информацию о задержке рейсов и предложения по перебронированию, нужно оставить контактные данные на сайте перевозчика.

Turkish Airlines . В правилах перевозки «Турецких авиалиний» предусмотрен возврат стоимости билетов, если внутренний рейс задерживается на 1-2 часа, а международный рейс- на 5 часов и более. При задержке рейса более чем на 2 часа пассажирам предоставляются напитки и легкое питание, а при задержке более чем на 3 часа - гостиница и трансфер туда и обратно.

WizzAir. Правила компании в части помощи пассажирам, застрявшим в аэропорту, совпадают с правилами «МАУ». Претензия за задержку рейса должна быть рассмотрена в течение 3 месяцев - по окончании этого срока компания должна сообщить пассажиру о принятом решении.

Есть нюансы, если вы летите чартерным рейсом. Если вылеты задерживают из-за непогоды, чартеры всегда отправляются позже, чем регулярные рейсы. Кроме того, нестыковки в расписании чартеров учащаются в пик сезона (например, летом в направлении морских курортов). В этом случае остается уповать на репутацию перевозчика и туроператора. Так, в России публикуется список задержек чартерных рейсов, куда попадают ненадежные компании.


Памятка для пассажиров

Задержка рейса - не повод для паники: просто следуйте нашей инструкции .

  1. Прибудьте в аэропорт до того времени, как закончится регистрация на рейс (имеется в виду, если бы вылет не задержался). Если вы опоздаете, то в случае задержки рейса можете остаться без помощи и компенсации.
  2. Спокойно послушайте объявление о том, почему откладывается вылет. Причина задержки поможет проанализировать ситуацию и принять решение, как действовать дальше.
  3. Поставьте на билете отметку о задержке рейса, а позже - отметку о реальном времени вылета. Это можно сделать на стойке регистрации авиакомпании, рейсом которой вы должны были лететь. У небольших авиакомпаний может не быть отдельной стойки: в этом случае узнайте у работников аэропорта, кто займется вашей проблемой. Авиакомпания должна дать пассажирам четкие инструкции и оказать должную помощь - это прописано в нормативных документах, а еще от этого зависит репутация перевозчика.
  4. Действия авиакомпании зависят от причин отмены или задержки рейса. Если вылету помешала непогода или техническая неисправность, вас проинформируют о том, когда состоится рейс. В случае, если из-за непогоды закрыт аэропорт прилета, вам могут предложить рейс в другой аэропорт (а вы можете отказаться).
  5. Дополнительные услуги, которые вам должна оказать авиакомпания, зависят от времени ожидания. Если рейс из ЕС, России, Украины задержали на 4 часа, вы имеете право получить бесплатное питание. При задержке рейса на 6-8 часов вас бесплатно разместят в гостинице (при этом компания не вправе поселить вас с посторонними). Авиакомпании США по-разному помогают пассажирам, застрявшим в аэропорту.
  6. Иногда авиакомпании пренебрегают своими обязанностями. Нелишне напомнить им о том, что вам полагается по закону.
  7. Если вам пришлось самостоятельно организовывать питание и проживание из-за задержки рейса, сохраните все чеки. Они пригодятся, когда вы будете подавать претензию к авиакомпании.

Все кто путешествовали самолетом сталкивались со случаями задержки рейса. Но не многие знают о своих правах, а также об обязанностях авиакомпании в подобных ситуациях.

Права пассажиров и обязанности авиакомпаний при задержке рейса внутри России

В России, согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил РФ, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

Если рейс задержан на срок от 2 до 4 часов : два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка (если вы летите с детьми младше семи лет).

Если рейс задерживается от 4 до 8 часов: бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.

Если рейс задержан более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью , авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом, по закону, вас должны поселить в отдельном номере без посторонних людей. Авиакомпания также обязана обеспечить организацию хранения багажа.

Не ждите, что сотрудники авиакомпании будут искать вас и раздавать прохладительные напитки или талоны на питание. В большинстве случаев вам придется напомнить о себе. Не стесняйтесь найти представителя авиакомпании и сообщить ему об обязанностях.

Какая материальная компенсация полагается при задержке рейса внутри России.

Задержка рейса зачастую влечет за собой дополнительные расходы – пропустили важную встречу, “пропала” бронь гостиницы, отменили экскурсию и т.д. На этот случай предусмотрена материальная компенсация.

Необходимо уточнить важный момент.

Авиакомпания не виновата, в случае наступления следующих форс-мажорных обстоятельств: явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия, военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров (ст. 794 и 795 ГК РФ).

В иных случаях авиакомпания несет ответственность за нарушение договора о перевозке. Так какая материальная компенсация нам при этом положена?

Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса , она обязана:

  • выплатить пассажиру 25 % МРОТ за каждый час ожидания, но не более 50% стоимости билета, в качестве штрафа (ст. 120 «Воздушного кодекса» РФ).

По действующему законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, однако пассажиры имеют право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

Данные обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.

Что необходимо сделать для получения компенсации.

В первую очередь, найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке, где проходила регистрация на рейс, а также в кассе авиакомпании в аэропорту. Если вы уже прошли предполетный досмотр, то сотрудника можно найти у выхода (гейта), откуда по плану должен был вылетать самолет.

Если вы не можете его найти, уточните у любого сотрудника аэропорта (лучше на стойке информации), где его искать.

Если и это не помогает - звоните в колл-центр авиакомпании.

От представителя авиакомпании вам нужно получить отметку о задержке рейса.

Иногда эти обязанности выполняет один из сотрудников аэропорта. Поэтому, если не нашли представителя авиакомпании, требуйте поставить отметку у сотрудника аэропорта, для этого обратитесь на стойку информации.

Как выглядит отметка о задержке рейса.

Не волнуйтесь, если не смогли никого найти. То что рейс задержан абсолютно точно зафиксировано в документах, поэтому если вам ничего из положенного не предоставили, то по возвращению, можете смело писать претензию в авиакомпанию. К заявлению приложите посадочный талон.

Возможно вы столкнетесь с ситуацией, когда авиакомпания откажет в предоставлении гостиницы и питания. В этом случае сохраняйте все чеки за понесенные расходы. По возвращение напишите досудебную претензию в адрес авиакомпании с приложением копий всех чеков, посадочного талона, отметки о задержки.

Запаситесь терпением и возможно помощью юриста.

Права пассажиров и обязанности авиакомпании при задержке рейса в Европе.

Если ваш рейс задержан на территории Евросоюза – вам полагается гораздо больше.

Авиаперевозки на территории ЕС регулируются Регламентом EC № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11.02.2004 об установление общих правил о компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов. Все авиакомпании, совершающие рейсы в пределах ЕС руководствуются данным документом.

Данное постановление относится:

  • к любым авиакомпаниям, которые вылетают из аэропорта, находящегося на территории ЕС. Например, рейс S7 или Аэрофлот из Рима в Москву также попадает под действие данного закона.
  • ко всем авиакомпаниям, зарегистрированным на территории ЕС, если пункт назначения рейса на территории ЕС. Например, если рейс Air France вылетает из Рио-де-Жанейро в Париж.

Согласно данному постановлению, если предполагается, что рейс отправится позже, чем указано в расписании:

  • На 2 часа или более, при условии, что дальность перелета составляет 1 500 км или меньше, или
  • На 3 или более часа в случае перелетов по ЕС далее чем на 1 500 км, и на все другие рейсы протяженностью от 1 500 км до 3 500 км, или
  • На 4 часа или более во всех остальных случаях.

Перевозчик обязан вам бесплатно предложить:

  • Питание
  • Проживание в гостинице (если, необходимо задержаться на одну или несколько ночей)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • 2 телефонных звонка, факса, или сообщения по электронной почте.

А теперь самое интересное – сколько можно получить от авиакомпании?

Какая материальная компенсация полагается при задержке или отмене рейса.

Согласно Регламенту (ЕС) № 261/2004 Европейского Парламента и Совета, если ваш рейс задержан, вне зависимости от стоимости билета вам положена компенсация.

Для каждого пассажира компенсация за задержку, отмену рейса или отказ в посадке на борт самолёта составляет от € 250 до € 600. Сумма изменяется в зависимости от расстояния вашего полёта и длительности задержки (см. таблицу ниже). Получение компенсации является возможным при выполнении следующих условий:

С Вами произошел один из следующих случаев:

  • Ваш рейс был задержан не менее чем на 3 часа
  • Ваш рейс был отменен
  • Ваш рейс был задержан менее, чем на 3 часа, но из-за этого Вы пропустили следующий стыковочный рейс, и в результате прибыли в конечный пункт с опозданием более 3 часов
  • Вам было отказано в посадке на рейс из-за отсутствия свободных мест (овербукинг)

Также если:

  • Задержка/отмена рейса не вызвана неблагоприятными погодными условиями, забастовкой авиаперсонала или другими форс-мажорными обстоятельствами
  • После совершения перелёта прошло не более 6 лет

Вы не обладаете правом на компенсацию в следующих случаях :

  • вас уведомили об отмене рейса не менее чем за 14 дней до назначенной даты полёта;
  • авиакомпания предложила вам другой рейс по такому же маршруту.

Компенсация за отказ в посадке на рейс

В случае отказа в посадке авиакомпании в первую очередь будут искать пассажиров, которые могут отказаться от своей брони в обмен на определенные льготы. Перевозчик должен предложить добровольцам выбор между:

  • Возвращением полной стоимости билета
  • Изменением маршрута

Если пассажир выбирает изменение маршрута, то перевозчик обязуется предоставить ему поддержку во время ожидания следующего рейса. Это может включать питание, доступ к телефонной связи, проживание в гостинице (на одну ночь или более, по необходимости), а также транспорт от аэропорта до места проживания и обратно.

Если вы не желаете отказываться от своей брони и вам отказано в посадке на борт, то вы имеете право рассчитывать на компенсацию от € 250 до € 600 на каждого пассажира плюс возмещение полной стоимости билета.

Сервис работает очень просто – вы заполняете на русском языке заявку на сайте . Заполняете данные о рейсе и короткое описание
Это занимает 2 минуты. Все остальное делает . При положительном решении агентство удерживает 25% от суммы. Сервис работает по принципу win-no-fee basis, то есть вы платите только по результату. Заранее ничего не оплачивается!

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
– выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
– ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах – специальным правам заимствования – привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день – 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете – эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело – проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации “рейс задерживается” и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа – Китай в основном), в меньшей – заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции – это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
– авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

– тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот – из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали “непредвиденные” обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под “непредвиденными обстоятельствами” подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические “непредвиденные” обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо – пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )
Loading...Loading...