«Им говорили, что не надо выходить в море». Судно «Герои Арсенала» потерпело крушение

Алексей Громов

Украинское судно «Герои Арсенала» затонуло в ночь на среду у берегов Крыма. К настоящему времени подтверждено спасение одного моряка. Кроме того, сообщалось о как минимум троих погибших. Судьба остальных членов экипажа неизвестна, спасательные работы продолжаются. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения и возможной гибели двух и более человек.

Хроника трагедии

Груженный зерном сухогруз «Герои Арсенала», перевозивший зерно из города Азова Ростовской области в Турцию, пропал с экранов радаров в 04.00 мск. За шесть минут до этого судно, на борту которого находилось 12 человек экипажа, в том числе одна женщина, подало сигнал SOS, принятый МЧС Крыма.

Помощь опоздала: судно затонуло в 27 километрах от побережья Крыма в районе Керченского пролива.

Кто был на борту затонувшего судна

Экипаж «Героев Арсенала» состоит из 12 человек, из которых девять - граждане Украины, два гражданина РФ и один моряк из Грузии. Список моряков судна «Герои Арсенала»: граждане Украины - Бицюра, Ганчевский, Глазко, Гончаренко, Меснянкин, Пантюхов, Синюк, Свечкарь, Черненко (спасен); гражданин Грузии Каджая; граждане РФ - Ведерников и Патеев.

Какая погода была в районе крушения

Сейчас можно с высокой долей уверенности говорить, что одной из возможных причин трагедии стал шторм, бушевавший в районе крымского побережья. В момент крушения сухогруз стоял на рейде в районе Керченского пролива, где вечером 18 апреля было объявлено штормовое предупреждение. Скорость ветра ночью достигала 25 м/с.

Как спасали моряков

Как сообщили в республиканском МЧС, спасением моряков занимались специалисты Южного регионального поисково-спасательного отряда, в том числе шесть водолазов, был также задействован подводный аппарат «Фалькон». Также в поисках пропавших моряков участвовали 139 специалистов Новороссийского и Темрюкского пожарно-спасательного гарнизона, была задействована спецтехника.

Кого удалось спасти

В 05.34 утра на борт одного из судов, выдвинувшихся в район трагедии, был поднят первый и, похоже, пока единственный спасенный моряк - 35-летний украинец по фамилии Черненко, работавший на судне мотористом.

Информацию о еще четырех спасенных моряках, появившуюся в некоторых СМИ, в МЧС не подтвердили. Из неофициальных источников известно, что спасатели якобы обнаружили еще четырех человек в спасательных жилетах, но не смогли до них добраться из-за шторма.

О судьбе остальных моряков пока неизвестно. При этом надо учитывать, что в районе крушения продолжается шторм, порывы ветра достигают до 20 м/c., навигация временно прекращена, а температура воды в Керченском проливе не превышает 8°C.

Как сообщили в Морской дирекции, отвечающей за паромное сообщение в Керченском проливе, по прогнозу шторм продолжится два дня.

Уголовное дело

По факту крушения Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по третьей части статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Отметим, официально гибель людей в этом крушении пока не подвержена, операция, которая продолжается в Керченском проливе, считается спасательной.

Возможные причины крушения

Помимо шторма, бушевавшего в районе Керченского пролива, опасным фактором, по мнению экспертов, оказался сам груз, поскольку зерно при неправильной загрузке во время сильного может пересыпаться с борта на борт, создавая разбалансировку и провоцируя разлом или переворачивание судна.

Также многие пользователи Интернета отмечают, что сухогруз был достаточно старый, ему было 37 лет. При этом для старых советских судов это далеко не предельный возраст, они отличаются достаточной надежностью. При этом неизвестно, насколько профессионален был экипаж, и достаточное ли количество денег владелец вкладывал в ремонт судна и в поддержание его в рабочем состоянии.

Что известно о судне

Сухогруз «Герои Арсенала» принадлежит турецкой фирме Gunes Shipping & Trading, судно плавало под панамским флагом.

Это сухогрузный теплоход типа «Волго-Балт», проект 2-95A/R. Судно было построено в 1980 году на Словенском судостроительном заводе. Первое время корабль был приписан к Северо-Западному речному пароходству Минречфлота РСФСР и базировался в Калининграде.

В 1988 году судно было переведено в Херсон (тогда Украинская ССР, ныне - Украина), вошло в межотраслевое государственное объединение «Укрречфлот» и получило название «Герои Арсенала», в честь рабочих киевского завода «Арсенал», поднявших восстание против украинской Центральной рады в январе 1917 года.

До 2013 года судно эксплуатировалось «Укрречфлотом», который затем перепродал его турецкой компании Gunes Shipping. С февраля 2015 года судно официально называлось Geroi Arsenala.

В марте - апреле 2017 года сухогруз ходил по маршруту Хереке (Турция) - Азов - Ростов-на-Дону - Поти (Грузия) - Азов. В свой последний рейс судно вышло 15 апреля из Азова.

У украинцев как всегда виноваты «оккупанты»

В настоящий момент спасательная операция и следственные действия продолжаются, но пользователи украинского сегмента соцсетей уже нашли виновного, и да, вы правильно догадались - это «оккупанты», то есть Россия, в состав которой входит Крым вместе с Керченской переправой. Дескать, недоглядели, а значит виноваты. И уже попрекнули, что помощь пришла не сразу, хотя известно, что крушение произошло в условиях сильного шторма, и спешившие на помощь суда просто не могли подойти к терпящему бедствие сухогрузу

Самое, скажем мягко, грустное, что некоторые украинские пользователи заодно поспешили обвинить, возможно, погибших сограждан в предательстве. При этом некоторые пользователи охотно тиражируют фейки, что якобы украинские суда не допускают к спасательной операции.

Вот примеры таких комментариев:

Молодцы, украинцы. Затопили вражеский сухогруз, не пожалев жизни. Вероятно тот, которого спасли, скоро будет давать на РТ интервью с повествованием о своей правосековской («Правый сектор»*, деятельность организации запрещена в РФ - прим. ФАН) деятельности, а в ФСБ отрапортуют о поимке еще одного СБУшного шпиона.

Мост укрепился! По-нахимовски!

Да хрен с ним, зерном (54 вагона), на затонувшем в керченском проливе судне 9 украинцев, а спасать украинцев никто не берется, т.к. /россияне/ не дают. Украинские спасательные суда не пускают! Еще обвинят в экстремизме!

И ответы:

Чему радуетесь, идиоты? Судно под панамским флагом, большинство экипажа - украинцы. Продолжайте скакать, /нехорошие люди/.

Обслуживать корабли надо, а не на майдане скакать!

И, похоже, не услышанный крик души одного из пользователей:

Опомнитесь! Люди погибли!

* Организация запрещена на территории РФ.

Погибший в Чёрном молре 19.04.2017 «Герои Арсенала», теплоход-сухогруз смешанного река-море плавания удачного и добротного советского проекта «Волго-Балт», построен в 1980-м и работал на Балтике. В 1987- м его передали УССР - для усиления Главного управления речного флота при СМ УССР. Ведь в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС активнр участвовали речники.

Этот сухогруз стабильно и прибыльно работал в загранперевозках внешнеторговых грузов именно УССР на порты Чёрного и Средиземного моря. Вряд ли создатели таких судов предполагали, что им придётся ходить так долго и в таких условиях...

После 1991-го весь государственный речной транспорт Украины оказался в конторе «Рога и копыта», под названием АСК «Укрречфлот», с помощью американских советчиков, укравшего у государства и бесталанно прос*авшего всё, что досталось от УССР - речные порты, две с лишним сотни судов, судоремонтные заводы, социальную сферу... Заодно, кинув «на доверии» тысячи мелких акционеров, по неопытности поверивших приХХХватизационным байкам и напрасно вообразивших себя немножко «владельцами заводов, газет, пароходов».

Закономерно, что украинский сухогруз «Герои Арсенала» в конце концов оказался в собственности и под управлением... турецких фирм, под «удобным» флагом... далёкой Панамы. Но под надзором Регистра судоходства Украины, растерявшего за последние годы авторитет, ставшего, по мнению морских кругов, некомпетентным и продажным. Эта конторка подведомственна профану горе-министру «инфраструктуры», делающему не себя - его цена известна, всех транспортников посмешищем.

9 из 12 членов экипажа погибшего турецко-панамского судна - граждане Украины, у которых работы по специальности на родине нет и не предвидится.

Шансов на спасение моряков практически нет...

Но выход в море в штормовую погоду, недопустимую для судов этого класса и типа, к тому же с перегрузом и минимальным экипажем на старом судне, РЕАЛЬНОЕ техническое состояние вызывает сомнения, заставляет сомневаться в квалификации моряков и капитана.

Расследование этой катастрофы может добавить чёрной краски в репутацию украинских моряков и добавить сомнений в их квалификации.

Зато моряков штампуют нынче и «обдыпльомирывают» в огромных количествах. Больших, чем до 1991-го, когда ещё были не разворованы ни сильный речной транспорт, ни огромный рыбопромысловый флот, ни три мощнейших морских пароходства. Для кого?

Рынок труда для моряков не менее перенасыщен, чем для проституток или неквалифицированных гастарбайтеров.

Потому украинские моряки получают за работу под грязным, пардон, «удобным» флагом втрое-вчетверо меньше европейских коллег-моряков - на уровне моряков из забитых африканских и азиатских стран.

Заступиться за них некому...

Образование, в том числе морское, давно не ориентируется на потребности государства и общества. Теперь это просто бизнес, Не всегда чистоплотный.

Всё, что случилось с теплоходом «Герои Арсенала» и его экипажем трагично и символично: старый советский теплоход со славным революционным именем, не выдержал позора - работать под панамским флагом, для турецких хозяев, перевозя иностранное зерно из... российского порта в турецкий, сделал харакири, расколовшись пополам у берегов Крыма, погубив всё - и команду, и груз, угрожая окружающей среде....

Под Керчью затонул теплоход с украинцами, спасся лишь один человек. Эксперты: "Судно было изношено"

Сухогруз "Герои Арсенала" перевозил зерно из России в Турцию

Вчера в 4:00 в Керченском проливе, где бушевал 7-балльный шторм, затонул груженый зерном бывший украинский, а ныне турецкий сухогруз "Герои Арсенала". Об этом сообщило МинЧС России. Среди 12 членов экипажа было 9 украинцев, один грузин и двое русских. На момент написания материала спасли лишь украинца-моториста Константина Черненко, двое погибли, остальные считались пропавшими без вести. Наиболее вероятная причина катастрофы — изношенность судна, которому более 35 лет.

КАТАСТРОФА.

Катастрофа произошла в 27 км на юг от порта Тамань. Перед крушением "Герои Арсенала" успел подать сигнал бедствия SOS. По свидетельству членов экипажа танкера "Армада Навигатор", шедшего неподалеку, "Героев" переломила пополам гигантская волна, достигавшая 5 метров в высоту. Некоторое время судно дрейфовало, что позволило части экипажа надеть спасательные жилеты и покинуть борт. Вчера их искали.

Операцию проводит Россия. На месте катастрофы работали около 140 человек, 17 единиц техники, в том числе вертолет Ми-8 и телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон-300". Он предназначен для выполнения поисковых работ в прибрежных водах, оборудован цветной видеокамерой, может работать на глубинах до 300 м. Море сильно загрязнено вылившимся за борт дизтопливом, которого на борту было около 30 т, поэтому готовились ставить заграждения, чтобы не допустить его распространения.

Ничего не угрожало жизни только моториста-украинца Константина Черненко. Его чудом удалось поднять на борт "Армада Навигатор". 35-летний моряк был переохлажден от пребывания в холодной воде (+8 градусов), его состояние тяжелое, но опасности для жизни нет. "С вертолета видят еще четверых в спасательных жилетах, но двое не подают признаков жизни. Из-за сильного волнения поднять их на борт пока не могут", — сообщил нам вчера днем оперативный дежурный Краснодарского ГУ МЧС РФ. К вечеру появилась информация, что подняты на борт спасательного судна тела двух (по другим данным трех) моряков (фамилии их не разглашались). Ненайденные члены экипажа объявлены пропавшими без вести. Также обнаружена спасательная шлюпка без людей.

"Сегодня" выяснила фамилии членов экипажа. Это граждане РФ А. Ведерников и Д. Патеев, гражданин Грузии Л. Каджая, граждане Украины Игорь Глазко (капитан), Александр Быцюра, Марина Свечкарь, Н. Ганчевский, А. Гончаренко, Сергей Меснянкин, А. Пантюхов, Д. Синюк. Единственная среди экипажа женщина — уроженка Одесской области Марина Свечкарь, на сухогрузе она работала коком.

"По поводу капитана Игоря Глазко нам известно, что он уроженец Донецкой области", — сказали нам российские спасатели. Как мы выяснили, на судне были моряки родом с Херсонщины. В Херсоне мы разыскали родных одного из пропавших без вести моряков — Александра Быцюры. Его мать Галина встревоженным голосом сказала нам, что, по состоянию на вчерашний вечер, им никто из дипломатов не сообщал о судьбе сына. На Донбассе мы разыскали жену Сергея Меснянкина Юлию Самотканову. По ее словам, также никто из официальных лиц ни о чем ее не уведомлял, поэтому она с тревогой ждет новостей о муже.

Медики считают, что спасти еще кого-то шансов мало. "При температуре +8 человек может прожить в воде до 20 минут, затем от переохлаждения остановится сердце. Стандартный жилет не защищает от холода", — разъяснил нам врач-терапевт высшей категории Эдуард Михайлов.

ВЫХОДИЛ ДВА СРОКА.

В пресс-службе МЧС Краснодарского края нам сообщили, что сухогруз "Герои Арсенала" построен в 1980 г. в Словении по типовому проекту. Его длина 114 м, ширина 13 м. Последний украинский порт приписки — Херсон, откуда в 2013 г. судно продали турецкой компании. С 2015 г. оно ходило под флагом Панамы. "Герои Арсенала" ходило по маршруту Хереке (Турция) — Азов (РФ) — Ростов-на-Дону (РФ) — Поти (Грузия) — Азов.

Как рассказал нам специалист по судостроению Виктор Лисицкий, такое судно считается небольшим, поэтому 7-балльный шторм (волны 3—5 м) для него опасен, даже если на борту все исправно. Возможных причины катастрофы, по его мнению, две — изношенность судна и смещение груза на один борт из-за качки. "Срок службы таких суден — 15 лет, то есть оно выходило 2,5 срока, — говорит Лисицкий. — А учитывая информацию РосМЧС, что корпус переломился поперек, он явно был проржавевший. Это могло случиться от ударов волн, когда "Героев Арсенала" развернуло ветром бортом к волне, так как судно стало неуправляемым из-за заглохших двигателей".

Отреагировали на трагедию в компании-операторе судна. "Сейчас главное — спасти людей, закончить спасательную операцию. По предварительным данным, это могло произойти из-за плохих погодных условий. Любое судно может утонуть при определенных условиях, не всегда это зависит от его состояния. Судно было в хорошем состоянии и застраховано", — заявил журналистам юрист турецкой Gunes shipping Сельчук Эсенъель.

Новости

По мнению специалистов, корабль потерпел крушение из-за нарушений капитаном правил судоходства: сухогрузу класса "река - море" необходимо было переждать шторм в спокойной бухте.

Непогода могла стать причиной крушения сухогруза "Герои Арсенала" в Керченском проливе. Судно могло расколоться надвое и затонуть, наскочив на большую волну.

Сейчас спасательная операция в районе крушения продолжается. Спасателям удалось вытащить из воды пятерых из 12 членов экипажа. Поиски остальных осложняются сильными волнами и ветром.

Сухогруз "Герои Арсенала", шедший из города Азова (Ростовская область) в Турцию с грузом зерна, потерпел крушение ранним утром в Керченском проливе, в 20 километрах от берега. Сигнал SOS с корабля был принят в 03:54 по московскому времени.

Судно раскололось надвое и затонуло. На его борту находилось 12 членов экипажа: двое россиян, 9 граждан Украины и один - Грузии. К месту крушения были направлены сразу восемь судов и вертолёт. Всего же в спасательной операции участвует 139 человек.

По предварительным данным, спасти удалось лишь пятерых моряков, остальные пока числятся пропавшими без вести. Состояние одного из выживших оценивается как тяжёлое. У него сильное обморожение: температура воды в проливе семь-восемь градусов тепла.

Поиски остальных членов команды осложняются штормом в четыре балла и порывистым ветром силой до 20 метров в секунду.

В СК уже возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения транспорта". Теперь следователям предстоит выяснить, что стало причиной крушения.

По мнению опрошенных Лайфом экспертов, причиной крушения могли стать именно плохие погодные условия.

О причинах крушения говорить рано. Но то, что судно раскололось надвое, может говорить о том, что оно попало на большую волну, нос и корма провисли, и судно развалилось, - считает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев.

С ним согласен и председатель Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.

Дело в том, что сухогруз "Герои Арсенала" принадлежит к типу судов "река - море", поэтому при возникновении шторма корабль должен был зайти в укрытие, а не продолжать ход, - уверен Ковальчук.

По его словам, при шторме на море в 3–4 балла - а именно такой силы была волна на Чёрном море в ночь на 19 апреля 2017 года в районе Керченского пролива, где и произошла трагедия, - риск крушения резко возрастал.

Нельзя исключать, что во время шторма в трюмах сухогруза сместился груз (по предварительным данным МЧС РФ, судно перевозило зерно) - и корабль водоизмещением 3,5 тысячи тонн раскололся надвое и затонул, - заявил Лайфу эксперт Игорь Ковальчук. - Трагедии, скорее всего, можно было бы избежать, если капитан сухогруза соблюдал бы правила судоходства и, зная о предстоящем шторме в 3–4 балла, зашёл бы в ближайшую бухту и переждал стихию.

В поисках экипажа задействованы десятки судов МЧС и Минобороны РФ.

По информации СК РФ по Краснодарскому краю, сухогруз "Герои Арсенала" ходил под флагом Панамы и принадлежал турецкой компании Gunes shipping. В собственности компании находится ещё 14 сухогрузов.

Затонувший же сухогруз был построен в 1980 году в словацком городе Комарно. Первоначальное название - "Волго-Балт 224". С 1988 года его переименовали в "Герои Арсенала". Судно имеет длину 113,87 метра, а ширину - 13,19 метра, валовый тоннаж почти 2500 тонн. Ранее владельцем судна был украинский "Укрречфлот", однако в 2013 году корабль перешёл в ведение нью-йоркской компании Us Deepblue Shipping, которая продала его уже турецкой Gunes shipping.

Loading...Loading...