Г п мир история. Путешествия по Беларуси: Мир и Мирский замок

Мирский замок является одной из важнейших туристических , выдающимся оборонным сооружением XVI столетия, занесенным в .

История Мирского замка

(Мирский замок) - выдающийся пример оборонного зодчества XVI века. Он расположен в поселке Мир в Гродненской области Беларуси .

Самые ранние сооружения выполнены в готическом стиле и относятся к XVI столетию. Этот белорусский замок был заложен в начале XVI века князем Илиничем .

В 1568 году замок перешел во владение Николая Радзивилла , который достроил его в стиле ренессанса .

Вдоль восточной и северной стен замка был возведен трехэтажный дворец . Вокруг построены земляные валы с бастионами на углах и рвом с водой. В северной части разбит сад в итальянском стиле . Искусственное озеро было создано на юге.

Во время Наполеоновских войн замок серьезно пострадал и стоял в запустении более столетия.

Все еще находясь в руках богатой семьи Радзивиллов , он был восстановлен в начале XIX века и продан Николаю Святополк-Мирскому в 1895 году. Его сын начал восстановление замка, которое проходило под руководством архитектора Теодора Бурше.

После войны в замке жили те местные жители, дома которых были разрушены во время войны. Потом здесь располагался военный гарнизон .

Мирский замок сегодня

В 2000 году ЮНЕСКО внесла Мирский замок в Список Всемирного культурного и природного наследия .

Удачное сочетание архитектурных стилей готики, барокко и ренессанса делает Мирский замок одним из наиболее впечатляющих замков в Европе.

В декабре 2010 года после активных реставрационных работ Мирский замок был открыт для туристов .

Однако обновление замкового комплекс "Мир" продолжается и в настоящее время. Существуют планы восстановления итальянского ренессансного сада, английского парка и пруда, реставрации дворца Святополк-Мирских. В 2013 году была завершена реставрация памятника архитектуры.

Как добраться в Мирский замок и где остановиться

Мирский замок расположен в 90 км на юго-запад от Минска. От съезда с автотрассы М1 Минск-Брест ехать до Мира всего лишь 15 минут.

На автобусе по маршруту Минск-Новогрудок путешествие занимает около двух часов.

Автобусы из Минска и других мест прибывают в Мир на центральную площадь 17 Сентября , бывшую Рыночную. Собственно, на площади и сейчас проходит рынок, для чего построены современные «торговые ряды». Впрочем, в будний день во второй половине дня рынок представляет собой жалкое зрелище: два арбуза и три помидора.

На самой площади - ряд аккуратных разноцветных домиков, есть магазин и даже два банка с обменом валюты. В общем, турист не пропадёт. Тем более что в последние годы в Мире открылось несколько точек общепита. Вдобавок к этому на площади работает небольшая гостиница «Мир» на 14 номеров. Здесь можно вполне бюджетно переночевать, только вот бронировать номер желательно заранее, даже в будние дни. Вариант ночевки побогаче - отель «Мирский замок» , расположенный непосредственно в замке. Фотографии гостиницы «Мир» и других ярких домиков на площади (источник ):


Симпатичные миниатюрные домики на площади радуют глаз свежестью покраски и создают приятный антураж. Раньше в них жили купцы, а теперь здания отреставрировали и приспособили под магазины и банки.

Строго говоря, только половина этих одноэтажных домиков может считаться по-настоящему исторической застройкой XIX и начала XX века . Остальные являются всего лишь стилизацией «под старину». Нынешний вид главная площадь Мира приобрела в 2002 году, когда в местечке отмечался День белорусской письменности и печати. К сожалению, часть аутентичных домов тогда снесли, построив отель и кафе . От некоторых домов оставлен только фасад, так что они превратились в своего рода архитектурные муляжи. Впрочем, рядовому туристу это в глаза не бросается: общий стиль построек выдержан.

Подробнее о том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка , . Расположение автостанции Мира на карте .

По краям колоритной Рыночной площади (она же площадь 17 Сентября) стоят два храма: с одной стороны православная церковь, с другой - католический костёл. А до Мирского замка отсюда - от силы 10 минут ходьбы. Но о замке мы поговорим в свой черед . Посмотрим же пока на два вышеупомянутых храма. Начнем с бело-голубого православного.

(Свято-Троицкая церковь ) была, как мы знаем из истории местечка , возведена в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской: в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь передали православным, причем из 3 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками .

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром - уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства (иконостас и богослужебную утварь). После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился «идеологически правильный» храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили .

В плане храм имеет форму продолговатого креста. Основные блоки, из которых состоит каменное здание, нанизаны на одну композиционную ось: это притвор-звонница, трапезная, почти квадратный в плане молитвенный зал и, наконец, полукруглая апсида с небольшой боковой ризницей. План церкви (источник ):

Над притвором в 1870-х годах была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема - пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы (изображение трех ангелов).

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери .

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека , построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека («магазин для торговли аптечными веществами ») на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Утверждается, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность .

На другой, южной, стороне главной площади Мира находится католический храм - Николаевский костёл начала XVII века. Фасад костёла выходит на центральную Красноармейскую улицу, по которой можно за 5 минут дойти до Мирского замка (см . туристическую карту Мира).

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году. Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони , много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В радзивилловском Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в ренессансном стиле с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла , поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажную плебанию - дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, плебания и хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами. В 1845 году был предпринят новый ремонт костёла. В XIX веке прихожанином Николаевского костела в Мире был поэт Владислав Сырокомля. Здесь также собирались участники Польского восстания 1863-1864 годов. Имеются сведения, что плебания была разобрана в 1880 году .

Вот как выглядел костёл в Мире в XIX веке:

По состоянию на 1879 год храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя) . Среди местных жителей долгое время было в ходу выражение: «Раве, як Мирский звон ». В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

В 1879 году в состав Николаевского прихода, кроме местечка Мир, входило несколько деревень. В праздничные дни храм посещало до 600 человек . В церковных описаниях того времени отмечается, что прихожане были весьма прилежны и богобоязненны: избегали пьянства, придерживались постов, были приветливыми, трудолюбивыми, бережливыми в отношении храма и грамотными (среди прихожан самого местечка 60% могли читать и писать) .

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Та же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире . В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным - после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. После реконструкции завершение башни выглядело по-разному: во второй половине XIX века оно имело вид «кубоватого» шатрового покрытия, а в польский период в 1920-х годах - островерхого шатра с изломом . Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка . Фото костёла в начале XX века (до польского периода):

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши (см . заметку об истории города), храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами.

Само здание костёла представляет собой базилику с тремя нефами без трансепта. Центральный неф завершается полукруглым пресвитерием. Над фасадом центрального нефа возвышается массивная, квадратная в плане ренессансная башня оборонительного характера с шатровой крышей, состоящая из четырех ярусов. Боковые нефы завершаются со стороны фасада цилиндрическими лестничными башенками, а со стороны алтаря - закругленными сакристиями. К сакристиям примыкают пятигранные пристройки, в некоторой степени имитирующие трансепт (благодаря им план костёла приобретает очертания латинского креста). План костёла (источник ):

Нынешние верхние ярусы башни являются работой современных реставраторов и грешат не слишком качественной кладкой. Но общий облик костёла весьма гармоничен. Благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком .

В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был барочный алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами, тоже весьма свежими на вид. Несколько фотографий нынешнего интерьера Николаевского костёла в Мире :


В костёле работают очень любезные и гостеприимные люди. Ведется торговля крестиками, четками и прочей атрибутикой.

По всему храму разносится пьянящий запах лилий.

Вход в храм предваряет крытая черепицей брама и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.


Слева от костёла находится здание приходской школы и больницы , датируемое XVII–XVIII веками . Сейчас его занимает турбюро и кафе.

В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом (источник фото: ). Текст гласит: ««Hanc mihi condo domus/Tibi successor bone donum,/Si bona suma bonam,/Si mala conde novam », то есть: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош - с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый» .

Видимо, табличка ранее находилась на здании плебании , и данный портал как раз являлся его частью . Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания плебании при костеле принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке .

Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами - кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и формировали основу торгового класса.

Рядом с евреями мирно жили другие «миряне» (именно так принято называть жителей поселка Мир) - белорусы, поляки и татары. Каждое из этих сообществ культивировало свои традиции, причем в наибольшей степени отличались от всех как раз евреи. Они выделялись не только одеждой, но и поведением и языком. Так, ученики Мирской иешивы между собой говорили на своем языке, а с белорусским населением - по-белорусски. Еврейская община была наиболее изолирована от остальных, и евреи чаще всего воспринимались как «чужаки» (в противоположность, например, «своим» татарам) .

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Вот, например, бывшая еврейская религиозная начальная школа (хедер ) , построенная в 1893 году (теперь Мирская библиотека), и пансион при ней. По другим сведениям, розоватое здание с крыльцом - это бывший дом раввина, а как раз примыкающее к нему желтое строение (ул. Кирова, 20) - бывшая школа.


Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) (современный адрес: ул. Кирова, 25). «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание». Так называют высшие еврейские учебные заведения, где изучают Талмуд (то есть свод правил иудаизма, который служит руководством в повседневной жизни) и готовят раввинов.


Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта. Нынешняя рядовая застройка улицы:

Основана Мирская иешива была в 1815 году талумдистом и крупным торговцем Самуилом Тиктинским и функционировала до 1939 года . Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира (ну как тут избежать каламбура). Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы).

С Мирской иешивой связаны имена выдающихся знатоков Торы и талмудистов. Фото иешивы в Мире в начале 1930-х годов :

С началом Второй мировой войны воспитанники иешивы и ее глава Финкель перебрались в Литву (Вильнюс), а затем эвакуировались в Китай: Япония выдала евреям визы и предоставила землю в оккупированном Шанхае.

История переезда воспитанников Мирской иешивы в Шанхай во время Второй мировой войны исключительно интересна. Спастись им удалось благодаря японскому консулу в Литве. Это был Тиунэ Сугихара (1900-1986) - человек, о котором написаны целые книги. Именно он выдавал евреям японские транзитные визы (на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию). Всего Тиунэ Сугихара организовал эвакуацию около 6 тысяч польских и литовских евреев. Выписанная Сугихарой транзитная виза (источник ):

Получившим визы беженцам советское правительство обеспечивало транзит. Они пересекали советскую границу и доезжали до Владивостока, где садились на пароход и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. После войны эти евреи основали новую иешиву «Мир» с отделениями в Иерусалиме и Нью-Йорке. Сейчас это крупнейшая иешива в мире (опять не обошлось без каламбура).

Бывшая главная синагога Мира - статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, - была построена по проекту 1896 года (современный адрес: ул. Кирова, 26). Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой . Позднее тут было профтехучилище. Фото разрушенной синагоги Мира после Второй мировой войны (источник ):

Сейчас в бывшей синагоге задумали сделать гостиницу. По этому случаю здание хотят дополнить мансардой, что вряд ли пойдет на пользу его архитектурному облику.


(В некоторых источниках как раз это импозантное двухэтажное здание называют Мирской иешивой, а предыдущее - синагогой . Однако поиск по иностранным источникам показал, что иешива располагалась именно в нынешнем здании почты. Это же подтверждает и серьезное исследование белорусских специалистов ).

За главной синагогой стоит яркое здание с зеленой крышей и эффектными арками торцевого фасада - купеческая синагога , построенная в XIX веке. Сохранилось в Мире и парочка других, более скромных, зданий синагог (подробнее см . на сайте ).


Чуть дальше по улице Кирова, на углу с Красноармейской улицей, находится крупное здание бывшего кагала (администрации еврейской общины), где, возможно, также размещался и банк . Теперь тут, говорят, детский сад .

Улица и пешеходный переход с предостерегающей надписью:


Практически напротив главной и купеческой синагоги, на углу улицы Кирова с одноименным переулком, можно посетить частный музей «Мирский посад» (адрес: 2-ой пер. Кирова, д. 2). Музей создан силами местного жителя - энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Самые популярные туры

Достопримечательности Мира

Свято-Троицкая церковь

Троицкая церковь в Мире была возведена на центральной площади города Мир в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской, а в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь вернули православным христианам, причем из 3 000 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками.

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром — уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства - иконостас и богослужебную утварь. После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Над притвором была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема — пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы.Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили.

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери.

В настоящее время Троицкая церковь в местечке Мир очень оригинально вписывается в планировку улиц. Несмотря на небольшую высоту, его синие купола видны из далеких уголков города Мира.

Старинная аптека

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека, построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека «магазин для торговли аптечными веществами » на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Реставраторы утверждают, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность.

Николаевский костёл

На южной, стороне главной площади Мира находится католический храм —Николаевский костёл начала XVII века.

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году.
Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони, много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в стиле ренессанс с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла, поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами.

В 1879 году храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя). В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Такая же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире. В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным — после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка.

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши, храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Общий облик костёла весьма гармоничен, благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами. В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой в стиле барокко. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами.

Вход в храм предваряет ворота крытые черепицей и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.

Здание приходской школы и больницы

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажный дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом. Текст, написанный на латыни, гласит: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош — с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый». Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке.
Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

Часовня усыпальница Святополк-Мирских

Часовня усыпальница Святополк-Мирских входит в архитектурный ансамбль Мирского замка. Она представляет собой небольшую церковь, которая плавно переходит в одну стройную башню звонницу.

В 1898 году после смерти князя Николая Святополк-Мирского его жена, княгиня Клеопатра Михайловна, решила построить в поселке часовню-усыпальницу для всего рода Святополк-Мирских.
Часовня была построена по проекту именитого петербургского архитектора Роберта Марфельда, который известен своими шедеврами в стиле модерн. Он постарался построить здание, органично вписывающееся в существовавший комплекс Мирского замка.

Возведение часовни началось в 1904 году, ее место определили на пригорке под восточным замковым валом на берегу красивого озера. Часовня была построена из красного кирпича, серого бутового камня.

Главный фасад часовни украшает великолепная золотая мозаика с ликом Спаса Вседержителя Пантократора. Эскиз для нее выполнил Н. Харламов в строгом соответствии с византийской традицией. Мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление. Загадочной особенностью этого панно является то, что с какой бы стороны вы не смотрели на него, глаза Иисуса всегда будут смотреть на вас.

Часовня была посвящена Св.Николаю - покровителю рода Святополк-Мирских. Недалеко от мозаики расположился свинцовый герб рода Святополк-Мирских. Внутреннее пространство усыпальницы состояло из главного зала, предназначавшегося для семейных богослужений, и склепа на 20 захоронений, расположенного под ним.

Шесть лет понадобилось, чтобы построить в Мире часовню-усыпальницу Святополк-Мирских. Домовая церковь князей Святополк-Мирских начала действовать в 1910 году, как раз в год смерти ее заказчицы - княгини Клеопатры Михайловны. Она умерла в Мире 18 февраля того же года после окончания всех строительных работ, словно исполнив свой последний долг перед мужем и сыном, прах которых был перенесен сюда из разных мест.

За время войн и послевоенной разрухи часовня-усыпальница Святополк-Мирских была разграблена и постепенно приходила в упадок и разрушалась. Лишь в 2004 году началась ее реконструкция: был отлит колокол и установлены мозаичные иконы. Через год в ней прошло первое символическое богослужение в память о семье князей Святополк-Мирских. В 2008 году завершилась реставрация в интерьерах часовни. Интерьер церкви был воссоздан по сохранившимся документальным фотографиям. В оформлении преобладают спокойные терракотовые и фиолетовые тона, строгий геометрический орнамент. Восстановили также облицованные кафелем печи.

В витринах демонстрируются иконы русской школы начала ХХ века из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь

По соседству с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских находятся въездные ворота с домом сторожа. Домик сторожа был построен в начале XX века в едином стиле с усыпальницей. Это небольшое, квадратное здание из красного кирпича и камня с бутовыми вставками, с примыкающей к нему въездной аркой с коваными воротами.

Ворота (брама) образованы аркой, перекинутой от домика сторожа на квадратный столб.

В первой половине XX века через эти ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской усыпальнице. Впервые домик сторожа упоминается в 1930-х годах.

После прихода Красной Армии и установления в Мире советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож Стефан Карабан, который до того также был звонарем в церкви. Потомки Стефана жили в сторожке до 1990 года.

Синагогальный двор

Как известно из истории поселка Мир, местное население всегда отличалось неоднородным национальным составом: тут соседствовали католики, православные, мусульмане и иудеи. Деревянная мечеть до нашего времени не дошла. А вот так называемый синагогальный двор сохранился. В Мире вообще уцелело рекордное количество еврейских зданий, целый квартал.

Комплекс построек синагогального двора Мира разместился в центре местечка, к северо-западу от главной площади. Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами — кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и составляли основу торгового класса.

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание».

Иешива

Иешива (ешибот) — еврейское высшее религиозное учебное заведение. Мирская иешива основана в 1815 г.. Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира. Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы). Учебное заведение было закрыто в 1940 год. Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта.

Бывшая главная синагога.

Бывшая главная синагога Мира — статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, — была построена в 1896 года Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой. Позднее тут было профтехучилище.

Частный музей Мирский посад

Практически напротив главной и купеческой синагоги есть частный музей «Мирский посад»
Музей создан силами местного жителя — энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с историей поселка Мир. Как утверждает владелец, музей устроен в здании той самой корчмы, где было написано стихотворение Сырокомли «Почтальон», ставшее в переложении на русский язык известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Экспозиция рассказывает о культуре евреев Мира и судьбе Мирской иешивы, а также о жизни представителей прочих конфессий. Посетители могут узнать об истории поселка и его легендах, увидеть средневековые монеты, старинные еврейские книги и даже подлинную мебель из Мирского замка. В музее можно сделать фотографии, послушать старый патефон и посидеть на княжеской кровати. Старинные вещи разрешается брать в руки.



Замок в Мире — выдающееся произве-де-ние белорусского зодчества. В его архи-тектуре нашла зримое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и баш-нями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец — рези-денция магната. Выполненный из камня и кирпича, окруженный земляными валами с бастионами и рвами с водой, замок своей монументальностью и неприступностью олицетворял силу и неогра-ничен-ную власть феодала.


План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня — главная — с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку.


Первоначально стены замка имели высоту до 13 м при толщине их у основания около 3 м. Кладка трехслойная: наружная часть стен выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а внутренняя, составляющая ее основной массив, представляет собой забутовку из мелкого камня и кирпичного боя. Высота комбинированной кладки стен около 1,5 м, в главной башне она достигает 7 м. Верхние части стен башен, а также стены, цилиндрические своды и полы дворца выполнены из кирпича.


Строительство дворцово-замкового комплекса проходило не единовременно, что хорошо прослеживается в характере архитектуры его различных частей. Первоначально, в XVI в., были построены крепостные стены и башни. Позднее, уже при Радзивилле Сиротке, в начале XVII в., вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Новое строительство вызвало изменения облика стен, к которым примкнул дворец: у них исчезли бойницы, были пробиты большие оконные проемы, заново возведена верхняя часть. Большие окна получила и достроенная часть северо-западной башни. Тогда же по внешнему контуру замка вдоль южной и западной стен строятся одноэтажные хозяйственные постройки и конюшня.


Достопримечательностью замка являются башни высотой около 25 м. Они возвышаются над стенами и в прошлом все имели характерный готический декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Такой прием обработки фасадов был распространен в белорусской архитектуре XV—XVI вв. Побеленные ниши и пояса удачно контрастируют с красными кирпичными стенами, усиливая художественную выразительность замка. Ныне только главная, въездная и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса: они оштукатурены или облицованы тесаным камнем.



Замок в Мире за свою более чем четырехвековую историю был свидетелем многочисленных войн. Так, в 1655 г. он пострадал от длительной осады шведов, в 1705 г. они вторично напали на замок и сожгли его. Сильно разрушен замок и во время войны 1812 г. Дважды — в июле и ноябре этого года — между русскими и французскими войсками в Мире велись ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня замка, в которой находился пороховой склад, сожжен дворец, были сильно разрушены и фортификационные сооружения. Сейчас в замке ведутся реставрационные работы, в процессе которых получены новые данные по его истории и архитектуре на разных этапах строительства.

В рамках знаменитого уже международного блогерского мероприятия «Нефорум 2015″ #нефорум2015 всем участникам устроили экскурсию в Мирский замок. Давайте и я вам расскажу все что успел узнать и увидеть там.

Замковый комплекс «Мир» XVI–XX вв. в г.п. Мир – историко-культурная ценность национального значения и мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка.

А вот что было потом …

Фото 2.м

Для строительства такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины. В начале XVI в. на земли ВКЛ участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодальными группировками внутри государства. В частности, Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.

Окрестности Мира на карте Т. Маковского. Издание 1613 г., Амстердам

На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. При строительстве замка была использована трехслойная кладка: наружная и внутренняя часть стен была выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями и кирпичным боем.

При едином объемно-пространственном решении каждая башня имеет свои архитектурные особенности: нижняя четырехгранная часть переходит на разной высоте вверху в восьмигранник, слегка уменьшаясь в объеме. На фасадах башен чередуются разные по форме и величине оштукатуренные декоративные ниши и орнаментальные пояса, вобравшие в себя традиционные приемы местного каменного зодчества.

Фото 3.

Хозяева замка – Ильиничи – не смогли завершить строительство. За сорок лет их род полностью угас. Незадолго до своей смерти внук основателя замка Юрий Ильинич-младший завещал Мирское графство своему двоюродному брату Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка». Таким образом, владельцем замка стал представитель могущественного рода Радзивиллов. Он решил сделать замок одной из своих резиденций. По распоряжению князя у северной и восточной стен были возведены трёхэтажные жилые корпуса, перепланированы три угловые башни, к Въездной башне пристроен барбакан. Вокруг замка были насыпаны земляные укрепления, которые представляли собой неправильный по форме четырёхугольник с небольшими бастионами по углам. За земляными валами был выкопан ров, который заполнялся водой.

Фото 4.

Давайте сделаем небольшое отступление. Нужно подробнее узнать, что значит род Радзивиллов в истории Белоруси.

Их называли некоронованными королями Великого Княжества Литовского. А их владения — радзивилловским государством. С представителями этого рода связано очень много легенд. Какие-то подтверждены документально и стали уже исторической правдой, какие-то до этого времени остаются вымыслом.

Род Радзивиллов не имел себе равных в истории Великого Княжества Литовского по количеству выдающихся политических, церковных, военных и культурных деятелей. Его представители дважды занимали высшую в церковной иерархии должность виленского католического епископа, а один из них в дальнейшем стал краковским архиепископом и кардиналом. Высшую светскую должность виленского воеводы на протяжении XV-XVIII вв. занимали 13 представителей рода, 7 из них были государственными канцлерами, а 6 – великими гетманами. В целом, 38 представителей рода занимали должности, которые давали право на место в Великокняжеской Раде, позже – в Сенате Речи Посполитой. Барбара Радзивилл в 1550 г. стала королевой Польши. Как большинство аристократии, Радзивиллы имели романтическую легенду о своём происхождении, которая берёт своё начало в XIII в. Всего в истории известны три линии Радзивиллов:

Первая (старшая), с княжеским титулом на Гонёндзе и Мяделях (Польша), угасла по мужской линии в 1542 г. после смерти последнего из его трех сыновей – Яна Николая, старосты Жемойтского. В 1547 г. представители двух остальных ветвей добились признания за собой права княжеского рода. К истории Несвижа старейшая ветвь Радзивиллов отношения не имела.

Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549–1616)

Вторая (фактически младшая) ветвь пользовалась в дальнейшем титулом князей на Биржах и Дубинках (Литва). Известна также как биржанская линия. Ее основателем был знаменитый военачальник Юрий Радзивилл (около 1480 – 1541 гг.) по прозвищу «Геркулес Литовский», каштелян виленский и гетман. Линия угасла по мужской линии в 1669 г. со смертью князя Богуслава. Его огромные владения в 1744 г. были присоединены к владениям несвижской линии Радзивиллов.

Третья ветвь, с княжеским титулом на Несвиже (Беларусь) и Олыке (Украина), пошла от Яна Бородатого (1474 – 1522 гг.), каштеляна трокского. История Несвижского ордината берёт своё начало после смерти Николая Радзивилла «Черного» у которого остались сыновья Николай Христофор, Юрий, Альбрехт, Станислав и четыре дочери. Один из братьев, Юрий (1556 – 1600 гг.), стал известным деятелем католической церкви.

Трое братьев, будучи светскими людьми, поделили отцовские владения. Чтобы земельные наделы навсегда оставались собственностью рода, братья установили систему ординаций – неделимых владений, передающихся в наследство от отца к сыну и не подлежащих ни продаже, ни заложению. Центрами трех ординаций стали Несвиж, Клецк и Олыка. В случае угасания какой-то из линий, ее владения должны были вливаться в соседнюю ординацию. Акты об образовании ординаций были подписаны сыновьями Николая Радзивилла «Черного» в 1586 г., подтверждены королем Стефаном Баторием 10.12.1586 г. и сеймом в 1589 г. «на вечные времена».

На протяжении четырёх столетий известно 17 Несвижских ординатов.

Фото 5.

А мы возвращаемся к истории замка.

В конце XVI в. бастионные укрепления Мирского замка утратили свою актуальность. По неизвестным причинам Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» отказался от дальнейшей основательной модернизации Мирского замка, и после возведения мощного замка в Несвиже в конце XVI – начале XVII в. княжеская резиденция была перенесена туда. Мирский замок стал своего рода загородной резиденцией. Стены трёхэтажного дворца и примыкающих трёх башен были оштукатурены и окрашены в розовый цвет. Оконные и дверные порталы были выполнены из серого песчанника, крыши накрыты черепицей. Металл использовался в украшении окон, дверей, водостоков, колодцев, флюгеров.

В подвалах и на первом этаже дворца находились хозяйственные помещения и кладовые, на втором этаже располагались администрация Мирского графства, замковый суд, канцелярия, а на третьем – жилые помещения хозяев.

Рядом с замком в начале XVII в. был разбит итальянский сад.

Радзивиллы действительно обладали сказочным богатством. Их дворец был обставлен по-королевски: великолепная мебель, паркетные полы из ценных пород дерева, лепные потолки, украшенные позолотой и росписью стены, персидские и карелицкие ковры, полотна знаменитых художников, коллекции редчайшего фарфора и оружия — сабли и кинжалы, отделанные драгоценными камнями, ружья, инкрустированные перламутром. Кроме того, их библиотека насчитывала около 20-ти тысяч томов, включая архив Великого Княжества Литовского. Но кладоискателей с давних пор интересуют в первую очередь драгоценности не духовные, а материальные.

«Золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра», — это строки из доклада князя, генерала-фельдмаршала и дипломата Н. В.Репнина, адресованного императрице Екатерине II.

Князь Николай Васильевич, заключивший в 1768 году Варшавский договор с Речью Посполитой (так называлось тогда польское государство), был одним из самых почетных гостей во время визита в замок Мир короля Августа. Вместе с его свитой Репнин побывал в сокровищнице.

Это самое известное документальное свидетельство того, что драгоценные статуи действительно существовали. Во время войны 1812 года Доминик Радзивилл (последний владелец Мирского замка из этого рода) стал на сторону Наполеона. Во главе сформированного им кавалерийского полка вместе с французами он двинулся на Москву. В сражении под Смоленском он был тяжело ранен. Его перевезли в Париж, где он скончался.

Когда русские войска стремительным маршем подошли к замку, верные княжеские слуги взорвали подземный тоннель, ведущий к скарбнице.

…Многие кладоискатели уверены — клад Радзивиллов находится где-то в ответвлении легендарного тоннеля, протяженностью около 35 км, соединяющего Мирский и Несвижский замки. Якобы в нем могли свободно разъехаться две кареты.

Однако геологические условия здесь слишком сложны для такого гигантского тоннеля. Да и зачем прокладывать с огромными трудностями подземную дорогу, если можно свободно путешествовать «поверху», без риска обрушения потолка или стен.

Тем не менее считается, что система подземных туннелей Мирского замка больше его наземной площади замка в несколько раз. Совсем недавно был открыт подземный ход, который начинается под северо-западной башней и тянется почти на полтора километра. Исследователи и реставраторы, периодически находя в ближайших окрестностях фрагменты других подземных сооружений, «подстегивают» интерес кладоискателей. Но поиски легендарных сокровищ остаются тщетными. Может быть, во время фашистской оккупации были находки? Говорят, немцы также занимались поисками золота Радзивиллов.

Фото 6.

Юго-западная и Въездная башни, южная и западная стены замка, не примыкающие к новым корпусам, были оставлены без изменений.

После этих бурных преобразований замок на несколько десятилетий погрузился в мирную жизнь, которую оборвала война между Речью Посполитой и Русским царством. В 1655 г. Мирский замок был опустошён казаками Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством воеводы Алексея Трубецкого.

Около 30 лет замок простоял в запустении. И только в 1680 г. Катажина (Екатерина) Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Казимира приступила к восстановительным работам. Однако Северная война 1700–1721 гг. остановила на долгие годы её начинания. В апреле 1706 г. в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII. Было разрушено всё, что недавно успели восстановить.

Замок в Мире. Картина К. Русецкого, сер. XIX в.

В начале XVIII в. былую роскошь замку возвратил его новый владелец – князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Были переделаны покои третьего княжеского этажа. Вместо однотипных, главным образом квадратных в плане, помещений появилась анфилада из залов разных размеров. Для этого переделывались внутренние перегородки, менялось направление лестниц. Парадный, Портретный и Танцевальный залы украшались дубовыми паркетными полами, золочеными расписными и резными потолками, превосходной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями.

Один из сыновей «Рыбоньки», князь Кароль Станислав по прозвищу «Пане Коханку», с 1754 по 1762 гг. жил в Мирском замке, устраивая здесь шикарные балы и созывая многочисленных гостей на охоту. После его смерти в 1790 г. все наследственные владения перешли к племяннику – князю Доминику Иерониму Радзивиллу, который во время войны 1812 г. выступил на стороне Наполеона. Смертельно раненный в бою Доминик умер в 1813 г. Его имения императорским распоряжением от 17 марта 1814 г. разделили на две части. Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил троюродный брат Доминика, князь Антоний Радзивилл, другую – дочь Доминика – Стефания, которая в 1828 г. вышла замуж за царского адъютанта графа Льва Петровича Витгенштейна, сына героя войны 1812 г. Начавшиеся судебные разбирательства между ними и Радзивиллами по поводу земель Мирского графства закончились только в 40-х гг. XIX в. Мирские владения по решению специальной комиссии перешли ко Льву Витгенштейну, жившему на тот момент в Германии. Однако владеть замком его потомкам пришлось недолго. Согласно принятому в 1887 г. российскому закону иностранцам (а таковыми являлись Витгенштейны и, в частности, их дочь Мария Гогенлоэ-Шиллингсфюрст) владеть землями на территории Российской империи запрещалось, поэтому вынуждены были их продать.

Фото 7.

В 1891 г. Мирские земли и замок купил наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский. Приехав в Мир, князь взялся за дело с большим энтузиазмом: на противоположной от замка стороне усадьбы был возведен двухэтажный дворец, построен спиртовой завод и устроен водоем с островами, который стал неотъемлемой частью английского пейзажного парка, заложенного в конце XIX в.

При старшем сыне князя Николая – Михаиле – в 1922 г. начались работы по восстановлению и приспособлению Мирского замка. Они продолжались 16 лет. За это время была отремонтирована часть восточного корпуса дворца и две башни.

Князь Михаил Святополк-Мирский прожил в замке до 1938 г., до своей смерти. Он был похоронен в церкви-усыпальнице, возведённой в начале XX вв. в пейзажном парке, по распоряжению матери – княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской.

Замок в Мире. Н. Орда, 1860–1870 гг

Замок со стороны озера. 1920-е гг.

В 1939 г. в местечко Мир вошли войска Красной Армии. В замке появились новые хозяева. В средневековых стенах была устроена производственная артель.

Во время Великой Отечественной войны с мая по август 1942 г. в замке находилось гетто.

Колонна немецких автомашин. 1941 г

После освобождения Беларуси в июле 1944 г. в замке нашли приют жители местечка Мир, чьи дома разрушила война. Последняя семья выселилась из замка в 1962 г.

В 1983 г. в Мирском замке начались реставрационные работы. В 1987 г. замок стал филиалом Государственного художественного музея БССР (с 1993 г. – Национальный художественный музей Республики Беларусь). В 1988 г. был принят Декрет Правительства БCCР «О статусе Мирского замка как историко-культурной ценности национального значения». В 1989 г. утвержден новый проект реставрации замка, в котором предусмотрено размещение музейной экспозиции.

В октябре 1992 г. в Юго-западной башне состоялось открытие первой музейной экспозиции. В 1993 г. за реставрацию и приспособление Мирского замка был получен диплом «Europa Nostra». В 2000 г. Замковый комплекс «Мир» был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 8.

16 декабря 2010 г. после реставрационно-восстановительных работ состоялось торжественное открытие Замкового комплекса «Мир».

Мирский замок, построенный в начале XVI века, пережил целый ряд исторических эпох, насыщенных политическими, экономическими и культурными событиями и является не только отличным примером замкового зодчества Беларуси XVI–XX вв., но и знаковым символом национального наследия независимого государства Республики Беларусь.

Фото 9.

Очень часто все спрашивают, как образовалось такое название — Мир.

И так, согласно легенде Мирский замок, построенный таинственными богатырями, существует с незапамятных времен. О происхождении названия нынешнего городского поселка Мир точных сведений нет. Возможно, его имя образовано от термина социального значения: «мир» — коллектив членов общины. Иногда сам термин равнозначен слову «община».

Возможно, название произошло от татарского «эмира», возглавлявшего общину живших здесь некогда татар, разгромить которых сюда пришли крестоносцы в 1395 году. Некоторые считают, что тут состоялось перемирие после одного из сражений. Не исключены, конечно же, и другие версии…

Фото 10.

А вот еще легенды замка и рода Радзивиллов.

Во время войны со шведами Невижский замок и расположенный рядом с ним также принадлежавший семье Радзивиллов Мирский - оказались в центре военных и политических событий. В 1655 году Мирский замок был захвачен казачьими отрядами запорожского атамана Золотаренко, воевавшего на стороне России. В том же году объект берут штурмом шведы, которых привел сюда Богуслав. В 1656 году наступает перемирие; Россия и Польша вместе вступают в войну со Швецией. Над Мирским замком снова сгущаются тучи. Он становится жертвой междоусобиц польской шляхты, разделившейся во время войны на два лагеря: прошведский и пропольский. В 1705 году шведы вторично, уже с особой жестокостью, берут штурмом замок и сжигают его.

В начале XIX века Невижским и Мирским замками владел Доминик Радзивилл. Мечтая о возрождении Речи Посполитой, Доминик с радостью встретил солдат Наполеона. Сформировав пятитысячный корпус из шляхтичей, он отправился в поход на Москву. Возвращение в Несвиж было бесславным. Приказав эконому эвакуировать самое ценное, Радзивилл уехал в Вильно, современный Вильнюс. Согласно существующим преданиям, эконом не успел ничего вывезти из Несвижа, поскольку город и замок были стремительно заняты русскими войсками. Несметные сокровища Радзивилллов, в том числе и статуи 12 апостолов, эконом успел спрятать в «скарбец» и сумел взорвать подземный ход, ведущий в него. Но преданность хозяину погубила эконома: его повесили во дворе замка. А сам князь Доминик вскоре был тяжело ранен во время боя. В беспамятстве его перевезли в Париж, где он и скончался, не успев раскрыть тайну нахождения «скарбца». На Доминике преравалась несвижская линия Радзивиллов. А ведь экономическое могущество всей династии прирастало, прежде всего, именно по этой линии - к ней по воле провидения стекалась собственность отмиравших на генеалогическом древе Радзивиллов ветвей. Сокровища знатного рода безуспешно искали в 1812, 1915, 1939 годах, и ищут по сей день.

Фото 11.

По одной из легенд, княжеский клад находится в огромном тоннеле, длиной более 35 километров, который в XVII столетии соединял два замка Радзивиллов - Несвижский и Мирский. Мирский замок действительно имел подземные тайники. Известно, что ход, начинавшийся под северо-западной башней, тянулся на полтора километра. В разные времена находили вокруг Миры фрагменты других подземных галерей. Подтверждением того, что сокровища спрятаны именно в этом замке, «специалисты» по поискам кладов считают регулярное появление в замке привидения князя Доминика, охраняющее спрятанные им когда-то драгоценности.

По другой версии, хранилище радзивилловских сокровищ расположено в Несвиже, под самим дворцом или галереями, прилегающими к нему, а может быть, и под замковым двором. В 1997-2000 годах реставраторы замка, действительно, открыли подземный ход высотой 1,8 и шириной 1,2 метра. И он хорошо сохранился. Потайным ходом, устроенном в валу, можно выйти за пределы замка. Исследуемые сейчас подземные лабиринты строились уже в XVI веке, и, как знать, что ожидает специалистов в их поисках. Ведь сколько высказано диковинных гипотез только по поводу места захоронения знаменитой сокровищницы Радзивиллов, славившейся, помимо всего прочего, фигурами апостолов, которые по воле различных рассказчиков предстают в описаниях то серебряными, то золотыми с глазами из драгоценных камней… Гипотезы гипотезами, а из инвентарных книг хорошо известно, что подземные ходы связывали замок с городскими монастырями, в валах оборудовались подсобные помещения, склады, конюшня.

Фото 12.

Предположительно, подземные ходы идут и в близлежащий иезуитский костел, в подвалах которого расположен династический склеп. Какие бы славные дела не совершались при жизни, никто не рыцарь перед лицом смерти… Под зданием идут подземелья и склепы со сводами. Там в волшебном полумраке при могильной тишине тлеют кости князей Радзивиллов в богатых гробницах. Всех гробов находится здесь до 80 больших и несколько малых, детских.

Путешественник, попавший в усыпальницу в конце XIX века, замечал в наивно-патетическом тоне, предвидя события Страшного суда: «Гробовая тишина владеет в этом подземном царстве смерти, где тлеют в течение нескольких веков останки целых поколений, тлеют, пока труба Архангела не вызовет их из гробниц. Тогда они толпою, числом до ста, выйдут из этих подземелий, чтобы дать ответ, как каждый из них жил, на какие добрые или злые дела употреблял те громадные средства, значение и влияние, которые в его распоряжении дала судьба».

Захоронения в усыпальнице продолжались до сентября 1939 года, пока последние титулованные владельцы Несвижа не покинули его, как казалось - навсегда. Унося с собой все тайны замка, скарбниц-схронов, легендарных подземных ходов и лабиринтов. И вот совсем недавно к 71 саркофагу добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в феврале 1999 года. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. И его семья выполнила последнюю волю умершего.

Как знать, может быть, традиция, прерванная на 60 лет, вновь возродится. А с нею, возможно, приоткроются какие-то неизвестные страницы истории всей усадьбы, ее верхних и нижних «миров». Ведь не лишне упомянуть, что . Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и испанским Эль Эскориалом Филиппа II.

Фото 13.

Еще одна замковая легенда:

В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья.

Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время. Несколько деревьев он вырубил первым, а остальные — уничтожили нанятые им люди. Начали копать озеро. Говорили, что при его устройстве погибло много людей. Что ни день — то несчастный случай. Был среди погибших парень, по преданию, сын местной ведьмы. Его мать прокляла это место, сказав: «Пусть в этом озере утонет столько людей, сколько было вырублено цветущих деревьев».

Первой утопленницей стала княгиня Сонечка в возрасте 12 лет, а сам атаман умер на берегу озера в 1898 году.

…Однажды поздним летним вечером мимо замка возвращался с работы сторож. Захотелось ему окунуться в притихшем после жаркого дня озере. Разулся, попробовал воду — прохладная. Вдруг ему показалось, что в воде кто-то есть. Пригляделся: обнаженная девушка с длинными волосами. Ее чудесное тело мерцало в лунном свете, плавно скользя по серебристой водной ряби. Мужчину заворожил волшебный танец. Он скинул одежду и бросился в озеро к прекрасной купальщице. Однако, как ни старался, не мог приблизиться к ней, словно невидимая преграда разделяла их. А девушка вроде и не замечала упорного пловца.

Раздосадованный, он уж было повернул к берегу. Но вдруг незнакомка оказалась совсем недалеко. Несколько взмахов, и она рядом…

Фото 14.

Девушка обернулась. Пряди зеленоватых волос, похожие на водоросли, закрывали лицо, видны были лишь мертвенно синие губы. Внезапно сильно запахло тиной. Мужчине стало жутко. В ту же секунду девушка скрылась под водой. Что-то леденяще-холодное схватило его за ноги и потянуло на дно.

Он стал звать на помощь, пытаясь освободиться, но силы покидали его. На счастье, мимо озера проходила компания молодежи. Двое из парней подплыли к утопающему как раз во время — он уже с головой погрузился в воду.

Полумертвого купальщика на берегу привели в чувство. Когда услышали его рассказ, никто даже не засмеялся — все были подавлены и испуганы. Фонариком осветили его ноги — на обеих щиколотках виднелся синий опоясывающий след.

Люди стали поговаривать, что призраки яблоневого сада принимают облик прекрасных девушек — берегинь. Такое вот когда-то сложилось и теперь возродилось объяснение гибели в проклятом озере только мужчин — своей волшебной красотой призраки заманивают одиноких путников в воду и затягивают на дно.

…За последнее время никто в этом озере не утонул. Может, духи яблоневого сада «набрали» нужное число жертв?

Фото 15.

Самая известная легенда о Мирском замке гласит, что в эпоху Радзивиллов между Мирским и Несвижским замками был прорыт подземный ход. Говорят, по нему свободно могла бы проехать карета, запряженная тройкой лошадей. Если эта легенда подтвердится, то Радзивиллов можно будет считать первыми строителями средневекового метро.

На южной стороне замка отчетливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Утверждают, если этот камень упадет, то Мирский замок разрушится до основания и никто и никогда его не восстановит. Сейчас трудно объяснить назначение этого загадочного символа. Он мог быть изображением святого агнца. Среди многочисленных легенд христианского происхождения есть легенда о принятии Богом жертвы Авеля, который со смиренной молитвой отдал своего любимого ягненка. За это на жертву снизошел небесный свет.

А может быть, это магический знак. Согласно языческим верованиям наших предков, в начале строительства чародей снимал мерку с головы живого существа (в данном случае мерка была снята с головы барана), находил камень, обтесывал по мерке и вмуровывал в стену. Потом животное, лишенное своей тени, умирало и становилось привидением. Оно должно было бродить вокруг замка и охранять от всевозможных врагов.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Loading...Loading...