Экскурсии без автомобиля вокруг бергена норвегия. Норвегия сквозь окно автомобиля

Мы уже устали от жаркого южного солнца и смотрим на север с нескрываемым восхищением. Берген - второй по величине город Норвегии, сюда летают лоукостеры, отсюда отправляются круизы по фьордам - в общем, это отличный пункт для начала путешествия по Норвегии или для маленького северного уикенда.

*Обрати внимание, цены указаны в норвежских кронах (NOK) и актуальны на момент выхода гайда. Курс € 1 = NOK 9,3.

Транспорт

В Берген летает Wizzair - есть рейсы из Вильнюса, Каунаса и Варшавы, можно словить билет туда-обратно за € 50-60. Еще можно поискать билеты у норвежской авиакомпании Norwegian или у скандинавских авиалиний SAS .

Аэропорт Бергена - в 12 километрах от города, экспресс-автобус довезет тебя до центра за 30 минут и NOK 100. Он отправляется с 6.50 утра и до 3 ночи каждые 10-20 минут (ночью каждый час), билеты можно купить у водителя, в специальном автомате в аэропорту или онлайн .

Если ты путешествуешь по Норвегии, в Берген можно попасть автобусом, например, из или Ставангера (захватывающие виды из окна входят в билет). Как и все в Норвегии, билет можно купить онлайн, самые большие автобусные компании - Kystbussen и Tide Buss .

Еще один вариант перемещения, наверное, самый романтический - на паромах и . В конце концов, есть определенный шик в том, чтобы прибывать в один из самых красивых портов мира по воде. Сообщение между Норвегией и другими странами можно проверить заранее , внутренние рейсы выполняет норвежский Fjordline , также можно искать рейсы на следующих сайтах:

norled.no
rodne.no
hurtigruten.no

Наконец, можно приехать в Берген и поездом - дорога Осло-Берген, одна из самых высоких , снова-таки, включает в цену великолепные виды. Расписание и билеты проверяй на сайте .

Перед тем, как выбрать способ добраться до Бергена, обязательно почитай эссе Петра Вайля «В Берген под музыку» . Возможно, это повлияет на твой выбор.

Местный транспорт в Бергене - автобусы. Кстати, бергенская туристическая карточка Bergen Card на 24 или 48 часов включает в себя бесплатный проезд в общественном транспорте и, учитывая бесплатный вход во многие музеи и скидки на круиз по фьордам, это как раз тот случай, когда такая покупка оправдывает себя.

Жилье

Да, в Норвегии все действительно очень дорого - ночь в отеле в среднем € 80-100, в хостелах - € 40-50. Советуем YMCA Hostel (Nedre Korskirkeallmenningen 4) - прямо в сердце Бергена, недалеко от Рыбного рынка. Терраса на крыше с видом на город и NOK 205 за ночь в общей комнате - неплохая по норвежским меркам сделка.

Еще один вариант - Marken Gjestehus (Kong Oscars gate 45) с таким же центральным расположением и NOK 275 за койку или Intermission Hostel (Kalfarveien 8) - NOK 190 за ночь, плюс обещают вафли по понедельникам и четвергам.

Как всегда, можно искать комнату для жилья через AirBnb и жить чуть дальше от центра, но зато с видом на зеркальную воду залива, в которой отражаются огоньки.

И наконец, один из самых популярных способов бюджетно заночевать в Норвегии - это кемпинг с палаткой. Возле Бергена есть несколько кемпингов, где помимо места для палатки можно найти душ, туалет и другие удобства, а до центра города легко добраться на автобусе. Цены - NOK 130-500 за ночь, много вариантов собрано .


Берген - крупный портовый город, в средневековье успевший побывать столицей Норвегии. Город лежит на заливе, и изрезан несколькими небольшими фьордами. Окружают его семь гор (на самом деле девять, но цифра семь многим кажется симпатичнее, поэтому постоянно ведутся споры, какие именно из девяти включать в эти семь), самая высокая - Гулльфьелльстоппен (987 м). В переводе со старонорвежского Берген и означает «долина между гор».

В первый день, конечно, отправляйся исследовать город. Сердце любого морского города - это порт, так что смело начинай отсюда (здесь же, кстати, и большой туристический инфоцентр , Strandkaien 3 ). В порту качаются на волнах маленькие белые лодочки и медленно проходят исполинские лайнеры.

Прямо на порт смотрит Рыбный рынок (Torget) , место встречи рыбаков и торговцев - аж с 1200 года. Сейчас рынок открыт с мая по октябрь с 7 до 21. Это очень туристическое место, но перекусить каким-нибудь морским фаст-фудом все равно можно.

Дальше увидишь оранжево-красные деревянные домики с треугольными крышами - это Брюгген (Bryggen), старый торговый квартал, бережно сохраненный и внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас здесь узкие проходы, деревянные лестницы, антикварные магазины и магазины носков и свитеров с традиционными узорами, а также музей Брюггена (Dreggsalmening 3) , где можно посмотреть на древние археологические находки.

Продолжай прогулку и ты придешь в крепость и парк на мысе. Крепость (Bergenhus Fortress) - один из самых старых и наиболее сохранившихся замков Норвегии, и, конечно, в ней есть музей для любителей скандинавской воинственной старины.

Напротив, на другой стороне порта (полуостров Nordnes) - Аквариум (Nordnesbakken 4) , где за NOK 200-250 (в зависимости от сезона) можно поглазеть не только на северных рыб, но и на крокодилов, морских котиков и тропических змей. Открыт ежедневно с девяти до шести. Аквариум окружен симпатичным парком, где можно прогуляться после представления, постоять на самом краешке города, глядя на лодки и скалы, а для смелых - даже искупаться.

В этой же части города - USF-Verftet (Georgenes Verft 12) , арт-пространство в старых верфях. Здесь проходят фестивали кино, выставки, театральные перформансы, музыкальные концерты и прочий городской креатив, так хорошо вписывающийся в индустриальные здания. Проверяй расписание событий на сайте .

Еще хорошо просто прогуляться по центру Бергена - он застроен красивыми домами в стиле классицизма и модерна, и вместе с современной блестящей и стеклянной архитектурой получается тот самый скандинавский стиль, которым так восхищается сейчас весь мир.

Если погода хорошая (что в Бергене бывает не всегда - так что пользуйся шансом) - посиди у озера Lille Lungegårdsvann в центре города. Само озеро в форме шестиугольника, в центре фонтан, на лужайках вокруг валяются расслабленные горожане - это отличное место, чтобы передохнуть. Вдоль одного из берегов озера располагаются корпуса музея KODE (Rasmus Meyers allé 3, 7 og 9) , где можно найти и норвежское искусство, и знаменитые работы эпохи модерна, и постоянно меняющиеся выставки современного искусства (в том числе есть отдельная экскурсия по Мунку) - можно пропасть на полдня. Впрочем, про него мы уже .

Из других музеев рекомендуем Морской музей (Haakon Sheteligs plass 15) для любителей поглазеть на драккары, старые карты и модели кораблей.

Кстати, во время прогулок по городу смотри внимательней на стены домов - Берген считает себя столицей норвежского стрит-арта. Здесь есть свой знаменитый стрит-художник (которого без особой оригинальности называют местным Бэнкси) - Dolk .

По понятным причинам, с шоппингом в Бергене особо не разгуляешься. Но если средства позволяют, можно прогуляться по шоппинг-центрам. Это, например, Galleriet (Torgallmenningen 8) , где можно найти и одежду масс-маркета, и большой книжный, и даже арт-галерею со сменной экспозицией; или Bergen Storsenter (Strømgaten 8) - самый большой шоппинг-центр в городе.

Полюбоваться на знаменитый скандинавский дизайн можно в магазинах Røst (Bryggen 15) и Ting (Bryggen 11) , а закупиться новогодними сувенирами независимо от сезона можно в круглогодичной рождественской лавке Julehuset (Holmedalsgården 1) .

После приключений на природе всегда хороший аппетит, поэтому на закуску еще несколько мест в Бергене, где можно выпить кофе, перекусить и отдохнуть.

Черное золото в Норвегии - это не только нефть, но и кофе. В стране, где несколько месяцев в году царит тьма, хороший способ придать себе бодрости действительно ценится на вес золота - поэтому и хорошие кофейни тут не редкость.

В Норвегии буду в июне. Хочется не просто посмотреть на фьорды, но и пожить там в палатке несколько дней. Только чтобы народу поменьше рядом крутилось. А лучше вообще никого. Реально найти такое место не забираясь слишком далеко на север или в горы? А то там наверно слишком холодно будет. Хотелось бы, чтобы только: я, палатка, и Фьорд. Я не против и пешком пройтись, если не слишком крутой подъём. А может там одни кэмпинги уже и диких мест вокруг...

Будем в Бергене 1,5 дня. Приезжаем 26 октября в 6 утра, оставляем вещи в отеле и целый день смотрим город и его достопримечательности. Уезжаем 27 октября в 15.58 поездом в Осло. Вопрос, можем ли мы за это время посмотреть не только сам город, но и купить какой-нибудь мини-тур и увидеть fjord? Или в силу кол-ва времени даже не стоит заморачиваться? А посвятить это время только самому Бергену?

Планирую провести в сентябре выходные в Норвегии, машины не будет. Больше всего интересует, конечно, природа: в какой город отправиться, чтобы было удобнее увидеть прекрасное? какой выбрать фьорд из всех этих северных названий? растерялась от обилия красоты, нравятся острова лофонтены, но я так понимаю, что туда на выходные и без машины -- не вариант? еще интересуют экскурсионные туры из бергена и олесунна -- типа норвегии в миниатюре, но...

Добрый день!! Я понимаю, что Норвегия - одна из самых дорогих стран. Но я так мечтаю туда попасть и постоянно откладываю. И вот решила, больше не откладывать. Хочу во 2й половине апреля съездить по маршруту Осло-Берген-Тронхейм и, разумеется, фьорды. Но мне очень сложно сориетироваться, сколько денег на все это нужно, потому что помимо билетов и отелей (которые можно просчитать) есть и траты в самой стране. Поделитесь, пожалуйста опытом.

Добрый день, планируем быть в Бергене несколько дней, очень хотелось бы увидеть хотя бы один из фьордов. Возможно ли осуществить это желание, не имея автомобиля? Сколько на это нужно времени (можно ли обернуться за один день)?. Планируемые даты поездки вторая половина мая. И еще, может быть кто-нибудь знает тайные бюджетные места для проживания в Бергене и Осло? :)

Собираемся на своем авто в Норвегию. Ехать планируется через Финляндию и Швецию. Вопрос по получению норвежской визы - обязательно ли предоставлять брони кемпингов, и как это лучше делать, если точный маршрут и время пребывания в конкретных пунктов на нем еще неизвестны?

Основной архитектурной гордостью города является прекрасная набережная, сохраняющая свой облик уже на протяжении 6 веков, традиционные дома органично вписаны в окружающий ландшафт, придавая городу неповторимый облик. Музеи и арт-галереи, стильные бары, в которых часто можно услышать живой звук, замечательные рестораны и кафе, в свою очередь создают городу репутацию своеобразного культурного центра, с приятной полу-богемной атмосферой.

Берген расположен на и является отличной стартовой или финальной точкой путешествий по самым живописным западным фьордам — и Хайрангерфьорду. Планируйте провести в городе минимум 1-2 полных дня.

ради чего ехать

Не пропустите в Берген

  • Прогуляйтесь пешком по очаровательным улочкам Бергена, полюбуйтесь местной архитектурой, выйдите к набережной и покружите по узким переулкам старого торгового кварталах Брюгген, сделайте свои шедевральные открытки города с видом на ряды разноцветных домов.
  • Зайдите на рыбный рынок (Fisketorget), посмотрите на колоритное разнообразие местных блюд из морепродуктов, попробуйте маленькие снеки в разных местах или побалуйте себя полноценным ланчем из рыбных деликатесов по-норвежски.
  • Поднимитесь на фуникулере на гору Фльоен (Fløyen), самую доступную из семи гор Бергена. Полюбуйтесь прекрасным видом на город и городской фьорд, который открывается со смотровой площадки.
  • Познакомьтесь с местным стрит-артом в районе Skostredet по пути к симпатичному городскому озеру Lille Lungegårdsvannen, вдоль которого расположены четыре корпуса арт-музея КОДЕ (KODE), где собрана самая большая в Скандинавии коллекция современного исскуства.
  • Возьмите трех-часовой круиз из Бергена по городскому фьорду и дальше по фьорду Остерфьорд (Osterfjord), чтобы увидеть город со стороны воды и полюбоваться невероятными пейзажами в окрестностях Бергена.
  • Выделите день на феерический трек Видден (Vidden) — от самой высокой горы Бергена Улрикен (Ulriken) до горы Фльоен (Fløyen), по которой можно спуститься в центр города.

Брюгген

Старые торговые кварталы Брюгген входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 10 веков назад Берген был морским торговым центром с крупным представительством торгового союза Ганза, которое объединяло 300 торговых городов северо-западной Европы.

Современный Брюгген во многом сохранил облик старого города, несмотря на то, что город постоянно страдал от пожаров. Разноцветные здания вдоль канала, которые стали визитной карточкой Бергена, относятся, в большинстве своем, к 18 столетию. Интересный момент — практически все здания «заселены» и находятся в довольно хорошем состоянии. В бывших квартирах и контрах торговцев со всей Европы сегодня расположены торговые лавки, кафе и рестораны.

Познакомиться ближе с историей и бытом Брюгген, можно посетив дом-музей Hanseatic (в котором жили торговцы немецкой Лиги Хансеатик), расположенный в самом старом здании квартала и музей Schøtstuene — торговый офис той же лиги. Музеи расположены на расстоянии пяти минут ходьбы друг от друга, в оба музея действует один музей (стоимость 100 NOK).

Уют старинных улочек. Photo credit: Gabor Wnuk, Flick

Фуникулер Фльойбанен

Фуникулер Фльойбанен (Fløibanen) расположен в самом центре, в паре сотне метров от Брюгген и рыбного рынка. Подъем на фуникулере на гору Фльоен (Fløyen) наряду с прогулкой по Брюгген — «must do» в Бергене. И с фуникулера и со смотровой площадки Фльоен (320 метров над уровнем моря) открываются волшебные виды. Наверху есть также кафе и пара ресторанов.

От фуникулера в гору уходят несколько троп, по которым стоит прогуляться. Спуститься с горы стоит пешком. Стоимость поездки на фуникулере в одну сторону — 45 NOK.

Фуникулер Фльойбанен. Photo credit: Kjell-Ove A, Flick

Трек Видден

Совершенно прекрасный трек протяженностью 15 км, который соединяет вершины двух гор Бергена — самой высокой горы Улрикен (Ulriken, 643 метра над уровнем моря) и горы Фльоен (Fløyen, 320 метров над уровнем моря). С тропы открываются виды на город, горы, острова, фьорды. Вдоль тропы — множество каменных столпов-пирамид, живописно вписавшихся в ландшафт.

Начинать трек лучше всего с подъема на вершину Улрикен на фуникулере (стоимость 110 NOK). Далее от вершины Улрикен по разметке Vidden в направлении вершины Фльоен, откуда можно спуститься либо на фуникулере либо пешком в центр города. До фуникулера на Улрикен можно добраться от центра на общественном транспорте или пешком (4 км). Подняться на Улрикен можно также пешком.

Одевайте трековую обувь, запасайтесь водой и бутербродами и планируйте провести в горах минимум 5-6 часов.

Вид с горы Улрикен. Photo credit: Lillian Havn Ottestad, Flick

Круиз по Остерфьорду из Бергена

Этот круиз — отличный вариант для тех, кто хочет посмотреть на Берген и близлежащие фьорды со стороны воды. Круизные катамараны отчаливают от центрального причала рядом с рыбным рынком и проходят порядка 30 километров вдоль небольшого но очень живописного фьорда Остерфьорд (Osterfjord). Круиз длится 3 часа и стоит 550 NOK, купить билеты можно в тур-офисах рядом с причалом.

Дата поездки: 29 июня - 6 июля 2013 года
Маршрут: Санкт-Петербург - Турку - Стокгольм - Осло - Берген - Гейрангер - Тронхейм - Каликс - Санкт-Петербург
Автомобиль: Nissan Juke, 1.6, 117 «лошадок»
Километраж: около 4500 (не считая паромной переправы)

Решение поехать в Норвегию было спонтанным. Когда по тем или иным причинам все намеченные варианты отдыха отвалились, возникла шальная мысль: «А почему нет?» На подготовку оставалось шесть дней…

«Есть ли у нас план?»
Мы сразу поняли, что поездка станет ознакомительной: посмотреть всю Норвегию в рамках недельного отпуска невозможно. Но что именно надо посетить в обязательном порядке? Прочёсывание многочисленных форумов однозначного ответа на этот вопрос не дало, поскольку все дискуссии сводились к: «А почему вы поехали туда, а не туда?» «А что вы нашли в этом месте, когда смотреть надо вот это?» «Да это вообще ни о чём! Ехать надо туда!»

В итоге мы просто определили для себя три города, которые хотим увидеть (Осло, Берген, Тронхейм), и несколько знаковых мест между ними (Флом, Гудванген, Гейрангер). Был большой соблазн включить в маршрут Ставангер и окрестности, но по времени мы туда никак не успевали.

В паромном центре были куплены билеты на Viking Line по маршруту «Турку – Стокгольм». На букинге забронированы отели. Ночевки в кемпингах обошлись бы, конечно, дешевле, но мы предпочли немного переплатить за персональные удобства (да и прогноз погоды на предстоящую неделю как бы намекал).

Terve!
Суббота, 29 июня, прошла в последних сборах. Поскольку евро из всех скандинавских стран ходит только в Финляндии, запаслись некоторым количеством шведских и норвежских крон. Вечером, около 21:00, выдвинулись в сторону границы.

Перед «Торфяновкой» заправились до полного бака. Границу преодолели буквально за 20 минут. Ночной переезд до Турку также прошёл быстрее намеченного (особенно порадовал автобан Е18). В итоге на причале Viking Line мы были за 3 часа до начала регистрации. Немного подремали в машине, побродили в окрестностях местного замка.

На паром погрузились быстро и без проблем. С размещением в каюте пришлось подождать: уборка после ночного рейса производится одновременно с посадкой пассажиров. Каюта, хотя и без окна, но очень уютная, с собственным санузлом. Прогулялись по верхней открытой палубе, попили чаю и легли спать.


Стокгольмское гостеприимство
За 20 минут до прибытия в Стокгольм загрузились в машину на автопалубе и включили навигатор. Довольно быстро он довёл нас от причала до Stockholm Inn Hotell в самом центре города, на Drottningatan. В описании на букинге было сказано, что у отеля имеется парковка на прилегающей территории, однако никакой парковки рядом не было. Девушка на ресепшене на вопрос «Где можно оставить автомобиль?» ответила, что «своей машины у неё нет, поэтому она понятия не имеет».

У автомобилей, стоящих на соседней улице, под лобовым стеклом лежали традиционные для Европы талончики из паркоматов. Все они, правда, были на 2-3 часа. Нам же предстояло парковаться всю ночь. В итоге стоянка обошлась в 180 крон (900 рублей). Извлекли урок на будущее: если отель недорогой, но своей парковки у него нет, то лучше поискать подороже, но с бесплатной стоянкой. По деньгам выйдет также, зато никакого геморроя.

Впрочем, остановиться в Stockholm Inn Hotell стоило обязательно! Номера этой гостинцы расположены в подвале и не имеют окон. Приют клаустрофоба, да. Нам, помимо прочего, досталась каморка с двухъярусной кроватью. Незабываемые ощущения))

Вечерний Стокгольм показался величественно-мрачным и необычайно красивым. А когда захотелось поужинать, то ещё и вызывающе негостеприимным. Большая часть заведений в 10 вечера уже были закрыты, открытые же предлагали только напитки. Сначала это веселило, потом озадачивало, а в какой-то момент (после очередного отказа в горячей пище) начало просто злить. В конечном итоге удача нам улыбнулась, но взяла за это кругленькую сумму: два супа-гуляша в маленьких горшочках и два сидра по 0,3 стоили более 300 крон (свыше 1500 рублей).

Е18, заправка и немного вежливости
Утром 1 июля, позавтракав сэндвичами, мы погрузились в авто и попросили навигатор указать нам путь в Осло. Он предложил два варианта – 500 с лишком км с платными дорогами и 600 с лишком, если бесплатно. Прикинув, что крюк в 100 км при норвежских ценах на бензин (за 1 литр 95-го почти 2 евро!) может обойтись дороже, мы сделали выбор в пользу платного маршрута. Плюс будет больше времени на прогулку по городу.

Шведский ландшафт вдоль трассы Е18 ничем не отличается от среднестатистического карельского. Такое чувство, что едешь по Ленобласти, только дороги лучше. Кстати, что интересно, встречные потоки разделены отбойником даже там, где полосы всего две. Никаких обгонов по встречке. Для опережения тихоходов периодически на 1-2 км появляется дополнительная полоса. Но так, конечно, в Швеции не везде…

Когда пришла пора залить бак, впервые на своём пути столкнулись с автоматической заправкой. Они очень распространены в Скандинавии, особенно в северных районах, где накладно держать работников на зарплате. Но если бы я не почитал заранее, как обращаться с этим зверем, мог бы лишиться серьёзных денег. Надо сначала вставить карту, ввести пин, выбрать колонку и вид топлива. Автомат выплюнет карту, и можно заправляться. Казалось бы, вуаля! Ан нет. После заправки карту необходимо вставить второй раз: тогда вылезет чек, а со счёта спишутся средства. Если карту во второй раз не вставить, со счёта может быть списано гораздо больше денег, чем вы должны за бензин.

Любопытный эпизод, характеризующий поведение шведов на дороге, случился на подъезде к норвежской границе. Из-за ремонтных работ две попутные полосы для движения сливались с одну. Кроме того, в районе пограничного пункта установлено ограничение скорости 30 км/ч. В результате скопился довольно длинный затор. НО!!! Все спокойно тянулись друг за другом в одной правой полосе, никто не лез опережать слева и потом встраиваться, и уж точно ни у кого не было даже мысли двигаться по обочине. Нам до такого ещё расти и расти.

Поскольку Норвегия входит в Шенген, но не в ЕС, на границе за транспортным потоком внимательно следили два суровых таможенника. Теоретически такие товарищи могут остановить любую машину и провести досмотр на предмет ввоза в страну запрещённых товаров. Но нас сия участь миновала, и мы, набрав скорость до максимально разрешённых 80 км/ч, продолжили путь в сторону Осло.

Безальтернативный AutoPASS
О приближении платного участка предупреждают щиты с соответствующими надписями. Однако никаких пунктов для осуществления платежей нами обнаружено не было – только видеокамеры, которые фиксируют номера проезжающих машин. Эта система называется AutoPASS.

Я читал про неё перед отъездом, и она описывалась как альтернативная обычным способам оплаты. Мол, на сайте www.autopass.no привяжите номер своей машины к номеру банковской карты, на платных участках выбирайте коридор с видеокамерой и проезжайте без остановки, а деньги спишутся автоматически. Минус этой системы заключается в том, что с вас авансом списывают 300 норкрон и уже из них вычитают суммы за платные участки. Неизрасходованный остаток якобы возвращается на карту.

Мы решили, что по возможности будем объезжать платные дороги, а уж если приспичит поехать, то заплатим картой или наличкой. Поэтому регистрироваться на autopass’е не стали. Но ни на подъездах к Осло, ни где бы то ни было ещё мы так и не получили возможность оплатить дорогу каким-то иным способом. AutoPASS оказался совершенно безальтернативным. По идее тем, кто не зарегистрировался на сайте заранее, счёт должен прийти по почте. Но знатоки в интернетах поговаривают, что в Россию норвежские «письма счастья» не доходят. Что ж, поживём – увидим…

Акерсхус под Frydenlund’ом
Прорытая под Осло система транспортных тоннелей стала для нас сюрпризом. Навигатор быстро потерял сигнал спутника, и нам пришлось гадать, куда и по какому указателю сворачивать. Выехали наобум, но очень удачно – до отеля Cochs Pensjonat, что на Parkveien, оставалось 1,5 км. О том, что парковка будет платной, мы были предупреждены заранее – 150 норкрон (чуть больше 800 рублей) за сутки. Любопытно, что смс-ка об оплате (расплачивался картой) пришла мне только 21 августа.

Отель симпатичный, опять же, в центре города – до главных достопримечательностей подать рукой. Памятуя стокгольмский опыт, поесть мы решили сразу, не дожидаясь позднего вечера. Ну, как поесть – перекусить. В открытой летней кафешке за один чикен-тост и два Frydenlund’a по 0,5 пришлось выложить 330 норкрон (свыше 1800 рублей). Стало понятно, что питаться в каких бы то ни было заведениях накладно. Со следующего дня и далее всё путешествие покупали в супермаркетах нарезку, сыр, хлеб и соки.

Осло предстал перед нами не таким величественно-мрачным как Стокгольм, но тоже очень симпатичным скандинавским городом. Полазили в Акерсхусе (местной крепости), обнаружили там караульного, который при полном параде с винтовкой наперевес, чеканя шаг, топтал булыжную мостовую.


Вечером пытались купить в магазине пару баночек как-то сразу полюбившегося Frydenlund’a, но оказалось, что с 21:00 до 9:00 алкоголь (включая пиво) в Осло не продаётся. А жаль!

Страна тоннелей и фьордов
Утром 2 июля мы покинули столицу Норвегии и направились в сторону Бергена. Зная строптивый характер нашего навигатора, задавать ему сразу конечную точку я не стал, а предложил отвезти нас в Сундволлен. Первая природная норвежская красота – Тюрифьорд! Хотя по сравнению с настоящими морскими фьордами это так, лесное озерцо:)

Следующим пунктом назначения был Флом. Дорога до него изобиловала ремонтными работами. Часто мы сталкивались с организацией реверсивного движения – посредством светофоров или обычных дорожных рабочих с жезлами. Один раз простояли в ожидании полчаса.

Но вот наши мучения прекратились: впереди показался въезд в легендарный Лердальский тоннель! 24,5 км под землёй (а точнее в недрах скал) – это потрясающе!!! Между прочим, самый длинный автомобильный туннель в мире. Вообще в Норвегии очень много самых разнообразных тоннелей. Оно и понятно – с таким ландшафтом иначе нельзя.

Флом – населённый пункт на берегу Аurlandsfjord’а. Известен своей высокогорной железной дорогой, в последние годы выполняющей функцию туристического аттракциона. Кататься у нас не было ни времени, ни (учитывая цены) желания. Сделали несколько фоток, полюбовались фьордом и отправились дальше.


Совсем рядом следующая точка маршрута – Гудванген, расположившийся у Nærøyfjord’а. Вот это уже настоящая Норвегия – та, за которой сюда едут! Никакие фотоснимки не передадут тех ощущений, которые возникают, когда находишься там, дышишь этим воздухом, видишь живьём эту красоту. В Норвегию влюбляешься постепенно, но крепко и, боюсь, навсегда…

Бывшая столица
До Бергена оставалось меньше 150 км – по маршруту, который предложил навигатор. Но, глядя на карту, мы поняли, что не простим себе, если не проедем по берегу Хардангер-фьорда. Это крюк в 50 км, но он однозначно стоил потраченного времени и бензина! Остроту ощущениям добавляла дорога, которая от Granvin’a до Norheimsund’a представляла собой 1,5 полосы в ширину, иногда сужаясь до 1 полосы, с «карманами» для встречных разъездов и резкими «слепыми» поворотами. Несмотря на это (а может быть как раз благодаря этому) дорога оказалась платной, со знакомыми нам уже камерами AutoPASS.


Берген встретил красивым закатом. В открытых ресторанах у причала с аппетитом и живыми беседами обедали местные жители, заказывая всё новые блюда и напитки, а рядом, по набережной Брюгген, прогуливались, роняя слюни, иностранные туристы, которые не могли позволить себе подобной роскоши. Мы не стали уподобляться ни тем, ни другим, а просто осмотрели красоты, сделали несколько снимков и отправились к месту ночёвки.


Дело в том, что в самом Бергене более-менее дешёвых отелей не нашлось, и букинг любезно предложил варианты в радиусе 50 км. Нам приглянулся Manger Sommarhotell, расположенный в деревушке под названием (как легко догадаться) Мангер. Отель работает только в летний период, поскольку это местная школа-интернат, где в течение учебного года живут и учатся детишки. Двухместные номера с удобствами, вкусный завтрак. Возникло непреодолимое желание задержаться тут хотя бы ещё на денёк, побродить в окрестностях, покататься на велосипеде, порыбачить. Но жёсткий график звал нас в путь!

На переправе
Утром 3 июля, под мелким затяжным дождём, мы взяли курс на Гейрангер. Здесь уже разногласий с навигатором у нас не было, поэтому мы целиком и полностью положились на его географическую эрудицию. В качестве промежуточного аттракциона нас ждала паромная переправа через Согне-фьорд в районе «Oppedal – Lavik».

Вообще паромы – будничная часть норвежских автодорог. Трассы часто упираются в переправы и вновь продолжаются на другой стороне. Не нужно заранее заказывать билеты или подстраиваться под утверждённое расписание. Вы просто подъезжаете к причалу, встаёте в очередь из автомобилей, к вам подходит девушка или молодой человек и в обмен на ваши деньги выдаёт билет.



Нам как путешественникам, разумеется, была любопытна такая форма организации транспортного сообщения. Но вообще-то времени это отнимает порядочно: там, где можно было бы проехать за 5 минут, ожидание парома, погрузка и плавание заняли больше 40 минут. Для тех, кто регулярно мотается туда-сюда, наверное, накладно.

Дитя ЮНЕСКО
После переправы долго ехали по Е39, а в районе Byrkjelo свернули на дорогу 60. Очередная живописная «магистраль», идущая, в том числе, вдоль Innvikfjord’a.



За Stryn’ом путь некоторое время лежал по трассе 15, пока навигатор не предложил переместиться на дорогу 63. Начали подниматься в гору. Температура за бортом (которая и до этого была не слишком высокой – 15-16 градусов) стала стремительно падать. По обочинам появился снег. Мы достигли т.н. «Дороги Орлов».



По масштабам и закрученности серпантина её можно спутать с Тропой (Лестницей?) Троллей. Но Trollstigen, конечно, гораздо круче. Кстати, до неё мы в этот раз не доехали, хотя были совсем рядом – задержались на Гейрангере.

Собственно, было из-за чего задержаться. Гейрангер-фьорд не случайно в 2005 году оказался в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И хотя после этого он превратился в раскрученное попсовое место туристического паломничества, своего очарования и величия не утерял. То самое чувство, когда ты пьёшь глазами окружающую тебя красоту и не можешь напиться. И даже пасмурная погода не портит впечатления.



С ночёвками в районе Гейрангера дела обстояли ещё хуже, чем в Бергене – цены зашкаливали за любые разумные пределы. Только в крохотной деревушке Bjørke, что в 120 км от достопримечательности, удалось забронировать номер в некоем Fjordtell’e. Из всех ночёвок эта была самая дорогая, хотя «отель» больше напоминал длинный деревянный вагончик-бытовку для вахтовой работы геологов на Крайнем Севере.

Добраться до Bjørke тоже оказалось непросто: навигатор не знал, что полгода назад туда прорыли какой-то хитрый тоннель, и повёл нас совсем уже просёлочными дорожками среди лесов, озёр и горных перевалов. А сама деревня расположилась в такой норвежской глуши, что даже мобильная связь здесь была явлением непостоянным. В связи с чем обитатели сохранили в рабочем состоянии старенький телефон-автомат.

Финальный аккорд
Утром 4 июля мы попрощались с норвежской деревушкой и неспешно направились в Тронхейм. В отличие от предыдущих дней, мы чаще останавливались в разных живописных местах и фотографировали их на память.


Как я уже упоминал ранее, максимально допустимая скорость в Норвегии практически везде – 80 км/ч. Изредка попадаются участки, где можно ехать 90. 100 и выше на нашем пути не встречались. Зато гораздо чаще даже вне населённых пунктов скорость ограничивается на отметке 60-70 – просто для безопасности движения. Конечно, соблюдать такой режим довольно трудно.

И вот, на подъезде к Тронхейму встречный поток вдруг начинает моргать дальним. Я сперва даже не сразу понял, в чём дело – подумал, что у меня с фарами что-то не то. Но через 1,5 км обнаружил самую настоящую засаду, точь-в-точь как у нас: спрятавшись в кустах, сидел полицейский и «стрелял» в машины из радара на штативе. В этот момент я подумал, что в чём-то мы с норвежцами не так уж и далеки друг от друга))

Тронхейм был последней точкой нашего норвежского вояжа (впереди оставалась лишь транзитная ночёвка в шведском хостеле) и он на все 100% справился со своей задачей «финального аккорда». Погода установилась по-настоящему тёплой: 22 градуса против 15-16, которые сопровождали нас всю дорогу. Отель City Living Schøller Hotel, что на Dronningensgate, порадовал не только просторным номером с холодильником и целой ванной вместо привычной душевой кабинки, но и парковкой прямо у входа, которая к тому же с 20:00 до 8:00 является бесплатной!

В городе отмечался какой-то праздник, и на главной площади мы застали концерт местных рок-музыкантов, под чей аккомпанемент бодро танцевали пары энтузиастов. По окончании мероприятия отправились гулять по улочкам и набережным. А на оставшиеся наличные норкроны решили закатить прощальный ужин. Хватило на 2 крем-супа и одну маленькую пиццу)



Домой
В первый день обратного пути предстояло преодолеть больше 900 км, поэтому утром 5 июля выехали из Тронхейма в 6:45. Взяли курс на Эстерсунд. Туман и мелкий дождь сопровождали нас до самой границы со Швецией. Затем погода стала налаживаться. Улучшился и скоростной режим: начали появляться знаки 100 и 110. После норвежских 70-80 – просто праздник какой-то!

Ночевка была запланирована в небольшом городке Каликс, на самой верхушке Ботнического залива, в Kalix Vandrarhem – хостеле при местной школе. Особенностью этого заведения является заочное общение с персоналом: на электронную почту вам приходит письмо с кодом от центральной входной двери, а когда вы попадаете внутрь, то в почтовом ящике (уже настоящем, не виртуальном) находите конверт со своей фамилией, где лежат ключи от номера и чек. Деньги снимаются с карты заранее.

Утром 6 июля как следует выспались, на заправке в Хапаранде оставили последние шведские кроны и въехали в Финляндию. Путь к МАПП «Иматра – Светогорск» лежал через Оулу и Куопио. Такое количество радаров на трассах мы видели, пожалуй, только в Польше на Е67. Тем не менее, пересекли Суоми довольно резво. За 100 км до границы я понял, что бензина до российской заправки может не хватить. Но заливать полный бак было бы, конечно, глупостью. Поэтому мы заправились на 10 евро. Кассирша долго изучала нашу купюру в 100 евро, с которой ей предстояло дать сдачу. Подозревала, что мы размениваем подделку.

Границу, несмотря на субботний вечер, прошли относительно быстро – уложились в час. По «Скандинавии» тоже промчались с ветерком (благо, никаких радаров тут отродясь не бывало, а «спонсоров», которым можно сесть на хвост, хоть отбавляй). В итоге чуть за полночь мы уже пили чай на кухне дома.

За спиной остались 4500 км (не считая паромной переправы «Турку – Стокгольм»). На бензин ушло 22 тыс. рублей (сколько в литрах, не считал). Около 16 тыс. рублей мы потратили на пропитание. Плюс ещё 5 тыс. – на сувениры родным и близким. Отели и паром стоили в общей сложности 25 тыс. рублей. Ну и всякие мелкие расходы вроде парковок, платных туалетов и т.д. Таким образом, недельный скандинавский вояж обошёлся примерно в 70 тыс. рублей.

Loading...Loading...