Буддисты vs мусульмане: что происходит в Мьянме. Что произошло в Мьянме: араканская резня буддистов и мусульман Моджахеды в бирме

Мьянма (бывшая Бирма), одна из самых «закрытых» стран мира, в последние дни оказалась в центре внимания всего мира. Даже в Москве у здания посольства Мьянмы прошла многочисленная манифестация российских мусульман. Они протестуют против репрессий в отношении их единоверцев – народа рохинджа, проживающего в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы. События на берегах далекого Индокитая не в первый раз вызывают бурный накал эмоций в исламском мире и среди мусульман, проживающих в США, Европе и России. Но в этот раз очередная операция правительственных войск Мьянмы против рохинджа вызвала невероятно бурную реакцию во всем мире.

Но сначала экскурс в . Рохинджа или рохингья – это бирманские мусульмане, достаточно многочисленная этноконфессиональная община, проживающая в штате Ракхайн (Аракан) на западном побережье страны. Основную часть населения штата составляют араканцы – родственный собственно бирманцам (мьянма) народ, исповедующий буддизм в традиции Тхеравада. Но поскольку Аракан находится на западе Мьянмы и исторически был тесно связан с соседней Индией, особенно с Бенгалией, сюда еще в прошлые века приезжали бенгальцы, в том числе и исповедовавшие ислам. Еще во второй половине XIX века в Аракан начали переселяться десятки тысяч бенгальских крестьян, большинство из которых были мусульманами по вероисповеданию.

Совместное проживание двух многочисленных и столь отличающихся друг от друга в этническом и религиозном отношении общин неоднократно приводило к конфликтам, в результате которых сотнями и даже тысячами (как в 1947 году, во время одного из крупнейших столкновений) гибли люди – и рохинджа, и араканцы. В 1947 году группа политизированных рохинджа выступила за присоединение Северного Аракана к вновь образовавшемуся государству Пакистан (тогда в состав Пакистана еще входила территория современного Бангладеш, прямо соседствующая с Мьянмой). Позже было создано несколько радикальных организаций рохинджа, выступивших в защиту прав своего народа. В ответ бирманские власти прибегали к привычным им жестким методам расправ над неугодными. Как водится, страдали не только политические активисты, но и рядовые рохинджа. Власти особо не разбирали, кто действительно причастен к радикальным группировкам, а кто нет. Тем временем, численность рохинджа за счет высокой рождаемости и миграции из соседней Бангладеш продолжала увеличиваться. Когда Бангладеш воевал с Пакистаном за свою независимость, в Бирму устремилось большое количество беженцев, которые нашли приют в общинах своих единоверцев – рохинджа. В настоящее время по оценочным данным численность рохинджа в Мьянме составляет не менее миллиона человек, а скорее всего – еще больше.

Тем не менее, несмотря на многочисленность общины, власти страны упорно не хотят решать вопрос рохинджа. Начнем с того, что это национальное меньшинство страны до сих пор фактически лишено гражданства. Еще в 1989 году в Мьянме были введены цветные карты контроля граждан – для полных граждан, ассоциированных граждан и натурализованных граждан. Рохинджа не получили никаких карт. Лишь в 1995 году, под давлением ООН, Мьянма начала выдачу рохинджа особых белых карт, не дающих права на гражданство.

Причины негативного отношения властей Мьянмы к рохинджа коренятся в особенностях идеологии бирманского государства, утверждавшейся на протяжении всего периода независимого существования страны. Государственная идеология рассматривает основой национальной идентичности буддизм, оказавший огромное, определяющее влияние на становление и развитие и бирманского государства, и бирманской культуры. В существовании на территории Мьянмы многочисленных иноконфессиональных групп власти страны видят угрозу для сложившегося социально-политического порядка.

Негативное отношение встречают в Мьянме и христиане, однако к мусульманам власти страны относятся еще более жестко. Это объясняется несколькими факторами: демографическим – у рохинджа очень высокая рождаемость и власти опасаются стремительного роста численности общины; политическим – некоторые группы рохинджа неоднократно заявляли о необходимости самоопределения в форме или отсоединения от Мьянмы или присоединения Северного Аракана к Бангладеш; социокультурным – мировоззренческие и поведенческие отличия рохинджа от бирманских буддистов весьма велики и последние с ними просто не уживаются, особенно в условиях постоянно подогреваемых властями националистических настроений. Конечно, вносят свой вклад в формирование негативного отношения к себе и сами рохинджа, которые, как и любой другой народ, не свободны от наличия преступников и подонков в своих рядах, да только совершенные национальными меньшинствами преступления всегда воспринимаются в обществе острее. Чувствуя поддержку военных и полиции, националистические формирования бирманцев устраивают погромы в селениях рохинджа. В ответ боевики из радикальных группировок нападают на немусульманское население Аракана и на полицейские патрули. Замкнутый круг.

Главными "поджигателями" противостояния с рохинджа мировые СМИ обычно называют бирманских националистов - буддистов. Их лидер – Ашина Виратху (род.1968), в 14 лет бросивший школу и ставший буддийским монахом. Именно он возглавил организацию «969», считающую своей основной целью защиту бирманской культурной и религиозной идентичности, в том числе и посредством борьбы с влиянием других религий. В мире Ашина Виратху называют идеологом преследования рохинджа, его перечеркнутый портрет – неизбежный атрибут многочисленных демонстраций мусульман всего мира в поддержку своих единоверцев – рохинджа. Сам Виратху всегда отрицал обвинения в свой адрес. Он подчеркивает, что стремится лишь защитить культуру своей страны, буддизм как основу бирманского общества.

Когда в 2011 г. в Мьянме произошла существенная либерализация политического режима, о проблеме рохинджа все чаще стала говорить мировая общественность. До этого рохинджа опирались, в основном, на поддержку исламского мира. Наиболее активно им помогала соседняя Малайзия, где проживает большая диаспора рохинджа, бежавших из Мьянмы от преследования властей. Кроме того, Малайзия традиционно считает себя защитником и лидером мусульман Юго-Восточной Азии. С другой стороны, мусульман-рохинджа поддерживают многочисленные фонды и средства массовой информации стран Персидского залива. Что касается вооруженного крыла движения рохинджа, то оно еще в 1990-е годы наладило активное взаимодействие с радикально-фундаменталистскими группировками Афганистана и Пакистана, где проходят подготовку боевики-рохинджа.

Новый виток внимания к проблеме рохинджа был вызван расправами над мусульманами, последовавшими за тем, как 25 августа боевики Араканской армии спасения рохинджа атаковали сразу тридцать полицейских участков на территории Мьянмы. В результате погибли 109 человек. После этого в штате Аракан начались столкновения, которые, по официальным данным, уже унесли жизни более 400 человек, среди которых 370 погибших – боевики Араканской армии спасения рохинджа, 15 человек – полицейские, 17 человек – мирные жители. Но зарубежные средства массовой информации сообщают о нескольких тысячах погибших мирных жителей. Причем подчеркивается, что они стали жертвами расправ не только со стороны военных и полиции, но и бирманских националистов. Отряды националистов врываются в селения рохинджа, не щадя ни стар, ни млад.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал события в Мьянме не иначе, как геноцидом мусульманского народа рохинджа. С аналогичными высказываниями выступили и многие другие авторитетные в мусульманском мире политические деятели. Их можно понять – исламский мир всегда очень тонко переживает любые преследования единоверцев, особенно когда они становятся жертвами дискриминации или репрессий со стороны представителей других религий.

Однако, стоит отметить, что трагические события в Мьянме используются многими СМИ для очернения не только действующей власти страны, но и бирманских буддистов и буддистов вообще. И это при том, что Далай-Лама XIV неоднократно выступал с публичными заявлениями против преследований рохинджа и просил бирманские власти урегулировать эту ситуацию. Самым вопиющим примером манипуляции общественным мнением можно назвать публикацию фотографий буддийских монахов, стоящих на фоне горы трупов. Это подавалось так, будто бы монахи явились инициаторами уничтожения тысяч рохинджа. На самом деле, фотография была сделана в китайской провинции Сычуань, а монахи были не бирманскими, а тибетскими, и участвовали в качестве добровольцев в помощи пострадавшим от страшного землетрясения с большими человеческими жертвами. Встает вопрос о том, кому выгодно разжигание ненависти между мусульманами и буддистами и кто стоит за попыткой дестабилизировать ситуацию в Юго-Восточной Азии?

Как и во многих конфликтах современности, приведших к самым трагическим последствиям и стоивших жизни тысячам людей, за сегодняшним «ажиотажем» вокруг Мьянмы легко можно увидеть руку США. Для вашингтонских кукловодов дестабилизация ситуации в Мьянме – прекрасный способ досадить Китаю, разжигая пожар этнической войны в его подбрюшье. Китай традиционно рассматривает Мьянму как свою сферу влияния, у Пекина всегда существовали особые отношения с властями страны, поэтому любое вмешательство Запада в дела этого государства в КНР воспринимают весьма болезненно. Сейчас китайские средства массовой информации трактуют события в Мьянме как борьбу правительственных войск страны с террористическими группировками. Общественное мнение значительной части китайцев также на стороне бирманских буддистов – и дело тут не только в культурной близости, но и в том, что в Китае есть своя аналогичная проблема – Синьцзян-Уйгурский автономный район, значительную часть населения которого составляют мусульмане-уйгуры, давно и безуспешно пытающиеся добиться политической независимости. Кроме того, в Китае прекрасно понимают, что чрезмерное внимание мировой общественности к ситуации в Мьянме угрожает политическим и экономическим интересам Пекина в этом регионе, а они – очень и очень большие. Поэтому Китай блокирует в Совете Безопасности ООН любые попытки США и Великобритании поставить вопрос о ситуации с преследованиями рохинджа в Мьянме.

Когда Вашингтону стало известно о нахождении больших запасов нефти и газа в штате Аракан, американское руководство очень живо заинтересовалось событиями в далекой Мьянме. Особенно актуализировался этот интерес в контексте завершения в 2013 году строительства нефтепровода и газопровода из Аракана в Китай. Мьянма рассматривается Китаем как важнейший перевалочный пункт на пути транспортировки нефти и газа из стран Персидского залива, а обнаружение нефтегазовых месторождений в самой Мьянме еще сильнее повышает интерес Китая к этой стране. Естественно, что такая ситуация не устраивает США, стремящиеся создавать всевозможные препятствия для развития Китая и китайской экономики. Была создана специальная Целевая группа по Бирме, включившая в себя ряд неправительственных организаций, маскирующихся под благотворительные и правозащитные. Там, где появляются американские «правозащитники», рано или поздно начинаются конфликты и даже гражданские войны. Сначала американские агенты определяют острые проблемы страны, формируют «конфликтное поле», а затем начинают разжигать тлеющие конфликты, способствовать их усугублению и выходу на новый уровень, обеспечивают «поддержку мирового сообщества».

В Мьянме, помимо противостояния с Китаем, американская игра имеет и другую стратегическую цель – дезинтеграцию стран Юго-Восточной Азии. Как известно, в Юго-Восточной Азии есть буддийские (Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам), мусульманские (Малайзия, Индонезия, Бруней) и христианские (Филиппины) страны. При этом, Филиппины и Таиланд, как и Мьянма, имеют на своей территории многочисленные мусульманские меньшинства, выступающие за самоопределение и давно ведущие вооруженную борьбу против центральных правительств. До недавнего времени США оказывали и филиппинскому, и таиландскому правительствам большую помощь в борьбе против радикальных группировок, однако затем расклады в мировой политике стали меняться.

Нагнетание конфликта между рохинджа и правительством Мьянмы может использоваться США для создания и углубления противоречий между странами – участницами АСЕАН. Уже сейчас Малайзия и Индонезия оказывают активную поддержку рохинджа, при этом в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, а не исключено, что и на Филиппинах, общественное мнение будет поддерживать линию бирманских властей. Учитывая, что страны Юго-Восточной Азии в последние годы добились больших успехов, в первую очередь экономического характера, стратегия развала АСЕАН может быть выгодна американцам для сохранения собственного экономического влияния в регионе. В Вашингтоне очень боятся, что весь Азиатско-Тихоокеанский регион может выйти из-под контроля США и добиться полной экономической самостоятельности.

За последнюю неделю мир узнал о том, что в Мьянме уже не одно десятилетие тянется религиозно-этнический конфликт между буддистами и мусульманами, араканцами и рохинджа. Жертвами очередного обострения ситуации за последние 10 дней стали более 400 человек, 123 тысячи человек были вынуждены бежать из Мьянмы. Каковы причины исторического противостояния? Что на самом деле происходит в Мьянме? Почему столкновения этнических групп так всколыхнули весь мусульманский мир и не только?

Мьянма — это вообще где?

Мьянма — государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, в западной части полуострова Индокитай. Население Мьянмы — около 60 миллионов человек из 135 этнических групп, 90% из них — буддисты.

Страна разделена на 7 административных областей и 7 штатов (национальных областей). Один из этих штатов — Ракхайн, расположенный на западном побережье страны по соседству с Бангладеш. Его население составляет около 3 миллионов человек, из них большинство — представители народности араканцы, исповедующие буддизм (у штата также есть альтернативное название — Аракан). Меньшинство населения штата (около 1 млн человек) — это рохинджа, исповедующие ислам.

С чего все началось?

Рохинджа считают себя одним из коренных народов Мьянмы. Однако в Нейпьидо (столице Мьянмы) их считают либо сепаратистами, либо беженцами из Бангладеш. Отчасти так оно и есть — все благодаря колониальному прошлому Мьянмы.

Все началось еще в XIX веке, во времена британской колонизации региона: Лондон активно привлекал мусульман из Бенгалии (ныне — Бангладеш) в Бирму (название Мьянмы до 1989 года) в качестве рабочей силы. Когда началась Вторая мировая война, Бирму оккупировала Япония. Местные жители в обмен на признание независимости страны встали на сторону Японии, мусульмане-бенгальцы поддержали Великобританию. Количество жертв этого противостояния в 1942 году исчисляется десятками тысяч человек.

В 1948 году Бирма обрела независимость от Великобритании, но не покой. Рохинджа начали партизанскую войну за присоединение к соседнему Восточному Пакистану (ныне Бангладеш). Бирма ввела военное положение в регионе. В последующие десятилетия война между сепаратистами и бирманскими войсками то вспыхивала, то угасала, а рохинджа тем временем становились «самым угнетаемым народом на земле».

Почему «самым угнетаемым народом»?

Так рохинджа прозвали правозащитники и пресса. Из-за того, что их не считают гражданами Мьянмы, они лишены всех гражданских прав.


Рохинджа не могут занимать административные должности, им часто отказывают в оказании медицинской помощи, они не имеют права на высшее образование, да и начальное получают не все. В стране также введен запрет для рохинджа иметь более двух детей.

Представители этого народа не могут законно покинуть страну, даже на территории Мьянмы их перемещение ограничено, а десятки тысяч рохинджа содержатся в лагерях для перемещенных лиц — то бишь в резервациях.

А что случилось сейчас?

Очередной виток конфликта. Ситуация резко обострилась 25 августа этого года. Сотни сепаратистов из движения «Армии спасения рохинджа Аракана» (АСРА) совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции, были убиты 15 полицейских и военных. После этого войска приступили к антитеррористической операции: всего за одну неделю военными были убиты 370 сепаратистов-рохинджа, также сообщалось о 17 случайно погибших местных жителях.


Сотрудник полиции Мьянмы осматривает сожженный дом в городе Маундо, Мьянма. 30 августа 2017 года. Фото: Reuters

Однако беженцы рохинджа рассказывают о тысячах убитых односельчан, уничтожении и поджогах их деревень, зверствах, пытках и групповых изнасилованиях, массово совершаемых солдатами и полицейскими либо местными добровольцами.

Одновременно в интернете и мировых СМИ стали появляться свидетельства живущих в Ракхайне буддистов, рассказывающих о точно таких же массовых преступлениях против человечности, совершаемых как боевиками-рохинджа, так и просто их соседями-мусульманами.

А как на самом деле?

В точности о происходящем на западе Мьянмы сейчас никто не знает — в штате объявлено военное положение. В Ракхайн не допускаются журналисты и сотрудники правозащитных организаций.

Кроме того, в Нейпьидо отказали ООН в поставке предметов первой необходимости, воды и медикаментов для пострадавших от столкновений рохинджа. Не принимают помощь власти Мьянмы и от других гуманитарных организаций.

И да — международных инспекторов в зону конфликта также не допускают.


Какова мировая реакция?

На прошлой неделе Великобритания потребовала рассмотреть положение народа рохинджа в Мьянме на специальном заседании Совета Безопасности ООН, однако это предложение отверг Китай. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призывает Нейпьидо к урегулированию конфликта на постоянной основе.

Многие мировые лидеры также осудили проявления насилия в Мьянме и призвали власти страны взять ситуацию под контроль.

С резкой критикой действий властей Мьянмы выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 1 сентября он обвинил власти страны в геноциде рохинджи.

«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков», — заявил 2 сентября глава Чечни Рамзан Кадыров. А 3 сентября в Грозном, столице Чечни, прошел митинг, на который, по словам местной полиции собралось около миллиона человек.


Также различные акции протеста прошли в Пакистане, Индонезии, Бангладеш и других странах.

Так, а что сейчас происходит с рохинджа?

Они массово покидают Ракхайн, как это уже было в 1989, 2012, 2015 годах, после каждого обострения религиозно-этнического конфликта.

Выбор, куда бежать, у рохинджа невелик. Штат граничит с Бангладеш, поэтому основные потоки беженцев устремляются в эту страну по суше — но там их никто не ждет. Бангладеш и так является одной из самых густонаселенных стран в мире, к тому же на территории страны в лагерях беженцев за последние годы уже скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа, из них 123 тысячи рохинджа — только за последние 10 дней.


Лодка, на борту которой находились бежавшие из Мьянмы рохинджа, перевернулась в реке Наф. Тела погибших обнаружили бангладешские пограничники. 31 августа 2017 года. Фото: Reuters

Рохинджа также бегут в Индию — по морю: но там их тоже не ждут. Власти Индии заявили о намерении выслать 40 тысяч рохинджа, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами, а международное право запрещает высылать беженцев в страну, где им может грозить опасность. Но в Нью-Дели парируют тем, что страна не подписала конвенцию о статусе беженцев и все нелегальные иммигранты будут депортированы.

Часть рохинджа принимают Таиланд, Индонезия и Малайзия. Но даже в мусульманской Малайзии власти отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив свое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии «недопустимо». При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

Единственная страна, которая официально предложила убежище всем без исключения рохинджа — это Гана. Но рохинджа надеются на то, что смогут жить в стране, которую считают своей родиной, а не в Западной Африке.

Смогут ли?

На этот вопрос, к сожалению, нет ответа.

Долгое время Мьянмой управляла военная хунта, которая все вопросы с рохинджа решала единственным методом — силовым.

В 2016 году в Мьянме впервые за полвека к власти пришли либерально-демократические силы, хотя 25% депутатов обеих палат парламента по-прежнему назначаются армейским руководством. Пост президента занял представитель партии «Национальная лига за демократию» Тхин Чжо, а лидер партии Аун Сан Су Чжи получила пост министра иностранных дел и государственного советника (должность, примерно соответствующая премьер-министру). Аун Сан Су Чжи — лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. Она почти 15 лет находилась под домашним арестом, куда была заключена военной хунтой.


Западная пресса называла ее признанным борцом за демократические ценности и другом многих известных западных лидеров. Однако теперь западные СМИ указывают, что с приходом ее партии к власти в стране мало что изменилось.

На самом деле Аун Сан Су Чжи по Конституции не имеет влияния на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.

Год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую возглавил Кофи Аннан. В течение года комиссия постоянно посещала штат Ракхайн, обсуждала ситуацию с местными жителями — араканцами и рохинджа — и детально документировала все происходящее. По итогам собранного материала 24 августа 2017 года комиссия опубликовала 70-страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа сепаратисты из АСРА напали на правительственные блокпосты и началась очередная эскалация конфликта.

По данным «Международной антикризисной группы», лидером АСРА является Ата Улла. Он представитель народности рохинджа, родился в Пакистане, но вырос в Саудовской Аравии. Там же он получил религиозное образование, до сих пор поддерживает тесные связи с этой страной и получает от нее финансовую помощь. Предполагается, что сепартисты из АСРА проходят подготовку в тренировочных лагерях в Пакистане, Афганистане и Бангладеш.

: свыше полутысячи мусульман собрались у посольства Мьянмы на Большой Никитской улице, громогласно потребовав прекратить геноцид единоверцев в этой далекой стране. Ранее их поддержал в своем инстаграме глава Чечни Рамзан Кадыров . Но что же происходит на самом деле: «массовые убийства мусульман-рохинджа » или «борьба с террористами», как утверждают власти Мьянмы?

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш . Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

2. С чего начался конфликт?

9 октября 2016 года несколько сотен рохинджа напали на три блокпоста мьянманской пограничной службы, убив десяток человек. В ответ власти ввели в регион войска, начавшие масштабную зачистку от террористов - как истинных, так и мнимых. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что, по данным спутниковых снимков, силовики сожгли свыше 1200 домов в деревнях рохинджа. Десятки тысяч представителей народности были депортированы или бежали в другие страны - прежде всего, в Бангладеш.

Происходящее осудили отдельные должностные лица в ООН и госдеп США . При этом либеральный Запад вновь не смог обойтись без двойных стандартов: так, Аун Сан Су Чжи, член правительства Мьянмы и вдохновительница нынешних антиисламских погромов, в 1990 году получила от Европарламента премию имени Сахарова , а годом позже - и Нобелевскую премию мира за «отстаивание демократии»…

Сейчас официальные лица называют обвинения в геноциде фальсификацией и даже подвергли наказанию нескольких офицеров, ранее запечатленных на видеоролике с избиением арестованных мусульман. Впрочем, последние тоже не остаются в долгу - 4 сентября боевики-рахинджа разграбили и сожгли буддийский монастырь.

3. Как отреагировала Россия?

У Москвы в регионе - важные интересы: и совместные разработки урановых руд, и экспорт вооружений, которые Нейпьидо закупил у нас на сумму свыше $1 млрд. «Не имея реальной информации, я не стал бы делать какие-либо выводы», - прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

– последние новости. Что там происходит, что столкновения боевиков рохинья стали называть «геноцидом мусульман»? Какова история конфликта, и действительно ли война в Азии может коснуться России?

Геноцид мусульман в Мьянме получил новый виток . Как сообщает ТАСС , ссылаясь на агентство Reuters, власти Мьянмы приняли кардинальное решение и сразу же воплотили его в жизнь. Они заминировали границу с Бангладеш, куда уже переправились 125 тыс беженцев-ронинья (рохинджа) для того, чтобы гонимые не смогли вернуться. Беженцы размещаются в лагерях на юго-западе Бангладеш. Как сообщил источник, операция по закладке мин на приграничной с Бангладеш зоне продолжается уже третий день.

По данным UNICEF, 80% вынужденных переселенцев – дети и женщины. Представители детского фонда ООН также сообщили, что большое количество детей по-прежнему находятся в опасности, оставаясь на севере штата Мьянмы Ракхайн – эпицентре зачистке от рохинья. Представители фонда вынужденно прекратили свою миссию в Ракхайне, продолжив работу в приграничной зоне Бангладеш, обеспечивая детей вещами первой необходимости, водой и медикаментами.

История войны в Мьянме – по какой причине мусульман рохинджа притесняют?

Фактически Мьянма находится в состоянии гражданской войны на религиозной почве с 1948 года. Население Мьянмы – 55 млн человек, причем 90% приверженцы буддизма, а самих рохинья там насчитывается около 800 тысяч человек. Это застарелый конфликт, корнями уходящий в колониальную историю Бирмы. Когда Бирма была британской колонией, то власти Великобритании привлекали рохинджа в качестве бесплатной рабочей силы. После оккупации Бирмы Японией во времена Второй мировой войны, буддисты встали на сторону захватчика, а рохинья остались служить британцам, - таким образом, они оказались на разных баррикадах.

С тех пор вспышки и вооруженные конфликты в Мьянме часто имели место быть . Взаимное неуважение к чужому вероисповеданию, историческая неприязнь – все это вылилось в налеты боевиков – с одной стороны, и зачистки от властей – с другой. Боевики рохинья часто обвиняются в налетах на буддийские святыни и храмы, нападения на коренное буддийское население, в частности, на полицейские участки. Власти нынешней Мьянмы отвечают им тем же, только с высоты власти и армии.

Рохинджа в Мьянме приобрели дурную славу и стали изгоями – как итог, они не могут претендовать на официальное гражданство этого государства, что делает жизнь там, где они пришлись не ко двору, невыносимой. Однако, малая часть (по сравнению с остальными религиями) - 800 тысяч мусульман рохинджа прославили 55-миллионное буддийское государство на полуострове Индокитай как чинителей геноцида народности рохинджа…

В России мусульманское сообщество проявляет повышенный интерес с гонениям единоверцев . Накануне об это жестко высказывался глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, а сейчас МИД РФ призывает власти Мьянмы скорейшим образом прекратить военные действия. Несмотря на осуждение войны, в Москве было отказано в проведении митинга в поддержку рохинджа. Как сообщают «Ведомости» , мэрия Москвы отказала в проведении митинга, не согласовав цель собрания с организатором - Арслау Хасавовом.

Ранее, участники несанкционированного митинга в Москве подписали петицию на имя президента РФ Владимира Путина с призывом повлиять на ход конфликта. Подписи будут предоставлены в посольство Мьянмы в столице.

Геноцид мусульман в Мьянме в СМИ – где правда, а где «фейк»?

Притеснение рохинджа в том виде, в котором их подают в СМИ – дезинформация. Об этом высказалась советник и глава МИД Мьянмы Аун Сан Су Чжи, заявив, что миру было предоставлено большое количество сфальсифицированных фотографий. В частности, поддельные фото и видео были предоставлены президенту Турции Рэджепу Тайипу Эрдогану. По словам Су Чжи, фото были сделаны за пределами Мьянмы и нацелены на распространение розни на религиозной почве.

Напомним, конфликт в Ракхайне обострился 25 августа 2017 года после нападений боевиков рохинджа на полицейские участки в Мьянме. Тогда погибло около 400 сепаратистов. Как по этому поводу выразилась Аун Сан Су Чжи, следует «сотрудничать с друзьями со всего мира, чтобы не дать терроризму укорениться в Мьянме» .

В свою очередь, «Ведомости» приводят в пример доклад ООН от 2017 года, в котором говорится о насилии и притеснении народа рохинджа. В документе говорится, что правительственные войска учиняли жестокие расправы над целыми деревнями, насиловали женщин и убивали детей. Также, как сообщает газета, представители ООН обвиняли власти Мьянмы в настоящем геноциде, называя это преступлением против человечности.

К слову, в самой Мьянме не все настроены радикально. Граждане Мьянмы устроили акции в поддержку притесняемого народа в городе Янгон. Протестующие зажигали свечи и запускали воздушные шары в небо.

Бывают ситуации, когда правых нет — одни виноватые. Похоже, что столкновения в Мьянме как раз из их числа.

Национализм или война религий?

Мировые СМИ пишут о геноциде исламского населения буддистами в Мьянме — государстве в Юго-Восточной Азии. Но эксперты утверждают, что во-первых, жертвы почти равны с обеих сторон. Просто мусульмане обладают мощной информационной поддержкой общемирового уровня вроде Al Jazeera и подобных ей, а буддисты нет. В результате чего «мировая общественность» видит конфликт только с одной стороны. Во-вторых,

участниками бойни стали не мусульмане в целом, а представители конкретной этнической группы

И если бы они представляли какую-нибудь другую религию, ничего бы не изменилось, потому что причины вспышки насилия не в вероисповедании. И в-третьих, в этом противостоянии виноваты обе стороны.

Конфликт длиной в десятилетия

Объектом недовольства как властями Мьянмы, так и львиной доли его населения стали рохинджа (или рохинья). Это немногочисленная этническая группа, проживающая главным образом на территории Мьянмы (штат Ракхайн, другое название Аракан) и соседнего Бангладеша. Абсолютное большинство исповедует ислам суннитского толка. А почти 90% населения Мьянмы буддисты.

Рохинджа в Аракан завозили еще англичане в XIX веке в качестве рабочей силы. Так мусульманское население региона начало постепенно расти. Сейчас из 55 млн человек, населяющих Мьянму, около 800 тыс. - рохинджа. Они считают себя одним из коренных народов Мьянмы. При этом

их число постоянно пополняется беженцами из Бангладеша, а власти Мьянмы не желают признавать право на гражданство всех рохинджа целиком

Мьянманские государственные деятели даже не используют этот термин, вместо этого называя их бенгальцами.

Во Второй мировой войне, когда Бирму (прежнее название Мьянмы) оккупировала Япония, местные буддисты поддержали их, а рохинджа остались верны британской короне, начав партизанские действия. Тогда

две стороны учинили массовые взаимные расправы, в ходе которых погибли десятки тысяч человек

С тех пор отношение к рохинджа оставалось враждебным. Вспышки взаимного насилия были зафиксированы и в 2012, и в 2015-м, и в 2016 гг. Погромы 2012 года привели, по официальным данным, к гибели 200 человек.

Половина из них была мусульманами, а половина буддистами

Около 120 тыс. человек (и буддисты, и мусульмане) оказались беженцами. Погибли за последние годы тысячи человек.

Ситуация резко обострилась 25 августа 2017-го. Несколько сотен боевиков движения ARSA «Араканская армия солидарности рохинджа» (в других переводах - «спасения рохинджа» — прим.) атаковали 30 опорных пунктов полиции. Это спровоцировало новую волну насилия.

Впервые эта группа заявила о себе в октябре 2016 года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладешем

По официальным данным, за неделю были убиты около 400 человек, из них большая часть якобы боевики. Еще 17 мирных жителей и 15 полицейских и военных убили члены движения. А количество беженцев рохинджа за десять дней конфликта возросло до 90 тыс. человек.

По заверениям СМИ мусульманских стран, речь может идти о нескольких тысячах погибших мусульман

При этом соседние государства неохотно принимают рохинджа. В Малайзии не собираются в произвольной форме выдавать им удостоверения беженцев, сообщила газета Star со ссылкой на вице-премьера страны Ахмада Захида Хамили. По его словам, такое решение приняли совместно с профильным Управлением Верховного Комиссара ООН.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то, что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

Когда война стала образом жизни

Для более полного понимания ситуации нужно отметить, что Мьянма -

одно из самых неспокойных государств в мире, где войны практически не прекращались

последние несколько десятилетий. Разнообразные местные политические и криминальные объединения многие годы воевали с центральной властью и друг с другом. Только сравнительно недавно со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня. В таких государствах и у властей, да и у жителей в целом мировоззрение отличается от благополучных (даже не в экономическом, а хотя бы политическом смысле) стран. И

масштабные силовые сценарии рассматриваются не как что-то из ряда вон выходящее, а вполне себе рабочие варианты

Тем временем власти Мьянмы продолжают фиксировать новые случаи нападения боевиков движения ARSA на севере штата Ракхайн (Аракан). Об этом 5 августа сообщила правительственная газета Global New Light of Myanmar со ссылкой на местные власти.

По ее данным, «несколько сотен домов сожжены в населенных пунктах округа Маунгдау» в результате нападений исламистов. Информация о жертвах отсутствует. Как пишет издание,

после своих вылазок боевики оставляют мины в населенных пунктах,

которые впоследствии обезвреживают саперы регулярной армии Мьянмы. Местные СМИ активно освещают погромы, учиненные боевиками, которые поджигали буддистские храмы и оскверняли статуи Будды.

Силовики дали официальный брифинг для иностранной прессы, на котором обвинили ARSA в целях создания «исламского государства»

По мнению Алексея Юсупова, странового директора фонда им. Ф. Эберта в Мьянме,

вылазки экстремистов стали идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса рохинджа целиком

Об этом он заявил в интервью порталу Vlastь .

— По спутниковым снимкам видно, что систематично сжигаются целые мусульманские деревни, — сказал он. Но упомянул, что по версии местных властей, «экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях».

Есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна.

Около 12 тыс. жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны

СМИ устроили буддистам «осажденную крепость»

Ж ивущий в Мьянме востоковед Петр Козьма в интервью РТ утверждает, чт о

местные буддисты многие десятилетия прекрасно уживаются с традиционной мусульманской уммой

Эксцессы были, но дело редко доходило до масштабных конфликтов. Совсем другая история с рохинджа.

— Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Петр Козьма.

Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

— Вот однажды эту крышку и сорвало. А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах.

Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму,

Добавляет Петр Козьма.

О чевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. Востоковед утверждает, что

мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожженных домов стороны примерно равны

— То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, ксожалению,

у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом,

Говорит Петр Козьма.

Виноваты все, как мириться будут — непонятно

Дмитрий Мосяков, заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета в интервью РТ сравнил ситуацию в Мьянме с миграционным кризисом в Европе. Какая-то часть рохинджа действительно уже долго живет в штате, но их число постоянно пополняется за счет нелегальных беженцев, чье появление никак не радует местное население.

И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии,

— утверждает он .

По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность.

Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты

— Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает, - заключает Дмитрий Мосяков.

Алексей Юсупов подвел некоторые итоги, из которых понятно, что ситуация в Мьянме далеко не так однозначна, как ее рисуют мировые СМИ. Нет «правой» и «виноватой» стороны, есть большой клубок проблем, в которых, как уже говорилось, виноваты все участники. При этом подробно изучить нынешнюю ситуацию тоже не представляется возможным. Но кое-какие моменты уже можно определить точно:

  • Вооруженный экстремизм среди рохинья реален. Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, вести пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.
  • Систематичные притеснения рохинья реальны. После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма — исламского или любого иного.
  • Мы все еще знаем очень мало. Все, что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш.
Loading...Loading...