Большой петергофский дворец - корона царской резиденции. Большой дворец петергофа Большой петергофский дворец растрелли

В 2015 году государственному музею-заповеднику «Большой Петергофский дворец» исполнилось ни много ни мало – 300 лет. Три столетия назад своим указом Петр I подписал Петергофу «приговор» исторического значения: именно здесь заложили Верхние палаты – будущий Большой дворец.

В XXI столетии потомки решили не осрамиться перед Петровой памятью, и в течение юбилейного года посетители должны были по достоинству оценить старания устроителей: юбилейные выставки, научно-практическая конференция, обновленная «ольгинская» коллекция, выставка рисунков Петра Алексеевича – и это еще неполный перечень мероприятий, подготовленных к отмечаемой дате.

Большой дворец по праву считается самым красивым дворцом Европы. К тому же занимает не последние позиции в числе самых крупных памятников XVIII столетия и находится под надежной охраной ЮНЕСКО.

Прежде чем судить, это надо видеть

Петергофский красавец – «приверженец» линейной симметрии: 300 м главного фасада его барочной композиции обращено на Финский залив.

Террасу дворца оборудовали площадкой с балюстрадой, и с нее было приятно любоваться видом на Морской канал и Большой каскад. Последний выполнял роль парадной дворцовой лестницы.

Все было детально продумано, гениальная идея более, чем удачно воплощена в жизнь, а сам дворец настолько органично вписывался в окружающий вид, что Жан-Батист Леблон – главный архитектор Санкт-Петербурга – в свое время выразил отношение к сему чуду: «...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте».

Мы строили-строили и… перестраивали-перестраивали

Вся эта красота возводилась в несколько этапов. Первый припал на 1710 год: Иоганн Браунштейн начал возводить Верхние (Нагорные) палаты, но не учел особенности местных почв – палаты дали усадку и покрылись трещинами. Через 6 лет в Петергоф на помощь приехал Жан-Батист Леблон, который составил план переделок: укрепление фундамента, постройка подземного акведука для отвода грунтовых вод, полное изменение планировки и интерьерного дизайна. Сторонник светлого пространства, архитектор в первую очередь занялся увеличением оконных и дверных проемов, а также расширением площади балкона Итальянского салона – Леблону хотелось, чтобы одновременно там могло находиться достаточно много людей.

Грандиозные планы зодчего после его смерти продолжил Николо Микетти – он придал дворцу завершенный вид, достроив по бокам галереи.

Императрица Елизавета Петровна, став на престол, занялась переустройством дворца. Ей хотелось перемен, а тут – целый дворец ждал ее хозяйской руки. Масштабы были еще те! Архитектору Растрелли поручили разработать новые чертежи здания, к чему он и приступил в 1745 году. Центр Большого дворца был не тронут – все осталось, как при Петре, а вот боковые галереи дополнили величавыми Церковным и Гербовым корпусами.

Также пристроили и корпуса-ризалиты, изменившие плоскость фасада. Украшением западного корпуса стала Парадная лестница и Светлая галерея. Эта галерея получила еще одно название – Танцевальный зал. Он был самым изысканным помещением в Большом дворце.

Вдобавок ко всему Растрелли оформил интерьеры помещения с особой тщательностью, превратив дворцовые залы в утонченные, изящные парадные комнаты. Все здесь дышало роскошью и пышностью: подвесные «зеркальные» своды, плафонная живопись, сплошная позолота, обилие зеркал, настенная роспись – они придавали ощущение нескончаемого праздника. Для полного оформления понадобилось 9 лет, на протяжении которых не прекращались дворцовые пышные торжества. Дочь Петра, стоит отметить, знала толк в организации подобных мероприятий.

Но пришел 1762 год, а с ним – и время правления Екатерины II . Место уже неугодного Растрелли занял новый фаворит – Жан-Батист Валлен-Деламот, который переделал две дворцовые комнаты. Для них он подобрал модный тогда китайский стиль.

Еще один императорский архитектор Юрий Фельтен переоборудовал некоторые парадные залы – Аванзал, Тронный зал и столовую. На этом крупные переделки Большого дворца прекратились.

Роскошь, вмещенная в 30 залов

Большой дворец по праву мог гордиться количеством своих залов: их насчитывалось до 30 штук. Все главные помещения располагались строго по «дворцовому регламенту» – на втором этаже.

Чесменский зал, например, служил своеобразным залом ожидания начала церемониала. Прототипом Петергофского Танцевального зала служила зеркальная галерея Версаля. Особенностью таких помещений были фальшивые зеркальные окна-обманки. Тронный зал являлся наибольшим по площади залом 330 кв. м дворца предназначались для официальных приемов, балов и концертов. Звание старейшего дворцового помещения носил Картинный зал. Кроме того, изначально он был и наиболее крупным парадным помещением.

Парадные комнаты Собственной половины включали в себя личные императорские кабинеты, спальни, салоны и туалетные. Доступ сюда имели лишь лица приближенные.

Небольшая Куропаточная гостиная, названная так за изображения куропаток на драгоценном шелке, до наших дней сохранила отдельные элементы дорогой обивки на одной из стен, в оконных драпировках и в нише.

Уникальным являлся и Дубовый кабинет: он единственное помещение дворца, которое и в XXI веке может похвастаться полностью сохраненным оформлением времен эпохи Петра. В кабинете имеются и некоторые личные вещи царя, в числе которых – его дорожные часы.

Цари – со дворцом, архитектор – с носом

Если смотреть на Большой дворец из Верхнего либо Нижнего парков, то кажется, что здание огромно. Но это обманчивое впечатление: на самом деле дворец более узкий и не таких внушительных размеров, как представляется.

Особый интерес во дворце являла Голубая приемная: к парадным залам она не относилась, а выступала в роли секретарской. Особенностью приемной было ведение там «поденных журналов», в которых фиксировали все события в жизни Большого дворца.

По преданию, дочь Петра, Елизавета, специально приказала Растрелли украсить Танцевальный зал особым образом – побогаче, с позолотой. Ведь основным назначением зала был прием именитых купцов, падких до благородного металла.

Великий Растрелли, создав восхитительный дворец, который являлся парадной царской резиденцией и, возможно, превосходящий по красоте, пышности и шику даже Версальский шедевр, не заслужил достойного вознаграждения. Елизавета Петровна была очень довольна работой архитектора, но не заплатила ему ни гроша.

В петровские времена Большой дворец был сосредоточением официальной летней жизни России: в его стенах поднимались важные государственные вопросы, а залы принимали знатных гостей, спешащих на балы и маскарады.

Даже спустя 300 лет после строительства, изумительный Петергофский Большой дворец поражает своим великолепием и роскошью.


Большо́й Петерго́фский дворе́ц
(нем. der Palast von Peterhof , фр. le Grand Palais de Peterhof ) - основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе на южном берегу Финского залива , в 29 км от Санкт-Петербурга.

История создания

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна , Ж.-Б. Леблона , а затем Н. Микетти , был перестроен (1745-1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли ), - в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Залы дворца

Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает прим. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Б. Ф. Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце - Екатерининском ). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей - один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер . Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова. Самые заметные скульптуры верхней части - аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. Скульптура «Зима», в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась. Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал , решён в формах триумфальной арки. Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и «Справедливость». . Портал воссоздан по моделям С. Лебедевой.

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны . Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера (работы выполнены Антонио Перезинотти с помощниками). Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Потолок лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном. Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.

Танцевальный зал

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 кв.м занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству -самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность Танцевального зала - фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах - окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия (работы Джузеппе Валериани ; в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать - копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны). Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Голубая приёмная

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами ; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Г ербовым корпусом . Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагалисть секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.). Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям. В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в стиле «второго барокко» , изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада» ). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк , сквозь стеклянные двери - галерея в «Корпус под гербом».

Чесменский зал

Мемориальный зал Большого Петергофского дворца; самый известный из всех залов сооружения. Своё название носит в память о Чесменском сражении 25-26 июня (6-7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море , в ходе которого российский флот одержал решающую победу в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов . Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении, задумала увековечить славное событие в серии картин. В том же 1770 году немецкий художник Якоб Филипп Гаккерт , имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла. Флот находился ещё в «архипелагском походе» (завершился в 1774 году), когда началась работа над картинами. Гаккерт в то время жил и работал в Италии; для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Св. Варвара» . Эпизод нужен был для работы над некоторыми полотнами, в том числе - над самой известной картиной серии «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года» . Непосредственно Чесменскому сражению посвящены 6 из 12 картин серии. Другие полотна отражают последующие сражения с остатками турецкого флота и различные этапы многолетнего похода русской эскадры под командованием Г. А. Спиридова и А. Г. Орлова. Картины создавались на основе документальных описаний и схем непосредственных участников боевых действий.

В 1773 году художник завершил работу над полотнами; место для них было определено заранее, им стал Аванзал Петергофского дворца. Руководил перестройкой зала Ю. М. Фельтен . От первоначального растреллиевского интерьера был оставлен только паркет, заркала в простенках и плафон работы Л. Вернера «Церера, вручающая колосья Триптолему» . Фельтен, создавая интерьер в классицистическом ключе, использовал минимальное декоративное оформление: только сочетание белого и светло-жёлтого цвета стен, лепные орнаменты строгого рисунка на падуге потолка и разместившиеся в десюдепортах барельефы. Один из них, «Турецкие трофеи», напрямую связан с темой Чесменского сражения; другие развивают морскую и героическую тематику. В 1779 году крупные полотна (размер каждого ок. 3,2 х 2,2 м) заняли своё нынешнее место. Предназначение зала, несмотря на радикальную переделку, при этом не изменилось; как и прежде, здесь собирались придворные, высшие сановники империи, иностранные посланники перед началом дворцового церемониала.

Во время Великой отечественной войны интерьер был полностью уничтожен. Картины эвакуировали, но плафон в спешке демонтировать не удалось, и он сгорел. При реставрации ему подыскали замену, работу Августина Тервестена «Жертвоприношение Ифигении» (1690 год). Тематически он даже более прежнего вписывается в интерьер Чесменского зала, так как создан на сюжет из истории Троянской войны, развернувшейся на берегах Эгейского моря.

Появление мемориального зала именно в Петергофе не случайно: Пётр I обустраивал морскую императорскую резиденцию как памятник победам России в Северной войне ; тема прославления русского оружия получила своё развитие в Чесменском зале. Он не стал единственным памятником славной победы: на том месте, где Екатерина получила известие о сожжении турецкого флота, воздвигнута Чесменская церковь, был построен Чесменский дворец, в парке Царского Села соорудили Чесменскую колонну, в Гатчине - Чесменский обелиск; также в гатчинском дворце впоследствии была обустроена Чесменская галерея. К теме памятного сражения позднее обращался И. К. Айвазовский; прообразом его картины «Чесменский бой» послужили работы Я. Ф. Гаккерта.

Восстановлен в 1969 году.

Тронный зал

Самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал дворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777-1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, отличается сдержанной колотистикой с доминированием белого цвета и монументальным лепным декором: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах, из листьев дуба и лавра (символов стойкости и славы), акцентирующее потолочное перекрытие; венки и гирлянды выполнены в подчёркнутом объёме, выступая от плоскостей на значительные расстояния, а иногда и отрываясь от них.

Основной элемент декорирования зала - живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона , изображающие эпизоды Чесменского сражения, тем самым образуя сюжетную связку с предыдущим залом. Английский живописец Ричард Петон, узнав о сражении, сам предложил российскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину написать несколько картин на эту тему. Его желание было воспринято благосклонно, и в 1772 году четыре картины прибыли в Петербург. Сначала они располагались в Зимнем дворце; затем при создании Тронного зала были перевезены в Петергоф. Ричард Петон, в отличие от Якоба Гаккерта, не имел точных сведений о дислокации кораблей, поэтому картины лишь приблизительно трактуют события сражения. Тем не менее они были исполнены на высоком профессиональном уровне и обладают несомненными художественными достоинствами. Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении размещены парадные портреты Петра I и Екатерины I, на противоположной стене симметрично им расположены портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (все созданы Г. Бухгольцем); в простенки между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I.

Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое крупное живописное полотно зала. Картина, которая называется «Шествие на Петергоф» , создана в 1762 году В. Эриксеном. Екатерина изображена в мундире полковника Семёновского полка верхом на любимом коне Бриллианте. На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей, возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III. Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы. У этой картины богатая событиями история. После смерти Екатерины вместо работы В. Эриксена зал украсил гобелен «Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере» (зал при этом получил название Петровского); картина же переместилась в петергофский Английский дворец. В 1917 году вместе с другими ценностями Английского дворца она была эвакуирована в Москву; какое-то время находилась в Оружейной палате , затем - в Третьяковской галерее . Лишь в 1969 году при восстановлении зала портрет вернулся на своё историческое место.

С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы, дополняющие интерьер. По сторонам от «Шествия на Петергоф» расположены аллегорические мелальоны И. П. Прокофьева «Истина и Добродетель» и «Правосудие и Безопасность» (оба созданы в 70-е годы XVIII века); прямо над ними - барельефы на исторические сюжеты «Возвращение князя Святослава с Дуная после победы над печенегами» (1769 год; автор А. М. Иванов ) и «Крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елены» (1773 год; работы М. И. Козловского , впоследствии создавшего скульптуру фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва» ). Указанные барельефы воссозданы в послевоенные годы Г. Михайловой и Э. Масленниковым.

Возле конного портрета Екатерины установлен тронное кресло русской работы первой четверти XVIII века. По преданию, трон изготовлялся по заказу А. Д. Меншикова для своего дворца в Петербурге для приёма частого гостя, Петра I. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке - вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка - аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца; изготовлена в середине XVIII века.

Важное место в оформлении зала играют люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев. Ю. М. Фельтен, работая над интерьером зала, решил не заказывать новые, а использовать светильники, уже имевшиеся на складах дворцового ведомства. 12 люстр, барочные по стилистике, кажутся на первый взгляд одинаковыми. Но в зале их четыре вида, различных по размерам и форме. Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе. Похожие люстры расположены также в Чесменском зале дворца и в Белой столовой.

Весь живописный декор зала, дополненный барельефами, имеет ярко выраженный политический мотив. Тронный зал создавался и оформлялся с целью наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I. В зале также выражена тема прославления деяний Екатерины-государыни, как напрямую (картины Р. Петона), так и аллегорически. Важное место в оформлении также занимает тема недавно завершившейся русско-турецкой войны: помимо работ Р. Петона, к ней через исторические параллели отсылают барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского.

Зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий; но также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды.

Восстановлен зал в 1969 году

Аудиенц-зал

Относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Б. Ф. Растрелли. Первоначальный план постройки дворца предполагал существование на месте зала двух небольших комнат, с световым двориком между ними, но этот план архитектора был отклонён. Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Сложность заключалась в том, что пространство для помещения оказалось зажатым Большим (Тронным) залом с одной стороны, и Белой столовой - с другой; а большие двухсветные окна при этом должны были выходить на обе стороны от дворца. Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения. Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство, успешно справившись с декорированием сложного пространства. Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь, использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны). Падуга потолка в отличие от других растреллиевских интерьеров дворца создана подчёркнуто-объёмной, привлекающей внимание, с чётким золочёным декором, имитирующим трельяжную сетку. Другим средством выделения вертикального объёма зала стали пилястры по углам и на продольных стенах, завершающиеся выразительными резными капителями (архитектор в интерьерах дворца редко использовал ордер). Зеркала, традиционный барочный элемент оформления, в полной мере использован в нижнем ярусе зала. Огромное зеркало в центре над камином и напротив него, от них зеркала чуть поменьше справа и слева на продольных стенах, и ещё два в простенках окон - такое множество иллюзорных перспектив способствует зрительному расширению пространства. Основной элемент декора традиционен для Растрелли - это золочёная резьба по дереву. Орнаменты зеркальных рам отличаются особо сложным и прихотливым рисунком. Интересной деталью интерьера являются женские бюсты, венчающие орнамент вокруг окон; мотив повторён в виде женских головок над окнами-обманками второго яруса. Интересно, что со времён Растрелли зал ни разу не подвергался переделкам вплоть до 1941 года

Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале: плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» . Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры» (итальянский художник работал в России недолго и ничего больше здесь не создал). Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы: вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма. В 1941 году при пожаре дворца плафон погиб; сейчас на его месте воссозданная Л. Любимовым и В. Никифоровым при участии А. Солдаткова в 1979 году копия.

Зал использовался для малых государственных приёмов. В середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов, здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название - Статс-дамская .

Белая столовая

Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Б. Ф. Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774-1775 годах Ю. М. Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал - почти полная монохромность и матовая текстура. Интерьер решён в строгих канонах классицизма, и на контрасте двух соседних залов легко прослеживаются отличия двух стилистичексих подходов. В зале нет падуги, потолок подчёркнут монументальным карнизом, который, однако, не соприкасается с плоскостью потолка; резные золочёные панно из дерева уступили место гипсовой лепнине; десюдепорты потеряли лёгкость и усилены сандриками. Горизональные тяги, карниз, сандрики создают композиционно замкнутый интерьер. В отличие от барочного стремления раскрыть пространство перспективами из окон или через зеркальные эффекты классицистический подход характеризуется стремлением к пространству уравновешенному, самодостаточному, гармонично организованному и внутренне завершённому, что в полной мере реализовалось в интерьере Фельтена.

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов - аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе - композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне . Барельефы воссозданы в послевоенные годы по моделям Л. Швецкой, Г. Михайловой, Э. Масленникова.

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз ). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж . Веджвудом . Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах . Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII-XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.

В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Ю. Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы В. Жигуновым, А. Поваровым, В. Павлушиным

Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.

К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты - Буфетные (название закрепилось с середины XIX века; до этого одна из них именовалась Подогревальней ). Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды; были меблированы дубовыми столами и посудными шкафами. Сейчас в одной из Буфетных выставлены живописные произведения из коллекции музея работы А. Сандерса , выполненные в 1748 году.

Китайские кабинеты

Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты . Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал . Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла своё функциональное предназначение. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766-1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот .

За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе стороны створки. В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно (в настоящее время только два - подлинные; остальные восемь - воссозданные взамен утраченных во время войны). Роспись, выполненная по чёрному фону, характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII - начала XVIII века. Среди сюжетов - традиционные сельские сцены и островные пейзажи. Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса. Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно - 4,5 х 2,3 м.

В качестве фона для лаковых панно были выбран шёлковый штоф; золотистых тонов - для Западного кабинета и малиново-красных - для Восточного. Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы; десюдепорты Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам, которые протягивают свои лапы к солнцу.

Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла. Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры. Паркет кабинетов - с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары.

В комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. Часть мебели - подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в Западном кабинете); другие - работы европейских мастеров в китайском духе. В Восточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стулья, напольные часы; в Западном - уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов. В то время в Европе, особенно во Франции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле «шинуазри» , простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. Оставаясь конструктивно европейской, эта мебель за счёт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую.

Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти , братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов .

Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII-XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.

Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.

Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная, или Будуар , открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной , она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Б. Ф. Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них - без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Ю. М. Фельтеном , который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.

Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропаткми специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II . Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Часть старой ткани размещена на западной стене.

Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими , но роспись безвозвратно погибла во время войны.

В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза , в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы). Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара .

Восстановлена в 1964 году.

Интересные факты

Изначально цвет дворца был другим.Здание было темно-коричнего цвета,а крыша - темно-зелёного

Историю Большого дворца Петергофа - одного из красивейших дворцов Европы, можно условно разделить на четыре этапа: Петровский, Елизаветинский, Екатерининский и Советский, когда в 1944 дворец предстал перед освободителями вот в таком виде.

Возведение дворца, который в том время именовался Верхними (Нагорными) палатами начал в 1710-х года Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы и вскоре палаты стали оседать, а стены дали трещины. Эстафету в сентябре 1716 года принимает французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон, который укрепляет фундамент, сооружает подземный акведук для отвода грунтовых вод, меняет планировку и убранство интерьеров.

Затем, при Елизавете Петровне, в 1745 году Франческо Растрелли делает чертежи нового здания, где сохраняет как историческое ядро петровские Верхние палаты, но переоформляет боковые галереи и завершает их великолепными восточным Церковным и западным Гербовым корпусами-ризалитами. В западном корпусе появляется Парадная лестница и роскошный Танцевальный зал.

Парадные залы оборудуются подвесными "зеркальными" сводами и украшаются плафонной живописью, а обилие позолоты, зеркал и росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, длившиеся почти 10 лет, были завершены и отмечены шумными торжествами в 1756 году.

В 1762 году императрица Екатерина II отправляет Растрелли в отставку и его место занимает француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В 1766-1767 годах он переделывает две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). На фото - восточный китайский кабинет:

В 1770-е годы Георг Фельтен перестраивает Аванзал (отныне - Чесменский), Тронный зал и Столовую. Если не считать некоторых изменений, которые внёс в интерьеры в 1847-1850 годах Андрей Штакеншнейдер, это были последние серьезные переделки в здании дворца.

Прогулка по дворцу

Теперь, давайте совершим прогулку по залам и комнатам Большого дворца.

Кабинет (1)

К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I издавна относились как к одной из реликвий, и было принято считать, что с момента его создания Леблоном и Пино он не претерпел каких-либо изменений. Но в действительности всё было иначе.

В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме.

Немалый урон первоначальному интерьеру причинило и то, что при Петре III Павле I, Николае I и позже комната использовалась как рабочий кабинет. И в соответствии со вкусами владельцев здесь устанавливались полковые барабаны и знамена квартировавших в Петергофе полков, прекрасная резьба закрывалась картинами и портретами в пышных золоченых рамах.

Коронная (2)

Дверь в восточной стене Дубового кабинета ведет в комнату, которой начинается часть дворца, пристроенная к петровскому зданию в середине XVIII века Ф.Б. Растрелли. Но растреллиевская отделка этой комнаты просуществовала лишь 15 лет. А уже в 1769-1770 годах здесь по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, создается парадная Опочивальня.

Отделка парадной Опочивальни была закончена в 1771 году. Но ее первым владельцем явился лишь Павел I, по приказу которого был изготовлен "стоянец", на который в дни пребывания в Петергофе двора водружалась корона. Это и послужило поводом к переименованию комнаты, которая с конца XVIII века она стала называться Коронной.

Запасные комнаты (3, 4, 5 и 6)

За Коронной комнатой следуют четыре комнаты, так называемой запасной половины дворца. Они не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца.

Голубая гостиная (7)

Большая (Голубая) гостиная в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

Малая проходная (8)

Стены этой маленькой комнаты затянуты великолепным шелком, вытканным в 40-х годах XIX века для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. Запас этой ткани сохранился в эвакуации.

На стенах размещены "Портрет Виттории Коромбоны" работы итальянского художника второй половины XVI века Ш. Пульцоне, "Портрет старика" Дж. Д. Тьеполо и архитектурный пейзаж неизвестного немецкого художника XVIII века и картина "Нимфы у источника".

Кавалерская (9)

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

До войны Кавалерская была больше - имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты. Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета.

Штандартная (10)

Ранее комната называлась Проходной, и как и Кавалерская, была декорирована по проекту Ф.Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях и окнах, а стены затянуты шелком. На западной стене архитектор поместил камин с большим зеркалом в золоченой раме.

Как и в остальных комнатах Большого дворца, ткани, которыми были обиты стены, неоднократно менялись. Начиная с 1818 года, когда здесь поставили "китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку".

Но уже к середине XIX века в Проходной появляется "брокатель по желтому фону с лиловыми разводами". Замена была вызвана тем, что комната начинает использоваться для хранения штандартов гвардейских полков, несших охрану резиденции. Сюда помещают "станки" для штандартов, а комнату в документах именуют "Штандартной".

Кабинет (11)

В отличие от деловой, рабочей обстановки Кабинета Петра I, дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века лишь весьма условно соответствовали своему названию. Здесь, как и в многочисленных гостиных, находились декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла. И только письменный стол или бюро говорили о том, что это Кабинет.

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю (1732-1804). Работы семьи столяров и чернодеревцев Кулерю, жившей в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией, славились во второй половине XVIII века добротностью и красотой форм.

Туалетная (12)

С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений. Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.

Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо, который никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.

Диванная (13)

Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. Эта светлая комната с тремя большими полуциркульными окнами по размерам превосходит Туалетную. Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца.

Комната оформлена по проекту Фельтена, а в 1779 году у западной стены был размещён "турецкий" диван "с приступом" подаренный Потёмкиным - отсюда название комнаты. Стены Диванной, как и Коронной комнаты, обиты китайским шёлком XVIII века, однако сюжет росписи здесь совершенно иной.

Это обычные житейские сценки: люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

Куропаточная гостиная (14)

Непременной комнатой в комплексе дворцовых помещений женской половины в XVIII веке становится будуар (от фр. bouder - сердиться), помещения, где можно было остаться наедине с самыми близкими друзьями.

Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, Куропаточная комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.

Западный и восточный китайские кабинеты (15 и 17)

Портретный зал разделяет два, пожалуй, самых экзотических по декору помещения дворца: китайские кабинеты. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II, и была реализована в 1766—1769 годах Ж. Б. Валлен-Деламотом.

На фото - западный Китайский кабинет.

Картинный зал (16)

Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, созданный ещё при строительстве "Нагорных палат" Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением.

Свой нынешний вид зал обретает в 1764 году, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари.

Белая столовая (18)

В отличие от большинства залов дворца интерьер столовой решён в строгих канонах классицизма и выделяется отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, сюжеты которых - аллегории изобилия: амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами, композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе - композиции из музыкальных инструментов.

Белый столовый зал был оформлен по проекту Ю. Фельтена и предназначался для торжественных обедов. В центре большой стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.

К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты, чьи окна выходят в Верхний сад: Буфетная и Сандерса, названная так помещение украшено пятью живописными панно, написанными в 1747 году художником Сандерсом.

Аудиенц-зал (19)

Аудиенц-зал Большого Петергофского дворца является одним из безусловных шедевров Растрелли. Дело в том, что зал представляет собой узкое, высокое и вытянутое поперёк дворца помещение, так что архитектору пришлось продемонстрировать незаурядное композиционное мастерство, чтобы так восхитительно справиться с декорированием сложного пространства.

Тронный зал (20)

Самый большой зал дворца так и именовался раньше просто "Большим", и не имел чётко выраженного предназначения.

В 1770-х годах, от предыдущего барочного интерьера разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Новый, живописный декор зала, наряду с барельефами, получает ярко выраженный политический мотив призванный наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I.

Полотна В. Эриксена и Р. Петона, барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского как напрямую, так и аллегорически прославляют деяния Екатерины-государыни.

Чесменский зал (21)

Зал расположен перед Тронным залом, здесь прибывшие на прием официальные лица ожидали начало церемониала. Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота 26 июня 1770 года в Чесменском сражении, задумала увековечить славное событие в серии картин.

Но художник Якоб Филипп Хаккерт, которому были заказаны картины, никогда не видел горящих кораблей, и чтобы он мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат "Св. Варвара".

Голубая приёмная (22)

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами и имеющая выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом.

Своё название получила по отделке стен, которые затянуты голубым шёлковым штофом. Служила своего рода канцелярией, где располагались секретари.

Танцевальный зал (27)

Эффектный и торжественный вид Парадной лестницы получает естественное продолжение в Танцевальном зале дворца. Зал, как и лестница, создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность Танцевального зала - фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.

Великолепный паркет набран из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба, а в простенках между окнами - шестнадцать картин, иллюстрирующих "Метаморфозы" Овидия и "Энеиду" Вергилия.

Парадная лестница (28)

В западном флигеле дворца вас встречает гимн временам правления Елизаветы Петровны - Парадная лестница: золочёные статуи, резные букеты, кариатиды, рокайльные картуши, масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл…

Самые заметные скульптуры, украшающие верхнюю площадку лестницы - аллегорические изображения времён года в образе юных девушек: Весна и Лето - на перилах, а Осень и Зима - в нишах напротив.

Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры "Верность" и "Справедливость".

Потолок над лестницей украшен плафоном "Аллегория Весны" работы Бартоломео Тарсия.

Церковный корпус

Закладка церкви ознаменовала начало работ по перестройке Нагорных палат. 7 апреля 1747 года Растрелли сообщал Канцелярии от строений: "Ее императорское величество чертежи, план и фасад, предполагаемых по обе стороны старых палат, флигелей собственною своею рукою подписать соизволила, а изустным указом ему повелела при том строении подготовить фундамент, во-первых, для флигеля, при котором на том плане назначена быть церковь, но по выкопании рвов фундаменты без высочайшего ее императорского величества присутствия не закладывать, так как при закладке государыня изволит быть сама".

Церковный корпус дворца до 1941 года сохранял отделку, исполненную по проекту архитектора Растрелли. Интерьеры церкви были одним из интереснейших произведений зодчего.

Окрестности Большого дворца

После завершения экскурсии по залам и комнатам Большого дворца, приглашаем вас на знакомство с фонтанами и парками Петергофского ансамбля: и .

Дата публикации или обновления 21.08.2017

  • К оглавлению - храмы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Строительство и отделка перкви Большого Петергофского дворца
  • Живописное убранство церкви Большого Петергофского дворца
  • Обручения и бракосочетания великой княжны Ольги Николаевны
  • Продолжение традиций в церкви Большого Петергофского дворца
  • Заключительные страницы в истории церкви Большого Петергофского дворца

  • С использованием материалов из книги «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Буланая Н.Б., ИП Верхов С.И., фотосъемка Кульгун А.А., Королев В.С., 2011 г.


    Придворная церковь Святых Апостолов Петра и Павла играла особую роль в истории русского императорского двора. В летние месяцы, когда Петергоф превращался в своеобразную «загородную столицу» Российской империи, этот храм становился средоточием религиозной жизни страны.

    На протяжении полутора столетий здесь проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников - таких, например, как дни тезоименитств, восшествий на престол и коронаций российских монархов.

    Тут же совершались обряды крещений и венчаний младших представителей императорской фамилии, служились панихиды по усопшим Романовым и, разумеется, отмечались все традиционные русские православные праздники, которые приходились на летние месяцы. В честь крупных событий во внешней политике, благоприятных для Отечества, а также юбилеев военных побед в Петропавловской церкви устраивались торжественные богослужения. Нередко здесь венчали молодые пары и крестили новорождённых из семей придворных и высшей аристократии. В качестве «посажёных родителей» или «восприемников от купели» часто выступала августейшая чета.

    История этого храма началась весной 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна отдаёт распоряжение перестроить и расширить Петергофский дворец. Она поручает осуществление проекта Франческо Растрелли, который ещё в 1730 году был назначен придворным архитектором и руководил строительством в Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

    Старый петровский дворец к тому времени уже стал своеобразным мемориалом, напоминавшим о создателе приморской резиденции - императоре Петре I , и по желанию его дочери должен был сохраняться в неприкосновенности. Зодчий задумал возвести над петровскими «палатами» третий этаж, пристроив по сторонам два вместительных флигеля с примыкавшими к ним одноэтажными галереями, завершёнными изящными трёхэтажными корпусами-павильонами. В восточном корпусе и планировалось устроить придворную церковь.


    Иконостас церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

    Именно с храма решено было начинать реконструкцию дворца. В 1747 году 7 апреля Растрелли сообщал: «Ея Императорское Величество... повелела подготовить фундамент, во-первых, для флигеля, при котором назначена быть церковь, но... фундамента не закладывать, так как при закладке государыня изволит быть сама».

    Действительно, первый камень в основание здания был заложен в присутствии императрицы 30 мая 1747 года.

    В соответствии с первоначальным замыслом архитектора дворцовый храм должен был иметь одноглавое завершение, но по настоянию Елизаветы Петровны , которая внимательно следила за ходом работ, церковный купол был увенчан пятью главками, традиционными для древнерусского зодчества.

    Великолепный Большой Петергофский дворец, возвышающийся над грандиозным Большим каскадом фонтанов, является архитектурным символом Петровских побед России на Балтике. Дворец и сформировавшийся рядом город Петергоф были официальной государственной летней резиденцией русского двора почти два столетия, вплоть до 1917 года. Балы, маскарады, театральные представления, фейерверки, официальные мероприятия, дипломатические приемы, словом, вся светская жизнь летнего сезона проходила здесь.

    Краткая история дворца

    В 1715 году архитектор Браунштейн по приказу Петра Великого начал строить двухэтажный дворец на вершине холма, называемый Нагорными палатами. Особенность здания была в том, что Петр изначально не планировал его для повседневной жизни - богато украшенный дворец предназначался для светских развлечений и приемов. По своему обыкновению, преобразователь России «мешал дело с бездельем», и в анфиладе парадных залов был запланирован рабочий кабинет Петра. Строительство продолжали зодчие Леблон и Микетти. При Анне Иоанновне архитектор Земцов пристроил две галереи по бокам дворца. Менялись правители и моды, в 1740-е годы Елизавета Петровна нашла отцовский дворец слишком тесным и скромным для любимых ею пышных церемоний. Императрица приказала придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли перестроить дворец, вместе с тем повелев сохранить петровский кабинет, что и было исполнено. Строительство длилось с 1745 по 1755 гг. Позже, в годы правления Екатерины Второй, несколько залов Большого дворца были отделаны заново Фельтеном и Валленом-Деламотом Почти век спустя император Николай Первый, готовясь к приему в Петергофе жениха своей дочери Ольги, решил переделать восточный флигель дворца и надстроить над ним третий этаж, что и было поручено архитектору Андрею Штакеншнейдеру.

    В 1918 году Большой Петергофский дворец был превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны город Петергоф был оккупирован фашистами, дворец дважды горел, был взорван и разграблен. Реставраторы и музейные сотрудники воссоздали памятник буквально из пепла. Восстановление длилось несколько десятилетий, в 1964 году пять первых залов были открыты для посетителей.

    Залы дворца

    Прогулка по Большому Петергофскому дворцу начинается на первом этаже, где на выставочных стендах кратко представлена история здания. Далее посетители поднимаются по парадной лестнице на второй этаж, где начинается большая парадная анфилада залов. Залы дворца наглядно иллюстрируют смену мод и политических веяний при русском дворе. Первый зал, открывающийся перед изумленным взором туриста - Танцевальный. Созданный по проекту Растрелли, он воплощает идею имперской роскоши. Пространство зала украшено прихотливой позолоченной резьбой, свет, льющийся из двух рядов окон, отражается в зеркалах, красочный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсия, прославляет мудрое царствование Елизаветы Петровны. Этот роскошный и вычурный стиль барокко спустя двадцать лет сменился строгим и спокойным классицизмом, которому отдавала предпочтение Екатерина Вторая. Классические Чесменский зал и Тронный зал, оформленные Юрием Фельтеном, также прославляют Российскую империю и возвеличивают императрицу Екатерину Вторую, но совершенно другими художественными средствами. Прежде всего это живопись: в Чесменском зале представлены двенадцать полотен Я.-Ф. Хаккерта, изображающие Чесменское сражение. Это самая блестящая победа русского флота над турецким флотом в екатерининскую эпоху. В огромном Тронном зале сразу же притягивает внимание портрет самой Екатерины, написанный Вигилиусом Эриксеном. Он довольно необычен для восемнадцатого века: императрица предстает перед зрителем в военной форме, верхом на коне, в день дворцового переворота, решившего судьбу государства. Следующий зал, Статс-дамская или Аудиенц-зал, сохранил отделку растреллиевских времен. Белая столовая отделана довольно просто и вместе с тем изысканно - гладкие белые стены украшены лепкой, а на большом банкетном столе выставлен замечательный сервиз работы знаменитой фабрики Веджвуда. Стены центрального зал анфилады, Картинного, от пола до потолка украшает живопись итальянского художника Пьетро Ротари, коллекцию этого мастера приобрела Екатерина Вторая. За Картинным залом начинается ряд личных покоев, предназначенных для отдыха, эти комнаты более скромны по размерам, но отделаны не менее роскошно.

    Китайские кабинеты Большого дворца

    Западный и Восточный китайские кабинеты, как и располагающийся между ними Картинный зал, относятся к самой старой, петровской части дворца. Начал собирать восточные редкости Петр Великий. При Екатерине Второй Валлен-Деламот оформил два зала дворца в китайском вкусе. Восточная экзотика была в большой моде при всех европейских дворах во второй половине XVIII века. Кабинеты украшены створками лаковых ширм из Китая; росписи стен и плафона в китайском стиле выполнены в России талантливым мастером Федором Солнцевым. Представлена также китайская мебель, фарфор и керамика.

    Дубовый кабинет Петра I

    История Дубового кабинета тоже начиналась в петровское время. Этот интерьер мемориальный, который Елизавета Петровна потребовала сохранить в неизменном виде в память об отце. Над оформлением Дубового кабинета работал в первой четверти 18 века французский мастер Николя Пино. Идея оформить рабочий кабинет царя, словно каюту корабля, резными дубовыми панелями, принадлежала знаменитому французскому архитектору Леблону. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне.

    Дворец в XIX-XX веках

    К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.

    Как добраться и когда лучше посетить Большой Петергофский дворец

    Большой Петергофский дворец - один из немногих памятников на территории Петергофа, открытых круглый год. Поэтому, если Вам позволяет время, лучше посетить музей зимой, когда фонтаны не работают и поток посетителей уменьшается. Самый комфортный вариант посещения Большого Петергофского дворца - с заранее организованной экскурсией. Добраться до Петергофа можно несколькими способами: на маршрутном такси или муниципальном автобусе от станции метро «Автово», на электричке от Балтийского вокзала. Самый простой и короткий путь, если вы решили отправиться в Петергоф летом - от центральных невских набережных на корабле типа «метеор». На «метеоре» можно добраться до причала в Нижнем парке Петергофа всего за 35 минут.

    Loading...Loading...