Архитектура византии. Культура византии Где находятся подлинные памятники византии

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии - ярчайший тому пример. После раздела великой на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала - вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты - вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

Крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье после Большого цирка в Риме, используется как Турецкий этнографический исламский музей искусства.

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

2. Экскурсия в Базиликское водохранилище.

История под землей - Базиликское водохранилище.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

3. Экскурсия в храм Святой Софии.

Бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Экскурсия в церковь Хора.

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

5. Экскурсия в главную церковь греческого патриархата, Константинопольскую православную церковь.

Первая в диптихе автокефальная православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христа.

6. Экскурсия в церковь Влахерна.

Тут находятся Покров Богородицы и ее пояс - реликвии, которые сохранились до нашего дня. Храм, где они находятся - церковь Влахерна, открытая для желающих.

7. Монастырь Богоматери в Балыклы.

Легенда о самой идее постройки Балыклы очень красива. Однажды жарким летним днем один из военачальников Византии Лев Маркелл встретил слепца, который изнемогал от жажды. В поисках воды Лев обошел все близлежащие источники, но, как оказалось, все они были иссушены зноем. И вдруг рядом с собой он услышал женский голос: «В роще ты найдешь живую воду. Напои слепца и промой его глаза, царь. А позже я помогу тебе построить здесь храм». Лев понял, что с ним говорила Пресвятая Богородица. Неподалеку в роще он действительно нашел заброшенный колодец с водой. Когда Лев промыл этой водой глаза слепцу, он прозрел. Прошло совсем немного времени и исполнилось еще одно предсказание Богородицы - Лев Маркелл стал императором Византии.

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

Собор Святой Софии (Aghia Sovya)

Собор Святой Софии — главная достопримечательность бывшего Константинополя. Он послужил моделью для многих других зданий города. Собор был построен в 360 г. В 404 г. его разрушила и сожгла толпа, протестовавшая против изгнания патриарха Иоанна Хрисостоме, а восстановлен он был в 415 г. при правлении Феодосия. Второй раз собор сожгли во время восстания "Ника". При Юстиниане его снова восстановили. После нескольких землетрясений (553-557 гг.) купола нуждались в реставрации, что и было осуществлено в 563 г. В 1204 г. церковь разграбили крестоносцы. В 1453 г. султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть.

Последующие правители несколько изменили интерьер собора, украсив его мраморной кафедрой, хорами и султанской ложей. А снаружи были пристроены четыре минарета, опорные стены, мавзолеи и фонтаны. В 1847-1849 гг. султан Абдулме-Джид поручил реставрацию собора Гаспару Фоссати. В 1935 г. собор Св. Софии был объявлен музеем.

Раньше главный вход находился с западной стороны. Центральные ворота, через которые входили император и его свита, назывались Orea Porta . Позже они были перенесены на южную сторону нартекса. Пройдя в Orea Porta , вы попадаете в вестибюль, украшенный мозаикой времен Юстиниана. Все настенные росписи были уничтожены иконоборцами (729-843 гг.). Те, что мы видим сегодня, датируются более поздней эпохой. Над выходом к паперти видна красивая мозаика X в. На ней изображены Мария с младенцем Иисусом, который принимает дары двух императоров: справа Константин подносит ему миниатюрный город, а слева Юстиниан — миниатюрный храм. Десять дверей соединяют притвор с центральной частью храма. Над "императорским порталом" находится вторая мозаика, на которой изображен Христос на троне.

Войдя в главный зал, нельзя не восхититься гениальностью архитекторов. Им удалось создать впечатление, что украшающие базилику центральный купол и два купола поменьше парят над храмом. Это впечатление усиливают окна в нижней части центрального купола. Восемь зеленых медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов, добавленные Фоссати, не очень гармонируют с внутренней обстановкой. Церковные колонны украшены растительным орнаментом, напоминающим кружево. Одна из восьми колонн, находящаяся в северном крыле, считается чудодейственной. Здесь, по преданию, появился св. Георгий. Большая мозаика, где изображены Мария с Младенцем, символизирует победу иконопочитателей над иконоборцами. Фрески св. Игната, св. Иоанна Хрисостоме и св. Игнатия Теодороса.

В восточной части церкви еще различимы фрагменты изображений ангелов, датируемые XIV в. На галереях вы увидите также немало интересных мозаик. С центральной галереи открывается великолепный вид на всю церковь. На северной галерее — мозаика с изображением императора Александра, правившего всего лишь тринадцать месяцев. А на южной галерее находится портрет императрицы Зои и ее третьего супруга (Константина IX Мономаха). Справа — мозаичный портрет императора Иоанна II Комнина (1118-1143), его супруги Ирины и их сына Алексия. Во дворе слева находятся мавзолеи султанов и принцев.

Выходной день понедельник. Открыто с 9.30 до 16.30. Галереи закрыты с 11.30 до 13.00.

Церкви Стамбула (Константинополя):

ЦЕРКОВЬ СВ. ПОЛУЭКТА
На пересечении Sehzadebasi Cad . и Ataturk Bulv . находятся развалины одной из первых церквей времен Юстиниана, построенной в 527 г. После раскопок, проведенных Мартином Харрисоном, эти руины позволили представить былое величие и великолепие базилики.

ЦЕРКОВЬ СВВ. СЕРГИЯ И БАХУСА
Эта церковь была построена в 527 г. при правлении Юстиниана. Она также известна под названием "малая Св. София". Архитектурный план церкви представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Раньше церковь украшала богатая мозаика. Поднявшись наверх по лесенке около нартекса, можно оценить общий вид здания. В XVI в. церковь сделали мечетью. В саду захоронен евнух Хусейн-ага. Вероятно, это он в 1503 г. построил Cardakli Hammam , которая располагается немного севернее самой церкви.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Попасть к этой церкви, расположенной у подножия седьмого холма в квартале Kocamustafa , можно, пройдя по Samataya Cad. и повернув налево на одну из первых улиц. Эта самая древняя в Стамбуле церковь была основана римлянином Studius в 462 г. В монастыре жили 700 монахов, которые создавали удивительные иконы, гимны и манускрипты. В начале XV в. здесь разместился университет. К сожалению, после землетрясения в 1894 г. осталась лишь базилика. Церковь была превращена в мечеть в конце XV в. и также известна под названием Imrahor Cami.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИРИНЫ (AGHIA IRINI)

Topkapi Sarayi Sultanahmet. Одна из самых древних церквей Константинополя, находится в одном из дворов дворца Топкапы. Предположительно построена при правлении Константина. В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. Во время восстания "Ника" церковь была сожжена, а затем отстроена при Юстиниане в 537 г. Землетрясение 740 г. значительно повредило церковь. После падения города церковь служила арсеналом янычар, а в XIX в. — складом старых вещей. Эта церковь — классическая базилика в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви Св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Туда можно проехать на метро, соединяющем Aksaray с Edirnekapi. Открыто со среды по воскресенье с 9.30 до 16.30. Если вам нравится византийское искусство, советуем посетить эту церковь, которая называется сейчас Kariye Cami. Нужно поехать в Edirnekapi и пройти по Hocacakir Cad. Раньше монастырь, при котором находилась эта церковь, был за стенами города. Церковь построена мачехой императора Флексиоса I Комнина.

МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОР (PANTOCRATOR)

Поблизости с Ataturk bulv., на маленькой площади, находится древний монастырь Пантократор, который сейчас называется Zeyrek Cami. Монастырь, имевший важное значение в византийскую эпоху, был окружен множеством помещений, ныне уже не существующих.

ТЕОТОКОС КИРИОТИСА (THEOTOKOS KYRIOTISSA)
Эта церковь была превращена в мечеть Фатихом и теперь носит название Kalenderhane Cami. Как показали археологические раскопки, церковь была построена на фундаменте более древней церкви. Здесь найдена фреска, изображающая картины из жизни Франциска Ассизского. Другим сокровищем церкви является мозаика VII в., где изображено Сретение Господне. Мозаика датируется доиконоборческим периодом.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ
В квартале Fener, недалеко от Патриархата, находится церковь Богородицы. По преданию, церковь основала принцесса Мария Палеологина, которая вышла замуж за монгольского принца и прожила 14 лет в Монголии. После смерти мужа Мария вернулась на родину, основала монастырь, где и провела остаток своей жизни. Внутри находится восхитительная мозаичная икона XI в., изображающая Деву Марию.

Патриархат

В самом сердце квартала Fener с начала XVII в. находится Всемирный Патриархат. Этот квартал, где некогда жили богатые греки, сейчас населен мусульманской беднотой. Главный вход, Orta Kapi , закрыт и никогда не открывается. Он покрашен в черный цвет в память о казненном здесь 22 апреля 1821 г. Георге V . В 1941 г. пожар уничтожил здание, но потом его отреставрировали. В церкви, датируемой 1720 г., хранится прах святого Омония, св. Те-офана и св. Юфемия.

Ипподром (At Meydani)

Ипподром, сердце бывшего Константинополя, представляет собой широкую площадь, находящуюся за сералем и ограниченную внешними стенами мечети султана Ахмета. Это место сбора "синих" и "зеленых", поднявших впоследствии восстание "Ника". Раньше ипподром был украшен статуями и мог вместить сто тысяч зрителей.

Сегодня здесь сохранилось лишь три памятника. Первый, из розового гранита, был создан при египетском фараоне Тутмосе III (1549-1503 гг. до н.э.) в честь его победы в Сирии. Разбитый обелиск был привезен в Константинополь Феодосией в IV в. и в 390 г. установлен на ипподроме. Мраморный пьедестал, на котором он стоит, украшен барельефами. Вторым памятником является бронзовая колонна дракона, привезенная из храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна — самый древний памятник эллинистической культуры в Стамбуле. Третьим монументом является колонна Константина. К сожалению, время наложило на нее неизгладимый отпечаток. Колонна, созданная примерно в IV в., была отреставрирована Константином Порфирородным.

Цистерна (Yerebatan Saray)

Расположена на Yekebatan Cad., рядом с Голубой мечетью. Открыто ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 19.00. Знаменитая подземная цистерна построена в 532 г. Юстинианом. Ее длина 140 м, а ширина 70 м. Потолок подпирают 336 колонн, украшенных коринфскими капителями.

Церковное искусство времени св. Константина Великого

Со времени св. Константина Великого (IV в.) церковная архитектура начинает быстро развиваться. Хотя языческие храмы и опустели, но христиане не желали пользоваться ими для своего богослужения. В этот период складываются основные типы христианских храмов: 1) базиликальные , 2) центричные , 3) смешанного типа .

Самой известной архитектурной формой церковного здания, по крайней мере, на Западе империи, был продолговатый четвероугольник. Такая форма удовлетворяла всем литургическим потребностям: устройству алтаря, кафедры, общего храма и допускала еще пристройки для помещения церковной утвари, крещален. По внешнему сходству с древними судебными зданиями, именовавшимися базиликами или царскими домами, храмы получили то же название – базилик. Это наименование утвердилось за храмами, воздвигнутыми св. Константином в Риме, Константинополе и Иерусалиме, а позднее и за всеми храмами подобного типа.

По своему плану древние христианские базилики представляли собой продолговатое сооружение, длина которого была равна двум широтам, взятым вместе, и крылись двухскатной кровлей. Внутреннее пространство базилики было разделено рядами колонн на три или на пять нефов (частей). В восточной части устраивали полукружие (или несколько полукружий)для выделения алтаря (нефа). В небольших храмах, не имеющих деления на нефы, находилось одно алтарное полукружие. В западной части базилики располагался притвор (или нарфикс). Нередко в базиликах устраивали поперечный неф (или трансепта). Трансепта помещалась или в конце продольных нефов, или пересекала их ближе к алтарю, тогда базилика приобретала в плане форму продолговатого (латинского) креста.

Среди храмов-базилик известны: в Риме - церковь Марии Великой (V в.), свт. Климента Римского, св. Петра в узах (440-462 гг.), св. Павла за стенами Рима (360-400 гг.); в Вифлееме – церковь Рождества Христова (IV в.); в Константинополе - церковь св. Апостолов (IV в.); в Иерусалиме – церковь Воскресения Христова (IV в.).

Другой тип древнехристианских храмов, наряду с базиликами, составляют центрические храмы . Это круглые или многоугольные храмы: октагоны, полигоны и т.д. Подобные храмы имели меньшее распространение, чем базилики. Чаще это были надгробные храмы и баптистерии (крещальни). Из таких храмов наиболее известны: ротонды св. Петра и Марцеллины в Риме; св. Георгия в Солуни; мавзолей св. Констанца в Риме и Теодорика в Равенне; Латеранский баптистерий в Риме и Равеннский баптистерий.

К третьему типу храмов – смешанных , относятся древние храмы представляющие собой соединение базилик и центричных храмов.

Уже с этого времени появляются характерные особенности архитектуры на Востоке и Западе. На Западе империи базиликальный тип храма остался основным типом архитектурной постройки. На Востоке изменения быстро произошли через употребление при сооружении базилик обширного купола. В то же время, на Востоке строили, наряду с вытянутыми храмами-базиликами, храмы в виде квадрата (греческий крест). Главной же особенностью всех храмов было непременное выделение алтарной части на восточной стороне храма. Храмы-базилики, появившиеся в древнейшие времена, продолжали существовать и впоследствии.

Христианские императоры, усердно заботившиеся об утверждении христианской веры, много трудов положили и на строительство великолепных храмов, тем самым способствуя развитию церковного зодчества. Хотя надо отметить, что великолепие большей своей частью относилось к внутреннему убранству храмов – наружный вид преимущественно сохранял достаточно скромный вид.

Вместе со становлением церковной архитектуры, особо плодотворно развивается и монументально-живописное искусство: живопись, мозаика, резьба по камню, изделия из металла, дерева и др..

Мозаика (musivum opus) – искусство составлять отдельные изображения и целые композиции из кусочков твердого вещества (стекла, мрамора, или особой непрозрачной стеклянной смальты разных цветов). Для этой цели на поверхность, где планируется нанести мозаику, наносится специальный грунт из мастики или цемента, в котором укрепляются кусочки смальты в порядке цветов и теней, как того требует замысел художника.

Из древнейших христианских мозаик известна, к сожалению, не уцелевшая мозаика церкви Констанции в Риме (IV в.) с изображением Иисуса Христа на горе, из которой вытекают четыре райские реки. По сторонам Его изображены апостолы: Петр, которому Он дает свиток с надписью «Dominus pacem dat», и Павел. По краям композиции – два города: Иерусалим и Вифлеем.

Наряду с мозаиками большое распространение получила фресковая живопись. Так, еще в царствование св. Константина Латеранская базилика в Риме была расписана фресками, изображающими Священную Историю, начиная с падения Адама и кончая входом в рай благоразумного разбойника.

Византийское искусство представляет собой продукт слияния многих древних искусств, особенно в первое время своего существования. Эллинское искусство было по-новому переосмыслено христианством. Однако не механическое заимствование и случайные комбинации готовых элементов, хотя и технически совершенных, стали основой византийского церковного искусства, а глубокое богословское их осмысление. Византийское искусство, впитавшее и преобразовавшее многие художественные культуры разных народов, в первую очередь восточных, с самого своего начала стало искусством национальным и самостоятельным.

Процесс сложения византийского искусства, становление и выработка стиля -процесс длительный и сложный. Основой всего византийского искусства стало его неразрывное слияние с Церковью и богослужением. Благодаря этому складывается архитектурный и иконописный канон. Изобразительное искусство перестало быть делом отдельных лиц, оно стало делом соборным (церковным), и в нем во всей полноте выразилось учение Церкви.

Перенесение столицы империи при св. Константине с запада на восток отмечено наступлением новой эпохой в истории христианского искусства. Здесь зародилось и скоро окрепло величайшее по своему историческому и культурному значению византийское искусство. Вместе с тем, искусство Западной части империи, ища поддержку в греко-римском языческом искусстве, постепенно перешло на иной путь своего развития.

Византийская иконопись. Монументальные росписи, мозаики

Наряду с развитием самобытной церковной архитектуры, Византия создала величайшую по своему историческому значению иконографию и живопись. Постепенно изобразительный символизм первых веков христианства уступает место историческому воззрению; высший идеал христианского искусства полагается не в прелести и грациозности внешних форм, а в достоинстве внутреннего выражения. Изобразительное искусство Византии становится не просто необходимым условием церковного обихода, а выражением высоких христианских идей, образов, догматического учения.

Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее полно в своем внутреннем содержании раскрылась иконопись . Условный язык внешних форм иконы служит лишь условным способом выражения глубоких богословских истин и духовного содержания. Византия «создала» икону как особый вид церковного творчества. Изобразительными средствами византийские мастера открыли всю глубину церковного учения, всю полноту Православия.

Иконописание, по своей природе, является глубокого литургическим богослужебным искусством, резко отличающимся от всех иных видов изобразительного искусства.

В процессе длительных поисков, сообразуясь с древнейшим преданием Церкви, догматическим учением и святоотеческим наследием, в иконописи были выработаны особые иконографические каноны. Всю иконографию Византии можно разделить на: 1) изображение Христа, 2) изображение Богоматери, 3) композиции Двунадесятых праздников, 4) изображения святых.

Условный образ Христа, встречающийся в живописи до IV-V вв., постепенно уходит из византийского искусства – ему на смену приходит совершенно иной иконографический образ. Изображаемый лик Спасителя в изобразительном искусстве принимает строгий и выразительней характер: волосы длинные, с пробором посредине; появляется борода, иногда разделенная на две части. Спасителю усвояется крестчатый нимб. Такой иконографический тип становится традиционным для всей византийской живописи. Этот тип имеет в виду прп. Иоанн Дамаскин, когда говорит: «Иисус Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, темную бороду, голову склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый подобно своей Матери». Историк Никифор Каллист дополняет это описание, говоря, что «Иисус Христос был прекрасен лицом, имел русые не особенно густые волосы, брови черные, глаза веселые, волосы длинные, шею наклоненную, лицо круглое, выражение безгневное, во всем подобен своей Матери».

Наиболее часто в византийской иконописи встречаются изображения Христа: Нерукотворный образ (Убрус), Вседержитель (Пантократор), Деисус (Христос с предстоящими), Эммануил (Христос-отрок).

Византийское искусство выработало величественный изобразительный образ Богоматери. Со времени III Вселенского (Эфесского) Собора (431 г.), утвердившего высшее достоинство Богоматери как Богородицы, изображения Богоматери, должны были отличаться определенностью и строгим характером. Образ Богоматери отличает строгая величественная красота, черты лика правильные, большие глаза, прямой нос, тонкие очертания губ. Иконографический образ этот проходит через все памятники византийского искусства и удерживается доселе. Вся иконография Богоматери особо подчеркивает Ее божественное достоинство и внутреннее величие, а не роскошь и красоту внешних форм.

Основные типы Богородичных икон, выработанные иконописцами Византии: Одигитрия (Богоматерь держащая перед Собой Младенца-Хрита), Знамение (Великая Панагия), Умиление, Оранта (Заступница Небесная) и др.

После окончания иконоборческих споров в Византии наступает более спокойный созидательный период. В это время окончательно сложилась система храмовых росписей и мозаик. Это было не простое украшение храмов, а четко отработанная, достаточно сжатая (по количеству сюжетов) формула, воплотившая в себе все богатство богооткровенных истин домостроительства человеческого спасения. Вся система росписей и мозаик получила логическую завершенность и строгую последовательность.

Фигуры на иконах и фресках теряют свою материальность, лики приобретают строгий, аскетический характер, большое внимание уделяется глазам изображаемого. Пространственная среда схематизируется, живописная трактовка уступает место линейной. Красочная гамма икон и росписей всегда строго выверена и подчинена единому восприятию образа.

Особой характерной чертой всего византийского изобразительного искусства становится максимальное сокращение всевозможных деталей в изображениях и максимальная выразительность главного образа. Этот лаконизм в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному характеру евангельского повествования.

Византия и христианское искусство

Византийское искусство оказало сильнейшее, плодотворное влияние на национальное искусство Балканских стран, Армении, Италии, Франции, Германии, оно сообщило многие черты арабскому и турецкому искусству. Совершенно не оценим вклад византийского искусства в становление искусства Древней Руси, который продолжался затем еще несколько столетий, постоянно питая самобытное искусство Руси.

Средоточием всей византийской культуры, ее догматическим центром был –Христос. Христологический характер богословия получил самое широкое отображение в искусстве Византии. Историческому облику Спасителя здесь был придан догматический, священный, царственный характер. То же относится и к изображению Богоматери и святых. Все церковное искусство Византии носит ярко выраженный догматический характер. Особая церковность всего византийского искусства тесным образом связана с напряженной богословской деятельностью Константинопольской Церкви, всей империи, с церковным характером всей жизни. Особое место в наследии Византии составляет и гимнография. Надо упомянуть таких святых как: прп. Роман Сладкопевец (VI в.), свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин и др.

Особое место в церковном искусстве Византии занимает икона. Византийская иконопись разработала все виды иконографии икон. По преимуществу, это были образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а так же Праздники. Первоосновой всех византийских икон служат догматы Церкви, церковное предание и история Церкви. Византийская иконопись окончательно отказывается от пережитков античного искусства и проникается глубокой христианской одухотворенностью. Эта главная особенность иконописи характеризуется, прежде всего, наличием в ней духовного начала и аскетизма. Физическая красота, перед которой преклонялись в античном мире, для иконописца утрачивает свою прелесть. Главное внимание иконописец-аскет, переносит на религиозно-нравственные начало, ставит цель раскрытия по преимуществу духовной красоты.

АРХИТЕКТУРА IV – VII ВВ

Алтарные перегородки до иконоборческого периода если и были, то были низкими, скорее в форме парапета. Такие невысокие перегородки имели место даже до 12-14 вв. Однако, уже с 6 в встречаются перегородки из колонн, возвышающиеся над парапетом. На колоннах вешались иконы и другие изображения. Строго говоря, “местного ряда” в древнем иконостасе не было вообще. Проемы между колоннами в какие-то моменты закрывались завесами. В остальное время алтарь был открыт.

Базилика символизирует корабль, на котором мы устремляемся в вечность (апсида). В этой форме храмов отсутствует идея “Царствия Божия внутри человека”. Есть идея движения, но нет тезиса достигнутости. Поэтому на востоке появляются купольные базилики, которые быстро превращаются в центрические храмы с куполом. Ярчайший пример – София Кпл. Это сильно трансформированная купольная базилика. Более того, от базилики там почти ничего не осталось. Для востока важна актуальная вечность, осененность ее кругом уже сейчас. Мы ходим под Богом и сопричастники Его Царства.

София Кпл – самый значимый храм древнехристианского мира, 4 в. Ничего подобного в средневековье создано не было. Современные храмы (20 в), конечно, выше, но София просторнее и больше по размерам, чем любой современный храм. Внутри Софии не сохранилось почти ничего от доиконоборческого периода, кроме архитектуры. Под вопросом – происхождение орнамента. Храм хорошо сохранился именно в архитектурном аспекте. Поражает огромный купол, пронизанный светом. Обилие света объясняется незначительными перегородками между окнами. Эти перегородки “съедаются”.

Также в 4 в в Кпл строится храм св.апостолов. Отличие, особенность этого храма та, что 5 куполов располагаются не по углам, а по сторонам света. Вообще храмы скромны снаружи и великолепны внутри – символ жизни христианина.

В христианском мире широкое употребление получает мозаика. Но если в античности мозаичный материал – гравий, то в христианское время мозаики смальтовые – это стекло, которое варят с красками, затем разбивают на ровные пластинки и выкладывают, чередуя с мраморными фрагментами. Особенность ранних мозаик по сравнению с 19 в – древние выкладывали пластинки не идеально ровно, а под углами, вследствие чего изображение получалось объемным, живым, играющим.

Мозаика вообще очень догоростоящее занятие и позволить себе его могли немногие. Но зато именно мозаики и являют собой основные образцы сохранившегося древнего искусства. Расписи почти не сохранились: время и иконоборцы уничтожили многие образцы. В самом Кпл не сохранилось даже мозаик. Образцы мозаичыного искусства видим в других городах. В первую очередь это Равенна – город на севере Италии. Равенна была связана с Кпл, там находился экзарх императора. Здесь сохранилось несколько мозаичных ансамблей. Великолепные по уровню исполнения, они показательны по нескольким критериям: 1) это древние образцы сами по себе, 2) несмотря на то, что Равенна связана с востоком (Кпл), искусство здесь “западного стиля” - мы видим много аллегорий катакомбного искусства; хотя есть и отличия от катакомб. Например, Добрый пастырь – уже в обычных христовых одеждах, он безбородый, но уже с нимбом. Появляется традиция торжественного восседания, хотя пока еще не на троне, а на камнях. На одежде видим клавы – полоски, которые означают степень учительства. Также в Равенне сохранилось два баптистерия 5 и 6 вв. Они покрыты богатым орнаментом, хорошо сохранились архитектура и скульптуры. В одном из них – храме св.Апполинария как раз видно отсутствие потолка. В католических храмах после 2 Ватиканского собора (1962-65) престол ставится почти посередине храма и службу священник совершает лицом к народу. Западные аллегории: Христос, символы евангелистов, 12 овец.

С 6 в появляется традиция окружать алтарь изображениями святителей. Это с одной стороны молельное изображение, с другой – символ литургического общения и традиции. На потолке храма св.Апполинария изображение Преображения. И опять же в аллегориях: три овцы, крест, в центре которого Христос, на облаках безбородый Моисей и Илия. Вообще в храмах Равенны ярко выражена западно-католическая аллегоричность изображений и мозаик. Христос еще безбородый, но уже имеют место нимбы. Нимбы, кстати, появляются в Византии и являлись скорее символом императорского положения, а не личной святости. Эту традицию переняли и русские мастера. В Грановитой палате Кремля все изображенные государи с нимбами, в том числе и Иоанн Грозный. Нимб изначально символ ктиторства (ктитор – это спонсор-строитель). Обилие сохранившихся образцов искусства объясняется удаленностью Равенны от центра иконоборчества – Кполя.

На востоке, 6 в, при том же Юстиниане строится собор в монастыре св.Екатерины, Синай. Здесь тоже сохраняются образцы росписи. В частности, Преображение на потолке алтаря. По образцам росписи можно судить, что восток вообще лучше познал благовестие (сказывается близость Палестины) и передача преданий изображениями происходит правдивее, хотя и грубее, чем возвышенная римско-эллинская традиция. На солунских образцах мы видим удивительный элемент – квадратные нимбы у ктиторов. Также необычно положение святых на некоторых иконах – дружески положенные руки на плечи друг друга. Квадратные нимбы – повсеместная традиция Византии, просто не везде сохранились. Символ – это еще живущий человек. Император же, даже ныне живой – все равно с круглым нимбом. Солунские мозаики самые древние – 4 века. Также сохранились образцы доиконоборческие, мозаики на Кипре. Ряд мозаик сохранился и в Риме. Самый важный памятник – Санта Мария Маджоре, храм в Риме. Особенно в этом храме развита тема Богородицы. Показанием ее значимости отметается термин Христородица, т.к.если бы родила просто человека, то и значение Ее было бы тогда малым.

В храмах доиконоборческого периода много рельефно-скульптурных изображений. Эти изображения характеризуются большей целомудренностью, нежели поздние католические скульптуры. На Востоке же рельефные изображения также как и иконы уплощаются, постепенно сходя на бесстрастную передачу смысла, но не эмоций и чувств.

Loading...Loading...